Психологическая помощ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 10:02, дипломная работа

Описание

Цель исследования: разработать технологию проведения индивидуальной консультации по вопросам выбора профессии на основе профдиагностической методики, которая позволяла бы осуществить краткосрочную комплексную индивидуально ориентированную помощь старшекласснику в профессиональном и личностном самоопределении.
Задачи исследования:
1). Изучение литературы по профессиональному и личностному самоопределению, по профдиагностике, по психологической помощи старшеклассникам, по индивидуальной профконсультации;
2). Изучение феноменологии консультативных ситуаций, поиск возможности их систематизации;
3). Выбор “базовой”, “ключевой” профдиагностической методики с широкими возможностями;
4). Построение на ее основе алгоритма, схемы эффективной, комплексной краткосрочной удобной индивидуальной формы психологической помощи старшеклассникам, инициированной профориентационным запросом.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы личностного и профессионального
самоопределения старшеклассников…………………….............………………………………………………………… 9
1.1 Психологическая характеристика старшеклассников……………................. 9
1.2. Психология профессионального развития личности .……………............... 18
1.3. Принципы, формы и методы психологической помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении............................................………………………………................................... 33
1.4 Специфика индивидуального консультирования старшеклассников по вопросам выбора профессии .........................………………………………………………… 50
Глава 2. Организация и проведение исследования.............................………. 62
2.1. Описание выборки, методов и этапов исследования................…………. 62
2.2 Анализ результатов исследования…...............................................………. 67
2.3 Практические рекомендации по организации и проведению индивидуальной профконсультации со старшеклассниками на основе профдиагностики……………………………………....................................................................... 80
Заключение...................................................………................................................ 85
Список литературы ..................................................................................... 89

Работа состоит из  1 файл

Психологич.помощ-д.doc

— 447.00 Кб (Скачать документ)

     На  основе анализа литературы можно  сделать следующие выводы:

    1. Необходимость  психологического сопровождения  профессионального  и личностного  самоопределения старшеклассников  остается актуальной задачей в современной России как для самих школьников и их семей, так и для экономики общества в целом. Для практической психологии в этой задаче также имеется свой интерес, поскольку успешное проживание и разрешение нормативных кризисов, сопровождающих жизнь 14-18 летних, решение задач возрастного развития на этом этапе является профилактикой как асоциального поведения молодежи, так и будущих проблем взрослого населения (в частном и глобальном социально-экономическом   масштабе).   Без   специфической квалификационной помощи психологического характера процесс  вхождения молодого человека в самостоятельную взрослую жизнь весьма затруднен, это объективная реальность.

2. Индивидуальная  профконсультация может рассматриваться  как наиболее действенная в  настоящих обстоятельствах форма помощи старшекласснику в силу направленности на индивидуальную ситуацию выбора, учета всех обстоятельств и многообразия возможностей человека, в силу комплексности задач, которые она может решить, а также высокой мотивации самого школьника при профориентационном   запросе.   В   целом   индивидуальная профконсультация способствует как профессиональному, так и личностному самоопределению старшего школьника, носит активизирующий и развивающий характер.

3. В  качестве основы для взаимодействия, для решения задач профессионального и личностного самоопределения необходимо рассмотреть   профдиагностические   методики,   исследующие взаимодействие школьника с миром профессионального труда, готовность к труду, предпочтения, профессиональные интересы.

2.1 Описание выборки,  методов и этапов  исследования

 

    Данное  исследование проводилось на базе Самарского областного центра профориентации и психологической поддержки населения (в дальнейшем - ЦПО) в течение 2002-2003 г. Учащиеся 8-11 классов и их родители обращались в ЦПО за помощью по разнообразным вопросам, связанным с выбором профессии. Поскольку эта работа проводилась автором в ЦПО в течение нескольких лет, в какой-то момент возникла необходимость усовершенствовать сам процесс консультирования, систематизировать прошлый опыт, усовершенствовать процесс обучения и подготовки новых кадров профконсультантов, приходящих на работу в ЦПО.

    Были  исследованы материалы 62 индивидуальных консультаций с 01.2002гпо03.2003г:

    8-классников - 2 человека;

    9-классников - 16 человек;

    10-классников - 18 человек;

    11 -классников - 26 человек;

    Из  них:

    девушек - 43 человека;

    юношей - 19 человек.

