Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 10:02, дипломная работа
Цель исследования: разработать технологию проведения индивидуальной консультации по вопросам выбора профессии на основе профдиагностической методики, которая позволяла бы осуществить краткосрочную комплексную индивидуально ориентированную помощь старшекласснику в профессиональном и личностном самоопределении.
Задачи исследования:
1). Изучение литературы по профессиональному и личностному самоопределению, по профдиагностике, по психологической помощи старшеклассникам, по индивидуальной профконсультации;
2). Изучение феноменологии консультативных ситуаций, поиск возможности их систематизации;
3). Выбор “базовой”, “ключевой” профдиагностической методики с широкими возможностями;
4). Построение на ее основе алгоритма, схемы эффективной, комплексной краткосрочной удобной индивидуальной формы психологической помощи старшеклассникам, инициированной профориентационным запросом.
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы личностного и профессионального
самоопределения старшеклассников…………………….............………………………………………………………… 9
1.1 Психологическая характеристика старшеклассников……………................. 9
1.2. Психология профессионального развития личности .……………............... 18
1.3. Принципы, формы и методы психологической помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении............................................………………………………................................... 33
1.4 Специфика индивидуального консультирования старшеклассников по вопросам выбора профессии .........................………………………………………………… 50
Глава 2. Организация и проведение исследования.............................………. 62
2.1. Описание выборки, методов и этапов исследования................…………. 62
2.2 Анализ результатов исследования…...............................................………. 67
2.3 Практические рекомендации по организации и проведению индивидуальной профконсультации со старшеклассниками на основе профдиагностики……………………………………....................................................................... 80
Заключение...................................................………................................................ 85
Список литературы ..................................................................................... 89
Как исследовательская, так и практическая работа в области профориентации строится с учетом разных подходов - и теории развития, и теории черт и факторов, поскольку в каждом из них есть рациональное зерно. Профессиональный выбор является (или должен являться) сознательным и рациональным процессом, в котором индивид самостоятельно или с помощью профконсультанта соотносит свои психологические, физиологические качества с требованиями профессии (46). Полезными являются также положения Д. Сьюпера и Парсонса, относительно характера профессионального развития:
- каждому человеку подходящими являются несколько профессий;
-
объективные и субъективные
- профессиональное развитие имеет ряд последовательно проходимых индивидом стадий;
-
особенности этого развития
-
профессиональным развитием
-
для успешного
-
удовлетворенность работой
С точки зрения Д.Сьюпера, при выборе профессии необходим учет своего образа “Я”, интеллекта, специальных способностей, интересов, системы ценностей, отношения к труду и работе вообще (трудолюбия), своих потребностей, основных черт личности, актуального уровня профессиональной зрелости (причем интересы и способности Д.Сьюпер считает более важными факторами).
Уровень профессиональной зрелости определяется, например, у Л.Чернявской, как:
-
умение использовать свои
- стремление к получению новой информации, желание к планированию своего профессионального пути;
- реализм предпочтений, планов и намерений;
-
умение анализировать и
В статье, описывающей опыт детского бизнес клуба имеются несколько удобных рабочих терминов (22,70). Например, замысел - группа смыслов, ради которых человек собирается что-то предпринять или сделать; проект - идеальное представление конечного результата деятельности; программа - последовательность действий по воплощению проекта в жизнь; план - проект и программа в координатах ресурсов, необходимых и достаточных для их реализации, все то, что будучи уложено в логику программы, позволит перевести идеал в реальность. Для каждого старшеклассника в данный момент наиболее актуальным будет либо поиск ресурсов, либо план, либо последовательность действий, и разговор на этом языке вполне понятен и продуктивен.
1.3 Принципы, формы и методы психологической помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении
Профориентация - это комплекс мер
по оказанию помощи в выборе
профессии (29). Он включает разнообразные
формы работы со старшими
Советская система профориентации с ее достоинствами и недостатками ушла в прошлое. Изменилось общество, изменились условия жизни и развития молодежи, большие изменения произошли в мире профессий и на рынке труда. В экономическом отношении наше общество, по Ю.М. Забродину, переходит на стадию постиндустриального развития. М. Мид говорит о переходе человеческого общества от культуры постфигуративной (в терминологии М.Мид это ориентация на передачу опыта от прошлых поколений новым) к префигуративной (ориентация на задачи будущего), в которой жизненный опыт прошлых поколений оказывается неэффективным для молодежи (41). Цели профориентационной работы, основные принципы ее остались практически неизменными. Это - помощь в профессиональном самоопределении, психологическая по своему характеру, которая должна следовать задачам профессионального и личностного самоопределения на каждом этапе возрастного развития индивида.
