Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 14:00, реферат
Политические и социально-экономические реформы в России в XIX—XX вв. (до октября 1917 г.) и финансы.
Причины обострения финансовых проблем России во второй половине XIX в.
2.3. Становление финансовой системы социалистического государства.
2.4. Финансовая политика переходного от капитализма к социализму.
2.5. Особенности развития финансовой системы в СССР на этапе «развитого социализма».
2.6. Особенности финансов страны при переходе к рыночной экономике.
При подведении итогов первого года НЭПа в резолюции о финансовой политике отмечалось, что в новых условиях сфера непосредственного натурального снабжения, как потребностей государственного администрирования, так и государственного хозяйствования все более сужается, но для его полной ликвидации и перехода к механизму денежного обращения необходимы стабилизация цен и прекращение обесценения денежных знаков, которые возможны лишь на основе упорядочения всей финансовой системы государства и прежде всего — установления реального бюджета, сведения его без дефицита и увеличения товарообмена в стране.
Сокращение бюджетного дефицита предусматривалось как за счет сокращения административного аппарата и упорядочения государственного финансирования промышленности и торговли, так и путем увеличения поступлений государственных доходов, денежных и натуральных.
Особой задачей финансовой политики XI съезд РКП (б) поставил сначала сокращение, а затем и прекращение бумажно-денежной эмиссии. Важнейшую роль приобретает стабилизация рубля, создание устойчивой валюты, проведение денежной реформы.
Экономическая и финансовая политика ориентировалась на восстановление золотого обеспечения денег, — необходимого, поскольку золото твердо остается мировыми деньгами и поскольку это значение золота на мировом рынке находит свое неизбежное выражение и в его отношениях на внутреннем рынке... Такая ориентировка должна на практике выражаться в политике сохранения неприкосновенного золотого фонда и развития добычи драгоценных металлов.
Финансовое положение Советской власти было подорвано и тем, что примерно треть золотого запаса, имевшегося накануне Первой мировой войны, царское и Временное буржуазное правительства вывезли за рубеж. Летом 1918 г. белочехи захватили свыше 30 тыс. пудов золотого запаса России и направили его в Омск Колчаку, который вывез за границу свыше 9 тыс. пудов. Около 2 тыс. пудов золота захватил атаман Семенов. Борьба за возвращение золота и накопление драгоценных металлов и валюты имела большое экономическое и финансовое значение для страны.
Содержание и роль финансовой политики в период НЭПа были определены XI съездом так:
Все мероприятия финансовой политики, направленные к упорядочению бюджета, увеличению доходов, корректированию денежного обращения, организации кредита, сами по себе являются, лишь паллиативами, поскольку они не в состоянии преодолеть экономического кризиса, составляющего основу кризиса финансов. Выход лежит только в плоскости поднятия производительности труда в сельском хозяйстве и промышленности, только в увеличении емкости рынка как за счет крупного производства, так и за счет увеличения товарного предложения со стороны крестьянских и кустарных хозяйств... К этой цели должна быть направлена как общая экономическая политика, так и финансовая политика.
Подтверждением тому, что страна смогла осуществить такую мобилизацию, стала денежная реформа 1922—1924 гг. Первым шагом к стабилизации рубля и упорядочению денежного обращения были две деноминации, т. е. сокращение номинала денежных знаков. При первой деноминации денежные знаки РСФСР образца 1922 г. заменили прежние их выпуски из расчета 10 тыс. старыми за один новый рубль, при второй — совзнаки образца 1923 г. обменяли по курсу один рубль за 100 знаков образца 1922 г. Таким образом, в результате деноминации денежная масса по номиналу уменьшилась в миллион раз
Началом денежной реформы был выпуск в октябре 1922 г. банкнот Государственного банка — червонцев. Новая советская валюта по золотому содержанию приравнивалась к десятирублевой золотой монете дореволюционного выпуска и составила 7,74234 г чистого золота.
Внедрение в оборот устойчивого червонца, параллельное обращение двух валют — червонца и обесценивающегося совзнака — привел к резкой разнице в ценах на промышленные и сельскохозяйственные товары, что затрудняло оборот между городом и деревней.
Завершилась денежная реформа в феврале 1924 г. выпуском казначейских билетов. Совзнаки изымались из обращения и обменивались по курсу: за один рубль 50 тыс. знаками нового образца 1923 г. С учетом двух деноминации один новый рубль заменил 50 млрд. руб. совзнаками образца до 1922 г. В обращение были выпущены серебряная и медная разменная монеты.
Таким образом, была создана новая советская денежная система с твердой устойчивой валютой, обеспечивающей потребности хозяйственного оборота и способствующей расширению и укреплению экономических связей между городом и деревней, а Госбанк стал кредитным и эмиссионным центром.
Восстановление экономики и необходимость ее дальнейшего развития требовали налаживания работы всех звеньев финансовой системы. В восстановительный период налоговая система отличалась многообразием налоговых форм и многократностью обложения, что обеспечивало наиболее полное выявление доходов. В первый период НЭПа основными формами прямого обложения были промысловый, подоходно-поимущественный и единый сельскохозяйственный налоги.
Промысловый налог был введен в 1921 г, им облагались промышленные, торговые предприятия и кустарные промыслы. Он состоял из патентного и уравнительного сборов. Первый взимался при выдаче патентов на право промышленной и торговой деятельности и носил характер аванса, так как впоследствии засчитывался в оклад уравнительного сбора; вторым — облагались обороты промышленных и торговых организаций.
Кроме промыслового налога взимались налог с грузов, перевозимых по железнодорожным и водным путям, налог со строений, рента с городских земель и др. Специальный государственный гербовый сбор взимался со сделок, с документов, счетов, векселей, железнодорожных накладных.
Подоходно-поимущественный налог введен в 1922 г. В 1923 г. он был разделен на основной, исчисляемый по твердым окладам, и дополнительный — прогрессивный, которым облагалась совокупность доходов, превышающая определенный размер, по дифференцированным ставкам, учитывающим пояс местности и характер доходов. В 1924 г. он был преобразован в подоходный налог. С 1923 г. подоходным налогом стали облагаться государственные и кооперативные организации. Государственные предприятия уплачивали налог в размере 10% прибыли.
Единый сельскохозяйственный налог введен в 1923 г. вместо натурального, трудового и гужевого, подворно-денежного, общегражданского и некоторых других местных налогов. Через прогрессию ставок и систему льгот по налогам финансовая политика защищала классовые интересы пролетариата и крестьянства. Перед налоговой политикой ставилась задача регулирования процессов накопления и в этом отношении в резолюции XI съезда она названа «главным орудием революционной политики пролетариата в переходную эпоху». Эту свою роль налоговая политика играла и через косвенные налоги, особенно высокие на предметы роскоши.
В
ноябре 1921 г. социальное страхование
было выделено из сферы государственного
обеспечения и стало
С
весны 1922 г. получает развитие советский
государственный кредит. Первые внутренние
займы проводились в денежно-
Подъем сельского хозяйства и денежная реформа 1922— 1924 гг. создали предпосылки для развития государственного кредита. За период с 1924 по 1927 г. было выпущено три крестьянских выигрышных займа, облигации которых принимались в счет налоговых платежей. Государственный кредит сыграл важную роль в оздоровлении финансов, сокращении бюджетного дефицита. Только за три года (1922—1925) от реализации государственных займов поступило/ в государственный бюджет 396 млн. руб., что составляло 7,5% всех доходов.
Выделение решением ВЦИК от 10 октября 1921 г. из общегосударственного бюджета местных бюджетов способствовало более четкой реализации налоговой политики. Вместе с тем оно было важным шагом в формировании советской бюджетной системы, сложившейся с образованием в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик. К концу восстановительного периода бюджетная система состояла из единого государственного бюджета, в который входил союзный бюджет, государственные бюджеты шести союзных республик и местные бюджеты. Бюджетное устройство отразилось в Конституции СССР 1924 г.
