Психологическая помощ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 10:02, дипломная работа

Описание

Цель исследования: разработать технологию проведения индивидуальной консультации по вопросам выбора профессии на основе профдиагностической методики, которая позволяла бы осуществить краткосрочную комплексную индивидуально ориентированную помощь старшекласснику в профессиональном и личностном самоопределении.
Задачи исследования:
1). Изучение литературы по профессиональному и личностному самоопределению, по профдиагностике, по психологической помощи старшеклассникам, по индивидуальной профконсультации;
2). Изучение феноменологии консультативных ситуаций, поиск возможности их систематизации;
3). Выбор “базовой”, “ключевой” профдиагностической методики с широкими возможностями;
4). Построение на ее основе алгоритма, схемы эффективной, комплексной краткосрочной удобной индивидуальной формы психологической помощи старшеклассникам, инициированной профориентационным запросом.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы личностного и профессионального
самоопределения старшеклассников…………………….............………………………………………………………… 9
1.1 Психологическая характеристика старшеклассников……………................. 9
1.2. Психология профессионального развития личности .……………............... 18
1.3. Принципы, формы и методы психологической помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении............................................………………………………................................... 33
1.4 Специфика индивидуального консультирования старшеклассников по вопросам выбора профессии .........................………………………………………………… 50
Глава 2. Организация и проведение исследования.............................………. 62
2.1. Описание выборки, методов и этапов исследования................…………. 62
2.2 Анализ результатов исследования…...............................................………. 67
2.3 Практические рекомендации по организации и проведению индивидуальной профконсультации со старшеклассниками на основе профдиагностики……………………………………....................................................................... 80
Заключение...................................................………................................................ 85
Список литературы ..................................................................................... 89

Работа состоит из  1 файл

Психологич.помощ-д.doc

— 447.00 Кб (Скачать документ)

    Профдиагностические возможности ОПГ, ее компактность и  содержательность дают основание автору предположить, что она может быть использована для массовых исследований состояния профнамерений учащихся старших классов сформированности готовности к труду - для проведения нормальной профориентационной работы с подростками и юношами, в интересах политики в сфере занятости молодежной политики, в интересах региона и др.

    Так выглядит развивающий характер профконсультации. А поскольку аргументами в  разговоре для школьника являются не выводы взрослого или умного специалиста, а цифры и их очевидные сочетания - эти аргументы воспринимаются школьником как объективная реальность, и ему легче принять позицию субъекта.

    4. Описанная типология профконсультационных ситуаций не претендует на совершенство и универсальность. Реальная жизнь чрезвычайно сложна и многообразна и никогда не уложится полностью в одну схему. Некоторые консультационные случаи содержат черты не одной ситуации, а нескольких — это просто свидетельство того, насколько сложна для ребенка жизненная ситуация и насколько она для него трудна- ведь он должен самостоятельно ее разрешить. Однако распознавание характерных особенностей и барьеров облегчает консультанту построение гипотез о необходимой помощи, подбор конкретных инструментов, методов дальнейшей работы с каждым конкретным школьником. Она также облегчает передачу опыта, обучение других практических психологов для профконсультационной работы.

    5. Анализ затруднений оптантов  и попавших в круг обсуждения  аспектов социальной ситуации развития старшеклассников показал крайнюю однобокость жизненного опыта городских школьников, почти полное отсутствие профессиональной его составляющей. Учебно-профессиональная  деятельность  сводится  в лучшем  случае  к специализированным знаниям, интеллектуальным навыкам, к профильной познавательной активности, к спорту и участию в общественных досуговых мероприятиях. Невключенность в регулярные трудовые действия, отсутствие чувственного опыта взаимодействия с предметным миром и его целенаправленного преобразования крайне затрудняет формирование полноценной личности, сужает поле выбора будущих профессий, видов деятельности и возможностей самореализации, а также принципиально   не   соответствует   перспективам   потребностей отечественного рынка труда в квалифицированных рабочих разнообразных специальностей и готовых к постоянной смене условий, характера труда, специализации и прочим изменениям профессиональной карьеры.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.3 Практические рекомендации  по организации и проведению индивидуальной профконсультации со старшеклассниками на основе

    профдиагностики

 

