Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 10:02, дипломная работа
Цель исследования: разработать технологию проведения индивидуальной консультации по вопросам выбора профессии на основе профдиагностической методики, которая позволяла бы осуществить краткосрочную комплексную индивидуально ориентированную помощь старшекласснику в профессиональном и личностном самоопределении.
Задачи исследования:
1). Изучение литературы по профессиональному и личностному самоопределению, по профдиагностике, по психологической помощи старшеклассникам, по индивидуальной профконсультации;
2). Изучение феноменологии консультативных ситуаций, поиск возможности их систематизации;
3). Выбор “базовой”, “ключевой” профдиагностической методики с широкими возможностями;
4). Построение на ее основе алгоритма, схемы эффективной, комплексной краткосрочной удобной индивидуальной формы психологической помощи старшеклассникам, инициированной профориентационным запросом.
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы личностного и профессионального
самоопределения старшеклассников…………………….............………………………………………………………… 9
1.1 Психологическая характеристика старшеклассников……………................. 9
1.2. Психология профессионального развития личности .……………............... 18
1.3. Принципы, формы и методы психологической помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении............................................………………………………................................... 33
1.4 Специфика индивидуального консультирования старшеклассников по вопросам выбора профессии .........................………………………………………………… 50
Глава 2. Организация и проведение исследования.............................………. 62
2.1. Описание выборки, методов и этапов исследования................…………. 62
2.2 Анализ результатов исследования…...............................................………. 67
2.3 Практические рекомендации по организации и проведению индивидуальной профконсультации со старшеклассниками на основе профдиагностики……………………………………....................................................................... 80
Заключение...................................................………................................................ 85
Список литературы ..................................................................................... 89
На основе анализа литературы можно сделать следующие выводы:
1. Необходимость
психологического
2. Индивидуальная
профконсультация может
3. В
качестве основы для
2.1 Описание выборки, методов и этапов исследования
Данное исследование проводилось на базе Самарского областного центра профориентации и психологической поддержки населения (в дальнейшем - ЦПО) в течение 2002-2003 г. Учащиеся 8-11 классов и их родители обращались в ЦПО за помощью по разнообразным вопросам, связанным с выбором профессии. Поскольку эта работа проводилась автором в ЦПО в течение нескольких лет, в какой-то момент возникла необходимость усовершенствовать сам процесс консультирования, систематизировать прошлый опыт, усовершенствовать процесс обучения и подготовки новых кадров профконсультантов, приходящих на работу в ЦПО.
Были исследованы материалы 62 индивидуальных консультаций с 01.2002гпо03.2003г:
8-классников - 2 человека;
9-классников - 16 человек;
10-классников - 18 человек;
11 -классников - 26 человек;
Из них:
девушек - 43 человека;
юношей - 19 человек.
Важен именно факт добровольного, осознанного обращения клиентов (о птантов) за консультационной помощью как основное исходное условие взаимодействия, гарантия достоверности результатов и определенная гарантия результативности общей консультативной работы психолога, усвоения клиентами (оптантами) полученной информации, возможности изменений в его самосознании и в будущей деятельности. Школьники и их родители, обратившиеся в центр профориентации были заранее осведомлены о его услугах (реклама, издаваемый Центром справочник “Куда пойти учиться”, городские мероприятия с участием специалистов центра, участием школьников в групповых формах работы на базе ЦПОу рекомендации знакомых). Этим и объясняется заинтересованность, замотивированность оптантов в совместной работе и искренность ответов.
Поскольку цель исследования состояла в изучении особенностей прохождения личностного и профессионального самоопределения старшеклассника на стадии оптации, задача построения личного профессионального плана профконсультантом не ставилась как основная. Важнее было рассмотреть содержание профнамерений школьника, озадачившихся своими профессиональными перспективами и те трудности, с которыми он сталкивается в самостоятельных поисках, рассуждениях. Также изучались возможности “Опросника профессиональной готовности”, также индивидуальные особенности процесса самоопределения и их соотношение, а также возможности психологической помощи в каждом конкретном случае. Для этого были выбраны следующие параметры:
а) характерные особенности результата “Опросника профессиональной готовности” - исходный, качественный параметр, содержащийся в последней, итоговой строке бланка ответов;
б) наличие и выраженность профессиональных предпочтений;
в) степень профессиональной готовности к определенным видам труда;
г) наличие и содержание профнамерений, степень их внутренней согласованности;
д) индивидуальные особенности личности, которые вызывают затруднения в формировании профпланов, являются в данный момент барьерами.
Методы исследования: “Опросник профессиональной готовности” Л.Кабардовой (Приложение 1,5), ознакомительная анкета “Дорогой друг” (Приложение 2), беседа.
