Возникновение, становление и развитие финансовой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 14:00, реферат

Описание

Политические и социально-экономические реформы в России в XIX—XX вв. (до октября 1917 г.) и финансы.
Причины обострения финансовых проблем России во второй половине XIX в.
2.3. Становление финансовой системы социалистического государства.

2.4. Финансовая политика переходного от капитализма к социализму.

2.5. Особенности развития финансовой системы в СССР на этапе «развитого социализма».

2.6. Особенности финансов страны при переходе к рыночной экономике.

Работа состоит из  1 файл

развитие финансовой системы.doc

— 286.50 Кб (Скачать документ)

  Расстройство  денежной системы не только ограничивает Возможности эмиссии (даже в случае крайней необходимости), но и ведет к дороговизне внешних заимствований и затруднению определения реального размера внутренних заимствований.

; Необходимость  денежной реформы определялась  и нарастанием социальной напряженности в обществе, так как расстройство денежного обращения в разной степени сказывалось на положении малоимущих слоев населения, несущих всю тяжесть от снижения покупательной способности рубля; крупных капиталистов, имеющих большие возможности предохранить свое благосостояние от потерь, а порой и извлекающих выгоду за счет всего населения и средних слоев населения, занятых в промышленности, сельском хозяйстве и торговле, которые по мере расстройства денежной системы все чаще разоряются и переходят в разряд малоимущих.

  Особенно  тяжело сказывался кризис в денежном обращении на населении, получающим фиксированный размер оплаты труда. Их жизненный уровень снижался ускоренными темпами, а если учесть, что в эту группу населения входила значительная часть государственных служащих, то понятен расцвет взяточничества и различных форм присвоения доходов государства или общества — своего рода добровольно-принудительное перераспределение капитала.

  Те  же последствия расстроенного денежного  обращения и в современной  России: сокращение реального сектора  экономики и расширение финансового сектора; расслоение общества — увеличение группы населения, находящейся ниже прожиточного минимума; формирование за сравнительно короткий период времени отечественных финансовых олигархов; расслоение группы населения со средним уровнем доходов, в результате которого более быстрыми темпами увеличивается численность малоимущих.

  Проведение  денежной реформы бесспорно необходимо, но оно требует определенных расходов и мер, подготавливающих необходимые  для реформы условия. Во времена реформы Витте это были следующие условия:

  • выполнение всеми предшествующими  министрами финансов программы мер по оздоровлению финансовой системы - своего рода плана долгосрочного экономического и финансового развития России, разработанной в свое время министром финансов М.Х. Рейтерном (1866);

  • введение протекционистского тарифа (1891), облегчившего привлечение иностранного капитала;

  • введение винной монополии (1894), ставший одним из главных источников поступления доходов в бюджет России;

  • меры, предпринятые министром финансов Н.Х. Бунге в начале 80-х годов по стабилизации рубля. Для подготовки денежной реформы осуществлялось изъятие из обращения кредитных билетов, накопление золотого запаса и заключение внешних металлических займов. На 1 января 1887 г. золотой запас в Государственном банке составил 84,3 млн. руб.

  • меры, направленные на активизацию платежного баланса страны: подчинение всей железнодорожной тарифной системы государству, повышение пошлины, поощрение быстрой реализации урожаев и широкого вывоза хлеба за границу (даже в ущерб собственных потребностей). Улучшение поступлений в бюджет налогов и пошлин позволило сводить бюджетные росписи; без дефицита, заключить выгодные договоры о новых займах и конверсии старых;                       

  • сокращение долга государственной казны Государственному банку за период с 1 января 1881 г. по 1 января 1897 г. на 340,7 млн. руб. (с 962 млн. до 621,3 млн. руб.);  выпуск летом 1895 г. золотых монет и обмен на кредитные билеты из расчета: за полуимпериал (5 руб.) выдавали 7 руб. 40 коп. кредитными билетами. Широкого развития этот обмен не получил, поскольку у населения создавалось впечатление, что это невыгодный обмен (для чего на монетах стали чеканить «5 руб. золотом» и «10 руб. золотом»). Однако фактически это было началом перехода от бумажного и серебряного рубля к рублю золотому;

  • предложение осенью 1895 г. о приеме золотой монеты за все казенные платежи  и о неизменности курса денег  в течение шести месяцев.

