Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:38, реферат
Бюджетный федерализм это система налогово-бюджетных отношений органов власти различных уровней в процессе формирования доходов бюджетов и финансирования расходов на всех этапах бюджетного процесса.
Эта система отношений представляет собой особые межбюджетные отношения, которые возникают на основе движения бюджетных ресурсов.
В мире в настоящее время
существует немало различных федераций,
включая такие крупные
Федеративное государственное
устройство неоднородно. В различных
странах оно имеет свои уникальные
особенности, которые определяются
историческими условиями
1. Территория Федерации
состоит из ее отдельных
2. В союзном государстве
верховная законодательная,
3. Субъекты федерации
обладают правом принятия
4. В большинстве федераций
существует единое союзное
5. При федеральном
6. Основную общегосударственную
внешнеполитическую
Федерация стоится по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства. Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации.
1. Государственные образования,
составляющие федерацию, не
2. Субъекты территориальной
федерации конституционно
3.В территориальных
4. Управление вооруженными
силами в территориальных
Национальные государства характеризуется более сложным государственным устройством. Наряду с общими признаками, которые присущи любому государству, они имеют ряд существенных особенностей. Эти особенности обусловлены многонациональным составом населения, которое более или менее компактно проживают на территории отдельных государств, образующих федерацию
Национальные федерации независимо от ее разновидностей характеризуется следующими основными признаками:
1. Субъектами такой федерации
являются национальные
2. Национальная федерация
строится на принципе
3. Национальная федерация
обеспечивает государственный
4. Высшие государственные
органы национальной федерации
формируется из представителей
субъектов федерации.
5. Важной особенностью
национальной федерации
Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Национальный признак придает федерации такие особенности, которые объективно не могут быть присущи территориальному федеральному устройству.
В этой связи важно различать союзное государство, складывающееся в условиях территориальной федерации, и союз государств, которые объединяются по национальному признаку. Союзное государство является федерацией, основанной на договорной территориальной основе, а союз государств – это федеральное объединение с национальным суверенитетом.
Россия имеет уникальное государственное устройство, где органически сочетаются признаки и территориальной, национальной федерации в соответствии с Конституцией. Российская Федерация «состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации»[6]. «Федеральное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности. Единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации».
Многообразие субъектов
подобного Федеративного
Специфика территориально-национальной федерации состоит в том, что такое государство должно не только интегрировать, но и дифференцировать интересы всех субъектов, как национальных, так и территориальных.[7]
Понятие бюджетный федерализм
можно определить как отношения
между федеральными органами власти
и органами власти субъектов Федерации
на основе сочетания принципов
Российский бюджетный
федерализм можно отнести к кооперативной
модели с элементами децентрализованной
модели бюджетного федерализма. Суть российской
модели бюджетного федерализма в
том, что она предполагает партнерские
отношения между федеральным
центром и субъектами Федерации
по бюджетным вопросам. Вместе с
тем федеральное
В одном из ранних вариантов проекта БК РФ давалось не только понятие бюджетного федерализма, но и в конкретных статьях излагалось его содержание и принципы. Вероятно, авторы принятого в 1998 г. варианта БК РФ[10], исключая из него статьи, посвященные бюджетному федерализму, руководствовались тем, что формулировки правовых норм, содержащихся в этих статьях, не во всем были безупречны. Однако полное исключение из текста БК РФ одного из его ключевых понятий, определяющих направления реформирования бюджетной системы страны на принципах федерализма, считать целесообразным тоже нельзя.
Конечно, разработчик законопроекта вправе не упоминать каких-то терминов в самом документе, если он считает достаточным отразить те процессы, которые составляют содержание соответствующего термина, в конкретных правовых нормах. Однако, по мнению автора, понятие бюджетного федерализма настолько емко, многогранно и так важно для перспектив развития бюджетной системы России, что исключение из текста Кодекса термина, соответствующего этому понятию и адекватных ему механизмов реализации принципов бюджетного федерализма, никак нельзя признать правильным.
Существенным недостатком
действующего бюджетного законодательства
России является и то, что важные
принципы функционирования бюджетов разного
уровня лишь декларируются, но не реализуются
в конкретных нормах права. К примеру,
в официальных документах разных
государственных структур неоднократно
декларировался отказ от избыточного
вмешательства федеральных
Анализ вертикальной структуры
бюджетной системы страны показывает,
что на протяжении последних лет
постоянно усиливается
Но, к сожалению, именно так
и происходит. Субъекты РФ, не говоря
уже о муниципальных
В связи с уменьшением
налоговых поступлений в
В этой связи представляется
ошибочной и нуждается в
Конечно, в условиях огромной дифференциации уровня бюджетной обеспеченности, характерной для разных регионов России, финансовая помощь федерального бюджета, оказываемая субфедеральным и муниципальным образованиям, необходима. Однако вряд ли правильно каждого субъекта РФ превращать в получателя межбюджетных трансфертов, для чего на федеральном уровне приходится централизовать огромные доходы.
Баланса между доходами и
расходами бюджета необходимо добиваться,
прежде всего, путем построения оптимальной
модели разграничения налоговых
доходов между уровнями власти, а
не ориентироваться главным
Таким образом, исходя из выше
изложенного материала, можно сказать,
что в последние годы, как показывает
практика, систематически увеличивался
объем финансовой помощи, оказываемой
из федерального бюджета. Связано это
с тем, что реальный баланс между
доходами и расходами в территориальных
бюджетах обеспечивался не за счет
роста в них налоговых доходов,
адекватных росту расходов, в том
числе передаваемых с федерального
уровня, а за счет оказания финансовой
помощи, выделяемой из федерального бюджета.
Однако многолетняя практика оказания
финансовой помощи не только не привела
к нивелированию чрезмерных различий
в бюджетной обеспеченности регионов
и муниципальных образований, но
еще и усилила их, наводя на мысль
об известной ущербности существующего
механизма выделения