    Итак, профдиагностическая методика ОПТ может быть выбрана  качестве базы, основы для оказания эффективной индивидуальна ориентированной    психологической    помощи    старшекласснику, испытывающему затруднения в выборе будущей профессии, в самоопределении, в самопознании. Как будет выглядеть такая помощь в режиме реального времени, чтобы она не была слишком длительной, растянутой на многие сессии, и в то же время дала школьнику возможность и время усвоить, “переварить” новую информацию, принять ее и сделать в присутствии консультанта - фасилитатора первые шаги в нужном направлении изменений, получить позитивный опыт новых переживаний как субъекта собственных действий и решений? В литературных источниках нет описания стандартной, универсальной процедуры (технологии) проведения индивидуальной консультации. Обычно выбор профессии и построение ЛПП относятся к профконсультаций, а личностное самоопределение - к отдельной психологической консультации с применением личностных методик. В 1.4 была приведена концептуальная схема организации взаимодействия профконсультанта с клиентом Н.С. Пряжникова. Временные рамки индивидуальной профконсультаций выбраны автором исходя из многолетнего опыта работы в ЦПО - предварительная запись и две встречи по 60±20 минут. Результаты проведенного исследования позволяют уточнить и конкретизировать концептуальную схему, включив в нее как основу профдиагностическую методику ОПТ.

    Первый  этап - предварительная запись (по телефону или лично) с выяснением первичного запроса, цели, ознакомление оптантов с условиями работы.

    Второй  этап - первая встреча (первичная консультация). На этом этапе:

    1) консультант выслушивает запрос, цель прихода, ожидания клиентов, сообщает условия, порядок работы  и форму получения результата. Если инициатором визита был  родитель, то на втором этапе консультант   объясняет   родителю   специфику   психологической профконсультации,   сообщает   о   возможности   “родительской” консультации, поскольку в выборе профессии у ребенка и родителя разные цели и задачи.

    2) Совместно формулируется проблема, задача, заключается контракт. Оптанту предлагаются к заполнению ознакомительная анкета и две профдиагностические методики: базовая ОПГ и дополнительная (по выбору консультанта, в соответствии с ситуацией). Консультант помогает при необходимости заполнять анкету, опросники, параллельно наблюдая за проявлениями оптанта, его поведением;

    3) второй этап завершается договоренностью  о второй встрече, иногда “домашним  заданием”.

    Третий  этап. “пассивный” - перерыв в общении, используется консультантом для анализа собранной информации, выдвижения гипотез о ситуации оптанта и его проблемах, для планирования последующего этапа, подбора дополнительных средств диагностики, необходимой информации (профессиография, адреса психологических и прочих служб), для обращения за помощью к коллегам при необходимости.

    Как показывает практика, многие оптанты   в это время тоже продолжают работу по самоанализу, сбору информации, так как вторая встреча часто начинается с сообщений, с переформулировок, даже с перемен в поведении.

    Четвертый этап - вторая встреча (вторичная консультация).

    1) начало - уточнение проблемы и  задач;

    2) совместное обсуждение результатов  диагностики, в соответствии с  одним из вариантов стратегии  (см. п.2.2). В процессе обсуждения  и  сопоставления результатов диагностики, намерений и т.д. возможна переформулировка оптантом своей проблемы, перемена приоритетов задач, уточнение необходимой помощи. Наряду с профориентационной, на этом этапе от консультанта может понадобиться и психотерапевтическая компетентность, поскольку самоанализ - дело непростое.

    На  этом этапе подросток может решить одну или несколько задач, оказавшихся  важными для него, осознать свои ресурсы, приобрести уверенность в  своих силах, найти аргументы  для убеждения родителей или  увидеть истину в их позиции, может обнаружить “подводные камни”, “грабли”, на которые обязательно бы наступил, а также обрести душевное равновесие, переосмыслить, получить недостающую информацию содержательного характера и т.п..

    Пятый этап - заключительный, подведение итогов совместной работы, получение обратной связи, формулирование подростком собственных выводов и результатов, полезности прошедшей работы. Проговаривание, подытоживание подростком итогов очень важно, т.к. оно способствует осознанию и закреплению новых знаний. Многие старшеклассники в обратной связи отмечали, что “так обо мне (со мной, об этом) никто (нигде, никогда) раньше не разговаривал”. На этом этапе оптанту могут быть предложены адреса для получения дальнейшей психологической или иной помощи, выходящей за пределы компетентности профконсультанта, если в процессе консультирования необходимость таковой была обнаружена и оговорена. На этом этапе школьник может записаться на следующую встречу с консультантом по личностным вопросам, на тренинговую группу; здесь могут быть даны какие-то рекомендации практического   характера   с   предоставлением   оптанту   права воспользоваться ими или нет по своему усмотрению.

    Шестой  этап - при наличии запроса со стороны родителя ему сообщается о результатах профдиагностики ребенка (с его согласия , разумеется, и в его интересах), о возможной и необходимой помощи старшекласснику со стороны семьи. С родителями может быть проведена  индивидуальная консультация психолога, определяемая целями и задачами, ролью родителей в самоопределении их ребенка. Поскольку школьника в современной ситуации профессионального самоопределения нельзя рассматривать отдельно от его родительской семьи, то этот этап также является формой психологической помощи подростку. Как уже было сказано, “родительские” консультации нередко приводили к эффекту коррекции     детско-родительских     отношений,     налаживанию взаимопонимания, снятию напряженности, тревожности, иногда имели психотерапевтический эффект для взрослого человека.

