Психологическая помощ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 10:02, дипломная работа

Описание

Цель исследования: разработать технологию проведения индивидуальной консультации по вопросам выбора профессии на основе профдиагностической методики, которая позволяла бы осуществить краткосрочную комплексную индивидуально ориентированную помощь старшекласснику в профессиональном и личностном самоопределении.
Задачи исследования:
1). Изучение литературы по профессиональному и личностному самоопределению, по профдиагностике, по психологической помощи старшеклассникам, по индивидуальной профконсультации;
2). Изучение феноменологии консультативных ситуаций, поиск возможности их систематизации;
3). Выбор “базовой”, “ключевой” профдиагностической методики с широкими возможностями;
4). Построение на ее основе алгоритма, схемы эффективной, комплексной краткосрочной удобной индивидуальной формы психологической помощи старшеклассникам, инициированной профориентационным запросом.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы личностного и профессионального
самоопределения старшеклассников…………………….............………………………………………………………… 9
1.1 Психологическая характеристика старшеклассников……………................. 9
1.2. Психология профессионального развития личности .……………............... 18
1.3. Принципы, формы и методы психологической помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении............................................………………………………................................... 33
1.4 Специфика индивидуального консультирования старшеклассников по вопросам выбора профессии .........................………………………………………………… 50
Глава 2. Организация и проведение исследования.............................………. 62
2.1. Описание выборки, методов и этапов исследования................…………. 62
2.2 Анализ результатов исследования…...............................................………. 67
2.3 Практические рекомендации по организации и проведению индивидуальной профконсультации со старшеклассниками на основе профдиагностики……………………………………....................................................................... 80
Заключение...................................................………................................................ 85
Список литературы ..................................................................................... 89

Работа состоит из  1 файл

Психологич.помощ-д.doc

— 447.00 Кб (Скачать документ)

   Как исследовательская, так и практическая работа в области профориентации строится с учетом разных подходов - и теории развития, и теории черт и факторов, поскольку в каждом из них есть рациональное зерно. Профессиональный выбор является (или должен являться) сознательным и рациональным процессом, в котором индивид самостоятельно или с помощью профконсультанта соотносит свои психологические, физиологические качества с требованиями профессии (46). Полезными являются также положения Д. Сьюпера и Парсонса, относительно характера профессионального развития:

    - каждому человеку подходящими  являются несколько профессий;

    - объективные и субъективные обстоятельства обуславливают множественность профессиональных выборов;

    - профессиональное   развитие   имеет   ряд   последовательно  проходимых индивидом стадий;

    - особенности этого развития определяются  рядом факторов, среди которых  - социально-экономический уровень семьи, свойства индивида и т.д.;

    - профессиональным развитием индивида  можно управлять, способствуя  формированию его интересов, особенностей;

    - для  успешного  профессионального   развития  необходимо проигрывание  разнообразных профессиональных  ролей - как в практическом труде (что носит название профессиональных проб), так и в искусственных условиях (фантазии, игры, беседы...);

    - удовлетворенность работой зависит  от того, насколько индивид реализует  себя в профессиональных ситуациях.

    С точки зрения Д.Сьюпера, при выборе профессии необходим учет своего образа “Я”, интеллекта, специальных способностей, интересов, системы ценностей, отношения к труду и работе вообще (трудолюбия), своих потребностей, основных черт личности, актуального уровня профессиональной зрелости (причем интересы и способности Д.Сьюпер считает более важными факторами).

   Уровень профессиональной зрелости определяется, например, у Л.Чернявской, как:

    - умение использовать свои ресурсы  и необходимую информацию;

    - стремление к получению новой  информации, желание к планированию своего профессионального пути;

    - реализм предпочтений, планов и  намерений;

    - умение анализировать и сопоставлять  факты, свои интересы, способности,  занятия, результаты приложенных усилий.

    В статье, описывающей опыт детского бизнес клуба имеются несколько удобных рабочих терминов (22,70).  Например, замысел - группа смыслов, ради которых человек собирается что-то предпринять или сделать; проект - идеальное представление конечного результата деятельности; программа - последовательность действий по воплощению проекта в жизнь; план - проект и программа в координатах ресурсов, необходимых и достаточных для их реализации, все то, что будучи уложено в логику программы, позволит перевести идеал в реальность. Для каждого старшеклассника в данный момент наиболее актуальным будет либо поиск ресурсов, либо план, либо последовательность действий, и разговор на этом языке вполне понятен и продуктивен.

