Психологическая помощ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 10:02, дипломная работа

Описание

Цель исследования: разработать технологию проведения индивидуальной консультации по вопросам выбора профессии на основе профдиагностической методики, которая позволяла бы осуществить краткосрочную комплексную индивидуально ориентированную помощь старшекласснику в профессиональном и личностном самоопределении.
Задачи исследования:
1). Изучение литературы по профессиональному и личностному самоопределению, по профдиагностике, по психологической помощи старшеклассникам, по индивидуальной профконсультации;
2). Изучение феноменологии консультативных ситуаций, поиск возможности их систематизации;
3). Выбор “базовой”, “ключевой” профдиагностической методики с широкими возможностями;
4). Построение на ее основе алгоритма, схемы эффективной, комплексной краткосрочной удобной индивидуальной формы психологической помощи старшеклассникам, инициированной профориентационным запросом.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы личностного и профессионального
самоопределения старшеклассников…………………….............………………………………………………………… 9
1.1 Психологическая характеристика старшеклассников……………................. 9
1.2. Психология профессионального развития личности .……………............... 18
1.3. Принципы, формы и методы психологической помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении............................................………………………………................................... 33
1.4 Специфика индивидуального консультирования старшеклассников по вопросам выбора профессии .........................………………………………………………… 50
Глава 2. Организация и проведение исследования.............................………. 62
2.1. Описание выборки, методов и этапов исследования................…………. 62
2.2 Анализ результатов исследования…...............................................………. 67
2.3 Практические рекомендации по организации и проведению индивидуальной профконсультации со старшеклассниками на основе профдиагностики……………………………………....................................................................... 80
Заключение...................................................………................................................ 85
Список литературы ..................................................................................... 89

Работа состоит из  1 файл

Психологич.помощ-д.doc

— 447.00 Кб (Скачать документ)

      По результатам консультирования  старшеклассников было проведено  11 консультаций с родителями, из  них: 6 было связано в основном  с нормализацией детско-родительских отношений, еще пять посвящено конкретным формам и способам помощи родителей своим детям.

    2. В таблице 1 приведены результаты диагностики (столбцы 2,3,4) и анализа профконсультационной ситуации. Наличие профпредпочтений уточнялось по вопросам 4-6, 9,11,12; состояние профессиональной готовности - по вопросам 3,7,15,17,18; профнамерения - по вопросам 11-14, 19,20,22 анкеты “Дорогой друг”.

          Результаты  профдиагностики

Табл.1

ев

В: я

Б о

^

3

в

1 §

Я U

§ ?

S в

g 5

• А

s^

a

я “

1 -э

Св £J

Я о

2 я s ea w о " К

^2

о с-

й

    ж

" S

в в

|&

1 S & “

£ в

§•&

^ ^

Индивидуальные  особенности, “барьеры”
“ о

В

о

a s

я Я

S ^ 3

^1

§5

” •е-

о &

В

1 2 3 4 5 6
1 + ± ± Отсутствие  своей точки зрения 76
2 ± ± ± Противоречивость  интересов и способностей 76
3 + + ± Мало выборов, разносторонние интересы 1
4 - ± ± Ориентация  на престижность
5 + ± + 1
6 - ± - Пассивность жизненной  позиции
7 - - - Проблемы в  общении, “уход” в сферу ч-техн
8 - + х Избегание общения, “уход” в компьютеры 5,26
9 - + х Неучет актуальной успешности в планировании будущего 5,2а
10 + + ± Ориентация  не на самосознание , а на престижность 1
11 - + - Безынициативность 26
12 - - - Недифференцирование профессий, пассивность 76
 
 
 
