Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 10:02, дипломная работа
Цель исследования: разработать технологию проведения индивидуальной консультации по вопросам выбора профессии на основе профдиагностической методики, которая позволяла бы осуществить краткосрочную комплексную индивидуально ориентированную помощь старшекласснику в профессиональном и личностном самоопределении.
Задачи исследования:
1). Изучение литературы по профессиональному и личностному самоопределению, по профдиагностике, по психологической помощи старшеклассникам, по индивидуальной профконсультации;
2). Изучение феноменологии консультативных ситуаций, поиск возможности их систематизации;
3). Выбор “базовой”, “ключевой” профдиагностической методики с широкими возможностями;
4). Построение на ее основе алгоритма, схемы эффективной, комплексной краткосрочной удобной индивидуальной формы психологической помощи старшеклассникам, инициированной профориентационным запросом.
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы личностного и профессионального
самоопределения старшеклассников…………………….............………………………………………………………… 9
1.1 Психологическая характеристика старшеклассников……………................. 9
1.2. Психология профессионального развития личности .……………............... 18
1.3. Принципы, формы и методы психологической помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении............................................………………………………................................... 33
1.4 Специфика индивидуального консультирования старшеклассников по вопросам выбора профессии .........................………………………………………………… 50
Глава 2. Организация и проведение исследования.............................………. 62
2.1. Описание выборки, методов и этапов исследования................…………. 62
2.2 Анализ результатов исследования…...............................................………. 67
2.3 Практические рекомендации по организации и проведению индивидуальной профконсультации со старшеклассниками на основе профдиагностики……………………………………....................................................................... 80
Заключение...................................................………................................................ 85
Список литературы ..................................................................................... 89
По результатам
2. В таблице 1 приведены результаты диагностики (столбцы 2,3,4) и анализа профконсультационной ситуации. Наличие профпредпочтений уточнялось по вопросам 4-6, 9,11,12; состояние профессиональной готовности - по вопросам 3,7,15,17,18; профнамерения - по вопросам 11-14, 19,20,22 анкеты “Дорогой друг”.
Результаты профдиагностики
Табл.1
ев
В: я Б о ^ |
”
3
в ” 1 § Я U § ? S в g 5 • А s^ a |
я “
1 -э Св £J Я о 2 я s ea w о " К ^2 о с- й |
" S в в |& 1 S & “ £ в §•& ^ ^ |
Индивидуальные особенности, “барьеры” |
“ о
S ^ 3 ^1
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | + | ± | ± | Отсутствие своей точки зрения | 76 |
2 | ± | ± | ± | Противоречивость интересов и способностей | 76 |
3 | + | + | ± | Мало выборов, разносторонние интересы | 1 |
4 | - | ± | ± | Ориентация на престижность | 2а |
5 | + | ± | + | — | 1 |
6 | - | ± | - | Пассивность жизненной позиции | 2а |
7 | - | - | - | Проблемы в общении, “уход” в сферу ч-техн | 2в |
8 | - | + | х | Избегание общения, “уход” в компьютеры | 5,26 |
9 | - | + | х | Неучет актуальной успешности в планировании будущего | 5,2а |
10 | + | + | ± | Ориентация не на самосознание , а на престижность | 1 |
11 | - | + | - | Безынициативность | 26 |
12 | - | - | - | Недифференцирование профессий, пассивность | 76 |
1
11 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
13 | - | - | х | Абстрактность рассуждений | 5,7а,2в | ||
