Психологическая помощ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 10:02, дипломная работа

Описание

Цель исследования: разработать технологию проведения индивидуальной консультации по вопросам выбора профессии на основе профдиагностической методики, которая позволяла бы осуществить краткосрочную комплексную индивидуально ориентированную помощь старшекласснику в профессиональном и личностном самоопределении.
Задачи исследования:
1). Изучение литературы по профессиональному и личностному самоопределению, по профдиагностике, по психологической помощи старшеклассникам, по индивидуальной профконсультации;
2). Изучение феноменологии консультативных ситуаций, поиск возможности их систематизации;
3). Выбор “базовой”, “ключевой” профдиагностической методики с широкими возможностями;
4). Построение на ее основе алгоритма, схемы эффективной, комплексной краткосрочной удобной индивидуальной формы психологической помощи старшеклассникам, инициированной профориентационным запросом.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы личностного и профессионального
самоопределения старшеклассников…………………….............………………………………………………………… 9
1.1 Психологическая характеристика старшеклассников……………................. 9
1.2. Психология профессионального развития личности .……………............... 18
1.3. Принципы, формы и методы психологической помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении............................................………………………………................................... 33
1.4 Специфика индивидуального консультирования старшеклассников по вопросам выбора профессии .........................………………………………………………… 50
Глава 2. Организация и проведение исследования.............................………. 62
2.1. Описание выборки, методов и этапов исследования................…………. 62
2.2 Анализ результатов исследования…...............................................………. 67
2.3 Практические рекомендации по организации и проведению индивидуальной профконсультации со старшеклассниками на основе профдиагностики……………………………………....................................................................... 80
Заключение...................................................………................................................ 85
Список литературы ..................................................................................... 89

Работа состоит из  1 файл

Психологич.помощ-д.doc

— 447.00 Кб (Скачать документ)

    А.Ф.Зеер называет способность личности находить личностный смысл в   профессиональном   труде,   самостоятельно   творить   свою профессиональную жизнь важнейшим критерием продуктивности ее профессионального становления.

    В   работах   С.Н.Чистяковой  уточняется, что профессиональное   самоопределение   молодежи   включает   все взаимосвязанные стороны его проявления: формирование карьеры, сферы приложения и развития личностных возможностей, области личностной самореализации, отношение ее к различным аспектам культурно-исторической ситуации собственного развития (47,48).

    Есть  несколько моделей профессионального  развития. Л,Митина и др. выделяют:

    а) адаптивную модель, когда человек  подстраивается к наличным обстоятельствам труда, рабочего места, правил и норм профессионального сообщества, алгоритма выполнения трудовых задач;

    б) модель профессионального развития, в которой есть место преобразованиям  внешних аспектов труда, развитию собственных возможностей .

    Профессиональное  самоопределение, как и все линии  развития, берет начало с самого раннего детства. Понимание этого факта дает возможность анализировать развитие на более поздних стадиях, обнаруживать источники   ошибок   и   затруднений,   проводить   помогающие, корректирующие и другие мероприятия для оптимизации самоопределения личности.        Н.С.Пряжников  описывает процесс приобщения к профессии таким образом-.

    1) в  дошкольном возрасте это выполнение  несложных трудовых действий по уходу за собой, за домашними, помощь в хозяйстве и т.п., и личное отношение к ним. Это также сюжетно-ролевые игры профессионального характера - они развивают у человека интерес к труду, формируют положительную мотивацию, привычку трудиться, обогащают знания о труде и о мире взрослых;

    2) в  младшем школьном возрасте это,  во-первых, подражание значимым взрослым, профессиональному аспекту их жизни (можно назвать   это   профессиональной   индукцией),   во-вторых, формирование   познавательных   интересов,  мотивации   к достижениям, осознание своих способностей и возможностей, формирование представлений о желаемых трудовых занятиях, фантазирование;

    3) в  подростковом возрасте закладываются  основы нравственного отношения  к труду, формируется система личностных ценностей, которая определит избирательное отношение человека к различным профессиям. Появляются учебно-профессиональные намерения, предпочтения, профессионально-ориентированные мотивы учебы, активизируется развитие качеств и способностей, присущих представителям привлекательных, выбранных профессий;

    4) в  ранней юности (14-15 лет) профессиональные  намерения остаются достаточно  неопределенными. Профессионально-ориентированные мечты и романтические устремления реализовать в настоящем времени невозможно, возможны только более серьезные, чем в раннем детстве, профессиональные пробы. И статистика показывает объективный факт: выбор профессионального образования в этом возрасте психологически необоснован и ведет к негативным личностным и социальным последствиям.

