Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 10:02, дипломная работа
Цель исследования: разработать технологию проведения индивидуальной консультации по вопросам выбора профессии на основе профдиагностической методики, которая позволяла бы осуществить краткосрочную комплексную индивидуально ориентированную помощь старшекласснику в профессиональном и личностном самоопределении.
Задачи исследования:
1). Изучение литературы по профессиональному и личностному самоопределению, по профдиагностике, по психологической помощи старшеклассникам, по индивидуальной профконсультации;
2). Изучение феноменологии консультативных ситуаций, поиск возможности их систематизации;
3). Выбор “базовой”, “ключевой” профдиагностической методики с широкими возможностями;
4). Построение на ее основе алгоритма, схемы эффективной, комплексной краткосрочной удобной индивидуальной формы психологической помощи старшеклассникам, инициированной профориентационным запросом.
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы личностного и профессионального
самоопределения старшеклассников…………………….............………………………………………………………… 9
1.1 Психологическая характеристика старшеклассников……………................. 9
1.2. Психология профессионального развития личности .……………............... 18
1.3. Принципы, формы и методы психологической помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении............................................………………………………................................... 33
1.4 Специфика индивидуального консультирования старшеклассников по вопросам выбора профессии .........................………………………………………………… 50
Глава 2. Организация и проведение исследования.............................………. 62
2.1. Описание выборки, методов и этапов исследования................…………. 62
2.2 Анализ результатов исследования…...............................................………. 67
2.3 Практические рекомендации по организации и проведению индивидуальной профконсультации со старшеклассниками на основе профдиагностики……………………………………....................................................................... 80
Заключение...................................................………................................................ 85
Список литературы ..................................................................................... 89
Профориентационная
помощь, если рассматривать
ее как психологическое
Изучение литературы по данному кругу вопросов показало, что в современных условиях на проблему самоопределения школьников 14-18 лет необходимо посмотреть не традиционно с позиции развивающейся личности или конкретных профессий и видов труда, а с иных, более глобальных социально-экономических позиций, в контексте формирования трудового ресурса. В этом смысле на первом плане оказываются вопросы трудовой мотивации и социальной ответственности перед обществом. Для практической психологии это задачи управления (в применении к школьникам - формирования) мотивационно-ценностной сферы личности, гражданское воспитание и понимание ценности и значимости самого труда.
Как показало данное исследование, индивидуальная профконсультация, опирающаяся на результаты диагностики профессиональной готовности, может быть эффективным средством психологической помощи старшекласснику как раз в силу комплексности затрагиваемых вопросов, ориентации на личностные особенности конкретного школьника и на особенности его индивидуальной ситуации.
Переживание школьником “помогающих отношений” в коде клиент -ориентированного взаимодействия ведет к повышению эффективности консультации и является дополнительных аргументом за развитие сети профконсультационных услуг. Позитивные изменения у оптантов связаны, прежде всего, с проживанием равноправного взаимодействия, с принятием себя и открытости своему внутреннему миру, своему опыту и той информации, которая получена им в ходе профдиагностики, а также осознанию приоритета собственного опыта перед внешними мнениями или соображениями престижности (работы, образа жизни...)
Дополнительным плюсов является профориентационный характер первоначального запроса - он облегчает подростку (юноше) момент обращения за помощью и в то же время позволяет консультанту косвенно - через ситуацию выбора профессии - выйти на более глубокие вопросы и проблемы. Профориентационная формулировка запроса облегчает достижение целей именно в силу своей косвенной, непрямой обращенности к личному опыту, к свойствам личности и ее проблемам, предоставляет возможность обойти или снять неконструктивные психологические защиты, которые уже могут иметь место к 14-18 годам. Подход к консультированию, основанный на изучении взаимодействия активно развивающейся личности и сложного, динамичного мира профессий, на диагностике наиболее общих моментов этого взаимодействия акцентировать внимание оптанта на общей готовности к труду, на ресурсах и ограничениях, на ответственности и самостоятельности, на ценностно-смысловом аспекте выбора. Он отвечает задачами, стоящими перед практической психологией: поиска новых подходов к консультированию, современных форм и методов оказания психологической помощи старшеклассникам, совершенствования профориентационной работы. “Опросник профессиональной готовности” позволяет выполнить также информационно-просветительскую функцию, расширить знания школьника о существенных свойствах разных видов профессионального труда, ознакомить с правилами выбора профессии.
