Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 10:02, дипломная работа
Цель исследования: разработать технологию проведения индивидуальной консультации по вопросам выбора профессии на основе профдиагностической методики, которая позволяла бы осуществить краткосрочную комплексную индивидуально ориентированную помощь старшекласснику в профессиональном и личностном самоопределении.
Задачи исследования:
1). Изучение литературы по профессиональному и личностному самоопределению, по профдиагностике, по психологической помощи старшеклассникам, по индивидуальной профконсультации;
2). Изучение феноменологии консультативных ситуаций, поиск возможности их систематизации;
3). Выбор “базовой”, “ключевой” профдиагностической методики с широкими возможностями;
4). Построение на ее основе алгоритма, схемы эффективной, комплексной краткосрочной удобной индивидуальной формы психологической помощи старшеклассникам, инициированной профориентационным запросом.
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы личностного и профессионального
самоопределения старшеклассников…………………….............………………………………………………………… 9
1.1 Психологическая характеристика старшеклассников……………................. 9
1.2. Психология профессионального развития личности .……………............... 18
1.3. Принципы, формы и методы психологической помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении............................................………………………………................................... 33
1.4 Специфика индивидуального консультирования старшеклассников по вопросам выбора профессии .........................………………………………………………… 50
Глава 2. Организация и проведение исследования.............................………. 62
2.1. Описание выборки, методов и этапов исследования................…………. 62
2.2 Анализ результатов исследования…...............................................………. 67
2.3 Практические рекомендации по организации и проведению индивидуальной профконсультации со старшеклассниками на основе профдиагностики……………………………………....................................................................... 80
Заключение...................................................………................................................ 85
Список литературы ..................................................................................... 89
Максималистский вариант
Один тип профессий оценен значительно выше всех остальных
Знак Техника Природа Худож-ный Человек образ
10,6,5
3,3,2
18,16,14
6,7,3
7,7,8
а)сформировавшаяся позиция профессионала, сочетание личностной зрелости и профессионального опыта. У школьников встречается крайне редко. б)проявление подросткового максимализма, полярности оценок. В обоих случаях сопоставив выбираемую
73
профессию с результатами диагностики или назвав несколько профессий, соответствующих предпочитаемому типу, оптант без возражений принимает идею полипрофессионализма и с помощью консультанта устраняет свое одностороннее видение мира, рассматривает необходимые ему для успешности знания, способности, усилия, личные качества, что открывает ему самому разнообразие собственных возможностей, корректирует свой профессиональный выбор оказывается от максимализма и полярности оценок в отношении вопросов своих профессиональных интересов, оценок и намерений.
Ну
левой вариант
Знак Техника Природа Худож-ныи Человек образ
14,17,3
3,2,0
5,7,5
6,4,2
2,2,0
Три или более типа профессий набрали баллы, близкие к нулю (ниже средних значений)
а) Как и в случае 26), большое количество “нулевых” оценок свидетельствует по большому счету об отвержении предлагаемых миром возможностей (что непродуктивно на этапе выхода во взрослый мир), и должно стать предметом обсуждения с оптантом. Причиной такого отношения может быть формирование общего недоверия к миру в раннем детстве или проживание острого конфликта со взрослыми, что, безусловно требует коррекции за пределами профконсультации.
б) такие баллы часто сочетаются с отсутствием непосредственного чувственного опыта взаимодействия с трудом, включенности в регулярные трудовые действия, отсутствием обязанностей перед другими людьми.. Категоричность такого взгляда на мир профессий можно скорректировать как в случае 3 - демонстрацией многокомпонентности человеческой деятельности, необходимостью разных видов занятий для успешности в труде, в построении карьеры, в других жизненных сферах. Задача консультанта в таком случае - предостеречь от вероятных ошибок излишней избирательности, придать больше реалистичности профнамерениям оптанта, обсудив, например, ситуацию первой встречи с работодателем, или т.п. главной задачей психологической помощи в профконсультации такому оптанту является переориентация его позиции на
74
более позитивную, осознание им своих ресурсов, активизация процесса самоопределения.
Противоречивый вариант
Знак Техника Природа Худож-ныи Человек образ
6,4,2
5.7,5
14,17,3
9,6,4
3,2,0
Намерение - юрист.
Профпредпочтение (или баллы умений и отношения) относятся к одним типам профессий, а выбираемая профессия - к другим, или даже к тем типам, которые набрали наименьшее количество баллов.
Лучше всего оптимизирует процесс консультирования вопрос психолога: “Что будем обсуждать - профессию или результаты теста?” И, поскольку оптант принимает и ответственность, и инициативу, и очевидные факты, диалог строится конструктивно: подросток сам себе доказывает, объясняет основания своего выбора, свою позицию, а консультант практически только активно слушает, задает уточняющие вопросы. Результат для оптанта: проговаривание самому себе мотивов собственных поступков, осмысление своих отношений, приоритетов собственных ценностей. Случаются инсайты.
Частично рассогласованный вариант.
Очень распространенная ситуация, когда профнамерение в общем соответствует предпочитаемым типам профессий, но поскольку современные профессии имеют не один основной предмет труда, баллов по каким-то умениям или отношениям недостаточно, например
Знак Техника Природа Худож-ныи Человек образ
11,13,10
16,9,7
2,0,0
7,7,3
15,17,12
дизайнер, архитектор -для дизайнера недостаточны баллы типа “Человек-Художественный образ”, для архитектора - отношения и желания в типе “Человек-Техника”
В таких случаях целесообразно начинать с обсуждения содержательных сторон профессии, с требований, которые профессия предъявляет к работнику. Консультанту в этом случае особенно необходимы профессиографические материалы, поскольку в корректировке нуждается именно информированность оптанта. На этом этапе оптант проясняет уточняет, конкретизирует для себя истинное отношение к профессии, ценностно-смысловой аспект проблемы. Следующий шаг - составление оптантом списка смежных профессий и специальностей, сходных с первоначальной профессией, совместное с консультантом обсуждение основных их особенностей. Следующий шаг -корректировка профпланов, намерений -либо варианта профессии, либо элементов профессиональной готовности приобрести какой-то практический опыт, пересмотреть отношение к урокам и каким-то обязанностям, узнать побольше о какой-то профессии, которую раньше не рассматривал как привлекательную.