  Денежная  реформа С.Ю. Витте проводилась в 1896—1897 гг. В связи с тем, что уменьшение покупательной способности бумажных денег снижало фактическую сумму налогов, поступающих в казну, и отражалось на расходах бюджета с весны 1896 г., началась активная разработка конкретных мер. В то же время широко обсуждались 'общественностью, в том числе и иностранными консультантами, основные направления денежной реформы и конкретные меры по укреплению денежной системы России.

  В январе 1897 г. законом «О чеканке и  выпуске в обращение золотых монет» возобновилась чеканка золотых монет при сохранении старого веса, но их номинальная стоимость теперь соответствовала цене в кредитных рублях: на полуимпериалах чеканился новый номинал 7 руб. 50 коп., а на империалах — 15 руб. По существу Витте девальвировал рубль, но не в традиционной форме: содержание золота, проба, масса или размер золотой монеты остались прежними — изменилась только номинальная надпись; фактически металлическое содержание рубля уменьшили на одну треть. Внешне же это выглядело как мера, направленная всего лишь к упрощению, т. е. приведению в соответствие номинальной стоимости монеты с установленной ранее законом от 8 августа 1896 г.

  В ноябре 1897 г. и декабре 1898 г. вместо монет  номиналом 15 руб. и 7 руб. 50 коп. стали  вновь чеканить пяти- и десятирублевые монеты, но весовое содержание чистого золота в монетах было снижено на одну треть; прежние монеты постепенно изымались из обращения. Таким образом, девальвация рубля была узаконена. Монетный устав объединил все законоположения в денежную реформу.

  Одновременно  с золотыми монетами в обращении  с 1896 г. увеличилось количество высокопробных  серебряных монет, а обращение кредитных  билетов сокращалось.

  Важным  этапом реформы было списание кредитных  билетов на сумму 15 млн. руб., не выпущенных в обращение, так как под них не были предъявлены для обмена кредитные билеты выпуска 1866 и 1876 гг., и на эту сумму был соответственно уменьшен долг казначейства Государственному банку.

  Одним из завершающих этапов денежной реформы  был указ от 29 августа 1897 г. об эмиссионных операциях Государственного банка, получившего право выпуска банкнот, обеспеченных золотом на 50% (если сумма не превышает 600 млн.) и на 100% (при превышении суммы). Этим указом государство теряло возможность беспрепятственного использования эмиссии для покрытия государственного долга.

  Выпуск  кредитных (бумажных) денег Государственным  банком был поставлен в строгую зависимость от наличия золотого запаса в государственном казначействе.

  Таким образом был осуществлен переход денежной системы России на золотой стандарт, при котором кредитные билеты беспрепятственно обменивались на золото.

  Новые принципы эмиссии придавали большую  устойчивость денежной системе, а вместе с тем позволяли удерживать на более высоком уровне учетный (ссудный) процент, что способствовало привлечению иностранных капиталов.

  Денежной  реформой С. Ю. Витте предусматривались  меры, способствующие сохранности золотого запаса. Для этой цели выпускались  в обращение золотые монеты только номиналом 5 и 10 руб. Для обслуживания мелкого и среднего товарооборота предназначались серебряные монеты номиналом 1 руб., 50 коп. и 25 коп.

  Ограничению потребности в золотых монетах  способствовало введение безналичных  расчетов через «расчетные отделы»  Государственного банка.

  Охране  золотого запаса России способствовала реорганизация счетоводства в Государственном банке. Все золото, находящееся в банке, казначействе и на монетном дворе, отражалось теперь на едином счете «золото». Самостоятельно учитывалось золото за границей на одноименном счете. Переучет золота был осуществлен в соответствии с переоценкой старых золотых монет и золотых монет новой чеканки из расчета 1:1,5.

  Прибыль от переоценки старых золотых монет  поступала в казначейство и направлялась им на погашение долга государственному банку за выпущенные необеспеченные бумажные деньги.