Описанная технология индивидуальной консультации дает возможность проработать основные вопросы в оптимальные, короткие сроки. В целом такая профконсультация носит развивающий, активизирующий характер, дает возможность школьнику стать субъектом выбора, принять на себя ответственность за свое будущее.
Выявленная в ходе исследования типология профконсультационных ситуаций позволяет консультанту по результатам диагностики ОПТ оптимизировать свою работу со старшеклассниками, а также -начинающим профконсультантам - избежать лишних ошибок, ускорить собственную профессионализацию.
В качестве перспектив развития данной темы можно рассмотреть :
а) создание методического пособия в помощь профконсультантам и практическим психологам, работающим со старшеклассниками;
б)
проведение мониторинговых,
социально-психологических
в) поиск методик, технологий работы с молодежью, соответствующих подходу, описанному Ю.М. Забродиным: виды профессиональных деятельностей, 3 уровня компетентностей, оценка подготовленности, роли в системе общественных отношений.
1. Альбуханова-Славская К. Стратегия жизни. - М.:Мысль,1991
2. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии. Аналитический обзор.- М.:Флинта, 1998
3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1995
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Воронеж, 1995
5. Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик стратегии человека. // Вопросы психологии. - 2001. - № 2
6. Гинзбург М.Р.
Личностное самоопределение
7. Головаха
Е.И. Жизненная перспектива и
профессиональное
8. Детская психодиагностика и профориентация / сост. СтоляренкоЛ.Д. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999
9. Забродин
Ю.М. Готовность российской
10. Зеер А.Ф. Психология профессии. - М, Екатеринбург: Деловая книга, 2003
11. Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебник - М.: ЮНИТИ, 1998
12. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М: Просвещение, 1990
№4
15. Леонтьев
Д.А., Шелобанов Е.В.
Профессиональное
16. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М, 1996
26. Пряжников
Н.С. Методы активизации
39. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. - Воронеж, 1996
Приложение 1. “Опросник профессиональной готовности”
Инструкция:
внимательно читайте все 50 высказываний
опросника. Прочитав каждое из высказываний.
Вы должны будете ответить на три приведенных
вопроса и оценить свои ответы
в баллах (от 0 до 2):
1. Насколько хорошо Вы умеете делать то, что написано в высказывании?
- Делаю, как правило, хорошо - 2 балла.
- Делаю средне - 1 балл.
- Делаю плохо (совсем не умею) - 0 баллов.
2. Какие ощущения у Вас возникли, когда Вы это делали?
- Положительные (приятно, интересно, легко) - 2 балла.
- Нейтральное (все равно) — 1 балл.
- Отрицательные
(неприятно, неинтересно,
3. Хотели бы
Вы, чтобы описанное в
- Да - 2 балла.
- Все равно - 1 балл.
- Нет - 0 баллов.
Свои оценки в баллах Вы заносите в “Таблицу ответов” (номер клетки в таблице соответствует номеру высказывания). В каждую клетку бланка ответов Вы должны поставить баллы, соответствующие Вашим ответам на все три вопроса. Для каждого высказывания Вы оцениваете сначала Ваше умение (1), затем - отношение (2), затем - желание (3). В этой же последовательности Вы и проставляете оценочные баллы в клетках “Таблицы ответов”.
Если Вы никогда не делали того, что описано в высказывании, то вместо баллов поставьте в клетку прочерки в первых двух вопросах (1 и 2) и попробуйте ответить только на третий вопрос.
Читая высказывание, обязательно обращайте внимание на слова:
“часто”, “легко”, “систематически” и др. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.
Если
из перечисленных в вопросе
Работайте внимательно!
1.
Делать выписки, вырезки из
различных текстов и
2.
Выполнять практические
3. Длительное время (более года) самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать).
4.
Сочинять стихи, рассказы, заметки,
писать сочинения,
5.
Сдерживать себя, не “выливать”
на окружающих свое
6. Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план новый текст.
7.
Разбираться в физических
8. Вести регулярное наблюдение за развивающимся растением и записывать данные наблюдения в специальный дневник.
9.
Мастерить красивые изделия
10.
Терпеливо, без раздражения
11. В письменных работах по русскому языку, литературе легко находить ошибки.
12.
Разбираться в химических
13.
Разбираться в особенностях