“Нетрудовой” вариант
а) значительно более низкие оценки “хочу” по сравнению с “могу” и “нравится” - во всех или почти во всех столбиках.
Знак Техника Природа Худож-ныи Человек образ
9,7,4
18,12,5
6.3,0
12,11,3
7.6,2
Главная причина затруднений такого оптанта в том, что он не связывает желаемый образ жизни, искомые блага с собственными трудовыми затратами, с выполнением социально необходимой деятельности (а не лично ему интересной), отсутствие в жизненном опыте обязательств перед другими людьми, в
75
б) оценка “хочу” значительно ниже оценки “могу” в 1 -2 столбиках
Знак Техника Природа Худож-ныи Человек образ
12,11,12
16,12,3
14,12,3
3,2.0
9,6.5
непринятии того факта, что оценка его вклада в реальное производство (товаров, услуг, других ценностей для других людей) будет жесткой и объективной. Народные пословицы, благодаря своей глубокой метафоричности, природе способствуют эффективному принятию оптантом реалий рыночного общества и жизни вообще, оптимизации как профессионального, так и личностного самоопределения.
Необходимо обратить внимание подростка на этот тип профессиональных действий и помочь ему найти личностный смысл, профессиональную пользу, либо житейскую выгоду в наличии каких-либо значительных умений исходя из реалий жизни.
Иногда причиной таких оценок бывает неполное знание подростком о содержании привлекательных профессий, сфокусированность на престижных в ближайшем окружении профессиях. Перевод разговора на личные потребности и ценности приводит к тому, что в процессе обсуждения подросток включает их в план своего профессионального развития, как варианты “на черный день”, варианты совмещения смежных специальностей, расширение профессиональной компетентности и масштабов мобильности. в) такой случай может быть связан с завышенной самооценкой, необоснованным уровнем притязаний. Поскольку в обсуждении результатов диагностики речь идет не о личности, а о цифрах - а они очевидны, то перевод беседы в плоскость реальных действий и реальных результатов происходит как бы сам собой по воле оптанта.
Вариант “Непрофессиональный” -
при профориентационном характере запроса отсутствуют профнамерения в какой бы то ни было форме. (вопросы 5-7, 12-15,17,18 анкеты “Дорогой друг)
Первое, что необходимо такому школьнику - это стать субъектом деятельности, осознать свои внутренние побуждения, которые все-таки привели его на консультацию. После осознания и принятия активной заинтересованной позиции во взаимодействии с психологом формируется запрос и задачи, и обсуждение результатов профдиагностики дает оптанту личностно окрашенную объективную информацию для самосознания, рефлексии и т.д.
76
Примечание 1. При наличии существенных внешних ограничений свободы выбора (материальный, физический статус) ребенка и другие объективные обстоятельства, цель профконсультанта - сопровождение профессионального развития в имеющихся условиях, вскрытие ресурсов личности, передача ответственности как власти над своей судьбой с таким акцентом: “ты отвечаешь - ты властен (волен распорядиться имеющимися ресурсами и добывать необходимые тебе возможности)”, рассмотрение трудностей как возможностей роста. Средством психологической помощи и поддержки является позитивный тон беседы, безусловное принятие и деловое, безэмоциональное, рациональное отношение к обстоятельствам. Консультант должен делать акцент на ресурсах (имеющихся и перспективных), на реальности планов, на профилактике возможных ошибок, на всех способах, источниках помощи и поддержки, которыми оптант может воспользоваться в жизни. В этом случае консультанту, конечно, необходима более широкая психологическая компетентность..
Примечание 2. Результаты оценок типа “Человек - Знаковая система” независимо от выбора профессии значимы для прогнозирования успешности получения высшего образования, освоения больших объемов информации, постоянного повышения квалификации и переобучения, освоения новых профессий, что существенно при планировании карьеры, при высоких притязаниях. Эти результаты учитываются при уточнении как выбираемого уровня обучения (колледж или университет), так и реальности притязаний и ожиданий.
Примечание 3. Результаты оценок типа “Человек - Человек” в равной степени могут говорить и о профессиональной готовности к труду в сфере общения, коммуникации, услуг, и о преобладании в структуре личности непрофессиональных мотивов, определяемых задачами чисто возрастного развития и о наличии проблем в коммуникативной сфере.
Высокие баллы по “Человек - Человек” способствуют профессиональному развитию, низкие баллы в любом случае являются свидетельством ограничений, затруднений; баллы низкие или неравномерные также говорят о необходимости коррекции в коммуникативной сфере.
Таким образом, глубокий анализ итоговых баллов ОПТ позволяет консультанту рассмотреть детально различные аспекты профессионального самоопределения старшеклассника, выявить его ресурсы и качества, которые являются помехой для его развития, для разрешения ситуации, или могут стать причиной ошибок в будущем, активизировать процесс самоопределения, навести порядок в системе ценностей. Он позволяет также, используя анализ ситуации выбора профессии, помочь ребенку в осознании самого себя, мотивов своего поведения, жизненных целей, окружающего мира т.д., что относится собственно к личностному самоопределению.