 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Принципы, формы и  методы психологической  помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении

 

        Профориентация - это комплекс мер  по оказанию помощи в выборе  профессии (29). Он включает разнообразные  формы работы со старшими школьниками:  индивидуальные и групповые консультации, тренинги, профориентационные игры, диагностики способностей и личностных качеств и др. Максимальному эффекту может способствовать соблюдение принципа системности таких мер и принципа учета индивидуальных особенностей личности школьника.

    Советская система профориентации с ее достоинствами и недостатками ушла в прошлое.   Изменилось общество, изменились условия жизни и развития молодежи, большие изменения произошли в мире профессий и на рынке труда. В экономическом отношении наше общество, по Ю.М. Забродину, переходит на стадию постиндустриального развития. М. Мид говорит о переходе человеческого общества от культуры постфигуративной (в терминологии М.Мид это ориентация на передачу опыта от прошлых поколений новым) к префигуративной (ориентация на задачи будущего), в которой жизненный опыт прошлых поколений оказывается неэффективным для молодежи (41). Цели профориентационной  работы,  основные  принципы  ее  остались практически неизменными. Это - помощь в профессиональном самоопределении, психологическая по своему характеру, которая должна следовать задачам профессионального и личностного самоопределения на каждом этапе возрастного развития индивида.

    В рамках концепции становления профессионала  было введено понятие психологического сопровождения профессионального  развития личности. Это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности, помощь, поддержка, своевременное указание возможных путей развития личности (10). Своевременное в современной практике консультирования означает: по запросу и в той мере готовности к изменениям, которую оптант демонстрирует.

    Функциями    психологического    сопровождения    развития профессионала, имеющими отношение  к стадии оптации, является:

    - информационно-аналитическое сопровождение  отдельных этапов профессионального становления;

    - проектирование и самопроектирование  сценариев отдельных этапов профессионального  становления;

    - психологически компетентное оказание  поддержки и помощи личности   в   преодолении   трудностей   профессионального становления,   особенно    при    изменении    социально-профессиональной среды;

    - коррекция социально профессионального  и психологического профиля личности.

    Реализация  этих функций возможна при использовании  личностно ориентированных технологий, развивающей диагностики, тренингов личностного и профессионального развития и саморазвития, технологий формирования психологической аутокомпетентности, психологического консультирования по проблемам социально-профессионального развития, проектирования альтернативных сценариев профессиональной жизни, тренингов самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности. Одна из главных задач психологического сопровождения - не только оказывать своевременную помощь и поддержку личности, но и научить ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, помочь личности стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни.   Оно   предполагает   создание   ориентационного   поля профессионального развития личности, укрепление профессионального “Я”, поддержание адекватной самооценки, оперативную помощь и поддержку, саморегуляцию жизнедеятельности, освоение технологий профессионального самосохранения.  Результатом психологического сопровождения     профессионального  становления является профессиональное развитие и саморазвитие личности, реализация профессионально-психологического  потенциала, обеспечение профессионального самосохранения, удовлетворенность трудом и повышение эффективности профессиональной деятельности.

    Таким образом, психологическое сопровождение  — это технология, основанная на единстве четырех функций: диагностики существа возникшей проблемы, информации о проблеме и путях ее решения, консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы, первичной помощи на этапе реализации плана решения.

    Для   изучения   профессиональных   намерений   используются разнообразные  анкеты, беседы, сочинения на тему о выборе профессии. При этом необходимо выяснить, есть ли у оптанта предпочитаемые профессии, продуманы ли пути овладения ими (в учебных заведениях или не предприятиях и т.д.), существуют ли резервные профессиональные планы, имеет ли оптант представление о содержании труда, привлекательных сторонах профессии, режиме и условиях работы и т.д. На основе информации, извлеченной из изучения профессиональных намерений оптанта, психолог строит дальнейшую индивидуальную работу с ним: выявляет интересы и склонности к определенным видам деятельности, профессиям.