    Важен именно факт добровольного, осознанного  обращения клиентов (о птантов) за консультационной помощью как основное исходное условие взаимодействия, гарантия достоверности результатов и определенная гарантия результативности общей консультативной работы психолога, усвоения клиентами (оптантами) полученной информации, возможности изменений в его самосознании и в будущей деятельности. Школьники и их родители, обратившиеся в центр профориентации были заранее осведомлены о его услугах (реклама, издаваемый Центром справочник “Куда пойти учиться”, городские мероприятия с участием специалистов центра, участием школьников в групповых формах работы на базе ЦПОу  рекомендации знакомых). Этим и объясняется заинтересованность, замотивированность оптантов в совместной работе и искренность ответов.

    Поскольку цель исследования состояла в изучении особенностей прохождения личностного и профессионального самоопределения старшеклассника на стадии оптации, задача построения личного профессионального плана профконсультантом не ставилась как основная. Важнее было рассмотреть содержание профнамерений школьника, озадачившихся своими профессиональными перспективами и те трудности, с которыми он сталкивается в самостоятельных поисках, рассуждениях.    Также    изучались    возможности    “Опросника профессиональной готовности”, также индивидуальные особенности процесса самоопределения и их соотношение, а также возможности психологической помощи в каждом конкретном случае. Для этого были выбраны следующие параметры:

    а) характерные     особенности     результата     “Опросника профессиональной готовности” -  исходный,  качественный параметр, содержащийся в последней, итоговой строке бланка ответов;

    б) наличие и выраженность профессиональных предпочтений;

    в) степень профессиональной готовности к определенным видам труда;

    г) наличие и содержание профнамерений, степень их внутренней согласованности;

    д) индивидуальные особенности личности, которые вызывают затруднения в формировании профпланов, являются в данный момент барьерами.

    Методы  исследования: “Опросник профессиональной готовности” Л.Кабардовой (Приложение 1,5), ознакомительная анкета “Дорогой друг” (Приложение 2), беседа.

Основным  диагностическим  методом  исследования  является “Опросник профессиональной готовности” (ОПТ). Он состоит из 50   вопросов, содержащих сведения о таких  занятиях, видах деятельности и объеме знаний, которые доступны старшим  школьникам в рамках общеобразовательной   программы.   Каждому   типу   профессий соответствуют 10 вопросов анкеты и 1 столбик в бланке ответов. Каждый вопрос школьник оценивал трижды: как он умеет делать указанное действие, насколько оно ему нравится и хотел бы он, чтобы это действие было включено в его будущую работу. Баллы умений, отношения и желания суммируются по каждому столбцу (типу профессий) отдельно. Предпочитаемый   тип   профессии   определяется   максимальными значениями  в  одном  или  двух  столбцах.  Сформированность профессиональной готовности определяется соотношением итоговых баллов умений, отношений, желаний. Согласованность профнамерений определяется из сравнительного анализа предпочтений, готовности и намерений оптанта, его желаний, ближайших планов и отдельных целей, имеющих отношение к профессиональной деятельности. Особенности индивидуального процесса самоопределения, затрудняющие оптанту самостоятельное решение своих задач (а, следовательно, и необходимая со стороны   консультанта  помощь)   определялись   по  результатам всестороннего обсуждения диагностики, собеседования, уточнения запроса.

    Выбор “Опросника профессиональной готовности”  в качестве основного, базового профдиагностического инструмента определился по следующим соображениям :

    1) он  построен  на  основе  классификации  профессий  по существенному признаку труда;

    2) содержание  вопросов охватывает в основном  весь опыт, доступный школьникам 8-11 классов общеобразовательной  школы;

    3) практика  показала, что работа с опросником  интересна и неутомительна и “слабым” ученикам, и детям с ограниченными возможностями, и “сильным” ученикам, и даже студентам- первокурсникам (что свидетельствует о, так сказать, “запасе прочности” данного инструмента);

    4) индивидуальное время работы  с ОПТ - 25=1=10 минут;

    5) результаты диагностики имеют  и количественный характер, и  качественный характер, возможно  использовать как итоговые баллы,  так и сочетания их, так и  ответы на отдельные вопросы внутри анкеты (например “2-2-2” или “О-О-О”, 2-2-0”);

    6) обработка результатов при такой содержательности информации достаточно легка для профконсультанта и очевидна для оптанта.

