Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 10:02, дипломная работа
Цель исследования: разработать технологию проведения индивидуальной консультации по вопросам выбора профессии на основе профдиагностической методики, которая позволяла бы осуществить краткосрочную комплексную индивидуально ориентированную помощь старшекласснику в профессиональном и личностном самоопределении.
Задачи исследования:
1). Изучение литературы по профессиональному и личностному самоопределению, по профдиагностике, по психологической помощи старшеклассникам, по индивидуальной профконсультации;
2). Изучение феноменологии консультативных ситуаций, поиск возможности их систематизации;
3). Выбор “базовой”, “ключевой” профдиагностической методики с широкими возможностями;
4). Построение на ее основе алгоритма, схемы эффективной, комплексной краткосрочной удобной индивидуальной формы психологической помощи старшеклассникам, инициированной профориентационным запросом.
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы личностного и профессионального
самоопределения старшеклассников…………………….............………………………………………………………… 9
1.1 Психологическая характеристика старшеклассников……………................. 9
1.2. Психология профессионального развития личности .……………............... 18
1.3. Принципы, формы и методы психологической помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении............................................………………………………................................... 33
1.4 Специфика индивидуального консультирования старшеклассников по вопросам выбора профессии .........................………………………………………………… 50
Глава 2. Организация и проведение исследования.............................………. 62
2.1. Описание выборки, методов и этапов исследования................…………. 62
2.2 Анализ результатов исследования…...............................................………. 67
2.3 Практические рекомендации по организации и проведению индивидуальной профконсультации со старшеклассниками на основе профдиагностики……………………………………....................................................................... 80
Заключение...................................................………................................................ 85
Список литературы ..................................................................................... 89
Второй этап. Уточнение консультационной гипотезы, понимание проблемы оптанта и определение путей ее решения.
Начало взаимодействия (сотрудничества)
Третий этап. Совместное уточнение проблемы и целей.
Четвертый этап. Совместное достижение намеченных целей (возможно в течении нескольких консультаций).
Пятый этап. Совместное подведение итогов.
В литературе также описана “Карта личности” К.К. Платонова, схемы построения личностного профессионального плана (ЛПП) Е. Климова [II], “Восьмиугольника” Е Климова – (33)
лпп
Склонности, желания заниматься данной деятельностью
информированность престиж профессии
позиция родителей / способности и возможности
позиция товарищей
потребности общества, рынка труда
Очень интересен подход к изучению формирования трудового ресурса, описанный Ю.М. Забродиным (42). Этот подход связан с необходимостью учесть глобальные, принципиальные изменения роли человеческого фактора в экономике. Ю.М. Забродин описывает понятие экономически активного населения, кризисный характер положения в нем детей, основные особенности и задачи формирования трудового ресурса с точки зрения практической психологии. Описывает 3 уровня компетентности:
-
ключевые общие навыки (умение
трудиться сознательно
-
ключевые общие
-
профессиональные навыки по
социальная информационная, мотивационная, операционная, функциональная. Индивидуальное движение субъекта труда предполагает исполнение роли ученика, имеет такую особенность, как готовность к отсроченному ожиданию.
Описаны виды профессиональных деятельностей, которые более соответствуют современному состоянию сферы труда и занятости. Это 1) наемные работники; 2) предприниматели; 3) администрация; 4) госслужащие; 5) лица свободных профессий; 6) индивидуальные предприниматели; 7) безработные в поиске работы; 8) маргиналы. Кроме того, высказывается мнение, что прежде чем выбрать вид деятельности, профессию и т.п., человек определяется в системе ролей в общественных отношений. Это 1) легальная составляющая человеческого ресурса, профессиональное поведение; 2) нелегальная составляющая, асоциальное поведение; 3) криминальная составляющая, антисоциальное поведение; 4) маргинальная составляющая.
Описанный взгляд на мир труда и движение в нем человека представляется очень интересным. Роль психолога описывается как чрезвычайно важная; профориентация понимается как сопровождение, как планирование жизни.
Е.А. Климов называет 3 типа профессионального самоопределения школьника:
- непротиворечивый, профессиональный;
- непротиворечивый, внепрофессиональный;
- противоречивый.
2 аспекта согласованности жизненных перспектив:
- взаимосвязь профпланов, целей, ценностных ориентации (а) - между собой и б) - с актуальной жизненной ситуацией);
- жизненная перспектива и субъективная готовность к ее реализации, т.е. готовность к труду и принятию ответственности.
Неопределенность ситуации переживается подростками, юношами как стресс, и как следствие, многие склонны принимать решение поспешно -особенно это стрессонеустойчивые школьники, и именно эмоциональный аспект самоопределения.
Предложена следующая классификация актов выбора профессии (15,56-65):
а) простой выбор: имеются и критерии для принятия решения и все возможные альтернативы:
б) смысловой выбор: альтернативы имеются, нет готовых критериев;
в) личностный (экзистенциальный) - отсутствие или неполнота альтернатив, необходимость придания личностных смыслов тем разнообразным вариантам профессиональных карьер, которые имеются в реальной жизни. Авторы называют это процессом построения реальных альтернатив.