 
1

11

2 3 4 5 6
13 - - х Абстрактность рассуждений 5,7а,2в
14 - ± - Ориентация  на удовольствие, нет самоанализа
15 ± - - Ориентация  личности на престижность, образ жизни 3
16 - ± - Мечты, противоречие “хочу” и “могу” 26
17 + + - Выжидательная позиция 3
18 + + ± Поверхностные знания, нерешительность 6
19 + ± ± Завышенные  притязания, авторитарный отец 76
20 ± ± ± Тревожная мама 6
21 - ± X Пассивность жизненной позиции 26
22 - - - Стремление  к независимости, нет желания  трудиться 26,8
23 + + х Неучет  баланса усилие-результат 5
24 + + ± Пассивность, симбиоз с матерью 76
25 ± - - Противоречивость  в общении, отсутствует иерархия мотивов 8
26 + ± - Не знает  себя
27 ± - ± Поверхностность 76
28 - + - Авторитарная  мама, проблемы в общении 2в,8
29 ± ± ± Пассивность, поверхностность 76
30 + ± - Не субъект  своей судьбы 8
31 ± ± - Нереалистичность  планов 5,76,3
32 ± ± - Интравертированность, сомнения 8
33 - + ± Разносторонность
34 + ± ± Личностные  мотивы, не профессиональные
35 + + ± 1
36 + + ± Отсутствие  критерия 1
1 2 3 4 5 6
37 ± - ± Флегматичность
38 + + X Ориентация  на внешнее мнение 5,3
39 - + х На стадии сопоставления  со своей системой ценностей 5,2а
40 + + + С уровня смыслов  опуститься на реальную почву 1
41 ± ± Мечты, ведомость 36
42 + ± ± Гиперпотребность  в принятии, общении 76,3
43 + ± ± неумение планировать; рано выбирать 36
44 + + + 1
45 + ± ± 1
46 - + - Некоммуникабельность, передача ответственности
47 + ± ± Проблемы в  общении 6
48 - + ±
49 - ± ± Завышенная  самооценка 26
50 - - ± Проблемные  отношения с мамой
51 ± - х Нерешенные  внутриличностные проблемы 5
52 + + ± Отрыв от реальности  
 
53 + + + 1
54 ± + ± Интравертированность 4
55 + + ± Максимализм 3
56 ± - ± Отсутствие  желания прилагать усилия 4
57 ± - - Пассивная жизненная  позиция 4,8
58 d= - х Опекаемость, нет  желаний, слабая воля 5,7в
59 ± - - Нежелание трудиться
60 ± - - Пассивная жизненная  позиция 26
61 + ± ± Желание избежать трудностей, детская позиция 6
 
1 2 3 4 5 б
62 4: ± Подростковый  период, стадия самопознания 6
 

    Профессиональные  предпочтения:

+ выражены 

+= слабо  выражены

  • отсутствуют

Профессиональная  готовность:

+ сформирована  в основном ± частично сформирована

    - отсутствует

    Содержание  профнамерений:

    + согласованы

    ± частично согласованы

    х противоречивы

    - отсутствуют

    Очевидна  взаимосвязь аспектов профессионального  и личностного, и в широком смысле жизненного самоопределения; в столбце 6 таблицы 1 обозначены типы профконсультационных ситуаций, к которым может быть отнесен каждый конкретный случай. Как видно из табл. 1, некоторые случаи довольно просты для консультанта, поскольку оптант в данный момент своей жизни занят одной задачей самоопределения. У некоторых школьников жизненная ситуация сложнее - нерешенные задачи предыдущих этапов развития стали проблемами нынешнего этапа. Некоторые случаи требуют вмешательства в семейное окружение, коррекции детско-родительских отношений. Но это, разумеется, совершенно отдельная история.

    2. В результате систематизации исследованных профконсультаций на основе характера итоговых баллов ОПТ были выделены 8 типичных профконсультационных ситуаций. В таблице 2 описаны эти ситуации, а также описаны стратегии помощи в каждом случае.