      Психологически более комфортно  чувствуют себя те юноши и  девушки, которые сначала получают  полное среднее образование, т.к.  к этому моменту личность становится  гораздо более зрелой и человек  становится способен выбрать  наиболее реальный и приемлемый  со всех точек зрения вариант на основе оценки своих способностей и возможностей, имеющегося опыта и с учетом социально-экономической ситуации;

   5) с наступлением юношеского возраста (16 лет) становится возможным переоценить  и скорректировать ранее сделанный  выбор или переоценить и получить подкрепление уверенности в своих силах и приняться за освоение новой социальной роли профессионала;

   6) на последующих этапах профессионального  развития - и это также необходимо  обсуждать заранее возможны либо профессиональная миграция   (иной   выбор,   смена   рабочего   места,   вида профессиональных занятий), либо углубление, совершенствование профессионализма в избранной сфере, либо один из деструктивных вариантов карьеры. Обсуждение в юношеском возрасте всех этапов профессионального становления необходимо в целях профилактики возможных     конфликтов     профессионального     развития. Предотвращение и преодоление их возможно только при развитии психологической  компетентности,  зрелости,  ответственности, предварительной разработки различных вариантов согласования установок, целей, отношений и т.д.

     Планирование жизненного пути, скорее  всего, идет как наметки основных  вех, причем вехи эти могут  быть разные: временные (например, “к 30 годам встать на ноги”,  хотя путь к этому не указан); событийные ( к примеру, “стать врачом”, “окончить вуз” - без четкого указания возраста человека при совершении события). Крайне редко человек планирует одновременно и событие, и время его достижения. Планирование обычно различают долгосрочное (на несколько десятилетий вперед), на “средний” срок (несколько месяцев или лет) и краткосрочное (несколько дней, недель).

    Рассматриваются предлагают следующие этапы планирования профессионального пути, применимые ко всем видам карьерных решений, вне зависимости от их сложности или возраста, в котором они принимаются.

Этапы планирования Вопросы для  изучения Деятельность
1 Сбор информации Что необходимо сделать? Сбор и оценка информации
2 Концептуализация Что возможно? Моделирование и визуализация
3 Дизайн Что реально? Выработка стратегии
4 Претворение в  жизнь Какие шаги необходимо предпринять? Планирование  действий
5 Оценка (формирование нового плана) Что необходимо дополнить или изменить? Оценка и  выработка нового плана.
 

    Проблема  выбора профессии стара как мир. И всякий раз при изменениях в экономике, политике, социально-культурной ситуации необходимо переосмысливать ее содержание. Образ профессии (как когнитивная, так и эмоциональная его составляющая) изменяясь, меняет и систему общих ориентиров отдельной личности и общества в целом. Не так давно образ профессионала был связан с определенными профессиональными ценностями, с образами конкретных людей и их трудового пути, с содержательными сторонами труда. В новом веке этот идеальный образ профессионала, с которым сопоставляют себя юноши, заменяется на идеальный образ жизни (европейский, бизнесменов...), с акцентированием внешних форм. Профессия, труд становятся не существенной частью образа жизни, а средством для достижения различных благ, определенного образа жизни.

    Ежегодно  в мире появляются 500 новых профессий  и столько же уходят в прошлое. Многие виды труда живут 5-15 лет и либо исчезают совсем, либо меняются до неузнаваемости. В этом состоит динамичность мира    профессий.    Другой    его    особенностью    является полипрофессионализм, необходимость на одном рабочем месте, в одной должности иметь разносторонние знания, навыки смежных профессий. Третья особенность - динамичность самого работника, человека, его изменяющиеся   в   процессе   жизни   интересы,   потребности, возможности и т.д.

    Фактором  профессионального развития, по Л. Митиной, является внутренний мир человека. Объектом развития являются интегральные характеристики    личности:    профессиональная    направленность, профессиональная компетентность и гибкость (эмоциональная и поведенческая), которые являются психологической основой любых видов деятельности.

    Профессиональная  направленность - это система эмоционально-ценностных отношений, создающая иерархию доминирующих мотивов личности. Например, направленность на себя (на саморазвитие), на взаимодействие с другими людьми, на предмет деятельности.