14 | - | ± | - | Ориентация на удовольствие, нет самоанализа | 2а | ||
15 | ± | - | - | Ориентация личности на престижность, образ жизни | 3 | ||
16 | - | ± | - | Мечты, противоречие “хочу” и “могу” | 26 | ||
17 | + | + | - | Выжидательная позиция | 3 | ||
18 | + | + | ± | Поверхностные знания, нерешительность | 6 | ||
19 | + | ± | ± | Завышенные притязания, авторитарный отец | 76 | ||
20 | ± | ± | ± | Тревожная мама | 6 | ||
21 | - | ± | X | Пассивность жизненной позиции | 26 | ||
22 | - | - | - | Стремление к независимости, нет желания трудиться | 26,8 | ||
23 | + | + | х | Неучет баланса усилие-результат | 5 | ||
24 | + | + | ± | Пассивность, симбиоз с матерью | 76 | ||
25 | ± | - | - | Противоречивость в общении, отсутствует иерархия мотивов | 8 | ||
26 | + | ± | - | Не знает себя | 7а | ||
27 | ± | - | ± | Поверхностность | 76 | ||
28 | - | + | - | Авторитарная мама, проблемы в общении | 2в,8 | ||
29 | ± | ± | ± | Пассивность, поверхностность | 76 | ||
30 | + | ± | - | Не субъект своей судьбы | 8 | ||
31 | ± | ± | - | Нереалистичность планов | 5,76,3 | ||
32 | ± | ± | - | Интравертированность, сомнения | 8 | ||
33 | - | + | ± | Разносторонность | 2а | ||
34 | + | ± | ± | Личностные мотивы, не профессиональные | 2а | ||
35 | + | + | ± | — | 1 | ||
36 | + | + | ± | Отсутствие критерия | 1 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
37 | ± | - | ± | Флегматичность | 2в | ||
38 | + | + | X | Ориентация на внешнее мнение | 5,3 | ||
39 | - | + | х | На стадии сопоставления со своей системой ценностей | 5,2а | ||
40 | + | + | + | С уровня смыслов опуститься на реальную почву | 1 | ||
41 | =Ь | ± | ± | Мечты, ведомость | 36 | ||
42 | + | ± | ± | Гиперпотребность в принятии, общении | 76,3 | ||
43 | + | ± | ± | неумение планировать; рано выбирать | 36 | ||
44 | + | + | + | — | 1 | ||
45 | + | ± | ± | — | 1 | ||
46 | - | + | - | Некоммуникабельность, передача ответственности | 2а | ||
47 | + | ± | ± | Проблемы в общении | 6 | ||
48 | - | + | ± | — | 2а | ||
49 | - | ± | ± | Завышенная самооценка | 26 | ||
50 | - | - | ± | Проблемные отношения с мамой | 2в | ||
51 | ± | - | х | Нерешенные внутриличностные проблемы | 5 | ||
52 | + | + | ± | Отрыв от реальности | | ||
53 | + | + | + | — | 1 | ||
54 | ± | + | ± | Интравертированность | 4 | ||
55 | + | + | ± | Максимализм | 3 | ||
56 | ± | - | ± | Отсутствие желания прилагать усилия | 4 | ||
57 | ± | - | - | Пассивная жизненная позиция | 4,8 | ||
58 | d= | - | х | Опекаемость, нет желаний, слабая воля | 5,7в | ||
59 | ± | - | - | Нежелание трудиться | 7а | ||
60 | ± | - | - | Пассивная жизненная позиция | 26 | ||
61 | + | ± | ± | Желание избежать трудностей, детская позиция | 6 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | б |
62 | 4: | =ь | ± | Подростковый период, стадия самопознания | 6 |
Профессиональные предпочтения:
+ выражены
+= слабо выражены
Профессиональная готовность:
+ сформирована в основном ± частично сформирована
- отсутствует
Содержание профнамерений:
+ согласованы
± частично согласованы
х противоречивы
- отсутствуют
Очевидна взаимосвязь аспектов профессионального и личностного, и в широком смысле жизненного самоопределения; в столбце 6 таблицы 1 обозначены типы профконсультационных ситуаций, к которым может быть отнесен каждый конкретный случай. Как видно из табл. 1, некоторые случаи довольно просты для консультанта, поскольку оптант в данный момент своей жизни занят одной задачей самоопределения. У некоторых школьников жизненная ситуация сложнее - нерешенные задачи предыдущих этапов развития стали проблемами нынешнего этапа. Некоторые случаи требуют вмешательства в семейное окружение, коррекции детско-родительских отношений. Но это, разумеется, совершенно отдельная история.
