Психологическая помощ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 10:02, дипломная работа

Описание

Цель исследования: разработать технологию проведения индивидуальной консультации по вопросам выбора профессии на основе профдиагностической методики, которая позволяла бы осуществить краткосрочную комплексную индивидуально ориентированную помощь старшекласснику в профессиональном и личностном самоопределении.
Задачи исследования:
1). Изучение литературы по профессиональному и личностному самоопределению, по профдиагностике, по психологической помощи старшеклассникам, по индивидуальной профконсультации;
2). Изучение феноменологии консультативных ситуаций, поиск возможности их систематизации;
3). Выбор “базовой”, “ключевой” профдиагностической методики с широкими возможностями;
4). Построение на ее основе алгоритма, схемы эффективной, комплексной краткосрочной удобной индивидуальной формы психологической помощи старшеклассникам, инициированной профориентационным запросом.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы личностного и профессионального
самоопределения старшеклассников…………………….............………………………………………………………… 9
1.1 Психологическая характеристика старшеклассников……………................. 9
1.2. Психология профессионального развития личности .……………............... 18
1.3. Принципы, формы и методы психологической помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении............................................………………………………................................... 33
1.4 Специфика индивидуального консультирования старшеклассников по вопросам выбора профессии .........................………………………………………………… 50
Глава 2. Организация и проведение исследования.............................………. 62
2.1. Описание выборки, методов и этапов исследования................…………. 62
2.2 Анализ результатов исследования…...............................................………. 67
2.3 Практические рекомендации по организации и проведению индивидуальной профконсультации со старшеклассниками на основе профдиагностики……………………………………....................................................................... 80
Заключение...................................................………................................................ 85
Список литературы ..................................................................................... 89

Работа состоит из  1 файл

Психологич.помощ-д.doc

— 447.00 Кб (Скачать документ)

    12. Знание путей преодоления внешних  препятствий.

    13. Система резервных вариантов  выбора на случай неудачи по  основному варианту.

    14. Начало практической реализации личного профессионального плана (ЛПП), попытка что-то сделать сверх обычного (например, самостоятельные  занятия,  посещения  курсов,  занятия  с репетитором, попытка попробовать себя в чем-то и др.), что позволит обновлять информацию о ситуации выбора и своевременно вносить в ЛПП соответствующие корректировки.

    Групповая форма работы имеет преимущества при решении задач просветительских, информационных, задач личностного роста подростков и юношей (в соответствии с задачами возраста,   ведущим видом деятельности). При правильно организованной групповой работе возможно научение умениям и навыкам принятия решения, правилам выбора и т.п. необходимым когнитивным, интеллектуальным навыкам. Помощь же в индивидуальных ситуациях выбора принятия решения, психологическая    поддержка,    сопровождение    индивидуального личностного и профессионального развития, помощь в разрешении индивидуальных затруднений, в вопросах самопознания не может обойтись без всесторонне разработанной вариативной, комплексной индивидуально направленной работы. Иными словами, индивидуальная профконсультация, следуя логике ситуации старшеклассника, делает возможным комплексное рассмотрение комплекса вопросов, проблем, затруднений, которые и вынудили школьника (и его семью) обратиться за помощью  к  специалисту.  Основное  существенное  достоинство индивидуальной консультации старшеклассника по вопросам выбора профессии состоит именно в индивидуальной работе с человеком, в комплексном подходе к ситуации оптанта и к возможностям оптанта в ее разрешении.

   У Климова Е.А. описаны организационные  принципы психологической службы. Это:

    1)многообразие  форм и методов работы;

    2) нравственность, экологичность;

    3) преемственность, связь со всей  психологической наукой, духовной  культурой;

    4) принцип самоактивизации, творческого подхода к своей работе, поиск и открытие новых форм, методов работы,

    5) принцип профессионального содружества,  использование средств помощи  из различных отраслей;

    6) гибкость, учет реальности, способность  к компромиссам, при сохранении основных принципиальных позиций и в интересах ребенка;

    7) выделение   приоритетов,   выбор   наиболее   оптимальных направлений  работы;

    8)принцип  оптимизации, способствование улучшению  общей ситуации.