    В качестве примера приведен заполненный  бланк ответов (Приложение 5).

    Ознакомительная анкета “Дорогой друг” разработана  в Самарском областном центре профориентации и психологической поддержки населения.

    Целью консультационного взаимодействия являлась помощь в разрешении основных индивидуальных затруднений, связанных с профессиональным и личностным самоопределением - каждому оптанту в его конкретной ситуации, в решении им задач самоопределения собственными средствами - осознание ситуации, поиск ресурсов, подбор вариантов, осмысление целей и т.д.

    Исследование  проводилось в несколько этапов.

    Первый  этап: проведение первичных индивидуальных консультаций с оптантом (школьник или школьник с родителями), выяснение запроса, анкетирование и диагностика с помощью ОПТ.

    Второй  этап: обработка результатов первичных  индивидуальных консультаций, выдвижение гипотез об особенностях самоопределения, проблемах, о стратегиях помощи, последующего взаимодействия.

    Третий  этап: проведение вторичных индивидуальных консультаций с школьником, уточнение гипотез, достижение целей взаимодействия; при наличии запроса проведение индивидуальной консультации с родителем.

    По  завершении консультации оптант заполнял анкету обратной связи,  которой оценивал    результат и эффективность своей работы Приложение 3).

    Консультант фиксировал результаты наблюдения, основные моменты взаимодействия, гипотезы, анализ своей работы, выводы, рекомендации и другую существенную информацию во второй части анкеты<<Дорогой друг” (Приложение 4). Результаты анализа использовались в дальнейшем решении задач исследования.

    Четвертый этап: анализ консультационного взаимодействия, характера результатов ОПТ и  параметров исследования. Описание и систематизация профконсультационных ситуаций на основании результатов ОПТ.

    Пятый этап: описание основных задач самоопределения  и стратегий профконсультационной  помощи  при различных типах профконсультационных ситуаций.

    Шестой этап: определение перспектив применения результатов исследования в практике профконсультирования.

    Примечание. Опросник, анкета и беседа - равноправны  и равно важны в психологической  помощи школьнику, эффект определяется их совместным использованием. Тестам и опросникам уделяется внимание постольку, поскольку это инструмент для получения обобщенной, концентрированной информации [20]. Они воспринимаются оптантом как более объективные, чем свои собственные соображения, их удобно использовать как аргументы и иллюстрации, они помогают оптанту структурировать свои мысли и представления.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2. Анализ результатов  исследования

 

Анализ  результатов исследования показал  следующее.

1.  Предварительная  беседа и выяснение запроса  показали, что:

    а) у обратившихся накануне выпуска из школы (9 и 11 класс, второе полугодие учебного года) на первом месте стоял вопрос о принятии конкретного решения;

    б) те, у кого был запас времени ( 8 и 10 класс, первое полугодие выпускных 9 и 11 класса), были заинтересованы прежде всего в самопознании, в анализе своей ситуации, или в снятии беспокойства по поводу предстоящего события;

    в) некоторые обращения были связаны  с выбором профильного класса лицея или гимназии, что непосредственно связывалось обратившимися с будущей профессией;

    г) в нескольких случаях прямой запрос (чаще всего от родителей) не был  связан с выбором профессии, а  касался трудностей обучения, внутрисемейных разногласий, школьных конфликтов и др. Однако на этапе заключения контракта клиенты принимали предложение консультанта рассмотреть свою проблему в несколько ином контексте, связанном с профессиональным будущим, либо с анализом интересов, либо с поиском подходящей сферы деятельности, либо с возможностями применения имеющихся способностей для получения того или иного профессионального образования, либо с нахождением смысла в учебе и т.п. Первоначальный   запрос    добровольно    и    сознательно переформулировывался    в    профконсультационный.    На заключительном этапе школьники и их родители формулировали результат совместной работы как “профориентационную” помощь и разрешение в той или иной степени первоначальной проблемы.

Информация о работе Психологическая помощ