Психологическая помощ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 10:02, дипломная работа

Описание

Цель исследования: разработать технологию проведения индивидуальной консультации по вопросам выбора профессии на основе профдиагностической методики, которая позволяла бы осуществить краткосрочную комплексную индивидуально ориентированную помощь старшекласснику в профессиональном и личностном самоопределении.
Задачи исследования:
1). Изучение литературы по профессиональному и личностному самоопределению, по профдиагностике, по психологической помощи старшеклассникам, по индивидуальной профконсультации;
2). Изучение феноменологии консультативных ситуаций, поиск возможности их систематизации;
3). Выбор “базовой”, “ключевой” профдиагностической методики с широкими возможностями;
4). Построение на ее основе алгоритма, схемы эффективной, комплексной краткосрочной удобной индивидуальной формы психологической помощи старшеклассникам, инициированной профориентационным запросом.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы личностного и профессионального
самоопределения старшеклассников…………………….............………………………………………………………… 9
1.1 Психологическая характеристика старшеклассников……………................. 9
1.2. Психология профессионального развития личности .……………............... 18
1.3. Принципы, формы и методы психологической помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении............................................………………………………................................... 33
1.4 Специфика индивидуального консультирования старшеклассников по вопросам выбора профессии .........................………………………………………………… 50
Глава 2. Организация и проведение исследования.............................………. 62
2.1. Описание выборки, методов и этапов исследования................…………. 62
2.2 Анализ результатов исследования…...............................................………. 67
2.3 Практические рекомендации по организации и проведению индивидуальной профконсультации со старшеклассниками на основе профдиагностики……………………………………....................................................................... 80
Заключение...................................................………................................................ 85
Список литературы ..................................................................................... 89

Работа состоит из  1 файл

Психологич.помощ-д.doc

— 447.00 Кб (Скачать документ)

    Профориентационная  помощь,  если  рассматривать  ее  как психологическое сопровождение развития профессионала на начальной его стадии - стадии оптации, сознательного самостоятельного и ответственного выбора будущей профессии — может быть формой психологической помощи старшеклассникам в их развитии в силу комплексности и взаимосвязи решаемых задач. Основными задачами в настоящее время для старшеклассника являются нахождение личностных смыслов в будущей работе, нахождение всех своих ресурсов, возможностей и способностей, а также построение альтернативных вариантов своего будущего, и в широком смысле жизненного, и более конкретного профессионального.

    Изучение  литературы по данному кругу вопросов показало, что в современных условиях на проблему самоопределения школьников 14-18 лет необходимо посмотреть не традиционно с позиции развивающейся личности или конкретных профессий и видов труда, а с иных, более глобальных социально-экономических позиций, в контексте формирования трудового ресурса. В этом смысле на первом плане оказываются вопросы трудовой мотивации и социальной ответственности перед обществом. Для практической психологии это задачи управления (в применении к школьникам - формирования) мотивационно-ценностной сферы личности, гражданское воспитание и понимание ценности и значимости самого труда.

    Как  показало  данное исследование, индивидуальная профконсультация, опирающаяся   на   результаты   диагностики  профессиональной готовности, может быть эффективным средством психологической помощи старшекласснику как раз в силу комплексности затрагиваемых вопросов, ориентации на личностные особенности конкретного школьника и на особенности его индивидуальной ситуации.

    Переживание школьником “помогающих отношений” в коде клиент -ориентированного взаимодействия ведет к повышению эффективности консультации и является дополнительных аргументом за развитие сети профконсультационных услуг. Позитивные изменения у оптантов связаны, прежде всего, с проживанием равноправного взаимодействия, с принятием себя и открытости своему внутреннему миру, своему опыту и той информации, которая получена им в ходе профдиагностики, а также осознанию приоритета собственного опыта перед внешними мнениями или соображениями престижности (работы, образа жизни...)

    Дополнительным  плюсов является профориентационный характер первоначального запроса - он облегчает подростку (юноше) момент обращения за помощью и в то же время позволяет консультанту косвенно - через ситуацию выбора профессии - выйти на более глубокие вопросы и проблемы. Профориентационная формулировка запроса облегчает достижение целей именно в силу своей косвенной, непрямой обращенности к личному опыту, к свойствам личности и ее проблемам, предоставляет возможность обойти или снять неконструктивные психологические защиты, которые уже могут иметь место к 14-18 годам. Подход к консультированию, основанный на изучении взаимодействия активно развивающейся личности и сложного, динамичного мира профессий,  на диагностике  наиболее  общих моментов  этого взаимодействия акцентировать внимание оптанта на общей готовности к труду,  на  ресурсах  и ограничениях,  на  ответственности и самостоятельности, на ценностно-смысловом аспекте выбора. Он отвечает задачами, стоящими перед практической психологией: поиска новых подходов к консультированию, современных форм и методов оказания психологической   помощи   старшеклассникам,   совершенствования профориентационной работы. “Опросник профессиональной готовности” позволяет выполнить также информационно-просветительскую функцию, расширить знания школьника о существенных свойствах разных видов профессионального труда, ознакомить с правилами выбора профессии.

