Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 10:02, дипломная работа
Цель исследования: разработать технологию проведения индивидуальной консультации по вопросам выбора профессии на основе профдиагностической методики, которая позволяла бы осуществить краткосрочную комплексную индивидуально ориентированную помощь старшекласснику в профессиональном и личностном самоопределении.
Задачи исследования:
1). Изучение литературы по профессиональному и личностному самоопределению, по профдиагностике, по психологической помощи старшеклассникам, по индивидуальной профконсультации;
2). Изучение феноменологии консультативных ситуаций, поиск возможности их систематизации;
3). Выбор “базовой”, “ключевой” профдиагностической методики с широкими возможностями;
4). Построение на ее основе алгоритма, схемы эффективной, комплексной краткосрочной удобной индивидуальной формы психологической помощи старшеклассникам, инициированной профориентационным запросом.
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы личностного и профессионального
самоопределения старшеклассников…………………….............………………………………………………………… 9
1.1 Психологическая характеристика старшеклассников……………................. 9
1.2. Психология профессионального развития личности .……………............... 18
1.3. Принципы, формы и методы психологической помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении............................................………………………………................................... 33
1.4 Специфика индивидуального консультирования старшеклассников по вопросам выбора профессии .........................………………………………………………… 50
Глава 2. Организация и проведение исследования.............................………. 62
2.1. Описание выборки, методов и этапов исследования................…………. 62
2.2 Анализ результатов исследования…...............................................………. 67
2.3 Практические рекомендации по организации и проведению индивидуальной профконсультации со старшеклассниками на основе профдиагностики……………………………………....................................................................... 80
Заключение...................................................………................................................ 85
Список литературы ..................................................................................... 89
Глава 1. Теоретический анализ проблемы личностного и профессионального самоопредления старшеклассников
1.1. Психологическая характеристика старшеклассников
Возраст от 14 до 18 лет в разных психологических теориях носит различные названия: подростничество, старший школьный возраст, отрочество, ранняя юность, второй школьный возраст - и безоговорочно признается одним из самых важных, ответственных в жизни человека. Одновременно он чрезвычайно сложен по задачам, которые решаются в этот период, по насыщенности, многогранности, интенсивности происходящих в человеческой личности.
На определенном этапе развития общественного производства, человеческой культуры выделился некоторый промежуточный период в жизни индивида: чтобы перевести его из статуса детского в статус взрослого, включить его в систему общественного производства (и более полно - в систему общественных отношений), его нужно было сначала обучить - трудовым умениям, социальным нормам и правилам, дать ему определенный объем знаний, культурных ценностей, чтобы он стал полноценным членом общества со всеми правами и обязанностями. Недоросль, дитя на подросте, отрок, подросток - эти названия точно отражают характер данного возраста: уже не дитя - еще не взрослый, уже взрослый - но совсем еще дитя. Статус переходного периода обуславливает и первое основное противоречие, которое переживает человек, находящийся в этом возрасте.
В отечественной психологии период 14-18 лет изучен, разработан достаточно полно, начиная от Л.С. Выготского и до современных исследований Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, Л.Ф. Обуховой,И. Дубровиной, К.Н. Поливановой, Д. Эльконина и др. Все исследователи сходятся в одном: это крайне сложный, проблемный, ответственный период жизни. Правда, Шпрангер описывал три возможные формы проживания кризиса отрочества:
1) резкое, бурное, кризисное, сродни второму рождению;
2) плавное,
медленное, постепенное
3) активное формирование самого себя, самовоспитание, волевые усилия по преодолеванию внутренних тревог и кризисов (что бывает у людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины).