    Профессиональная  компетентность включает знания, умения, навыки, способы и приемы их реализации в профессиональной деятельности и в профессиональном общении.

    Поведенческая и эмоциональная гибкость - оптимальное сочетание эмоциональной устойчивости и эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к изменениям. Это качество особенно важно на этапе подготовки к вхождению в мир профессий.

    Рассмотрению компетентностей (компетенции) посвящены работы Ю.М. Забродина. В современное понимание “квалификации” или “ключевой квалификации” в ряде развитых стран, кроме знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств включается также готовность работника к “адаптации к динамичному производству, легкому переходу от одного вида труда к другому” а так же “обладание способностями, необходимыми для широкого круга профессий”.

    Интересной  и очень важной представляется система  взглядов на развитие профессионала с экономической точки зрения. В работах Ю.М. Забродина, например, рассматривается качество трудового ресурса и вопросы, связанные с его будущим, с условиями его развития и т.п. В условиях перехода к постиндустриальному обществу, когда основная масса работников сосредотачивается в сфере производства товаров и услуг, на первый план выступает следующая особенность общественного труда. Производство услуг растет по сравнению с промышленным производством, и, как следствие, усиливается значение фактора, отличающего человеческое сообщество от любого другого сообщества, а именно того, что деятельность одних субъектов общества направлена на потребление другими субъектами.  Это не норма закона,  не договоренность, а необходимое условие эффективного выживания общества (т.е. воспроизводство граждан плюс воспроизводство опыта). К тому же демографические перспективы таковы,  что каждому трудоспособному работнику нужно будет производить такое количество продуктов труда, чтобы обеспечить себя и еще одного члена общества. И это объективные реалии будущей жизни сегодняшних старшеклассников, которые должны быть ими приняты. Именно к этому сегодняшних подростков и юношей никто не готовит, об этом не информирует. Более того, формирующаяся новая идеология российского общества носит достаточно индивидуалистический характер, что не очень согласуется с тенденциями изменения характера труда. На первый план объективно выходят вопросы трудовой мотивации и социальной ответственности перед обществом. Для практической психологии первостепенными становятся такие задачи, как

    а) управление мотивационно-ценностной сферой;

    б) гражданское воспитание;

    в) понимание ценности и значимости самого труда.

    Ю.М. Забродин здесь вводит понятие гражданской  карьеры.

      Отмечены также следующие аспекты  процесса профессионального самоопределения современной молодежи:

 

    1   с одной стороны - и возможностями  и способностями личности , ее  опытом, индивидуальным стилем деятельности с другой. Но основной движущей силой развития профессионала является другое противоречие, внутриличностное, которое ведет либо к изменениям внутреннего мира человека, либо к попыткам изменения внешней среды. И опять-таки, высокий уровень самосознания позволяет позитивно разрешить это  противоречие. Творческое Я  личности выступает   вектором профессионального развития, а различные типы адаптивного поведения выступают как средства выбора оптимального поведенческого решения.

        До  сих пор типичной для наших  специалистов остается модель адаптивного  поведения, поскольку ни общеобразовательная, ни профессиональная школа не умеют готовить людей, способных к саморазвитию. Компетентностный подход в образовании не нашел пока реального воплощения в педагогической практике. Выбор или формирование психологической стратегии профессионального пути -конструктивной или приводящей неизбежно к стагнации - во многом определяется прохождением стадий выбора профессии (стадии оптации). Как правило, стратегия развития задается осознанным и самостоятельным выбором профессии, когда уже оптант становится субъектом выбора направления и первых практических шагов. Случайный, неосознанный, несамостоятельный выбор профессии в подростковом или юношеском возрасте в большинстве случаев определяет стратегию приспособления, неконструктивную и с точки зрения психологического здоровья человека, и с точки зрения общественных, государственных интересов (36). Этот факт еще раз подчеркивает необходимость психологической помощи старшему школьнику в этих вопросах. Возможные жизненные стратегии рассмотрены также в   (5;74): стратегии благополучия, жизненного успеха, самореализации на основе потребительской, мотивационной либо творческой направленности.

        Американские психологи рассматривают  также две группы стратегий:  основанные на внутренних стремлениях  (личностный рост, здоровье,  любовь, служение обществу) либо на внешних (материальное благополучие, признание, физическая привлекательность).

Информация о работе Психологическая помощ