Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2012 в 15:30, курсовая работа
На сегодняшний день бизнес-планирование является главной функцией управления любой фирмой. В любой сфере деятельности для достижения поставленных целей необходим определенный план действий. При переходе к рыночным отношениям в России от планирования практически отказались, считая, что рынок расставит все по своим местам. Рынок и план представляют собой взаимодополняющие, а не взаимоисключающие компоненты хозяйственного механизма.
Именно с бизнес-планирования начинается как создание, так и функционирование хозяйствующего субъекта. Недооценка бизнес-планирования в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление, как правило, приводят к большим экономическим потерям, к неплатежеспособности фирм. Непонимание этой аксиомы обернулось для многих российских фирм банкротством.
Введение 3
1. Теоретические аспекты разработки бизнес-плана 6
1.1. Сущность и задачи планирования 6
1.2. Понятие и сущность бизнес-планов 15
1.3. Структура и содержание бизнес-плана 25
2. Организационно-экономическая характеристика объекта исследования 34
2.1. Характеристика и анализ основных показателей деятельности предприятия ОАО «Универсалавтотранс» 34
2.2 Обоснование разработки бизнес-плана на получение долгосрочного банковского кредита 45
3. Разработка бизнес-плана ОАО «Универсалавтотранс» на получение долгосрочного банковского кредита 50
Заключение 57
Список литературы 59
Приложения 61
В процессе исследования применялись анализ существующей базы источников по рассматриваемой проблеме; методы, приемы и средства экономического и статистического анализа, количественного и качественного изучения реальных процессов на принципах системности.
Информационной базой при выполнении курсовой работы является финансовая отчетность ОАО «Универсалавтотранс».
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных авторов по проблемам бизнес-планирования, таких как: Петров В.М., Петров К.Н., Черняк В.З., Горемыкин В.А., Ляпунов С.И. и др.
Необходимо отметить, что в России еще не накоплено достаточного опыта по разработке бизнес-планов. Недостаточная теоретическая и методическая разработка различных аспектов бизнес - планирования, и особенно связанных с маркетинговыми исследованиями и организационными аспектами, снижает качество разрабатываемых бизнес-планов и в ряде случаев приводит к неправильным решениям. В связи с этим совершенствование методологии бизнес - планирования является актуальной задачей в современных условиях развития экономики.
1. Теоретические аспекты разработки бизнес-плана
1.1. Сущность и задачи планирования
Бизнес-планирование является самостоятельным видом плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством. В условиях рынка невозможно добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственном состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т.д. Необходимо не только точно представлять свои потребности на перспективу в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и предусматривать источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия.
Цели бизнес-планирования:
‒ выявить и осознать необходимость и значимость планирования для эффективной жизнедеятельности организации;
‒ разобрать задачи бизнес-планирования;
‒ рассмотреть принципы и функции бизнес-планирования;
‒ осознать значение внутренней и внешней среды бизнес-планирования;
‒ разобраться с временными горизонтами планирования;
‒ осмыслить сущность стратегического и тактического (оперативного) планирования;
‒ рассмотреть типологию бизнес-планов;
‒ изучить требования к составлению бизнес-планов;
‒ уяснить алгоритм этапов построения бизнес-планов.
Бизнес-планирование, как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций:
‒ инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;
‒ прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;
‒ оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;
‒ координация и интеграция – учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;
‒ безопасность управления – обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;
‒ упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;
‒ контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;
‒ воспитание и обучение – благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;
‒ документирование – представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.
При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкурентной экономической среде (таблица 1.1) [7, с. 10-11].
Таблица 1.1
Принципы бизнес-планирования
Принципы планирования | Содержание |
---|---|
1. Необходимость | 1. Обязательное применение планов в любой сфере деятельности является рациональным поведением людей. 2. Прежде чем действовать, каждый должен знать, что хочет и может. |
2. Непрерывность | Процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно путем: ‒ последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов; ‒ скользящего планирования – по истечении части планового периода составляется обновленный план, в котором увеличивается горизонт планирования, а на оставшийся период план может уточняться в связи с появлением непредусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностей и ориентации фирмы. |
3. Эластичность и гибкость | Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем: ‒ введения плановых резервов по основным показателям; ‒ применения эвентуального (на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных; ‒ использования оперативных планов для учета возникающих изменений среды; ‒ использование альтернативных планов. |
4. Единство и полнота (системность) | Системность достигается тремя основными способами: ‒ наличием общей (единой) экономической цели и взаимодействием всех структурных подразделений предприятия по горизонтальному и вертикальному уровням планирования; ‒ все сопряженные частичные планы структурных единиц фирмы и сфер деятельности (производства, сбыта, персонала, инвестирования и др.) во взаимосвязи должны составлять общий сводный план ее социально- экономического развития; ‒ включения в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия решений. |
5. Точность и детализация | 1. Любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели. 2. По мере перехода от оперативных краткосрочных к средне- и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования соответственно может уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития фирмы. |
6. Экономичность | 1. Расходы на планирование должны соизмеряться с получаемыми от нее выгодами. 2. Вклад планирования и эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений. |
Продолжение таблицы 1.1
Принципы планирования | Содержание |
7. Оптимальность | 1. На всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов решений. 2. Выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей фирмы и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях. |
8. Связь уровней управления | Достигается тремя способами: ‒ детализацией планов «сверху-вниз»; ‒ укрупнением планов «снизу-вверх»; ‒ частичным делегированием полномочий. |
9. Участие | 1. Активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения. 2. Планирование для себя психологически и экономически эффективнее, чем для других. |
10. Холизм (сочетание координации и интеграции) | Чем больше структурных единиц и уровней управления предприятием, тем целесообразнее (эффективнее) планировать в них одновременно и во взаимозависимости. Планирование на каждом структурном уровне предприятия независимо не может быть эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях. |