Условиями успешности в профессии Е. Климов называет построение эмоционально насыщенных образов целей и смыслов труда, волевую саморегуляцию труда, проектирование аспектов трудовой деятельности с учетом психологических особенностей людей, оптимизацию межлюдских отношений (11). Там же Климов называет основные компоненты пригодности человека к работе. Это:
- гражданские качества;
-
отношение к труду, профессии,
интересы и склонности к
- общая дееспособность;
- специальные способности;
- навыки, знания, опыт.
Этот список совпадает с иерархией компетентностей Ю. Забродина и не вполне совпадает с иерархией представлений большой части молодежи, озаботившейся поисками хорошо оплачиваемой, интересной, престижной и т.п. работы, о чем говорят результаты социо-психологических исследований последних лет.
В консультации по выбору профессии должны соблюдаться основные принципы психологического консультирования. Н.С. Пряжников уточнил их формулировки таким образом:
• не навреди;
• не оценивай (принятие клиента таким, каков он есть);
• конфиденциальность;
• уважение к коллегам;
• профессиональная компетентность;
• соблюдение меры взаимной откровенности, дистанции в интересах своих и клиента;
• право клиента самому отвечать за свои действия, решения;
• добровольности участия в процедурах;
• уважения себя, бережного отношения к своей личности;
• предоставь оптанту возможность высказаться, не спеши сам говорить.
Необходимо рассмотреть также критерии эффективности работы самого профконсультанта. Е.А. Климов выделяет такие: реальный выбор, успешность выбора, “цена” выбора для оптанта, удовлетворенность совершенным выбором. Если первые два критерия оценить в момент консультирования нереально, то “цену” выбора обсудить с оптантом возможно: на какие трудности и неудобства он согласен, от чего в жизни готов отказаться и т.п. Удовлетворенность результатом консультации можно оценить по тому, насколько человек удовлетворен новой информацией о себе, о своих новых возможностях.
Оперативные показатели качества метода, по Е. Климову, таковы:
• компактность, удобство метода;
• целостность оценки профессионального самоопределения;
• сочетание количественных и качественных методов;
• понятность критериев для консультанта и для оптанта;
• прогностичность, рассмотрение профессионального самоопределения в динамике.
Основной подход психологического сопровождения выбора профессии старшеклассником - это исследование личности с помощью психодиагностических методик, изучение сформированности необходимых конструктов, функций, умений ценностно-мотивационной сферы, способностей, интеллекта, целеполагания и т.п. Другой подход - с позиций профотбора: определение профессионально важных качеств, специальных способностей и умений с точки зрения пригодности человека к тому или иному виду профессионального труда.
Можно рассмотреть еще один подход к вопросам профориентации старших школьников. Встречаются не индивид, личность - и профессия, а подрастающий человек в процессе активного созидания, формирования своей личности - и огромный, меняющийся, перестраивающийся внутренне мир профессий. Две динамичные развивающиеся системы, сопоставлять которые можно только в некоторых пересекающихся “точках”, “областях”, в каких-то самых общих характеристиках обеих систем, например, общая готовность к труду, сочетание и согласованность целей и средств, обобщенные характеристики мира профессий.
Среди
психодиагностических инструментов есть
группа методик, созданных на основе классификаций
мира профессий и учитывающих специфику
возрастного развития старших
школьников. Это профдиагностические
методики на основе классификации профессий
по предмету труда (человек-человек, человек-техника,
человек знаковая система, человек-природа,
человек-художественный образ) Е.А. Климова:
дифференциально-
Такой
подход вполне сочетается с реальным
уровнем информированности
Остальные параметры профессиональных перспектив, планов (мотивацию, ресурсы, варианты, механизмы целеполагания и прочее) а также затруднения и личностную проблематику авторы рекомендуют исследовать с помощью отдельных процедур, на последующих консультациях. Для этого применяются психодиагностика, описанные в п.1.3 схемы как варианты структурированных бесед, исследующих сферу профессионального самоопределения старшего школьника во всем ее многообразии. Дополнительно Е.А. Климов рекомендует привлекать к обсуждению:
- непрофессиональные интересы, объекты, ситуации, виды занятий, которым оптант уделяет внимание: любимые области знаний, наук, искусств, референтные, значимые люди, их особенности и их занятия, досуговая активность (занятость), развлечения;
- профессиональные интересы: профессиональные пробы, виды труда, с которыми он знаком, хобби, устойчивые занятия какой-либо деятельностью;
-
мотивацию, волевые аспекты:
- представления о самом себе: о себе в будущем, ценности, мечты, идеалы и др.
Н.С. Пряжников перечисляет опоры у основания для уверенности в себе (называя их психологическими тылами) (35,73):
1) Общая эрудиция, знания учебных предметов;
4) Материальные условия;
5)
Социальные условия (
6)
Физические возможности (
7)
Коммуникативно-
8) Морально-волевая
готовность, позволяющая
преодолевать трудности (она
Аналогичную задачу определения профессиональной направленности может решать опросник профессиональных предпочтений, разработанный на основе типологии Дж. Голланда. С его помощью диагностируется предпочтение определенного характера деятельности -реалистического, исследовательского, артистического, социального, предпринимательского, традиционного. Он однако предполагает достаточный уровень личностной зрелости и развития профессиональных интересов и опыта, поэтому его использование ограничено возрастными рамками.
В
практике индивидуального