Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2012 в 15:30, курсовая работа
На сегодняшний день бизнес-планирование является главной функцией управления любой фирмой. В любой сфере деятельности для достижения поставленных целей необходим определенный план действий. При переходе к рыночным отношениям в России от планирования практически отказались, считая, что рынок расставит все по своим местам. Рынок и план представляют собой взаимодополняющие, а не взаимоисключающие компоненты хозяйственного механизма.
Именно с бизнес-планирования начинается как создание, так и функционирование хозяйствующего субъекта. Недооценка бизнес-планирования в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление, как правило, приводят к большим экономическим потерям, к неплатежеспособности фирм. Непонимание этой аксиомы обернулось для многих российских фирм банкротством.
Введение 3
1. Теоретические аспекты разработки бизнес-плана 6
1.1. Сущность и задачи планирования 6
1.2. Понятие и сущность бизнес-планов 15
1.3. Структура и содержание бизнес-плана 25
2. Организационно-экономическая характеристика объекта исследования 34
2.1. Характеристика и анализ основных показателей деятельности предприятия ОАО «Универсалавтотранс» 34
2.2 Обоснование разработки бизнес-плана на получение долгосрочного банковского кредита 45
3. Разработка бизнес-плана ОАО «Универсалавтотранс» на получение долгосрочного банковского кредита 50
Заключение 57
Список литературы 59
Приложения 61
Можно выделить три основных причины, почему необходимо планировать:
‒ сам процесс планирования бизнес-плана, включая обдумывание идеи, заставляет объективно, критически и беспристрастно взглянуть на проект предприятия во всей его полноте. План способствует предотвращению ошибок, давая возможность понять, для чего все это делается. Это хорошо проложенный маршрут, отражающий строгую очередность действий и приоритеты на пространстве ограниченных ресурсов;
‒ бизнес-план является тем рабочим инструментом, который при надлежащем использовании поможет эффективно контролировать и управлять предприятием, что, в свою очередь, является основой успеха;
‒ законченный бизнес-план является средством для сообщения идей другим заинтересованным лицам. Качественно разработанный бизнес-план производит благоприятное впечатление на людей, с которыми предполагается сотрудничать, таких, как: инвесторы, банкиры, совладельцы и служащие. Он в полной мере характеризует таланты и уровень профессионализма разработчика.
Таким образом, бизнес-планирование решает следующие важные проблемы:
‒ определяет степень жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижает риск предпринимательской деятельности;
‒ конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей системы;
‒ привлекает внимание и интерес, обеспечивает поддержку со стороны потенциальных инвесторов фирмы;
‒ помогает получить ценный опыт планирования.
Наиболее распространенными областями бизнес-планирования в сегодняшней российской экономике являются: [12, с. 13-14]
‒ создание бизнес-линий (продуктовых линий, инвестиционных проектов как совокупности прав собственности, долгосрочных привилегий и конкурентных преимуществ, специального (по возможной области применения) и универсального имущества, технологий, а также контрактов (по закупке ресурсов, аренде имущества, найму работников и сбыту продукции), которые обеспечивают возможность получать определенные доходы, - поток доходов или серию денежных потоков (cash-stream или stream of cash flows);
‒ разработка бизнес-планов специального назначения финансово-экономического характера для:
‒ эмиссии новых акций открытыми акционерными обществами;
‒ подготовка к продаже приватизируемых предприятий;
‒ подготовка к продаже обанкротившихся предприятий, выставляемых на конкурс;
‒ выкупа акций (паев) в закрытых компаниях, например, в обществах с ограниченной ответственностью или закрытых акционерных обществах или пая в товариществах при выходе из состава товарищества одного из акционеров (учредителя, пайщика;
‒ обоснования вариантов санации предприятий-банкротов.
Весь процесс планирования на фирме можно разделить на две основные стадии:
‒ разработки стратегии деятельности фирмы (стратегическое планирование);
‒ определение тактики по реализации стратегии (оперативное, или тактическое, планирование).
Остановимся более подробно на стратегическом планировании.
Стратегическое планирование пришло на смену долгосрочному. Его преимуществом явилось то, что пространство деятельности фирмы стало более объемным, т.к. наряду с элементами внутренней среды, на которых основываются традиционные формы планирования стратегическое планирование включает в себя следующие аспекты: экономические, политические и социальные факторы, потребности покупателей, действия конкурентов, научно-технологические изменения и др. Долгосрочные цели фирмы в стратегическом планировании уже не являются отображением условий текущей деятельности отдельных предприятий, а оказываются результатом анализа изменений в его внешней и внутренней среде. Концепция стратегического планирования позволяет выработать комплекс методов и средств, обеспечивающих адаптацию фирм к быстроменяющимся условиям, дает возможность своевременно на них реагировать.
Стратегическое планирование – это определение общих направлений деятельности организации, разработка ее действий в ответ на объективные внешние и внутренние обстоятельства. Обычно оно бывает рассчитано на длительный период. Ответственность за разработку стратегического плана несет руководство организации, поскольку стратегическое планирование требует высокой ответственности и масштабного охвата все деятельности персонала [6, с. 13].
В стратегическом планировании используются следующие методы разработки планов: [13, с. 252]
‒ экспертный метод, основанный на использовании косвенной и неполной информации, опыта специалистов-экспертов, интуиции;
‒ метод социально-экономического анализа, заключающийся во всестороннем изучении социально-экономической действительности, познания внутренних связей и зависимостей явлений с целью определения прогрессивных тенденций развития;
‒ метод прямых инженерно-экономических расчетов, предназначенный для определения потребностей рынка в данном виде продукции и возможностей ее производства;
‒ балансовый метод, используемый для обеспечения согласованности взаимосвязанных показателей;
‒ экономико-математические методы и модели, решающие, к примеру, такие вопросы, как составление оптимальной программы выпуска продукции при заданных трудовых и материальных ресурсах;
‒ метод системного анализа и синтеза, заключающийся в разложении явлений на составные части и определении на этой основе ключевых проблем перспективного развития.
Стратегическое планирование можно рассматривать как динамическую совокупность взаимосвязанных управленческих процессов, логически вытекающих один из другого. В то же время существует устойчивая обратная связь и влияние каждого процесса на остальные.
Процесс стратегического планирования включает:
1. Определение миссии фирмы. Этот процесс состоит в установлении смысла существования фирмы, ее предназначения, роли и места в рыночной экономике. Он характеризует направление в бизнесе, на которое фирмы ориентируются, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ.
2. Формирование целей и задач. Для описания характера и уровня деловых притязаний, применяются термины «цели» и «задачи». Цели и задачи должны отражать уровень обслуживания потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих в фирме. Целевая картина должна иметь по крайней мере четыре типа целей: количественные, качественные, стратегические, тактические. Цели для нижележащих уровней фирмы рассматриваются как задачи.
3. Анализ и оценка внешней среды. Обычно этот процесс считается исходным процессом стратегического планирования, т.к. он обеспечивает базу для выработки стратегии поведения.
Анализ среды предполагает исследование двух ее компонентов: макросреды и непосредственного окружения.
Анализ макроокружения включает изучение влияния на фирму таких компонентов среды, как: состояние экономики; правовое регулирование; политические процессы; природная среда и ресурсы; социальная и культурная составляющие общества; научно-технологический уровень.
Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатель, поставщик, конкуренты, рынок рабочей силы.