Основным диагностическим методом исследования является “Опросник профессиональной готовности” (ОПТ). Он состоит из 50 вопросов, содержащих сведения о таких занятиях, видах деятельности и объеме знаний, которые доступны старшим школьникам в рамках общеобразовательной программы. Каждому типу профессий соответствуют 10 вопросов анкеты и 1 столбик в бланке ответов. Каждый вопрос школьник оценивал трижды: как он умеет делать указанное действие, насколько оно ему нравится и хотел бы он, чтобы это действие было включено в его будущую работу. Баллы умений, отношения и желания суммируются по каждому столбцу (типу профессий) отдельно. Предпочитаемый тип профессии определяется максимальными значениями в одном или двух столбцах. Сформированность профессиональной готовности определяется соотношением итоговых баллов умений, отношений, желаний. Согласованность профнамерений определяется из сравнительного анализа предпочтений, готовности и намерений оптанта, его желаний, ближайших планов и отдельных целей, имеющих отношение к профессиональной деятельности. Особенности индивидуального процесса самоопределения, затрудняющие оптанту самостоятельное решение своих задач (а, следовательно, и необходимая со стороны консультанта помощь) определялись по результатам всестороннего обсуждения диагностики, собеседования, уточнения запроса.
Выбор “Опросника профессиональной готовности” в качестве основного, базового профдиагностического инструмента определился по следующим соображениям :
1) он построен на основе классификации профессий по существенному признаку труда;
2) содержание
вопросов охватывает в
3) практика показала, что работа с опросником интересна и неутомительна и “слабым” ученикам, и детям с ограниченными возможностями, и “сильным” ученикам, и даже студентам- первокурсникам (что свидетельствует о, так сказать, “запасе прочности” данного инструмента);
4) индивидуальное время работы с ОПТ - 25=1=10 минут;
5)
результаты диагностики имеют
и количественный характер, и
качественный характер, возможно
использовать как итоговые
6) обработка результатов при такой содержательности информации достаточно легка для профконсультанта и очевидна для оптанта.
В качестве примера приведен заполненный бланк ответов (Приложение 5).
Ознакомительная анкета “Дорогой друг” разработана в Самарском областном центре профориентации и психологической поддержки населения.
Целью
консультационного
Исследование
проводилось в несколько
Первый этап: проведение первичных индивидуальных консультаций с оптантом (школьник или школьник с родителями), выяснение запроса, анкетирование и диагностика с помощью ОПТ.
Второй
этап: обработка результатов
Третий этап: проведение вторичных индивидуальных консультаций с школьником, уточнение гипотез, достижение целей взаимодействия; при наличии запроса проведение индивидуальной консультации с родителем.
По завершении консультации оптант заполнял анкету обратной связи, которой оценивал результат и эффективность своей работы Приложение 3).
Консультант фиксировал результаты наблюдения, основные моменты взаимодействия, гипотезы, анализ своей работы, выводы, рекомендации и другую существенную информацию во второй части анкеты<<Дорогой друг” (Приложение 4). Результаты анализа использовались в дальнейшем решении задач исследования.
Четвертый
этап: анализ консультационного
Пятый
этап: описание основных задач самоопределения
и стратегий
Шестой этап: определение перспектив применения результатов исследования в практике профконсультирования.
Примечание.
Опросник, анкета и беседа - равноправны
и равно важны в
2.2. Анализ результатов исследования
Анализ результатов исследования показал следующее.
1. Предварительная беседа и выяснение запроса показали, что:
а) у обратившихся накануне выпуска из школы (9 и 11 класс, второе полугодие учебного года) на первом месте стоял вопрос о принятии конкретного решения;
б) те, у кого был запас времени ( 8 и 10 класс, первое полугодие выпускных 9 и 11 класса), были заинтересованы прежде всего в самопознании, в анализе своей ситуации, или в снятии беспокойства по поводу предстоящего события;
в) некоторые обращения были связаны с выбором профильного класса лицея или гимназии, что непосредственно связывалось обратившимися с будущей профессией;
г) в нескольких случаях прямой запрос (чаще всего от родителей) не был связан с выбором профессии, а касался трудностей обучения, внутрисемейных разногласий, школьных конфликтов и др. Однако на этапе заключения контракта клиенты принимали предложение консультанта рассмотреть свою проблему в несколько ином контексте, связанном с профессиональным будущим, либо с анализом интересов, либо с поиском подходящей сферы деятельности, либо с возможностями применения имеющихся способностей для получения того или иного профессионального образования, либо с нахождением смысла в учебе и т.п. Первоначальный запрос добровольно и сознательно переформулировывался в профконсультационный. На заключительном этапе школьники и их родители формулировали результат совместной работы как “профориентационную” помощь и разрешение в той или иной степени первоначальной проблемы.