Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 10:02, дипломная работа
Цель исследования: разработать технологию проведения индивидуальной консультации по вопросам выбора профессии на основе профдиагностической методики, которая позволяла бы осуществить краткосрочную комплексную индивидуально ориентированную помощь старшекласснику в профессиональном и личностном самоопределении.
Задачи исследования:
1). Изучение литературы по профессиональному и личностному самоопределению, по профдиагностике, по психологической помощи старшеклассникам, по индивидуальной профконсультации;
2). Изучение феноменологии консультативных ситуаций, поиск возможности их систематизации;
3). Выбор “базовой”, “ключевой” профдиагностической методики с широкими возможностями;
4). Построение на ее основе алгоритма, схемы эффективной, комплексной краткосрочной удобной индивидуальной формы психологической помощи старшеклассникам, инициированной профориентационным запросом.
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы личностного и профессионального
самоопределения старшеклассников…………………….............………………………………………………………… 9
1.1 Психологическая характеристика старшеклассников……………................. 9
1.2. Психология профессионального развития личности .……………............... 18
1.3. Принципы, формы и методы психологической помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении............................................………………………………................................... 33
1.4 Специфика индивидуального консультирования старшеклассников по вопросам выбора профессии .........................………………………………………………… 50
Глава 2. Организация и проведение исследования.............................………. 62
2.1. Описание выборки, методов и этапов исследования................…………. 62
2.2 Анализ результатов исследования…...............................................………. 67
2.3 Практические рекомендации по организации и проведению индивидуальной профконсультации со старшеклассниками на основе профдиагностики……………………………………....................................................................... 80
Заключение...................................................………................................................ 85
Список литературы ..................................................................................... 89
Временное планирование, жизненный план как система целей появляются на уровне социального самоопределения, когда в общих чертах ясен личностно-ценностный аспект. Далее оба вида представлений о собственном будущем сосуществуют, выполняя каждый свою функцию:
смысловое будущее - функцию смыслообразования, временное (карьера, профплан) - регулятивную. Эти вопросы самоопределения старших школьников изучались А. Кроником и Е. Головахой, А.В. Толстых, Коссовым, Л.И. Обуховой и др.
В исследованиях Л.И. Божовича (50-60 г.г.) переломный момент в представлениях о будущем наблюдался в 15 лет, Н.Н. Толстых (80-е г.г.) -в 13 лет, Н.И. Крыловой (70-е г.г.) - в 16-17 лет. Это соответствует изменениям в социальной ситуации развития, подтверждает социальную обусловленность явления.
Таковы основные особенности и задачи старшего школьного возраста в рамках данного исследования.
Социологические, педагогические социально-психологические исследования последних лет показывают повышенный уровень неуверенности, тревожности, обеспокоенности старшеклассников своим будущим, наличие клубка проблем внутриличностного характера, коммуникативного, социального, семейного и т.п. плана практически у всех старшеклассников независимо от статуса, пола, места жительства, материального положения, здоровья.
Совсем недавние исследования МГПУ в 2003 г. (40; 19-39) показали:
- состояния неопределенности и растерянности у большинства учащихся старших классов;
-
несформированность
- отсутствие у многих проектов собственного будущего;
Таким образом, основой самоидентификации личности в постсоветское время продолжает оставаться не столько базальная потребность в самоуважении, сколько потребность в смысле, понимании, удовлетворение которой позволит молодым адаптироваться в социуме, приобрести ощущение контроля над своей собственной жизнью. Отсюда и неизбежное смещение акцентов в профориентационной работе. Все это свидетельствует о том, что проблема оказания психологической помощи старшеклассникам надолго сохранит свою актуальность.
k
17
1.2 Психология профессионального развития личности
Проблему профессионального самоопределения человечество начало решать давным-давно. Как это происходило во времена охоты на мамонтов, когда племя делилось на разведчиков, загонщиков, метателей копья и т.д., документально не зафиксировано. Но в древнем Вавилоне проводились испытания для выпускников школ, где готовили писцов. В древнем Китае существовала система проверки способностей для желающих занять должности правительственных чиновников [1, с. 23-25]. В 1903г. в Страсбурге был открыт первый кабинет профориентации, в Бостоне - бюро по выбору профессий, где выявляли способности и психологические качества соискателей, соотносили их с требованиями профессий и выносили решение о пригодности работника. В 1927г. при Ленинградской бирже труда было открыто первое отечественное бюро по профконсультированию.
Развитие промышленности к 19 веку, буржуазных свобод расширили человеческие возможности, породили условия для социальной мобильности, но свобода выбора породила и проблему выбора, которая для одной части человечества ничуть не легче, чем ограничение свободы -для другой.
