Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 10:02, дипломная работа
Цель исследования: разработать технологию проведения индивидуальной консультации по вопросам выбора профессии на основе профдиагностической методики, которая позволяла бы осуществить краткосрочную комплексную индивидуально ориентированную помощь старшекласснику в профессиональном и личностном самоопределении.
Задачи исследования:
1). Изучение литературы по профессиональному и личностному самоопределению, по профдиагностике, по психологической помощи старшеклассникам, по индивидуальной профконсультации;
2). Изучение феноменологии консультативных ситуаций, поиск возможности их систематизации;
3). Выбор “базовой”, “ключевой” профдиагностической методики с широкими возможностями;
4). Построение на ее основе алгоритма, схемы эффективной, комплексной краткосрочной удобной индивидуальной формы психологической помощи старшеклассникам, инициированной профориентационным запросом.
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы личностного и профессионального
самоопределения старшеклассников…………………….............………………………………………………………… 9
1.1 Психологическая характеристика старшеклассников……………................. 9
1.2. Психология профессионального развития личности .……………............... 18
1.3. Принципы, формы и методы психологической помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении............................................………………………………................................... 33
1.4 Специфика индивидуального консультирования старшеклассников по вопросам выбора профессии .........................………………………………………………… 50
Глава 2. Организация и проведение исследования.............................………. 62
2.1. Описание выборки, методов и этапов исследования................…………. 62
2.2 Анализ результатов исследования…...............................................………. 67
2.3 Практические рекомендации по организации и проведению индивидуальной профконсультации со старшеклассниками на основе профдиагностики……………………………………....................................................................... 80
Заключение...................................................………................................................ 85
Список литературы ..................................................................................... 89
12.
Знание путей преодоления
13. Система резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту.
14. Начало практической реализации личного профессионального плана (ЛПП), попытка что-то сделать сверх обычного (например, самостоятельные занятия, посещения курсов, занятия с репетитором, попытка попробовать себя в чем-то и др.), что позволит обновлять информацию о ситуации выбора и своевременно вносить в ЛПП соответствующие корректировки.
Групповая
форма работы имеет преимущества
при решении задач
У Климова Е.А. описаны организационные принципы психологической службы. Это:
1)многообразие форм и методов работы;
2) нравственность, экологичность;
3)
преемственность, связь со
4) принцип самоактивизации, творческого подхода к своей работе, поиск и открытие новых форм, методов работы,
5)
принцип профессионального
6) гибкость, учет реальности, способность к компромиссам, при сохранении основных принципиальных позиций и в интересах ребенка;
7) выделение приоритетов, выбор наиболее оптимальных направлений работы;
8)принцип
оптимизации, способствование
В современном понимании смысл профконсультационной помощи сводится к постепенному формированию у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке своих профессиональных планов и перспектив. Конкретный профессиональный выбор рассматривается как один из элементов профессионального самоопределения, все развитие профессионала представляет собой цепочку, последовательность выборов (30,31). Позитивность такого подхода состоит в том, что каждый конкретный выбор не является отказом от прочих вариантов развития, а является выходом на новый уровень возможностей, доступом к многообразию новых вариантов.
Особенности современной ситуации таковы, что в условиях ограничения свободы объективными не зависящими от подростка факторами (место проживания, возможность трудоустройства, материальные возможности родителей и т.п.) личностное самоопределение оказывается более важным, существенным фактором выбора, чем все остальные. Фактически работа современного профконсультанта с оптантом проходит в двух планах: помощь в решении актуальных проблем, в подготовке к выбору, принятию решения и помощь в планировании карьеры, близких и дальних целей. Основные усилия профконсультанта направлены при взаимодействии с оптантом таким образом:
1) сопоставление индивидуального выбора с потребностями и перспективами рынка труда и занятости;
2)
сопоставление ценностных
3)рассмотрение
практических действий ближних
и дальних целей, задач
Консультационная работа в связи с профессиональным выбором, как и всякое психологическое консультирование, строится на основе следующих принципов:
1) активности
субъекта выбора и его
2) комплексного
подхода, исследования
3) добровольного
участия оптанта в
4) индивидуального подхода;
5) конфиденциальности;
6) разделения ответственности: оптанту — за принятые решения, действия и их последствия, психологу - за правильность постановки психологического “диагноза”, адекватность применяемых диагностических методов интерпретации результатов.
У практического психолога при решении задач сопровождения также существуют определенные проблемы и трудности в связи с особенностями жизни в современной России. Это:
-
высокая внутри
-
повышение для оптантов роли
фактора престижности при
-
смещение ориентации на
-
опасения всех
Все эти особенности жизни заметно увеличивают вероятность ошибок в выборе оптантом профессионального будущего, резко снижают показатель прогностичности профконсультирования по той простой причине, что и сам психолог и научное знание не успевают освоить и переработать быстро изменчивый поток информации. Н.С. Пряжников видит в такой ситуации две такие основные задачи помощи выбирающему, самоопределяющемуся:
1.4 Специфика индивидуального консультирования
старшеклассников по вопросам выбора профессии
Специфика
индивидуального
В таких условиях индивидуальная профконсультация является действенным способом психологической помощи старшим школьникам и имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами работы: адресность, учет индивидуальной ситуации оптанта, возможность учета всего комплекса его задач, а также всех его ресурсов и возможностей. Само переживание “помогающих” отношений в ходе клиент ориентированного взаимодействия приводит к существенным изменениям, по словам К. Роджерса (37; 42).
В литературе описано несколько схем, алгоритмов для проведения индивидуальной профориентационной работы со старшеклассником, для оказания ему психологической помощи на этапе оптации, выбора будущей профессии. В них охвачены практически все вопросы, которые необходимо школьнику для этого осознать, разрешить.
Реально профконсультант должен оказать помощь старшекласснику, исходя из того уровня профессиональной готовности, которую тот демонстрирует, но ориентируясь на максимально возможный результат.
Приведена принципиальная схема-алгоритм профконсультации, разработанная в 1970 году Е.А.Климовым (32). В ней предполагается для наилучшего выбора исследовать такие позиции:
1) оценить
медицинское состояние
2) выявить его профессиональные мотивы;
3) выявить
его конкретные
4) определить перечень соответствующих конкретных профессий и специальностей;
5)
определить степень
6)
уточнить специфику требований
профессионального труда к
7) провести психодиагностику значимых личностных свойств и способностей оптанта;
8)
при совпадении вышеописанных
позиций подкрепить
9)убедиться
в положительном эффекте
В зависимости от ситуации оптанта психолог может акцентировать в работе с клиентом тот или иной этап схемы.
Приведем концептуальная схема организации взаимодействия профконсультанта с клиентом.
Подготовительный этап: предварительная оценка ситуации, выдвижение предварительной консультационной гипотезы.
Реальная встреча. Подготовка к взаимодействию
Первый этап. Оценка реальной ситуации консультирования: помощь оптанту в формулировании проблемы, оценка условий консультирования и собственной готовности помочь клиенту.