    В современном понимании смысл  профконсультационной помощи сводится к постепенному формированию у школьника внутренней готовности  к  осознанному  и  самостоятельному  планированию, корректировке своих профессиональных планов и перспектив. Конкретный профессиональный выбор рассматривается как один из элементов профессионального самоопределения, все развитие профессионала представляет собой цепочку, последовательность выборов (30,31). Позитивность такого подхода состоит в том, что каждый конкретный  выбор не является отказом от прочих вариантов развития, а является выходом на новый уровень возможностей, доступом к многообразию новых вариантов.

    Особенности современной ситуации таковы, что  в условиях ограничения свободы  объективными не зависящими от подростка факторами   (место   проживания,   возможность   трудоустройства, материальные возможности родителей и т.п.) личностное самоопределение оказывается более важным, существенным фактором выбора, чем все остальные. Фактически работа современного профконсультанта с оптантом  проходит в двух планах: помощь в решении актуальных проблем, в подготовке к выбору, принятию решения и помощь в планировании карьеры, близких и дальних целей. Основные усилия профконсультанта направлены при взаимодействии с оптантом таким образом:

    1) сопоставление индивидуального  выбора с потребностями и перспективами рынка труда и занятости;

    2) сопоставление ценностных ориентации  личности с социальными требованиями  профессии к человеку;

    3)рассмотрение  практических действий ближних  и дальних целей, задач осуществления  выбора.

    Консультационная  работа в связи с профессиональным выбором, как и всякое психологическое консультирование, строится на основе следующих принципов:

    1) активности  субъекта выбора и его самостоятельности  (психолог-фасилитатор);

    2) комплексного  подхода, исследования различных  по сложности психических свойств и их взаимосвязи;

    3) добровольного  участия оптанта в исследовании;

    4) индивидуального  подхода;

    5) конфиденциальности;

    6) разделения  ответственности: оптанту — за  принятые решения, действия и  их последствия, психологу - за правильность постановки психологического “диагноза”, адекватность применяемых  диагностических  методов интерпретации результатов.

    У практического психолога при  решении задач сопровождения  также существуют определенные проблемы и трудности в связи с особенностями жизни в современной России. Это:

    - высокая внутри профессиональная  динамика, изменчивость целей, условий  труда;

    - повышение для оптантов роли  фактора престижности при выборе, а точнее - общего конформизма  среди молодежи;

    - смещение ориентации на материальные блага, зарплату в ущерб духовным ценностям;

    - опасения всех старшеклассников  по поводу безработицы, и отдельно  юношей - по поводу службы в армии;

  • общее обеднение, искажение духовной сферы в обществе.

    Все эти особенности жизни заметно  увеличивают вероятность ошибок в выборе оптантом профессионального будущего, резко снижают показатель прогностичности профконсультирования по той простой причине, что и сам психолог и научное знание не успевают освоить и переработать быстро изменчивый поток информации. Н.С. Пряжников видит в такой ситуации две такие основные задачи помощи выбирающему, самоопределяющемуся:

  1. формирование у подростков умения прогнозировать развитие выбираемых профессий в будущем, отказ от ориентации на существующую моду по отношению к ограниченному числу профессий;
  2. помощь в нахождении личностных смыслов не только в привлекательных профессиях, но и тех, которые приходится выбирать вопреки желанию, по необходимости.