Варианты  профконсультационных ситуаций

                      Табл.2

 

Варианты  профконсультационных ситуаций

Стратегии взаимодействия

 
 
 
 

Оптимальный вариант

    Значения  итоговых баллов по 2 типам профессий больше остальных, оценки  “хочу”,  “могу”,  “надо” внутри этих типов различаются незначительно    и    выбираемая профессия, специальность достаточно точно соответствует этим типам. Пример:

          Знак    Техника   Природа Худож-ныи  Человек образ

    4,4,2

      13,14,16   14,18,16

6,7,6

            9.9,9

Профессия фитодизайнер, дизайнер Встречается редко

 

    Помощь   таким оптантам может проводиться  в виде обсуждения

а) смежных профессий  и специальностей;

б) возможных   вариантов   получения профессии  в  учебных  заведениях различного уровня - высшего, среднего специального,начального;

в) сфер деятельности, в которых может быть     востребована     выбранная профессия;

г) приоритетов  в предпочтениях (виды

 деятельности  для запасных вариантов,

для хобби)

    В целом такой оптант подтверждает свою самооценку (что может быть полезным в семейном обсуждении его профессионального     будущего)     и расширяет  осведомленность  о  мире профессий,  получает дополнительную полезную информацию.

 
 
 

Недифференцированный  вариант

4 или  5 типов профессий набрали приблизительно        одинаковые итоговые баллы:

а) с  тенденцией к максимальным значениям

          Знак    Техника   Природа Худож-ный  Человек образ

16,15,9    15,15,13   19,17,15

11,13,6    20,20,3

 

 
 
 
    а) - разносторонние интересы и умения,    отсутствие    предпочтений, оптимистичный   оптант.   Выделению значимых      сфер      деятельности, предпочтительных   типов   профессий помогает сопоставление с ответами на вопросы ознакомительной анкеты: какими видами     деятельности     занимается регулярно по своему    желанию в свободное время, какой характер труда привлекателен,   какие   занятия   из имеющихся в его жизненном опыте он хотел бы продолжать и развивать, а какие оставить для досуга, от каких готов отказаться и почему, для реализации каких вариантов   оптант   видит   наличие собственных возможностей, посторонней помощи. В целом результат консультации для такого оптанта - в рефлексии, в опыте оценивания   фактов   своей   жизни, расстановки  приоритетов,  в  умении отказываться от менее важных, но приятных       вещей   ради   более существенных, значимых.

 
 
 

            72

 

минимальным

Худож-ный  Человек образ

б) с  тенденцией к значениям

Знак    Техника   Природа

9,6,6

    3,3,2

2,2,2

          5,4,4

8,7,3

в) с  тенденцией к средним значениям

          Знак    Техника   Природа Худож-ный Человек образ

10,12,12   12,10,12

    9,4,0

6,1,0

15,6,2

 

    6) - низкая конкурентоспособность,  отсутствие готовности к труду, низкая активность.        При        наличии профессиональных           намерений обсуждаются ожидания и притязания оптанта, вероятная степень успешности в профессиональной деятельности при такой малой выраженности всех элементов профессиональной готовности, далее -возможности   оптимизации   ситуации, необходимые  активные  действия  со стороны оптанта.

    При отсутствии какой-либо желаемой профессии с таким оптантом можно провести лишь ознакомительную беседу о классификации профессий по предмету труда, об основных правилах выбора профессии    сопоставить    результаты профдиагностики   с   ожиданиями   и притязаниями.   Эффективны   вопросы такого типа: “ты оценил свои умения, свое эмоциональное отношение к разным элементам   профессионального   труда, желание трудиться. Как ты оценишь с позиции работодателя такого работника? Чем ты готов заняться в своих интересах”.

    Результатом для оптанта является самопознание, рефлексия, возможность увидеть себя со стороны, активизация собственных усилий, часто - повышение самооценки.

    Практически любой такой случай -это показание  к личностной или семейной психокоррекции.

в) - информация о типах профессий по предмету труда, сопоставление с желаемой профессией, с ответами на вопросы анкеты о регулярных занятиях какими-либо видами деятельности помогает оптанту обратить внимание на содержательную сторону разных видов профессиональной деятельности, своего жизненного опыта и начать свою внутреннюю работу по самопознанию, по принятию позиции субъекта своей жизни.

Информация о работе Психологическая помощ