В
рамках концепции становления
Функциями психологического сопровождения развития профессионала, имеющими отношение к стадии оптации, является:
-
информационно-аналитическое
-
проектирование и
-
психологически компетентное
-
коррекция социально
Реализация
этих функций возможна при использовании
личностно ориентированных
Таким образом, психологическое сопровождение — это технология, основанная на единстве четырех функций: диагностики существа возникшей проблемы, информации о проблеме и путях ее решения, консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы, первичной помощи на этапе реализации плана решения.
Для изучения профессиональных намерений используются разнообразные анкеты, беседы, сочинения на тему о выборе профессии. При этом необходимо выяснить, есть ли у оптанта предпочитаемые профессии, продуманы ли пути овладения ими (в учебных заведениях или не предприятиях и т.д.), существуют ли резервные профессиональные планы, имеет ли оптант представление о содержании труда, привлекательных сторонах профессии, режиме и условиях работы и т.д. На основе информации, извлеченной из изучения профессиональных намерений оптанта, психолог строит дальнейшую индивидуальную работу с ним: выявляет интересы и склонности к определенным видам деятельности, профессиям.
Для диагностики способностей применяются разнообразные методы: наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент, анализ продуктов деятельности, тесты. Для диагностики ценностно-мотивационной сферы -соответствующие психодиагностические инструменты и технологии.
Психологическая помощь оптанту, испытывающему трудности профессионального самоопределения, осуществляется по преимуществу двумя способами: путем индивидуальной работы и через работу в группах техниками психологического консультирования. Помощь на стадии осуществления выбора и принятия решения предполагается на когнитивном уровне с помощью выработки необходимых навыков.
Таким образом, решение каждой отдельной задачи психологической помощи человеку на стадии оптации предполагает применение отдельных специфических, соответствующих задаче способов и приемов (а если проблеме оптации сопутствуют еще и нерешенные личностные проблемы...).
Проблемы психологического сопровождения | Психотехнологии профконсультирования |
1. Определение реальной проблемы профессионального самоопределения | Беседа, интервью, сочинение, психобиография |
2.
Социально-экономические и |
Анализ семейных отношений, материального обеспечения, жилищных |
|
условий и т.п. |
3.
Комплексное изучение |
Диагностика ценностных ориентации, установок, самооценки, интересов, |
Личности 4. Компетентное отражение мира профессий и образа выбираемой профессии | склонностей, Диагностические
и профориентационные игры, тренинги
профессионального |
5.
Рассогласование идеального и
реального образа профессии, |
Психолого-педагогический консилиум, методики самопознания и самоанализа, профессиональная рефлексия и др. |
Неадекватная самооценка | |
6. Поиск смысловых опор личности в ситуациях кризисов профессионального самоопределения | Метод критических событий, психобиография, тестирование и др. |
7.
Коррекция профессионального |
Составление планов профессионального |
|
развития, альтернативных сценариев, профессиографирование и др. |
Выбор профессии предполагает
определенный уровень развития
профессионального
Компетентное психологическое сопровождение оптанта требует учета всех факторов профессионального самоопределения. При решении психологических проблем профконсультанту недостаточно дать рекомендации о том, какая профессия подходит индивиду, нужно также обеспечить условия, стимулирующие самостоятельное принятие решения, в результате чего оптант возьмет на себя ответственность за тот или иной выбор. Психологическое сопровождение помогает оптанту увидеть и осознать свои проблемы, стимулирует развитие профессионального самосознания, высвечивает сильные и слабые стороны личности, намечает реальные сценарии будущей профессиональной жизни.
В
настоящее время в
Уровень помощи в профессиональном самоопределении может быть:
1) адаптационно-технологический (приспособление к системе производства);
2)
социально-адаптационный (
3)
ценностно-смысловой. Не все
Основной целью помощи оптанту является активизация процесса формирования психологической готовности старшеклассника к профессиональному самоопределению. Задачами такой профконсультации являются: