Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 14:00, реферат
Политические и социально-экономические реформы в России в XIX—XX вв. (до октября 1917 г.) и финансы.
Причины обострения финансовых проблем России во второй половине XIX в.
2.3. Становление финансовой системы социалистического государства.
2.4. Финансовая политика переходного от капитализма к социализму.
2.5. Особенности развития финансовой системы в СССР на этапе «развитого социализма».
2.6. Особенности финансов страны при переходе к рыночной экономике.
Проблема коренной перестройки системы платежей государственного хозяйства в бюджет затрагивала всю систему распределения и перераспределения национального дохода и прежде всего стоимости прибавочного продукта.
Налоговая реформа 1930 г. была осуществлена в рамках сложившейся системы цен и уровня доходности отдельных отраслей промышленности и не ставила своей целью сколько-нибудь значительное изменение ценностных соотношений в отраслевой структуре промышленности и пропорций в распределении национального дохода. Перестройка системы распределения и мобилизации доходов государственных предприятий была направлена на изменение форм распределения национального дохода, на приспособление этих форм к новым задачам социалистического строительства.
Налоговая реформа состояла во введении так называемой двухканальной системы, т. е. в расщеплении чистого дохода на два элемента — прибыль и налог с оборота с различным режимом их аккумуляции в бюджет: из прибыли в бюджет отчислялась лишь ее часть, а налог с оборота поступал полностью.
Все платежи из прибыли в бюджет были объединены в один платеж — отчисления от прибыли. В другом платеже — в налоге с оборота — было унифицировано 53 платежа, вносимых в бюджет из валовой выручки предприятий и включаемых в себестоимость продукции.
Концентрация многочисленных платежей в форме налога с оборота означала образование наряду с прибылью новой формы чистого дохода, качественно отличающейся от простой суммы этих платежей.
Налог с оборота как бы фиксировал в общей массе всех денежных накоплений ту ее часть, образование которой в основном связано с перераспределительными функциями цены и не отражает прямых результатов хозяйственной деятельности соответствующих отраслей промышленности и предприятии.
Введение такой формы распределения накоплений и мобилизации средств в бюджет было обусловлено не упрощением техники изъятия доходов в бюджет, а крайней неравномерностью распределения чистого дохода по отраслям, при которой резкие колебания уровня рентабельности отдельных отраслей не отражали действительные результаты их деятельности и не способствовали укреплению принципов хозяйственного расчета.
Введение налога с оборота как формы распределения чистого дохода в дополнение к прибыли и создание целостной единой двухканальной системы распределения чистого дохода и мобилизации доходов промышленных предприятий в бюджет усиливали планомерное регулирование процесса расширенного социалистического воспроизводства.
Налоговая реформа 1930 г. оказала большое влияние на систему ценообразования, так как впервые в практике планового ценообразования были четко определены элементы цены и классификация затрат, включаемых в себестоимость, разграничены понятия «отпускная цена» и «розничная цена». Отпускная цена для товаров государственной промышленности включала себестоимость, прибыль и налог с оборота.
Государственный бюджет получил в форме налога с оборота твердый, устойчивый, равномерно поступающий источник дохода. В ходе налоговой реформы 1930 г. были установлены принципы построения налога с оборота и порядок расчётов с бюджетом по нему и отчислениям от прибыли.
Дальнейшее
совершенствование системы
Совершенствование системы платежей в бюджет способствовало концентрации и централизации финансовых ресурсов социалистического хозяйства у государства.
Важную роль в построении социализма в нашей стране сыграл государственный кредит. Поступления средств по государственным займам особенно увеличились с выпуском так называемых займов индустриализации, размещаемых среди населения по подписке с рассрочкой платежа. С 1927 г. они стали выпускаться ежегодно.
Многочисленные и разнообразные по своим условиям займы были унифицированы реформой государственного кредита 1930 г. путем обмена облигаций всех ранее выпущенных займов, размещавшихся по подписке, на облигации нового займа. В результате значительно упростилась система государственных займов и была создана единая для трудящихся города и деревни форма организации государственных займов — займы пятилетки.
Поступления
средств в государственный
Для
повышения эффективности
Усилению плановых начал в распределении финансовых ресурсов и контролю за их использованием мешала множественность кредитных институтов, сложившаяся в предшествующие годы. Перестройка кредитной системы, начавшаяся в 1927 г., состояла в четком разграничении клиентов между банками и размежевании функций банков. Функции непосредственного руководства деятельностью всех кредитных учреждений возлагались на Государственный банк, а функции общего регулирования сохранялись за Наркомфином.
До первой пятилетки финансирование капитального строительства осуществлялось за счет собственных ресурсов хозорганов и банковских кредитов. В специальных банках за счет прибыли и амортизационных отчислений предприятий создавались фонды долгосрочного кредитования. Бюджетные ассигнования на капитальные вложения предоставлялись в основном через фонды долгосрочного кредитования На 1 октября 1928 г. на долю бюджетных средств приходилась почти половина долгосрочных ссуд, выданных банками.
