Финансовый контроль в бюджетных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:09, дипломная работа

Описание

В настоящее время в России складывается новый тип государственности. Успешное реформирование российской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления - создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические аспекты финансового контроля в бюджетной сфере
1.1 Понятие, сущность и модели финансового контроля
1.2 Формы финансового контроля
1.3. Методы финансового контроля. 1
Глава 2 Характеристика порядка проведения контрольных мероприятий в отношении бюджетных учреждений
2.1 Контроль со стороны Контрольно - счетных органов на региональном уровне.
2.2 Порядок подготовки и проведения контрольных мероприятий региональными Контрольно-счетными палатами
2.3 Методика проведения внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год
Глава 3 Проблемы финансового контроля и пути их решения
3.1 Проблемы государственного финансового контроля и пути их решения
3.2 Проблемы финансового контроля на региональном уровне и пути их решения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Финансовый контроль в бюджетных учреждениях.doc

— 336.00 Кб (Скачать документ)

   Текущий (оперативный) финансовый контроль осуществляется в момент проведения финансовых операций, в ходе исполнения бюджета всех уровней финансовых планов, отдельных программ. Его цель - пресечение злоупотреблений при получении и расходовании средств, контроль за соблюдением финансовой дисциплины и своевременности осуществления расчётов, а также анализ финансовой деятельности хозяйствующих субъектов. Эта форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ финансовой деятельности проверяемого объекта в целях рационального и эффективного использования финансовых ресурсов в соответствии с поставленными задачами. Велико значение текущего финансового контроля в изыскании резервов и экономии финансовых ресурсов.

   Последующий финансовый контроль проводится после  завершения отчетного периода и финансового года в целом и производится на основе анализа финансовой отчётности, в ходе рассмотрения и утверждения отчётов об исполнении бюджетов, предвидения итогов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов. Он предназначен для оценки результатов исполнения бюджетов, выполнения финансовых планов и выработки тактики и стратегии на очередной и последующие финансовые годы. В ходе последующего финансового контроля. проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств по исполнению показателей бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств, выполнению финансовых планов экономических субъектов, смет расходов организаций и учреждений. Оценка проведенных контрольных операций осуществляется в результате анализа расходования финансовых ресурсов на основе проверки данных бухгалтерского учета и отчетности и конечных финансовых результатов.

   По  субъектам, осуществляющим финансовый контроль, в зависимости от сферы  применения, различают следующие  виды финансового контроля: государственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый, или аудит. Классификация финансового контроля по субъектам отражена в схеме 1.

    Схема 1- Классификации  финансового контроля по субъектам

контроль

        государственный негосударственный

    общегосударственный            ведомственный аудиторский

                                            общественный внутрихозяйственный 
президентский
 парламентский

         
        фин. органов                         контрольных подразделений

                               нефинансовых ведомств

   Как показывает схема классификации финансового контроля по субъектам, контроль разделяют на государственный и негосударственный.

   Государственный финансовый контроль - это контроль, осуществляемый органами государственной  власти (Администрацией Президента, законодательными и исполнительными органами РФ и Субъектов РФ) в соответствии с законодательно наделенными полномочиями. Цель данного контроля состоит в соблюдении интересов государства и общества в целом при реализации финансовой политики государства. Государственный финансовый контроль включает в себя общегосударственный и ведомственный.

   Общегосударственный финансовый контроль представляет собой  совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной  власти и управления Президент, парламент) с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства. Он направлен на объекты независимо от их ведомственной подчинённости.

   Ведомственный финансовый контроль - это финансовый контроль, проводимый специальными контрольно-ревизионными подразделениями министерств и ведомств подотчётных им предприятий, организаций, учреждений, внутри их поля деятельности. Цели и задачи такого контроля устанавливаются самими министерствами и ведомствами.

   Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутрихозяйственный, общественный и аудиторский.

   Внутрихозяйственный финансовый контроль - это финансовый контроль, осуществляемый финансово-экономическими подразделениями предприятий и организаций. Объектом контроля в данном случае выступает финансовая и производственная деятельность  самого предприятия и его структурных подразделений. Цели и задачи осуществления данного контроля формулируются органами управления хозяйствующих субъектов.

   Аудиторский (независимый) финансовый контроль - это  контроль осуществляемый специализированными  фирмами или службами. Основной целью  аудиторской проверки является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций законодательным и нормативно-правовым действующим актам. Это предоставляет пользователям финансовой отчётности дополнительное подтверждение достоверности данных о деятельности компании. Аудиторский контроль в определённой степени способствует уменьшению риска, связанного с принятием неправильных решений на основе неточной, неполной или неверной информации. Условием проведения аудиторских проверок является независимость аудитора от руководства проверяемого предприятия и результатов его финансово-хозяйственной деятельности.

   Общественный  финансовый контроль широко применялся в советское время. Его осуществляли на добровольной безвозмездной основе отдельные лица или группы специалистов.