        Для диагностики способностей применяются разнообразные методы: наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент, анализ продуктов деятельности, тесты. Для диагностики ценностно-мотивационной сферы -соответствующие психодиагностические инструменты и технологии.

    Психологическая помощь оптанту, испытывающему трудности профессионального самоопределения, осуществляется по преимуществу двумя способами: путем индивидуальной работы и через работу в группах техниками психологического консультирования. Помощь на стадии осуществления выбора и принятия   решения предполагается на когнитивном уровне с помощью выработки необходимых навыков.

    Таким образом, решение каждой отдельной  задачи психологической помощи человеку на стадии оптации предполагает применение отдельных специфических, соответствующих задаче способов и приемов (а если проблеме оптации сопутствуют еще и нерешенные личностные проблемы...).

 
 
Проблемы  психологического сопровождения Психотехнологии профконсультирования
1. Определение реальной проблемы  профессионального самоопределения Беседа, интервью, сочинение, психобиография
2. Социально-экономические и бытовые  условия жизнедеятельности оптанта Анализ семейных отношений, материального обеспечения, жилищных
 
 
условий и т.п.
3. Комплексное изучение индивидуально  психологических особенностей Диагностика ценностных ориентации, установок, самооценки, интересов,
Личности 4. Компетентное отражение мира профессий и образа выбираемой профессии склонностей, Диагностические  и профориентационные игры, тренинги профессионального самоопределения
5. Рассогласование идеального и  реального образа профессии, мотивации  профессионального выбора, Психолого-педагогический консилиум, методики самопознания и самоанализа, профессиональная рефлексия и др.
Неадекватная  самооценка  
 
6. Поиск смысловых опор личности в ситуациях кризисов профессионального самоопределения Метод критических  событий, психобиография, тестирование и др.
7. Коррекция профессионального выбора Составление планов профессионального
 
 
развития, альтернативных сценариев, профессиографирование и др.
 

         Выбор профессии предполагает  определенный уровень развития  профессионального  самосознания,  включающего  образ  будущей  профессии, реального и идеального  “Я”. Выбор профессионального  пути мотивирует постановку тех  или иных профессиональных и жизненных целей. Важное значение приобретает социально-профессиональная позиция  оптанта,  главными  составляющими  которой  являются смыслообразующие мотивы, ценностные ориентации и смысловые установки. Образ профессии как когнитивно-эмоциональное образование служит мотивирующим фактором оценки себя. Таким образом, самооценка выступает внутренним побудителем сопоставления прошлого (знаний и опыта), настоящего (переживаний “Я”) и будущего (цели).

   Компетентное  психологическое сопровождение  оптанта требует учета всех факторов профессионального самоопределения. При решении психологических   проблем   профконсультанту   недостаточно   дать рекомендации о том, какая профессия подходит индивиду, нужно также обеспечить условия, стимулирующие самостоятельное принятие решения, в результате чего оптант возьмет на себя ответственность за тот или иной выбор. Психологическое сопровождение помогает оптанту увидеть и осознать свои проблемы, стимулирует развитие профессионального самосознания, высвечивает сильные и слабые стороны личности, намечает реальные сценарии будущей профессиональной жизни.

   В настоящее время в отечественной  психологии накоплен значительный материал, описывающий разные формы и методы социально-психологического    сопровождения    профессионального самоопределения школьников (Е.А. Климов, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников,   С.Н.   Чистякова,   А.К.Осницкий,   Г.В.   Резапкина, А.П. Чернявская, М. Бендюков, И. Соломин, Н. Самоукина и др.)

   Уровень помощи в профессиональном самоопределении  может быть:

    1) адаптационно-технологический   (приспособление   к   системе  производства);

    2) социально-адаптационный (помощь  в построении определенного образа  жизни);

    3) ценностно-смысловой. Не все оптанты  готовы сформулировать запрос  на этом уровне, но нерешенность его влечет как правило, самые крупные ошибки (29).

    Основной  целью помощи оптанту является активизация  процесса формирования   психологической   готовности   старшеклассника   к профессиональному самоопределению. Задачами такой профконсультации являются: 

Информация о работе Психологическая помощ