Но
принципиального характера
В подростковом возрасте ведущим видом деятельности становится общение, направленное на познание системы отношений в социуме и своего места в ней (личностно-интимные отношения со сверстниками и социальное экспериментирование). Д. Эльконин полагает, что в 11-15 лет преобладает общение в процессе обучения и труда, в 15-17 лет ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, направленная на познание профессионального труда. Для подростков характерна нестабильность образа “Я”, ощущение неполноценности, неуверенности. Часто встречается несоответствие или противоречие между интересами и планами (люблю математику, собираюсь в медицинский); интересы во многом определяются личностью значимого взрослого. Новообразованием подросткового периода является возникновение потребности в самоопределении, развитие системы целеполагания, формирование жизненных планов, структуры собственной системы ценностей, мировоззрения; в старшем подростковом возрасте начинается формирование индивидуального стиля личности, разделение ближних и дальних целей, мечтаний и реальностей. Самоопределение в общем смысле подразделяется на личностное, нравственное и профессиональное, но все эти составные части взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. С одной стороны — жизненный план возникает в результате обобщения и укрупнения целей личностного развития, интеграции и иерархизации мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентации. С другой стороны - цели и мотивы конкретизируются, дифференцируются, корректируются в зависимости от реального содержания жизни взрослеющего ребенка. На месте абстрактного, идеального образа будущего вырастает более-менее реалистический, ориентированный на действительность, более-менее последовательный план достижения желаемого будущего. Жизненная перспектива включает в себя не только образ конечного результата, способы его достижения, траекторию движения, очерк субъективных и объективных ресурсов, представление о возможных вариантах как пути, так и конечного результата.
Юность, старший школьный возраст описан меньше, чем более ранний подростковый. Он тоже чрезвычайно труден, противоречив и важен для последующего развития. Сформировались устойчивые интересы и предпочтения определенных видов деятельности, имеется довольно устойчивое мировоззрение как система взглядов на мир, общество, на самого себя. Совершенствуется интеллектуальный аппарат, формируется иерархия мотивов, в которой на первом месте утверждаются мотивы будущего. К старшему школьному возрасту должен быть отнесен и феномен самоопределения личности. Но даже если личностное самоопределение или профессиональный выбор не осуществлен, человек все равно оказывается перед фактом: к какому-то числу нужно принять судьбоносное решение, принять на свои неокрепшие (у подавляющего большинства учеников выпускных классов) плечи ответственность за всю свою будущую жизнь.
Кризис переходного периода протекает легче, если у школьника возникают относительно постоянные личностные интересы или какие-нибудь другие устойчивые мотивы поведения. Появление личностных интересов приводит к чрезвычайно важному явлению - возникновению целеполагания. Целеполагание как взаимодействие субъективного и познавательного уровней системы психологической саморегуляции деятельности рассмотрено, например, в (38;74, 7) и др. Ориентация субъекта на отдаленные цели играет огромную роль в формировании устойчивости личности. Цели, которые он ставит себе, намерения, которые он принимает, К. Левин называл квазипотребностями, которые обладают такой же силой, как “истинные” потребности. И чем более широким является жизненное пространство, в которое индивид включен, тем большее значение приобретают отдаленные цели. Ценностные ориентации субъекта на эти цели будущего становятся доминирующими и подчиняют себе поведение, эмоциональное и моральное состояние человека, делают подростка более устойчивым, внутренне собранным, организованным, целеустремленным, волевым. Это может быть связано с любыми интересами, требующими целевой организации поведения - общественный труд, семейные необходимости, и др. Любые осознанные и устойчивые | мотивы, становясь доминантными, гармонизируют разнонаправленные мотивационные тенденции, характерные для подросткового возраста. К началу фазы ранней юности, т.е. к 15-16 годам уже можно говорить о таком новообразовании, как “самоопределение”. Самоопределение юноши отличается от мечтаний подростка тем, что оно:
-
основано на более-менее
-
предполагает учет своих
- опирается на формирующееся мировоззрение;
-
связано с выбором своей
Подлинное самоопределение, как системное новообразование, связанное с формированием позиции взрослого человека, является завершающим этапом онтогенетического развития ребенка .
Важную роль играет волевой аспект, связанный с мотивационной сферой личности.
