Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:09, дипломная работа
В настоящее время в России складывается новый тип государственности. Успешное реформирование российской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления - создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты финансового контроля в бюджетной сфере
1.1 Понятие, сущность и модели финансового контроля
1.2 Формы финансового контроля
1.3. Методы финансового контроля. 1
Глава 2 Характеристика порядка проведения контрольных мероприятий в отношении бюджетных учреждений
2.1 Контроль со стороны Контрольно - счетных органов на региональном уровне.
2.2 Порядок подготовки и проведения контрольных мероприятий региональными Контрольно-счетными палатами
2.3 Методика проведения внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год
Глава 3 Проблемы финансового контроля и пути их решения
3.1 Проблемы государственного финансового контроля и пути их решения
3.2 Проблемы финансового контроля на региональном уровне и пути их решения
Со
времени как Россия перешла к
механизму рыночного
В настоящее время в России отсутствует научная теория контроля: не разработаны вопросы организации, правовой регламентации и методологии финансового контроля, не закончен процесс формирования отдельных видов контроля, не исследована сущность бюджетного контроля и не разработана единая концепция государственного финансового контроля страны.
Построение государственного финансового контроля, отвечающего требованиям демократического общества, и способствующего более эффективному развитию финансовой системы России, связано с преодолением многих препятствий и проблем, требующих скорейшего их решения.
1. Прежде всего – это проблема разработки единой концепции государственного финансового контроля, как системы общепринятых взглядов на цели, способы, формы и задачи государственного финансового контроля. Именно поэтому первым и важнейшим этапом в создании общегосударственной системы государственного финансового контроля является выработка и принятие ее концепции.
2.
Отсутствие федерального
3.
Одна из основных проблем
4.
Существует объективная
5.
Серьезное препятствие для
6. На данном этапе у органов финансового контроля отсутствуют единые нормы, стандарты и правила проведения внутреннего финансового контроля, утвержденные законодательно. Необходима система общих для всех контрольных органов и обязательных для выполнения стандартов. Подготовка и принятие этой системы стандартов (правил) осуществления финансового контроля главными распорядителями бюджетных средств является насущной задачей. Разработку стандартов необходимо возложить на Министерство финансов РФ, как органу, имеющему опыт регулирования аудиторской деятельности и разработки стандартов для независимых аудиторов.
7.
Одной из ключевых проблем
остается проблема подготовки
кадров контрольных органов.
Преодоление бессистемности осуществления государственного финансового контроля и его правовой неопределенности; слабой законодательной и методологической базы; отсутствия общепринятой концепции государственного финансового контроля и единой информационной системы о выявленных правонарушениях, неупорядоченности контроля, когда зачастую неоднократно проверяются одни организации, другие годами оказываются вообще вне сферы контроля; слабого взаимодействия между контролирующими органами являются первостепенными направлениями совершенствования государственного финансового контроля.
От своевременного решения указанных организационно-структурных вопросов, от совершенства правовой и организационной структуры контроля, успешного внедрения результатов научных исследований зависит успех организации и построения единой и эффективной системы государственного контроля, здоровой и эффективной системы государственных финансов и успешной экономической политики страны в целом.
Весьма важный вопрос в плане дальнейшего развития структуры Государственного финансового контроля - создание и развитие счетных палат субъектов РФ (или региональных контрольно-счетных палат) в целях обеспечения наиболее полного охвата системы объектов на региональном уровне. Образование и развитие контрольно-счетных палат в субъектах РФ происходит неравномерно и отличается разнообразием подходов к проблеме их правового статуса, функций и задач, полномочий и компетенции. Так, более чем в 60 субъектах Федерации в той или иной форме уже существуют контрольно-счетные органы. При этом они функционируют в двух основных формах - как самостоятельные органы или же в рамках структуры законодательных собраний (т.е. по сути являются их подразделениями) субъектов Федерации. В ряде же регионов местные органы государственной власти еще не осознали необходимость серьезно заняться вопросами финансового контроля. Как указывает С.О. Шохин, становление палат сталкивается с существенными трудностями, связанными с рядом объективных причин, а именно: с отсутствием в России опыта организации и функционирования подобных органов; общей неопределенностью в отношении системы финансового контроля в государстве на концептуальном уровне, что вносит путаницу в вопрос о статусе и компетенции счетных органов, их роли и месте в структуре государственного управления; неразвитостью и противоречивостью федерального и местного законодательства о финансовом контроле. На федеральном уровне не установлены законодательные основы и общие принципы организации ГФК. На региональном уровне, даже там, где созданы счетные органы, как правило, за принятием закона о создании палаты не следует конкретных действий и указаний исполнительным органам по обеспечению деятельности нового контрольного органа, включая вопросы кадрового, материально-технического и информационного обеспечения, при полном отсутствии адекватных методологических наработок.