   Финансовый  контроль негосударственной сферы  экономики со стороны государства  затрагивает не только выполнение денежных обязательств перед государством, но также соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, установленных правительством правил организации денежных расчётов, ведения учёта и отчётности.

1.3. Методы  финансового контроля.

   Различают следующие методы осуществления финансового контроля: проверки, обследования, надзор, анализ финансового состояния, наблюдения хозяйственной деятельности этого экономического субъекта с целью проверки ее законности, целесообразности и эффективности. Ревизии могут проводиться:

   В зависимости от полноты охвата деятельности ревизуемого учреждения:

   - полные - предусматривают проверку всей финансово-хозяйственной деятельности учреждений;

   - неполные (частичные) - проверяются лишь определенные виды хозяйственных операций;

   - комплексные - предусматривает глубокое изучение широкого круга вопросов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность учреждения;

   - тематические - предусматривают проверку ряда однотипных учреждений по отдельным специальным вопросам (темам);

   Сквозные - проводятся одновременно в головном учреждении и в его филиалах;

   2. По назначению:

   плановые - проводятся по первоначальному плану  контрольно-ревизионной работы не реже одного раза в два года;

   внеплановые - проводятся в связи с грубыми  нарушениями финансово-хозяйственной деятельности учреждений, при замене руководителя учреждения;

   3. В зависимости от базы, от источников проверки:

   - проверяются подлинности отчетных  документов и записей в учетных  регистрах;

   документальные  способы- формальная и арифметическая проверки документов, юридическая оценка, логический контроль, сплошное и выборочное наблюдение, встречная проверка, различные  приемы экономического анализа;

   фактические - проверяется наличие денежных средств и материальных ценностей в натуре. Способы: инвентаризация, экспертная оценка квалифицированными специалистами, визуальное наблюдение путем непосредственного обследования складских помещений и т.д.

   4. По методам проведения:

   сплошная - предусматривает проверку всей финансово-хозяйственной деятельности путем изучения и анализа всех бухгалтерских документов и регистров за ревизуемый период;

   выборочная - предусматривает проверку не всех бухгалтерских документов, а только их определенную часть;

   комбинированные ревизии сочетают выборочное и сплошное исследование хозяйственных операций. Одни участки деятельности предприятий проверяются выборочно, другие - сплошным способом. Сплошным способом проверяются кассовые операции и расчёты с подотчётными лицами, все другие хозяйственные операции - выборочно. Однако если в процессе выборочной проверки будут выявлены хищения, злоупотребления и другие серьёзные нарушения финансовой или расчётно-платёжной дисциплины, то по данному кругу хозяйственных операций следует провести сплошную проверку документов и записей в учётных регистрах.

   5. В зависимости от повторяемости контрольных действий: первичные - 
проверка проводится по первоначальному плану; повторные - возникают в случаях 
поверхностного проведения первичных ревизий, необъективного изучения фактов, 
нарушение инструкций, положений по проведенным ревизиям; дополнительные - 
проводятся для выявления новых обстоятельств, не вскрытых первичными и 
повторными ревизиями. Результаты ревизии оформляются актом, на основании 
которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению 
материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.
 

 

Глава 2 Характеристика порядка проведения контрольных мероприятий  в отношении бюджетных  учреждений

2.1 Контроль со стороны Контрольно - счетных органов на региональном уровне.

   Правовое  регулирование организации и  деятельности контрольно-счетных органов  субъектов РФ основывается на Конституции РФ и осуществляется Федеральным законом от 6.10.1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 7.02.2011г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

   Контрольно-счетные органы субъектов РФ являются постоянно действующими органами внешнего государственного финансового контроля и образуются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ и обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.

   Структура контрольно-счетного органа определяется в порядке, установленном соответственно законом субъекта РФ. Контрольно-счетный орган субъекта РФ образуется в составе председателя, аудиторов и аппарата контрольно-счетного органа. Также законодательно может быть предусмотрена одна должность заместителя председателя контрольно-счетного органа субъекта РФ.

   В состав аппарата контрольно-счетного органа входят инспекторы и иные штатные  работники. На инспекторов контрольно-счетных  органов возлагаются обязанности  по организации и непосредственному проведению внешнего государственного или муниципального финансового контроля в пределах компетенции соответствующего контрольно-счетного органа.

   Контрольно-счетный  орган субъекта РФ осуществляет следующие основные полномочия:

   1) контроль за исполнением бюджета  субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;

   2) экспертиза проектов законов  о бюджетах субъекта РФ и проектов законов о бюджетах территориального государственного внебюджетного фонда;

   3) внешняя проверка годового отчета  об исполнении бюджета субъекта  РФ, годового отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;

   4) организация и осуществление  контроля за законностью, результативностью  (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета субъекта РФ, средств бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и иных источников, предусмотренных законодательством РФ;

   5) контроль за соблюдением установленного  порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности субъекта РФ, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими субъекту РФ;

   6) оценка эффективности предоставления  налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств бюджета субъекта РФ, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета субъекта РФ и имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ;

Информация о работе Финансовый контроль в бюджетных учреждениях