Возникновение, становление и развитие финансовой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 14:00, реферат

Описание

Политические и социально-экономические реформы в России в XIX—XX вв. (до октября 1917 г.) и финансы.
Причины обострения финансовых проблем России во второй половине XIX в.
2.3. Становление финансовой системы социалистического государства.

2.4. Финансовая политика переходного от капитализма к социализму.

2.5. Особенности развития финансовой системы в СССР на этапе «развитого социализма».

2.6. Особенности финансов страны при переходе к рыночной экономике.

Работа состоит из  1 файл

развитие финансовой системы.doc

— 286.50 Кб (Скачать документ)

  Для серьезной борьбы с финансовым расстройством  и неизбежным финансовым крахом нет  иного пути, кроме того революционного разрыва с интересами капитала и  организации контроля действительно демократического, т. е. «снизу», контроля рабочих и беднейших крестьян за капиталистами...

  В И. Ленин убедительно доказывал, что такой контроль может быть обеспечен только революционно-демократическими методами, т. е. национализацией банков и синдикатов, отменой коммерческой тайны, введением для богатых чекового обращения, т. е. мерами, дающими возможность государству «действительно контролировать доходы капиталистов, действительно облагать их налогом, действительно «демократизировать» (а вместе с тем и упорядочить) финансовую систему».

  Неограниченный  выпуск бумажных денег — худший вид принудительного займа, ибо он поощряет спекуляцию, позволяет капиталистам наживать на ней миллионы и создает громадные трудности столь необходимому расширению производства, так как усиливается дороговизна материалов, машин и пр. Более всего ухудшается положение рабочих и беднейшей части населения, поскольку ценность денег все быстрее и быстрее падает, а налоги на богачей все больше становятся фикцией, так как утайка доходов охраняется коммерческой тайной.

  Основываясь на марксистской оценке сущности финансового капитала и роли банков при капитализме, Ленин настаивает на том, что в условиях, когда банки и крупные отрасли промышленности и торговли срослись неразрывно, для регулирования экономической жизни необходима одновременная национализация банков и синдикатов. Такая национализация и была мерой, которая обеспечивала первые шаги для того, чтобы «вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал». Вторым шагом должна быть отмена коммерческой тайны, поскольку при монополистическом капитализме она делается «исключительно орудием скрывания финансовых мошенничеств и невероятных прибылей крупного капитала».

  Необходимость отмены коммерческой тайны усиливалась  еще и тем, что в условиях империалистической войны, которую вела Россия, крупные  фирмы, связанные прямо или косвенно с военными поставками, и банки, ссужающие деньги под операции с военными поставками, наживали неслыханные прибыли систематическим, узаконенным казнокрадством, «именно казнокрадством, ибо иначе нельзя назвать это надувание и обдирание народа «по случаю» бедствий войны, «по случаю» гибели сотен тысяч и миллионов людей».

  В работе «Империализм, как высшая стадия капитализма», написанной в первой половине 1916 г. и являющейся глубокой теоретической разработкой вопроса  о сущности финансового капитала и роста банков в эпоху монополистического капитализма, Ленин подчеркивает, что с концентрацией капитала и ростом оборотов банка, когда банковские операции вырастают до гигантских размеров,

  ... оказывается, что горстка монополистов  подчиняет себе торгово-промышленные операции всего капиталистического общества, получая возможность—через банковые связи, через текущие счета и другие финансовые операции — сначала точно узнавать состояние дел у отдельных капиталистов, затем контролировать их, влиять на них посредством расширения или сужения, облегчения или затруднения кредита, и, наконец, всецело определять их судьбу, определять их доходность, лишать их капитала или давать возможность быстро и в громадных размерах увеличивать их капитал и т. п.

  Тем самым банки приобретают универсальный  характер финансовых институтов, работающих на промышленность.

  Вот почему значение национализации банков — в том, что государство, а  не горстка монополистов

    впервые получило бы возможность сначала  обозревать все главные денежные операции, без утайки их, затем контролировать их, далее регулировать хозяйственную жизнь, наконец, получать миллионы и миллиарды на крупные государственные операции, не платя «за услугу» бешеных «комиссионных» господам капиталистам.