Бюджетные ассигнования даже тогда, когда они выступали в форме ссуд кредитных учреждений, на практике в большинстве случаев носили безвозвратный характер. В мае 1930 г. было принято решение о безвозвратности ассигнований по государственному бюджету на финансирование государственных предприятий. Затраты на капитальные вложения стали покрываться в основном путем прямого бюджетного финансирования. Такой порядок был распространен на все капитальные вложения в государственную промышленность, а с 1934 г. — на все отрасли государственного сектора хозяйства. Долгосрочное кредитование капитальных вложений сохранялось после 1930 г. только для колхозно-кооперативных организаций.
Быстрый рост бюджетных ассигнований и превращение их в основной источник денежных ресурсов для финансирования и долгосрочного кредитования капитальных вложений обусловили организацию в 1932 г. в системе Наркомфина СССР всесоюзных специальных банков долгосрочных вложений: Промбанк, Сельхозбанк, Всекомбанк и Цекомбанк.
Перестройка системы финансирования капитальных вложений ликвидировала множественность источников финансирования, ускорила мобилизацию средств, увеличила возможности перераспределения источников накопления между отраслями хозяйства, усилила контроль за использованием финансовых ресурсов на капитальное строительство.
Начало совершенствованию финансовых отношений в государственном секторе экономики положила перестройка в ходе налоговой реформы системы платежей предприятий в бюджет, в результате которой чистый доход государственного хозяйства стал распределяться в двух формах. Одна из них— налог с оборота — централизовалась в государственном бюджете и не допускала оседания чрезмерно больших сумм чистого дохода на предприятиях, что могло бы привести к ослаблению хозяйственного расчета и режима экономии. Другая форма чистого дохода — прибыль — распределялась между хозяйством и государственным бюджетом Прибыль направлялась на образование различных поощрительных фондов предприятий (главными из них были фонд улучшения быта рабочих и. служащих и фонд премирования рационализаторов производства), на плановые капитальные вложения, прирост оборотных средств и другие плановые потребности. Но большая часть прибыли в форме отчислений перечислялась в бюджет.
Кредитная реформа 1930—1931 гг. также способствовала укреплению хозяйственного расчета и ускорению оборачиваемости оборотных средств в производстве и обращении. Реформа предусматривала полное разграничение долгосрочного и краткосрочного кредита, ликвидацию коммерческого кредита и замену его прямым банковским кредитованием, обязательность расчетов внутри социалистического хозяйства в безналичном порядке.
Оборотные средства предприятий и организаций разделялись на собственные и заемные. Собственными оборотными средствами государственные предприятия наделялись лишь в размерах, необходимых для покрытия минимальных запасов товарно-материальных ценностей. Временные потребности предприятий в оборотных средствах удовлетворялись за счет заемных ресурсов, предоставляемых в виде банковских ссуд.
Краткосрочный
кредит все более начал
Деятельность предприятий осуществлялась на основе производственно-финансовых планов, в которых определялись объем выпуска продукции, ее ассортимент, прибыль, капитальные вложения, прирост оборотных средств, источники покрытия этих затрат, процент и сумма отчислений от прибыли в бюджет. Повысилось значение хозяйственных договоров между промышленными предприятиями и торговыми организациями
В 1936г. с целью совершенствования системы экономического стимулирования производства вместо ранее существовавших фондов и отчислений на премирование и улучшение быта работников предприятий был создан на всех производственных предприятиях единый фонд директора. Он формировался за счет отчислений 4% от плановой и 50% от сверхплановой прибыли. Средства фонда директора могли использоваться на строительство жилищных и культурно-бытовых объектов для работников предприятия, на индивидуальное премирование особо отличившихся работников, на дополнительные капитальные работы, техническую пропаганду и др.
Все
эти мероприятия способствовали
ускорению темпов роста внутрипромышленных
накоплений, обеспечивающих высокие
темпы социалистической индустриализации.
О ее темпах говорят показатели ввода
в действие новых промышленных предприятий.
За годы первой пятилетки сдано в эксплуатацию
1500, второй — 4500 новых крупных государственных
промышленных предприятий.
2.5. Особенности развития финансовой системы в СССР на этапе «развитого социализма».
Основы финансов в период становления «этапа развитого социализма» определялись изменениями финансовых отношений в ходе экономической реформы 1965 г. Исторической особенностью этого периода было принятие XXII съездом КПСС (1961) третьей Программы КПСС, определившей пути перерастания социализма в коммунизм и перспективы развития производительных сил и производственных отношений на ближайшие 20 лет.
В Программе КПСС подчеркивалось, что в коммунистическом строительстве необходимо использовать товарно-денежные отношения в соответствии с новым содержанием, присущим им в период социализма; отмечалась большая роль применения таких инструментов развития экономики, как хозяйственный расчет, деньги, цена, кредит, финансы, а также важная роль государственного бюджета в распределении общественного продукта и национального дохода.
Информация о работе Возникновение, становление и развитие финансовой системы Российской Федерации