    Такая схема консультирования позволяет достаточно индивидуально и оперативно оказать психологическую помощь старшекласснику в трудной ситуации профессионального выбора на том уровне готовности к выбору профессии, на котором он находится.

    Седьмой этап: анализ профконсультантом собственной работы, ее эффективности и т.д.

    Такая технология консультирования представляется достаточно удобной и оптимальной  как с точки зрения оптанта, так  и консультанта, а также с точки  зрения обучения новых специалистов-психологов для профконсультационной работы.

    Анализ  результатов, полученных в ходе исследования, показал следующее. “Опросник профессиональной готовности” позволяет не только  определить  профессиональные  предпочтения  и  степень профессиональной  готовности  старшеклассников.  Индивидуальная консультация  по вопросам выбора профессии,  основанная на профдиагностической    методике    “Опросник    профессиональной готовности”, является эффективной формой психологической помощи старшеклассникам на стадии оптации и дает им возможность решить актуальные задачи как профессионального, так и личностного самоопределения.

    В ходе обсуждения профессионального  выбора консультант имеет возможность  помочь школьнику в разрешении внутриличностных проблем, связанных с общением, отношениями  с родителями - даже если тот не осознает их сам или не желает, не решается обратиться за психологической помощью. Вывеска “профориентационные услуги” дает многим школьникам шанс обратиться к психологу, свободно и без предвзятости разобраться в себе.

    Такая консультация выполняет диагностическую, просветительскую, информационную функции, носит комплексный, активизирующий и развивающий характер, помогает оптанту осознать свою ситуацию, принять ответственность за свои планы, поступки, за свое будущее, стать субъектом своей судьбы, приобрести необходимые в данный момент знания и умения. Она снижает уровень стрессовости ситуации, создает позитивный настрой, ориентирует оптанта на ресурсное состояние.

    Описанная в 2.3 схема консультации, состоящей  из двух встреч, представляет собой   завершенный   цикл   консультационного взаимодействия. Это дает возможность усовершенствовать как процесс консультирования старшеклассников, так и процесс обучения, подготовки кадров, а также проводить мониторинг, обследование больших групп старшеклассников по стандартной процедуре. Такое обследование могло бы способствовать грамотному решению многих вопросов молодежной и экономической политики, сферы занятости, ресурсов рынка труда.

    На  основе результатов диагностики  профессиональной готовности выделены несколько характерных типов профконсультационных ситуаций. Диагностика внутренней структуры профессиональной готовности позволяет обнаружить индивидуальные затруднения, “барьеры” оптанта и на их основе выстроить стратегию взаимодействия, основные позиции оказания именно той помощи, в которой старшеклассник нуждается.

    Заключение

 

    Самоопределение личности - длительный и сложный  процесс, который берет начало в  старшем школьном возрасте. Это очень  ответственный период в жизни  человека и связан он с противоречивыми интенсивными и очень важными процессами в организме человека, в его сознании, социальной жизни. К окончанию подросткового периода формируется готовность  к самоопределению,  предпосылки для осознанного выбора жизненных целей, планов и способов достижения целей, для определения своего места в жизни и решения других задач. Личностное и профессиональное самоопределение неразрывно связаны: выбор будущей профессии определяется личностными смыслами, потребностями человека, его жизненными целями, а реализовать себя, свои способности и смысл жизни человек может только в профессиональном труде, результаты которого будут востребованы обществом, другими людьми. Вопросы, задачи профессионального и  личностного самоопределения в старшем школьном возрасте взаимосвязаны и в практике психологического сопровождения развития личности неразделимы. Психологическое сопровождение развития, психологическая помощь в решении старшим школьником как нормативных так и ненормативных проблем (кризисов, задач) периода абсолютно необходима как для самого развивающегося человека, так и для общества в целом, заинтересованного в воспитании будущих граждан, в воспроизведении качественного трудового ресурса. Об этом свидетельствуют многочисленные факты: высокий уровень тревожности старшеклассников по поводу своего будущего, асоциальные проявления подростков и юношей, трудности вхождения во взрослую жизнь, резкое несоответствие профессиональных ориентации молодежи и реальных потребностей общества, рынка труда. Необходимость грамотной психологической помощи подрастающему поколению обусловлена и усложнением социокультурных, экономических условий в современном российском обществе - ускорением информационного обмена, изменчивостью и непредсказуемостью рынка труда, динамичность мира профессий, отсутствием четких ценностных и прочих ориентиров.

Информация о работе Психологическая помощ