  Завершалась денежная реформа Витте С.Ю. указом от 14 ноября 1897 г., утверждавшим хождение кредитных билетов по всей империи наравне с золотой монетой. Содержание нового рубля приравнивалось к 7,74234 г чистого золота и четко определялись условия размена кредитных денег на золото (размен на серебро прекращался).

  Завершающий шаг в становлении новой денежной системы России фактически подтверждал  государственную гарантию кредитным билетам и способствовал усилению авторитета русских денег как внутри страны, так и за границей, что, безусловно, способствовало укреплению внутреннего и внешнего курса рубля.

  Исторический  обзор сущности и особенностей проведения денежной реформы Е. Ф. Канкрина и  С. Ю. Витте показывает, что денежная реформа, безусловно, является завершающим  этапом оздоровления денежного обращения (на базе широкого круга финансово-экономических мер), хотя также бесспорно, что устойчивая и надежная денежная система является базой для Оздоровления всей финансовой системы государства.

  Знание  исторического опыта проведения денежных реформ в России первой и  второй половины XIX в. имеет непреходящее Значение для современников и дает ключ для поиска путей вы(ода из финансового кризиса в России в конце XX в. 

2.3. Становление финансовой  системы социалистического  государства.

  В теоретическом обосновании экономической  платформы большевиков ведущая  роль принадлежит В.И. Ленину, глубоко изучившему марксизм, развившему марксизм и превратившему его в практическое руководство к действию.

  Марксистский  анализ сущности капитала и капиталистического общества послужил базой для вывода, сделанного в «Манифесте Коммунистической партии», первом программном документе коммунистов, — превращении пролетариата в господствующий класс, завоевании демократии:

    «Манифест Коммунистической партии»  правомерно рассматривать и как первую финансовую программу коммунистов, так как в нем называются мероприятия, обеспечивающие централизацию в руках пролетариата источников формирования финансовых ресурсов, и дается оценка этих мероприятий как неизбежного средства для переворота во всем способе производства, Как средства деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения.

  Среди названных мероприятий часть  имеет чисто финансовый характер, например, экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов, высокий прогрессивный налог, отмена права наследования, конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников, централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.

   В «Манифесте Коммунистической партии» отмечается, что эти мероприятия, экономически кажущиеся недостаточными и несостоятельными, в ходе движения перерастают самих себя, а в «Капитале» К. Маркс подчеркивал, что кредитная система послужит мощным рычагом во время перехода от капиталистического способа производства к способу производства ассоциированного труда, — однако лишь как элемент в связи с другими великими органическими переворотами в самом способе производства.

  Уже в первой программе Российской социал-демократической рабочей партии, принятой в 1903 г. на II съезде РСДРП, прослеживается преемственность «Манифеста Коммунистической партии» в определении пути достижения цели социальной революции — уничтожения всех видов эксплуатации одной части общества другой, а именно: замене частной собственности на средства производства и средства обращения общественной и введение планомерной организации общественно-производственного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества. Как основное условие демократизации государственного хозяйства выделено требование РСДРП об отмене всех косвенных налогов и установлении прогрессивного налога на доходы и наследства.

  Требование  отмены косвенных налогов обусловлено  их несправедливостью:

... косвенное обложение, падая на предметы потребления масс, отличается величайшей несправедливостью. Всей своей тяжестью ложится оно на бедноту, создавая привилегию для богатых. Чем беднее человек, тем большую долю своего дохода отдаст он государству в виде косвенных налогов. Малоимущая и неимущая масса составляет 9/10 всего народонаселения, потребляет 9/10 всех обложенных продуктов и платит 9/10 всей суммы косвенных налогов, а между тем из всего народного дохода она получает каких-нибудь две-три десятых.

  Вкладом В.И. Ленина в развитие марксистской теории и превращение ее в практику руководства социалистическими преобразованиями, в том числе преобразованием финансовой системы, стала его работа «Грозящая катастрофа и как с ней бороться», написанная накануне Октябрьской революции. В этой работе Ленин дает глубокий анализ катастрофического положения экономики и финансов России и определяет основные меры борьбы, предотвращения катастрофы и голода: контроль, надзор, учет, регулирование со стороны государства:

Информация о работе Возникновение, становление и развитие финансовой системы Российской Федерации