Л.И. Божович,
И.С. Кон, А.В. Мудрик и др. связывают
окончание подросткового
В журнале “Школа и производство” опубликована статья (14; 5 6-65) по вопросам социально-экономического и правового статуса старших школьников. Дети до 14 лет отнесены КЗоТом к категории малолетних, 14-18 лет - несовершеннолетних. В 14 лет, получая паспорт гражданина, а с ним и гражданскую ответственность, они получили право на индивидуальную экономическую самостоятельность, оговоренное “легкий труд, в свободное от учебы время, не допускающий вреда их здоровью и не нарушающий процесса обучения”. В новом КЗоТе проработаны все процедурные вопросы для 14-18 летних. Авторы статьи, однако, предостерегают, что ранний труд при всех условиях может сказаться на физическом и морально-психологическом развитии подростков.
Данные многочисленных исследований говорят о том, что в старшем школьном возрасте формируется психологическая готовность к личному, профессиональному (шире - жизненному) самоопределению. Она предполагает формирование устойчивых, сознательно выработанных представлений о своих обязанностях и правах, нравственных принципов и убеждений, умения анализировать как события, поступки, так и свои внутренние процессы и состояния. В психологической готовности к самоопределению ведущую роль играет самосознание - это осознание своих качеств, представление о реальном Я, желаемом Я, уровень притязаний, интроспекция, рефлексия и др. Необходимое условие для возникновения жизненных перспектив - ценностные ориентации. Являясь одним из центральных личностных новообразований, они выражают сознательное отношение человека к социальной действительности, определяют мотивацию поведения, оказывают существенное влияние на все стороны жизни, являются важным элементом внутренней структуры личности. О личностной зрелости старшеклассника можно судить по тому, насколько содержательная сторона ценностных ориентации соответствует интересам общества. Два основных параметра этого феномена - степень сформированности иерархии ценностей и их содержание (направленность). Будучи по своей природе социально-историческими феноменами, ценности дают идеальным целям, имеющимся в сознании подростка, побудительную силу воздействия на способ и характер деятельности. Благодаря этому цели становятся реальными, выделяются ближние цели, цели-задачи как этапы достижения целей отдаленных и т.д. [48].
Именно в юношеском возрасте жизненные планы впервые осознаются как система приспособления к реальности.
Временную перспективу можно определить как выделяемый в сознании план представлений о будущей жизни, опосредующий деятельность человека, влияющий на содержание и функционирование мотивационно-потребностной сферы личности .
Школьники, находящиеся в переходном от подросткового к юношескому возрасте, приобретают повышенную значимость собственной системы ценностей, целостное отношение к себе (вместо частных самооценок отдельных своих качеств), дифференцированность, умение отделять ощущение успеха/неуспеха в конкретном деле от общего к себе отношения. Мотивы как побудительная и смыслообразующая сила становятся более связаны не с содержанием знаний и условиями школьной жизни, а с выбором будущего. Побудительные силы человеческого поведения становятся более произвольными и сознательными.
М.Р. Гинзбург называет проблему самоопределения узловой проблемой взаимодействия индивида и общества; основные моменты этой проблемы - социальная детерминация индивидуального сознания, психики и роль собственной активности субъекта во взаимосвязи социального и индивидуального (6). Л.И. Божович включает в самоопределение поиск цели и смысла существования, поиск своего места в общем потоке жизни, места в труде, выбор своего собственного будущего пути. Возникновение этой потребности обосновано логикой личностного и социального развития человека, это потребность в формировании единой смысловой системы, связывающей обобщенные представления о себе, о мире, тем самым найти/определить смысл своей жизни. Самоопределение однозначно связывается с выбором профессии, но ею не определяется. Двуплановость самоопределения в том и состоит, что оно осуществляется и через деловой, конкретный, реальный выбор профессии (труда, рабочего места), и через общие, абстрактные отвлеченные, лишенные конкретности искания смысла существования. Неравномерность этапов профессионального развития, взаимосвязь личностного и профессионального самоопределения изучены А.К. Марковой (17;308). Л.И. Божович называет 2 плана самоопределения - выбор профессии и поиск смысла жизни (4).
Из всего круга вопросов, относящихся к самоопределению, тема профессионального самоопределения разработана наиболее детально.
Личностное
самоопределение в старшем
Д.И. Фельдштейн показал, что подростковый возраст является сензитивным для формирования мотивации общественно-полезной (приемлемой) деятельности. Узловым моментом в социальном развитии личности является выбор позиции “Я и общество” (43).