  Ленин называет банки центром, главным  стержнем и основным механизмом капиталистического оборота и подчеркивает, что контроль за банками позволил бы наладить контроль за всей хозяйственной жизнью, за производством и распределением важнейших продуктов, регулирование экономической жизни:

Только  при национализации банков можно  добиться того, что государство будет знать, куда и как, откуда и в какое время переливают миллионы и миллиарды.

  Одновременная национализация банков и синдикатов дает возможность противостоять главному злу финансовой неурядицы — чрезмерному выпуску бумажных денег. Но чтобы эта возможность стала реальностью, необходим был комплекс одновременных мер, направленных на финансовое упорядочение, на оздоровление расшатанных донельзя финансов, а именно:

  Объединенные  в союзы рабочие и крестьяне, национализируя банки, вводя чековое обращение как обязательное по закону для всех богатых людей, отменяя торговую тайну, устанавливая конфискацию имущества за утайку доходов и т. д., могли бы с чрезвычайной легкостью сделать контроль и действительным и универсальным, контроль именно за богатыми, контроль именно такой, который вернул бы казне выпускаемые ею бумажные деньги от тех, кто их имеет, от тех, кто их прячет.

  Одна  из сфер финансовых отношений —  страховые операции. Примером классового подхода к определению сущности этих отношений является резолюция (Пражской) Всероссийской конференции, состоявшейся в 1912 г.

   Критикуя  думский законопроект о государственном  страховании рабочих, Ленин раскрывает классовый характер думского страхового проекта, призывает к защите интересов российского пролетариата и характеризует основные требования рационального построения страхования. Наилучшей формой страхования рабочих признается государственное страхование, причем все расходы по страхованию должны падать на предпринимателей и государство; всеми видами страхования должны ведать единые страховые организации, построенные по территориальному принципу, страхование должно охватывать всех лиц наемного труда и их семейств и во всех случаях утраты ими трудоспособности или в случае потери заработка из-за безработицы.        ;

  Государственный кредит — другая важная сфера финансовых] отношений, анализу которой В.И. Ленин  уделил большое внимание в ряде своих  работ тоже задолго до социалистической революции. Еще в работе «Европейский капитал и самодержавие» (1905), используя публикации органов печати консервативной английской буржуазии, в которых раскрываются ухищрения с займами министров финансов царской России, уверяющих о якобы свободной наличности в государственной казне, раскрывается правда о русских финансах, которая состоит в том, что Россия живет на занятые деньги и ее бюджеты на самом деле сводятся ежегодно к крупным дефицитам, Ленин подчеркивает зависимость России от иностранного капитала. А за три года империалистической войны эта зависимость еще больше усилилась.

  Реакционный характер государственного кредита  раскрыт В.И. Лениным в 1907 г. в статье «К дебатам о расширении бюджетных прав Думы» тоже задолго до социалистической революции.

    Черносотенное правительство царя не могло удержаться после декабря 1905 г., не может держаться и теперь без помощи всемирного капитала международной буржуазии в виде займов. И буржуазия всего мира дает миллиардные займы явному банкроту, царю, не только потому, что ее прельщают, как всякого ростовщика, высоким барышом, и но и потому, что буржуазия сознает свою заинтересованность в победе старого порядка над революцией в. России, ибо во главе этой революции идет пролетариат.

  Таким образом, экономическая платформа партии, принятая накануне Октябрьской революции съездом РСДРП (б), была подготовлена ленинским анализом исторического опыта предшествующих революций и финансово-экономического положения России в годы власти Временного буржуазного правительства.

  В этой экономической платформе главным  было признание того, что основной причиной экономического развала является несоответствие между состоянием производительных сил и теми требованиями, которые  предъявляет империалистическая война, и что единственный выход из критического положения — ликвидация войны и организация производства не для войны, а для восстановления всего разрушенного ею, не в интересах кучки финансовых олигархов, а в интересах рабочих и беднейших крестьян. Необходимо проведение ряда решительных революционных мероприятий и, прежде всего: вмешательство в область производства в целях планомерного регулирования производства и распределения, установление действительного рабочего контроля, национализация и централизация банковского дела, национализация синдицированных предприятий, отмена коммерческой тайны, введение всеобщей трудовой повинности.

