Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:38, реферат
Бюджетный федерализм это система налогово-бюджетных отношений органов власти различных уровней в процессе формирования доходов бюджетов и финансирования расходов на всех этапах бюджетного процесса.
Эта система отношений представляет собой особые межбюджетные отношения, которые возникают на основе движения бюджетных ресурсов.
Поэтому настало время
всерьез заняться разработкой правовой
базы, ориентированной на оптимизацию
вертикальной структуры бюджетной
системы РФ и совершенствование
межбюджетных отношений. Необходимость
создания новой правовой основы межбюджетных
отношений обусловлена
бюджетный федерализм доход расход
1.2 Принципы и
инструменты бюджетного
Наличие федеративного административно-
В Федеральном законе «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений»[14] от 20.08.2004 №120-ФЗ, а затем и в Бюджетном кодексе РФ (ст. 6) межбюджетные отношения определены как «взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса». Такое определение данного понятия носит весьма общий характер, сводя эти отношения к бюджетным правоотношениям и бюджетному процессу не затрагивая самой их сути.
Межбюджетные отношения
– это отношения между органами
власти, преимущественно разных уровней,
по разграничению на постоянной (без
ограничения сроком) основе расходных
и доходных полномочий, соответствующих
им расходов и в максимально возможной
степени доходных источников, а также
межбюджетному регулированию: возможному
распределению некоторых
Потребность в таком регулировании возникает в основном тогда, когда у органов власти нижестоящего территориального уровня при формировании бюджетов не хватает по объективным причинам средств от доходных источников, закрепленных на постоянной основе полностью или частично, для обеспечения минимально необходимых расходов в соответствии с возложенными на них функциями и полномочиями.
Межбюджетное регулирование
осуществляется, как правило, органами
власти вышестоящего уровня путем вертикального
(между разными звеньями бюджетной
системы) и горизонтального (в разрезе
бюджетов одного и того же звена
бюджетной системы) выравнивания бюджетной
обеспеченности территориальных образований,
у которых она ниже минимально
необходимого уровня. Термин бюджетное
регулирование может иметь
Горизонтальное выравнивание
в некоторых странах (например, в
Германии) происходит и в порядке
централизованного изъятия (через
соответствующий расчетный (клиринговый)
центр при министерстве финансов
ФРГ, минуя федеральный бюджет) по
прогрессивной шкале в форме
отрицательных трансфертов
Межбюджетное регулирование не ограничивается выравниванием бюджетной обеспеченности территориальных образований, где она меньше минимально необходимого уровня. В его функции входят также возмещение бюджетам дополнительных расходов или потерь доходов, вызванных решениями, принятыми органами власти другого уровня, и возможное долевое участие бюджетов вышестоящего уровня в расходах нижестоящих бюджетов, имея в виду стимулирование приоритетных (наиболее социально значимых) с позиции вышестоящих органов власти направлений расходования средств этих бюджетов.
В большинстве стран межбюджетное
регулирование производится переводом
средств в разных формах непосредственно
из бюджета вышестоящего уровня в
соответствующие нижестоящие
Межбюджетные отношения могут быть и непосредственно между бюджетами одного и того же уровня. Например, для объединения финансовых ресурсов в целях решения задач, имеющих взаимный интерес. В России они пока не получили широкого применения. В редких случаях финансовая помощь оказывается из нижестоящих в вышестоящие бюджеты.
Сущность ст. 7 Бюджетного кодекса РФ о бюджетных полномочиях федеральных органов государственной власти заключается в наделении федерального центра правом определения только «основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений», установления «общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов». Правовое регулирование бюджетного процесса и межбюджетных отношений на разных уровнях бюджетной системы по принципу основ означает, что федеральный центр устанавливает общие требования (принципы) по этим вопросам, детализация же их осуществляется нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований. Согласно ст. 71 Конституции РФ в числе бюджетов разных уровней к предметам ведения федерального центра относится федеральный бюджет. Поэтому федеральные органы государственной власти вправе устанавливать детальное правовое регулирование по указанным вопросам, если строго придерживаться требований бюджетного федерализма, исключительно по отношению к федеральному бюджету, а органы государственной власти субъектов РФ – по отношению к региональному бюджету и местным бюджетам, руководствуясь общими принципами, установленными на федеральном уровне.