Основной
проблемой регионального
Еще одна проблема — малочисленность и кадровая слабость муниципальных контрольно-счетных органов. Сегодня нет нормативов численности региональных и муниципальных контрольно-счетных органов, которые были бы прописаны в нормативных актах или рекомендательных документах. Как следствие, численность сотрудников КСО несопоставима даже в различных областных центрах.
Сегодня
озвучиваются два возможных варианта
расчета норматива численности
сотрудников регионального КСО:
пропорционально численности
Следующая проблема — острый дефицит методических материалов для региональных и муниципальных контролеров. АКСОР регулярно делает обзоры методических материалов региональных и муниципальных контрольно-счетных органов. Все эти материалы в электронном виде на CD-дисках передаются руководителям региональных и муниципальных КСО
Нельзя не сказать и о низком уровне оплаты труда сотрудников Контрольно-счетных палат. Не дело, когда в целом ряде регионов руководители КСО получают сегодня всего лишь 13–14 тысяч рублей в месяц. Это в несколько раз меньше зарплаты тех финансистов и бухгалтеров, которых они проверяют. Для решения этого вопроса целесообразно повысить статус руководителя КСО. Далеко не во всех регионах законодательным актом руководители регионального органа внешнего финансового контроля отнесены к высшей группе должностей региональной службы. Несомненно, этот статус им необходим.
В целом ряде регионов и муниципальных районов руководители КСО не имеют возможности напрямую регулярно общаться с главами исполнительных органов власти. Подобные рабочие контакты необходимы.
Недостаточна гласность в работе органов внешнего финансового контроля. С 2009 года ситуация изменилась в лучшую сторону. Большинство региональных и муниципальных контрольно-счетных органов стали размещать информацию о результатах проверок в областных газетах и на сайтах региональных и муниципальных образований.
Ключевая проблема для многих КСО — недостаточно жесткий контроль исполнения предписаний по исправлению выявленных ревизорами финансовых нарушений. Излишняя мягкость административных взысканий по отношению к лицам, виновным в финансовых нарушениях, снижает результативность контроля. Нередко виновные в финансовых нарушениях, в том числе в подписании «липовых» актов сдачи-приемки выполненных работ, отделываются лишь замечанием.
Еще одна проблема — дублирование проверок органами внутреннего и внешнего финансового контроля на уровне регионов. Это снижает эффективность всей региональной системы финансового контроля. Тесное взаимодействие областных и муниципальных органов внутреннего и внешнего финансового контроля помогает избегать дублирования. Часто говорится о том, что многочисленным проверкам контрольных и надзорных органов подвергаются предприниматели. Однако финансовые службы бюджетных учреждений порою испытывают не меньший пресс контрольных органов.
Обобщая вышесказанное, можно сформулировать основную задачу, стоящую перед правовым государством: создать на всей территории РФ единое поле финансового контроля, базирующееся на практичном (с точки зрения применимости) законодательстве с достаточно четко определенным понятийным аппаратом. Можно констатировать, что в России сложились основные элементы системы государственного контроля, однако они пока далеки до совершенства. В числе особо актуальных проблем – отсутствие четкого определения основных признаков, которые применяются при квалификации нарушений, выявляемых в процессе реализации контрольных функций, незаконного, неэффективного и нерационального использования средств. К тому же в отсутствие механизма применения контрольными органами мер принуждения нарушители бюджетного законодательства остаются безнаказанными.
Важное условие создания единой общегосударственной системы контроля в нашей стране - установление контроля и за контролирующими органами. Так, органы финансового контроля субъектов РФ являются одновременно и контролирующими, и подконтрольными органами со стороны ФСФБН. ФСФБН контролируется Счетной палатой РФ, а вот кто должен контролировать последнюю - вопрос дискуссионный. Безусловно, в современной системе государственного устройства неподконтрольных никому органов финансового контроля быть не должно.
Существенная особенность финансовой сферы РФ - сложившаяся система взаимодействия контрольных органов различных уровней власти путем создания на базе и по инициативе Счетной палаты РФ общественных организаций, а именно: Ассоциации контрольно-счетных органов России (АКСОР) и Союза муниципальных контрольно-счетных органов РФ (Союз МКСО).
Информация о работе Финансовый контроль в бюджетных учреждениях