В годы социализма в СССР заинтересованность в правильном профессиональном выборе выпускников школ проявляли и педагоги, и работодатели, и само государство. Существовала система профориентации молодежи, более или менее успешно связывавшая интересы выпускников общеобразовательных школ и интересы народного хозяйства; система распределения выпускников профессиональных школ (вузов, техникумов), система льгот на предприятиях исключала явление безработицы. С 1991г. она стала резко “сворачиваться”, перестала получать финансирование;
параллельно с этим у граждан страны резко снизились возможности выбора вообще и места работы и профессии в частности. В настоящее время система профориентационной работы в стране может осуществляться на базе нескольких родственных отраслей психологических знаний:
- психологии труда (виды профессиональной деятельности, требования профессий к человеку, к его способностям, личностным качествам);
- инженерной психологии (взаимодействие человека и технических устройств);
- возрастной психологии, психологии развития (закономерности, процессы);
. Значительный вклад в разработку внесен Е.А. Климовым, А.Е. Голомшток, Л.А. Иовайши, Б.А. Федоришиным, Н.С. Пряжниковым, Н.А. Осницким, С.Н.Чистяковой, А.К. Марковой и др. Прямое отношение к теме профессионального и личностного самоопределения имеют также: идеи событийного подхода в планировании жизненного пути личности Е.И.Головахи и Л.А.Кроника; концепция профессионального развития А.Маслоу; концепция профессиональной зрелости Д.Съюпера; теория и типология личностных типов Д. Голланда; работы И.Г. Щедровицкого, В. Франкла, Д.Фельдштейна, К.К.Платонова, Л.М.Митиной.
Основные идеи, положения и практические разработки собраны и систематизированы в новой отрасли психологической науки - психологии профессий, или профпсихологии, материалы которой систематизированы в [10]. Профпсихология - это отрасль прикладной психологии, изучающая закономерности формирования профнамерений, выбора профессий, овладения профессией и т.д., т.е. становления и развития профессионала. Ее основные понятия:
- профессиональное становление и его стадии;
- вариативность профессионального становления;
Профессиональное становление личности имеет историческую и социокультурную обусловленность. Основой профессионального становления является развитие личности. Процесс профессионального становления личности своеобразен и неповторим, но у него есть качественные особенности и закономерности, что позволяет использовать диагностические методики для его изучения. Профессиональный путь -это реализация личности, ее самоактуализация, индивидуальная траектория определяемая закономерностями, событиями, случайностями, влечениями. Знания психологических особенностей профессий позволяют человеку сознательно строить свою жизнь.
Профессиональное становление - длительный процесс, в течение которого меняются и жизненные планы индивида, и обстоятельства его жизни. Приведем несколько профессионально ориентированных периодизаций развития. Исследуемому возрасту соответствуют:
-
в периодизации Е.А.Климова
-
в периодизации Т.В. Кудрявцева
- стадия возникновения и
- в периодизации А.К.Марковой (критерий - уровни профессионализма) - допрофесиионализм, этап первичного ознакомления с профессией;
-
в периодизации Д.Съюпера (
Если в качестве основания для выделения стадий профессионального становления рассматривать социальную ситуацию и уровень реализации ведущей деятельности, то важно рассмотреть его этапы. Первый этап - 0-12 лет, зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей под влиянием семьи и школы. Второй этап - 12-16-лет -формирование профессиональных намерений, которое завершается выбором профессии (осознанным, желанным, вынужденным, случайным...) Этот период получил название оптации. Его особенность в том, что он совпадает с завершающим периодом детства. Третий этап -16-23 года, профессиональная подготовка, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная, в ее рамках могут сложиться познавательные и профессиональные интересы, сформироваться жизненные планы. Активность личности направлена на поиск своего места в мире профессий и проявляется в решении вопроса о выборе профессии. Уже в 18 лет у некоторых индивидов может наступить четвертый этап - профессиональная адаптация. В целом границы этапов весьма подвижны и условны, что вполне объяснимо влиянием социальных факторов.
Профессионально
обусловленная структура
1. Убедительно доказано, что системообразующим фактором является направленность личности. Компоненты профессиональной направленности - это:
- мотивы (намерения, интересы, склонности, идеалы);
- ценностные ориентации (смысл труда, зарплата, благосостояние, квалификация, карьера, социальный статус и др.);
- профессиональная
позиция (отношение к
2. Профессиональная компетентность:
- социально-правовая, включая коммуникативную;
- персональная, включая способность к постоянному повышению квалификации, к самореализации в труде;
- аутокомпетентность, адекватность самооценки и самоконтроль;
- экстремальная, способность действовать в экстремальных ситуациях.
3. Профессионально-важные качества. Это психологические качества личности, определяющие результативность ее деятельности. Профессионально важные качества иногда называют ключевыми компетентностями, в самом общем виде это наблюдательность, память, эмоциональная устойчивость, выносливость, пластичность, самоконтроль и др (49,68).
4. Профессионально значимые психофизиологические свойства (глазомер, экстраверсия-интроверсия, нейротизм и т.д.) Из них образуются комплексы качеств, или интегративные ансамбли. Относительно устойчивые ансамбли профессиональных характеристик в зарубежных исследованиях называются ключевыми квалификациями. К ним относятся абстрактное теоретическое мышление, способность к планированию, креативность, прогностические способности, надежность, работоспособность, ответственность и др.
Из всего вышесказанного можно выделить основные моменты процесса профессионального становления личности. Это:
- избирательное отношение индивида к миру профессий вообще и к конкретной профессии в частности;
- основой
оптимального профессионального
самоопределения человека
- профессиональное становление - это процесс, происходящий в течение всей жизни. Он включает рефлексию, переосмысление, новые выборы, самоутверждение;
- становление
профессионала знаменуется