Зарубежный опыт не позволяет
найти эталон, полностью пригодный
для России. У каждой страны наряду
с общими подходами имеются и
свои особенности механизма
В Канаде к совместным налогам,
разграниченным на постоянной основе,
относятся налог на товары и услуги
(аналог НДС), акцизы, импортные пошлины,
отчисления на социальное страхование.
В Австрии практически все
налоги являются совместными, что обеспечивает
минимальный уровень
В некоторых странах
В Российской Федерации разграничение видов доходов (на постоянной основе) между уровнями бюджетной системы обеспечивается через раздельные и совместные налоги. А межбюджетное регулирование осуществляется, прежде всего отчислением от регулирующих налогов (совместных налогов, которые «расщепляются» между уровнями бюджетной системы по временным нормативам). Но с 2006 г. возможность применения таких нормативов в качестве дополнительных (дифференцированных) к единым процентным долям налогов, закрепляемым на постоянной основе, предусматривается только внутри субъектов РФ и лишь по налогу на доходы физических лиц взамен дотаций местным бюджетам, исчисленных (подушевым методом) на формализованной основе. Таким образом, в новом бюджетном законодательстве предпочтение отдается межбюджетному регулированию через безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджетам других уровней в разных формах. Они согласно этому законодательству рассматриваются как межбюджетные трансферты. К таким трансфертам отнесены и бюджетные кредиты из федерального бюджета субъектам РФ, предоставляемые на возмездной и возвратной основе.
Большие различия имеются
в пропорциях распределения доходов
(до их перераспределения из бюджетов
одного уровня бюджетной системы
в другой) между центральным бюджетом
государства и территориальными
бюджетами. Так, в Швейцарии около
70% доходов, поступающих в бюджетную
систему страны, сосредоточивается
в кантонах и общинах, а в Австралии
в федеральном бюджете
В большинстве стран региональные
и местные органы власти обладают
некоторыми правами в области
налогообложения, чтобы в той
или иной степени самостоятельно
решать проблему бездефицитности бюджетов
или сокращения их дефицитности, прежде
чем рассчитывать на финансовую помощь
в разных формах из бюджета вышестоящего
территориального уровня. Так, в Канаде
субъекты федерации могут устанавливать
надбавки к налоговым ставкам
некоторых федеральных налогов:
подоходному налогу и налогу на доходы
корпораций, а также вводить некоторые
свои налоги. Право на установление
территориальных надбавок к налоговым
ставкам, установленным на государственном
уровне, имеется даже в отдельных
унитарных государствах, например во
Франции по местным налогам. В
России, как и в некоторых других
странах, например в Германии, права
региональных и местных властей
в области налогообложения
Наряду с использованием
метода взаимной договоренности при
распределении финансовой помощи территориальным
бюджетам применяются с учетом соответствующих
критериев и распределительно-
Межбюджетные отношения
в федеративных государствах имеют
особенности, которые диктуются
бюджетным устройством
- наличие не менее трех основных уровней бюджетной системы;
- единство общегосударственных интересов и интересов населения как основа сочетания интересов всех трех уровней власти по бюджетным вопросам;
- сочетание принципов централизма и децентрализма при разграничении налогово-бюджетных полномочий, расходов и доходов, распределении и перераспределении последних в бюджеты разных уровней на объективной основе;
- ведущая роль федерального бюджета как выражающего общие интересы всех субъектов федерации в сочетании с высокой степенью самостоятельности бюджетов и ответственности органов власти каждого уровня за сбалансированность бюджета, бюджетную обеспеченность, соответствующую налоговому потенциалу на данной территории, с предоставлением им необходимой для этого налоговой инициативы;