Государственный
бюджет был главным орудием
Основными задачами налоговой политики Советского государства в этот период были содействие укреплению и развитию социалистических форм хозяйства, росту благосостояния трудящихся города и деревни и усиление обложения капиталистических элементов.
В 1926 г. система подоходного обложения городского населения подверглась коренным изменениям, направленным на усиление дифференциации налога и прогрессии обложения, для чего было устранено деление подоходного налога на основной (классный) и дополнительный (прогрессивный); введено обложение по совокупному доходу, а не по отдельным источникам доходов; для рабочих и служащих был сохранен старый порядок исчисления и взимания налога по каждому получаемому доходу в отдельности, усилена прогрессия ставок подоходного налога и повышен необлагаемый минимум с 75 до 100 руб. в месяц; для капиталистических элементов в дополнение к подоходному налогу был введен налог на сверхприбыль.
В результате этих изменений число плательщиков подоходного налога уменьшилось почти на 42%; размеры налога с рабочих, служащих и кооперативных кустарей и ремесленников снизились с 1,2 до 1,1%, а для лиц с нетрудовыми доходами повысились с 7,9 до 10,1%. Общий объем мобилизованных за первую пятилетку ресурсов превысил 120 млрд. руб., в том числе средства обобществленного хозяйства составляли 89,9 млрд. руб., а привлеченные средства населения — 21,5 млрд. руб.; доходы государственного бюджета — соответственно 91,3 млрд. руб., в том числе поступления от социалистического хозяйства — около 84% всех доходов бюджета.
В связи с усилением значения внутрипромышленных накоплений в источниках финансирования индустриализации возникла необходимость совершенствования системы распределения и мобилизации денежных доходов в бюджет. Многозвенная система платежей, сложившаяся еще в восстановительный период, включала наряду с унаследованными от финансовой системы дореволюционной России налоговыми (прямыми и косвенными) формами новые формы обложения доходов государственных предприятий, возникающие в ходе социалистического строительства, различные виды отчислений от прибыли, которые имели налоговую форму и, как правило, целевой характер. Разветвленная сеть платежей в бюджет насчитывала около 70 их видов. Около половины всех бюджетных поступлений приходилось на два из них: промысловый налог и акцизы. Среди других видов наибольший удельный вес в доходи 'бюджета имели подоходный налог, отчисления от прибыли, таможенные пошлины. Кроме того, в бюджет поступали доходы виде платы за разработку залежей полезных ископаемых, эксплуатацию лесов и др.
Такое множество форм мобилизации в бюджет доходов от государственного сектора отражало специфические черты экономики переходного периода: многоукладность, отсутствие достаточного опыта управления и неразвитость плановых начал в руководстве народным хозяйством, широкую сферу стихийного функционирования товарно-денежных отношении, неналаженностью хозрасчетной деятельности государственных предприятий. В этих условиях преобладали налоговые формы и методы мобилизации ресурсов и финансового воздействия на производство; они обеспечивали концентрацию в бюджет необходимых денежных ресурсов и вместе с тем регулировали платежеспособность и рентабельность работы промышленных предприятий, емкость рынка, движение денежных потоков в народном хозяйстве.
Размер доходов, аккумулируемых в цене продукции отдельных отраслей промышленности, и удельный вес отдельных налогов в цене облагаемой продукции были весьма различны. Посредством налогов финансовая система оказывала непосредственное влияние не только на уровень цены продукции отрасли, но и; на всю структуру и соотношение уровня складывающихся цен во всем народном хозяйстве.
С вступлением страны на путь социалистической реконструкции народного хозяйства многоканальная система распределение и аккумуляции доходов государственных предприятий перестала соответствовать новым условиям и требованиям развития экономики.
Кроме того, для упорядочения системы цен на промышленную Продукцию, внедрения твердых плановых начал в ценообразовании и обеспечения функционирования цен как измерителя общественно необходимых затрат нужно было разработать единые травила калькуляции себестоимости и прямого планирования и учета размера дохода в цене продукции.
Информация о работе Возникновение, становление и развитие финансовой системы Российской Федерации