 

             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

    1.4 Специфика индивидуального  консультирования 

    старшеклассников  по вопросам выбора профессии

 

     Специфика индивидуального консультирования старшеклассника состоит в том, что в отличие от оптанта взрослого, школьник находится чаще всего даже не в самом начале профессиональной жизни, а перед открытой дверью в нее. Все, чем он располагает к этому моменту - это знания школьных наук, свои представления о себе и о мире профессий, притязания, родительские возможности, небольшой жизненный и крайне малый трудовой опыт и не вполне созревшую личностную конструкцию, находящуюся в процессе непрерывных изменений. Рассчитывать на прогностичность методик, определяющих личностные конструкты 18-летнего, а тем более, 14-летнего школьника не приходится. Мотивационно-ценностные методики дают результат, который нужно будет прилагать к различным видам профессий отдельной процедурой, а это удлиняет процесс и требует личностного запроса (а в конце, например, выпускного класса на долгие исследования у оптанта уже нет времени, иерархия мотивов в условиях стрессовой ситуации искажена), к тому же реально российский школьник не получил необходимых знаний, опыта и психологической помощи, которые ему должны были бы предоставить на предыдущих этапах. Поэтому профконсультант или психолог, к которому обращается  школьник с запросом, должен сначала оценить уровень профессиональной зрелости школьника, помочь ему решить предыдущие проблемы и лишь потом приступать к решению проблемы актуального порядка. Но такая работа может занять много времени (которого у оптанта может не быть), потребовать от него терпения, готовности и возможностей к такой работе (которых тоже может не быть в достаточной мере у всех тех, кто нуждается в помощи). И еще человек может оказаться неготовым сформулировать личностный запрос и обратиться за психологической помощью (по причине той же незрелости, несформированности самосознания, темпераментных особенностей, состояния внутреннего конфликта). Таким, образом, в нынешних условиях, когда любая помощь -и социальная и психологическая - оказывается по запросу, далеко не все нуждающиеся могут ее получить. К тому же индивидуальная работа по личностному развитию клиента требует высокой психологической компетентности консультантов, что проблематично обеспечить при нынешней кадровой ситуации в образовательной сфере.

     В таких условиях индивидуальная профконсультация является действенным способом психологической помощи старшим школьникам и имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами работы: адресность, учет индивидуальной ситуации оптанта, возможность учета всего комплекса его задач, а также всех его ресурсов и возможностей. Само    переживание    “помогающих” отношений в ходе клиент ориентированного взаимодействия приводит к существенным изменениям, по словам К. Роджерса (37; 42).

     В литературе описано несколько схем, алгоритмов для проведения индивидуальной профориентационной работы со старшеклассником, для оказания ему психологической помощи на этапе оптации, выбора будущей профессии. В них охвачены практически все вопросы, которые необходимо школьнику для этого осознать, разрешить.

     Реально профконсультант должен оказать помощь старшекласснику, исходя из того уровня профессиональной готовности, которую тот демонстрирует, но ориентируясь на максимально возможный результат.

     Приведена  принципиальная схема-алгоритм профконсультации, разработанная в 1970 году Е.А.Климовым (32). В ней предполагается для наилучшего выбора исследовать такие позиции:

    1) оценить  медицинское состояние школьника;

    2) выявить  его профессиональные мотивы;

    3) выявить  его конкретные профессиональные  интересы;

    4) определить  перечень соответствующих конкретных профессий и специальностей;

    5) определить степень соответствия  способностей, желаний оптанта и  реальной обстановки (правило выбора “хочу-могу-надо”);

    6) уточнить специфику требований  профессионального труда к работнику;

    7) провести психодиагностику значимых личностных свойств и способностей оптанта;

    8) при совпадении вышеописанных  позиций подкрепить уверенность  оптанта в своих силах, при несовпадении - бесконфликтно переориентировать;

    9)убедиться  в положительном эффекте проведенной  работы.

    В зависимости от ситуации оптанта  психолог может акцентировать в  работе с клиентом тот или иной этап схемы.

    Приведем  концептуальная схема организации  взаимодействия профконсультанта с  клиентом.

    Подготовительный  этап:   предварительная   оценка  ситуации, выдвижение предварительной консультационной гипотезы.

    Реальная  встреча. Подготовка к взаимодействию

    Первый  этап. Оценка реальной ситуации консультирования: помощь оптанту в формулировании проблемы, оценка условий консультирования и собственной готовности помочь клиенту.

Информация о работе Психологическая помощ