  Для оздоровления близкого к окончательному краху состояния государственных финансов признаны необходимыми следующие меры:

    немедленное прекращение дальнейшего выпуска бумажных денег, отказ от уплаты государственных долгов, как внешних, так и внутренних, с соблюдением, однако, интересов мелких подписчиков, преобразование всей налоговой системы путем введения поимущественного налога, на прирост имуществ и высоких косвенных налогов на предметы роскоши, реформа подоходного налога и постановка оценки доходов имуществ под действительный контроль как в центре, так и на местах.

  Октябрьская социалистическая революция вызвала  обострение классовой борьбы и Гражданскую войну. Международная реакция от финансирования внутренних контрреволюционных сил перешла к прямой военной интервенции. Основные мероприятия молодого государства были направлены на обеспечение перехода части собственности на основные средства производства и средства обращения к общенародной, государственной форме собственности. А перед рабочим контролем была поставлена задача обеспечить контроль над производством, куплей, продажей продуктов и сырых материалов, их хранением, а также за финансовой деятельностью предприятия; установить ответственность перед государством владельцев предприятий и выбранных представителей рабочего контроля за строжайший порядок, дисциплину, охрану имущества и уголовную ответственность за сокрытие материалов, продуктов, заказов, неправильное ведение отчетов.

  Переход всех банков в собственность рабоче-крестьянского  государства расценивался как одно из условий освобождения трудящихся масс из-под ига капитала, а закон  об аннулировании (уничтожении) займов, заключенных царским правительством помещиков и буржуазии, — как первый удар по международному банковому, финансовому капиталу. Все иностранные займы аннулировались, безусловно, и без всяких исключений. Малоимущие граждане, владеющие аннулируемыми государственными бумагами внутренних займов на сумму не свыше 10000 руб.(по номинальной стоимости), должны были получить взамен именные свидетельства нового займа РСФСР. Вклады в государственные сберегательные кассы и проценты по ним объявлялись неприкосновенными, а облигации аннулируемых займов, принадлежащие сберегательным кассам, заменялись книжным долгом РСФСР.

  Одновременно  с мерами, направленными на централизацию  общественного богатства и налаживание  производства во всех отраслях народного  хозяйства, были приняты меры по снижению государственных расходов. Для этой цели декретом СНК 16 февраля 1918 г. был учрежден при ВСНХ Особый комитет по сокращению государственных расходов, на который в целях сокращения и отмены ассигнований возлагались следующие функции:

  1) пересмотр кредитов, уже разрешенных  и вошедших во временные расходные  расписания и в росписи государственных расходов, а также ассигнованных из военного фонда и из других источников;

  2) пересмотр в необходимых случаях,  в целях сокращения расходов, полномочий ведомств, а также лиц и учреждений (совещаний, комиссий), пользующихся правом распоряжения кредитами, в области разрешения ассигнований, денежных выдач и дачи заказов;

  3) рассмотрение предложения об  отпуске средств на расходы, вызванные условиями военного времени;

  4) предварительное рассмотрение финансовых  смет ведомств и учреждений, проекта  государственной росписи доходов  и расходов и приложений к  сметам ю специальных средствах ведомств;

  5) рассмотрение всех без исключения  представлений ведомств о сверхсметных ассигнованиях из Государственного казначейства и источниках их покрытия.

  На  Особый комитет возлагалась обязанность  изыскивать всевозможные меры и разрабатывать предложения о сокращении государственных расходов. Предложения ведомств об отпуске средств из казны, также как и о всякого рода мероприятиях, связанных с денежными расходами, могли вноситься в Особый комитет только после предварительного их рассмотрения в Народном комиссариате по финансовым делам с участием представителей Народного комиссариата государственного контроля и с их заключением.

  Основы  организации финансовых отношений  государственных предприятий определены декретом СНК «О финансировании государственных предприятий», изданным 4 марта 1919 г. В нем предусматривалось, что единственным источником денежных средств всех государственных предприятий являются ассигнования из кредитов по росписи общегосударственных доходов и расходов РСФСР; расходы производятся исключительно по их сметам, составляемым самим предприятием по установленное форме и утверждаемым Финансово-экономическим отделом ВСНХ с участием представителей НК финансов и государственного контроля.

Информация о работе Возникновение, становление и развитие финансовой системы Российской Федерации