2. В результате систематизации исследованных профконсультаций на основе характера итоговых баллов ОПТ были выделены 8 типичных профконсультационных ситуаций. В таблице 2 описаны эти ситуации, а также описаны стратегии помощи в каждом случае.
Табл.2
Варианты профконсультационных ситуаций
Стратегии взаимодействия
Оптимальный вариант
Значения итоговых баллов по 2 типам профессий больше остальных, оценки “хочу”, “могу”, “надо” внутри этих типов различаются незначительно и выбираемая профессия, специальность достаточно точно соответствует этим типам. Пример:
Знак Техника Природа Худож-ныи Человек образ
4,4,2
13,14,16 14,18,16
6,7,6
9.9,9
Профессия фитодизайнер, дизайнер Встречается редко
Помощь таким оптантам может проводиться в виде обсуждения
а) смежных профессий и специальностей;
б) возможных вариантов получения профессии в учебных заведениях различного уровня - высшего, среднего специального,начального;
в) сфер деятельности, в которых может быть востребована выбранная профессия;
г) приоритетов в предпочтениях (виды
деятельности для запасных вариантов,
для хобби)
В целом такой оптант подтверждает свою самооценку (что может быть полезным в семейном обсуждении его профессионального будущего) и расширяет осведомленность о мире профессий, получает дополнительную полезную информацию.
Недифференцированный вариант
4 или 5 типов профессий набрали приблизительно одинаковые итоговые баллы:
а) с тенденцией к максимальным значениям
Знак Техника Природа Худож-ный Человек образ
16,15,9 15,15,13 19,17,15
11,13,6 20,20,3
а) - разносторонние
интересы и умения, отсутствие
предпочтений, оптимистичный оптант.
Выделению значимых сфер
деятельности, предпочтительных
типов профессий помогает сопоставление
с ответами на вопросы ознакомительной
анкеты: какими видами деятельности
занимается регулярно по своему
желанию в свободное время, какой характер
труда привлекателен, какие
занятия из имеющихся в его жизненном
опыте он хотел бы продолжать и развивать,
а какие оставить для досуга, от каких
готов отказаться и почему, для реализации
каких вариантов оптант видит
наличие собственных возможностей, посторонней
помощи. В целом результат консультации
для такого оптанта - в рефлексии, в опыте
оценивания фактов своей
жизни, расстановки приоритетов,
в умении отказываться от менее важных,
но приятных вещей
ради более существенных, значимых.
72
минимальным
Худож-ный Человек образ
б) с тенденцией к значениям
Знак Техника Природа
9,6,6
3,3,2
2,2,2
5,4,4
8,7,3
в) с тенденцией к средним значениям
Знак Техника Природа Худож-ный Человек образ
10,12,12 12,10,12
9,4,0
6,1,0
15,6,2
6) - низкая конкурентоспособность, отсутствие готовности к труду, низкая активность. При наличии профессиональных намерений обсуждаются ожидания и притязания оптанта, вероятная степень успешности в профессиональной деятельности при такой малой выраженности всех элементов профессиональной готовности, далее -возможности оптимизации ситуации, необходимые активные действия со стороны оптанта.
При отсутствии какой-либо желаемой профессии с таким оптантом можно провести лишь ознакомительную беседу о классификации профессий по предмету труда, об основных правилах выбора профессии сопоставить результаты профдиагностики с ожиданиями и притязаниями. Эффективны вопросы такого типа: “ты оценил свои умения, свое эмоциональное отношение к разным элементам профессионального труда, желание трудиться. Как ты оценишь с позиции работодателя такого работника? Чем ты готов заняться в своих интересах”.
Результатом для оптанта является самопознание, рефлексия, возможность увидеть себя со стороны, активизация собственных усилий, часто - повышение самооценки.
Практически любой такой случай -это показание к личностной или семейной психокоррекции.
в) - информация о типах профессий по предмету труда, сопоставление с желаемой профессией, с ответами на вопросы анкеты о регулярных занятиях какими-либо видами деятельности помогает оптанту обратить внимание на содержательную сторону разных видов профессиональной деятельности, своего жизненного опыта и начать свою внутреннюю работу по самопознанию, по принятию позиции субъекта своей жизни.