    Описанная   технология   индивидуальной   консультации   дает возможность  проработать основные вопросы в оптимальные, короткие сроки. В целом такая профконсультация носит развивающий, активизирующий характер, дает возможность школьнику стать субъектом выбора, принять на себя ответственность за свое будущее.

    Выявленная  в ходе исследования типология профконсультационных ситуаций позволяет консультанту по результатам диагностики ОПТ оптимизировать свою работу со старшеклассниками, а также -начинающим профконсультантам - избежать лишних ошибок, ускорить собственную профессионализацию.

    В качестве перспектив развития данной темы можно рассмотреть :

    а) создание методического пособия  в помощь профконсультантам и  практическим психологам, работающим со старшеклассниками;

    б) проведение    мониторинговых,    социально-психологических исследований готовности 14-18 летних учащихся к выбору профессии в профориентационных, социально-экономических и иных целях;

    в) поиск   методик,   технологий   работы   с   молодежью, соответствующих  подходу, описанному Ю.М. Забродиным: виды профессиональных деятельностей, 3 уровня компетентностей, оценка подготовленности, роли в системе общественных отношений.

 

    

Список  литературы

 

1. Альбуханова-Славская  К. Стратегия жизни. - М.:Мысль,1991

    2. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии. Аналитический обзор.- М.:Флинта, 1998

    3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1995

4. Божович   Л.И.   Проблемы   формирования   личности. Воронеж, 1995

    5. Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик стратегии человека. // Вопросы психологии. - 2001. - № 2

6. Гинзбург М.Р.  Личностное самоопределение как  психологическая  проблема.// Вопросы психологии.- 1988. - № 2;

7. Головаха  Е.И. Жизненная перспектива и  профессиональное  самоопределение молодежи. - Киев, 1984

8. Детская   психодиагностика  и   профориентация   /   сост. СтоляренкоЛ.Д. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999

9. Забродин  Ю.М. Готовность российской молодежи  к выбору профессиональной карьеры  // Школа и производство. - 1999. - №6 

10. Зеер  А.Ф. Психология профессии. - М, Екатеринбург: Деловая книга, 2003

11.  Климов  Е.А. Введение в психологию  труда. Учебник - М.: ЮНИТИ, 1998

12. Климов Е.А.  Как выбирать профессию. - М: Просвещение, 1990

  1. Климов Е.А. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта. // Научные труды ВНИИ профтехобразования. 1976, вьш.32
  2. Леонтьев  А.В.,  Шайхелисалимов  Р.Ф.  Правовые  и организационно-экономические аспекты труда малолетних и несовершеннолетних в России // Школа и производство. - 2001. -

    №4

15. Леонтьев   Д.А.,   Шелобанов   Е.В.   Профессиональное самоопределение  как построение  образов возможного  будущего // Вопросы психологии. - 2001. - № 1

  1. Лучшие  психологические  тесты  для  профотбора  и профориентации /ред. Кудряшова А.Ф. - Петрозаводск.: Петроком, 1992

16. Маркова А.К.  Психология профессионализма. - М, 1996

  1. Материалы круглого стола Проблемы рынка труда...// Волжская коммуна.- 5 апреля 2003 18. Наш проблемный подросток. - СПб, 1999
  2. Нестерова Г.С. Формы и методы организации психологической помощи подросткам // Журнал практического психолога. - 1999. - № 12
  3. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. - М. - Нальч.: Эль-Фа, 1996
  4. Парамонов А.И. Подготовка подростков к предпринимательской деятельности // Школа и производство. - 1999.- № 1
  5. Подросток на перекрестке эпох.-М, 1997
  6. Попов А.А., Кондратьева О.Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентации учащейся молодежи // СОЦИС. - 1999. - №6
  7. Программа и методика проведения первичной психологической и врачебной консультации. Методическое пособие. - Куйбышев, 1989
  8. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера / ред. Чистяковой С.Н. - М, 1993
  9. Пряжников Н.С. Личность в эпоху продажности. - М-Воронеж: МОДЭК, 2000
  10. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М-Воронеж: МОДЭК, 1997

26.  Пряжников  Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М-Воронеж: МОДЭК, 2000 

