Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:09, дипломная работа
В настоящее время в России складывается новый тип государственности. Успешное реформирование российской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления - создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты финансового контроля в бюджетной сфере
1.1 Понятие, сущность и модели финансового контроля
1.2 Формы финансового контроля
1.3. Методы финансового контроля. 1
Глава 2 Характеристика порядка проведения контрольных мероприятий в отношении бюджетных учреждений
2.1 Контроль со стороны Контрольно - счетных органов на региональном уровне.
2.2 Порядок подготовки и проведения контрольных мероприятий региональными Контрольно-счетными палатами
2.3 Методика проведения внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год
Глава 3 Проблемы финансового контроля и пути их решения
3.1 Проблемы государственного финансового контроля и пути их решения
3.2 Проблемы финансового контроля на региональном уровне и пути их решения
Содержание
В
настоящее время в России складывается
новый тип государственности. Успешное
реформирование российской экономики
кроме всего прочего
Ни
одна из острейших социально-
Задачи данной работы - рассмотрение понятия финансовый контроль на федеральном и региональном уровне, его видов, основных методов. Целью работы является рассмотрение методики проведения финансового контроля на региональном уровне, выявление проблем и путей совершенствования российской системы государственного финансового контроля ан федеральном и региональном уровнях.
Работа
состоит из трех глав. В первой главе
рассмотрены теоретические
Контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, осуществляется в различных сферах деятельности общества. В связи с этим выделяют различные виды контроля: экономический, статистический, финансовый, экологический, технический, административный и др.
Под финансовым контролем понимается совокупность действий и операций законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных контрольных органов по проверке финансовой деятельности всех экономических субъектов в лице государства, предприятий, учреждений и организаций.
Как форма реализации контрольной функции финансов, финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. В странах с рыночной экономикой роль финансового контроля особенно велика, так как важнейшим направлением деятельности субъектов хозяйствования при обязательном соблюдении установленных норм права становится повышение ее эффективности. Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности.
Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечение процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов.
Объектом финансового контроля выступают распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме централизованных фондов денежных средств.
Субъектами финансового контроля являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права. Субъекты контроля для реализации поставленных задач выполняют конкретные действия или функции, реализация которых осуществляется на основании их полномочий, определяющих компетенцию органа, осуществляющего контроль.
Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели: доходы и расходы, размеры налоговых платежей, издержки, прибыль, себестоимость, рентабельность, отчисления на различные цели и в фонды. Т.е все стоимостные показатели связанные с передвижением денежных средств. К сфере финансового контроля относятся не только операции денежного оборота, но и бартерные сделки, а также различные формы взаимозачётов.
Содержание финансового контроля раскрывается через его цель и задачи; элементы, совокупность которых образует систему контроля; принципы организации.
Целью финансового контроля является проверка соблюдения финансовой дисциплины хозяйствующими субъектами и оценка эффективности финансовых операций и целесообразности произведённых расходов.
На финансовый контроль возложены многообразные задачи в различных сферах финансово-хозяйственной жизни общества. К ним относятся:
-обеспечение
финансовой безопасности
-выполнение
субъектами хозяйствования
самоуправления;
-рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;
-соблюдение
финансовых интересов всех
-повышение
эффективности финансовой
содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;
обеспечение
своевременной полноты
выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;
- содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов хозяйствующих субъектов;
- содействие правильному видению бухгалтерского учёта и отчётности;
- обеспечение
соблюдения действующего законодательства
и нормативных
актов, в том числе в области налогообложения
хозяйствующих субъектов различных
форм собственности;
- содействие
высокой отдаче внешнеэкономической деятельности
предприятий,
в том числе по валютным операциям.
Результативность финансового контроля во многом зависит не только от санкций, применяемых в отношении финансовых нарушений, но и прежде всего от его организации, которая строится на определённо выработанных принципах, как общего, так и частного характера. Общие принципы государственного финансового контроля в РФ, были приняты IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г. в городе Лиме (Франция) и нашли свое отражение в Лимской декларации руководящих принципов контроля.
Среди них - независимость, объективность и компетентность, гласность, разграничение функций и полномочий, системность, законность, ответственность.
Независимость финансового контроля должна обеспечиваться финансовой самостоятельностью контролирующего органа, более длительными сроками полномочий руководителей органов государственного контроля по сравнению со сроками полномочий парламентских органов власти. Независимость органов финансового контроля (организационная, функциональная, финансовая) гарантируется действующим законодательством. Принципы объективности и компетентности предполагают неукоснительное соблюдение действующего законодательства, установление стандартов проведения (осуществления) различных видов контроля. Под объективностью понимают отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования (контроля), обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий.
Принцип гласности предусматривает информирование общественности через средства массовой информации о результатах работы контролирующих органов, при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны. Реализация принципа разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля. Принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.
Принцип законности предусматривает наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами. Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям.
В мировой практике сложились две основные модели финансового контроля: англосаксонская и французская. В странах, приверженных англосаксонской модели, деятельность контрольного органа ограничена подготовкой отчета о проверке (ревизии). Вопрос о санкциях за финансовые нарушения рассматривают административные и судебные органы. В странах, придерживающихся французской модели, контрольные органы исполняют и некоторые судебные функции: имеют право определять степень виновности лиц в финансовых нарушениях, требовать возмещения финансового ущерба.
Таким образом, финансовый контроль представляет собой оценку правомерности финансовых действий и их анализ, с целью предупреждения ошибок, а также выявления резервов роста финансовых ресурсов и поиска путей более эффективного хозяйствования.
Существуют и используются различные формы финансового контроля, которые принято классифицировать по определённым признакам приведенным в таблице 1.
Таблица 1 - Классификация форм финансового контроля
Признак классификации | Форма финансового контроля |
Регламент осуществления Время проведения Субъекты контроля | Обязательный,
инициативный, внешний и внутренний
Предварительный, текущий, последующий Государственный ( в том числе президентский, органов законодательной и представительной власти), органов местного самоуправления, финансово- кредитных органов, ведомственный, независимый, |
Сложившиеся в мире теория и практика разделения финансового контроля по формам его проведения позволяют дать следующие характеристики их осуществления.
Обязательный
контроль осуществляется государственными
органами финансового контроля в
соответствии с действующим
Инициативный контроль определяется соответствующими органами хозяйствующих субъектов и выступает в качестве неотъемлемой составляющей управления его финансами.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций с целью предупреждения финансовых нарушений. Такой контроль осуществляется:
на макроуровне - в процессе составления и утверждения бюджетов всех уровней, (федерального, субъектов РФ, органов местного самоуправления) также бюджетов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и основных макроэкономических показателей;
на микроуровне - в процессе разработки финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет, доходов и расходов бюджетных организаций, учреждений, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес- планов, учредительских договоров о совместной деятельности и т.д. Данная форма контроля позволяет предупредить возможное нарушение действующего законодательства, нормативных актов, выявить дополнительные источники и резервы возможных доходов, предотвратить нерациональное использование финансовых ресурсов. Проведение предварительного финансового контроля устанавливается законодательными и нормативными актами.
Информация о работе Финансовый контроль в бюджетных учреждениях