  1. Пряжников Н.С. Подростковая профконсультация: в поисках новых ориентиров // Журнал практического психолога. - 1996. -№1
  2. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Принципы организации и перспективы школьной психологической службы в России. // Вопросы психологии. - 1994. - № 2
  3. Пряжников   Н.С.   Профессиональное   и   личностное самоопределение. - М-Воронеж: МОДЭК, 2002
  4. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. Учебное пособие. - М-Воронеж: МОДЭК, 1997
  5. Пряжников  Н.С.   “Профессиональное   и   личностное самоопределение. - М-Воронеж:  ОДЭК, 1996
  6. Пряжников Н.С. Формирование психологических тылов у старшеклассников // Школа и производство. - 1999. - № 1
  7. Психологическое сопровождение выбора профессии / ред. Митиной Л.М.-М: Флинта, 1998
  8. Психотерапевтическая энциклопедия, /ред. Карвасарского. - СПб: Питер. 1998
  9. Пушкин В.Н. Психология целеполагания // Вопросы психологии. - 1977.-№5
  10. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив // СОЦИС. - 1995. - № 12
  11. Романова Е.С., Решетина С.Ю. Профориентация с позиций концепции самодиагностики // Прикладная психология. - 2001. - №5
  12. Толстых А.В. Опыт конкретно-исторической психологии личности. - СПб, 2000
  13. Управление человеческими ресурсами / ред. Забродина Ю.М. - М.,1997

39. Фельдштейн  Д.И. Психология развивающейся личности. - Воронеж, 1996

  1. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / ред Дубровиной И. - М., 1984
  2. Формирование личности старшеклассника /ред. Дубровиной И. - М: Педагогика, 1989
  3. Чернявская  А.П.  Психологическое  консультирование  по профориентации. - М, 2001 
  4. Чистякова С.Н., Захарова Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. -М: Педагогика ,1987
  5. Чистякова С.Н. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. — М, 1997
  6. Шадриков К.Д. Деятельность и способности. - М, 1994
  7. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. Учебное пособие. - М: Флинта, 1998
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1. “Опросник профессиональной готовности”

 
    Инструкция: внимательно читайте все 50 высказываний опросника. Прочитав каждое из высказываний. Вы должны будете ответить на три приведенных  вопроса и оценить свои ответы в баллах (от 0 до 2):

    1. Насколько  хорошо Вы умеете делать то, что написано в высказывании?

    - Делаю,  как правило, хорошо - 2 балла.

    - Делаю  средне - 1 балл.

    - Делаю  плохо (совсем не умею) - 0 баллов.

    2. Какие ощущения  у Вас возникли, когда Вы это  делали?

    - Положительные  (приятно, интересно, легко) - 2 балла.

    - Нейтральное  (все равно) — 1 балл.

    - Отрицательные  (неприятно, неинтересно, трудно) - 0 баллов.

    3. Хотели бы  Вы, чтобы описанное в высказывании  действие было включено в Вашу  будущую работу?

    - Да - 2 балла.

    - Все равно  - 1 балл.

    - Нет - 0 баллов.

    Свои  оценки в баллах Вы заносите в “Таблицу ответов” (номер клетки в таблице соответствует номеру высказывания). В каждую клетку бланка ответов Вы должны поставить баллы, соответствующие Вашим ответам на все три вопроса. Для каждого высказывания Вы оцениваете сначала Ваше умение (1), затем - отношение (2), затем - желание (3). В этой же последовательности Вы и проставляете оценочные баллы в клетках “Таблицы ответов”.

    Если  Вы никогда не делали того, что описано  в высказывании, то вместо баллов поставьте  в клетку прочерки в первых двух вопросах (1 и 2) и попробуйте ответить только на третий вопрос.

       Читая высказывание, обязательно  обращайте внимание на слова:

“часто”, “легко”, “систематически” и др. Ваш ответ  должен учитывать смысл этих слов.

    Если  из перечисленных в вопросе нескольких действий Вы умеете делать что-то одно, то именно это действие Вы и оцениваете тремя оценками.

    Работайте внимательно!

    1. Делать выписки, вырезки из  различных текстов и группировать  их по определенному признаку.

    2. Выполнять практические задания  на лабораторных работах по физике (составлять и собирать схемы, устранять в них неисправности, разбираться в принципе действия прибора и т.п.).

    3. Длительное время (более года) самостоятельно, терпеливо выполнять  все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать).

    4. Сочинять стихи, рассказы,  заметки,  писать сочинения, признаваемые  многими интересными, достойными внимания.

    5. Сдерживать себя, не “выливать”  на окружающих свое раздражение,  гнев, обиду, плохое настроение.

    6. Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план новый текст.

    7. Разбираться в физических процессах  и закономерностях, решать задачи  по физике.

    8. Вести регулярное наблюдение  за развивающимся растением и  записывать данные наблюдения в специальный дневник.

    9. Мастерить красивые изделия своими  руками: из дерева, материала, засушенных  растений, ниток.

    10. Терпеливо, без раздражения объяснять  кому-либо, что он хочет знать,  даже если приходится повторять это несколько раз.

    11. В письменных работах по русскому языку, литературе легко находить ошибки.

    12. Разбираться в химических процессах,  свойствах химических элементов,  решать задачи по химии.

    13. Разбираться в особенностях развития    и во внешних отличительных  признаках многочисленных видов растений.

Информация о работе Психологическая помощ