Качественные методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:09, курс лекций

Описание

В сущности, проблема соотношения социального и индивидуального всегда была центральной для социологии. Начиная с периода ее формирования в XIX веке, ключевой проблемой оставался вопрос о взаимодействии общества и индивидов.

Содержание

1. Модели социального мира
2. Объект и предмет исследования в качественных методах.
3. Микроанализ как уровень исследования

Работа состоит из  1 файл

Копия качественные методы в социологии.doc

— 891.00 Кб (Скачать документ)

■     При использовании писем возникает две проблемы. Во-первых, как изящно отметил один из английских ис­следователей, необходимо помнить, что у каждого письма есть два родителя: тот, кто его пишет, и тот, кто его полу­чает. Другими словами, исследователь, обратившийся к анализу писем, должен хорошо себе представлять, кому направлены данные письма, на чью реакцию они ориен­тированы. Это редко бывает доступно исследователю, но надо хотя бы помнить, что адресат наполовину определя­ет направленность и стиль письма. Во-вторых, письма пишутся не в расчете на аналитическое изучение специа­листами, поэтому не все в них может представлять цен­ность как материал для изучения. Олпорт, рассказывая о процессе работы над письмами Дженни, упомянул, что ему приходилось сокращать ее письма на две трети, так как большая часть каждого письма не представляла на­учного интереса

 

2.Анализ визуальных документов

■ Визуальные документы

Фотография появилась примерно в одно время с со­циологией, однако использование фотографий как источ­ника социальной информации так и не стало популяр­ным. Миллионы фотографий делаются каждый год и становятся достоянием семейных альбомов, но социологи не испытывают особого интереса к тому, что могло бы стать основной информационной базой исследования и продемонстрировать запечатленный образ индивида, группы, места действия.

К фотографии более активно обращаются антрополо­ги, начиная с классического исследования Маргарет Мид «Баленезийский характер», где целый том посвя­щен фотографическим образам этой культуры. Южно­африканский исследователь Ян Коетцы использо­вал фотографии при исследовании освободительного дви­жения в Южной Африке, где запечатленные образы мес­та действия (улицы, на которых разворачивались расо­вые волнения) помогают раскрыть смысл происходящих событий. В тактике устной истории группа английских исследователей из Эссекского университета начала свое исследование с коллективной фотографии женского ба­тальона времен второй мировой войны для изучения женского опыта участия в войне и отражения этого эпи­зода в послевоенной судьбе его участниц. Фотография послужила отправной точкой в поиске служивших в этом батальоне для последующего интервьюирования.

Запечатленный фотографией образ не только вос­производит внешний вид человека, но и позволяет более наглядно представить образ той эпохи, которой он при­надлежит: мелочи быта, одежду, настроение — дух време­ни. Фотографии могут служить как иллюстрацией, так и визуальной информацией или предметом анализа. В 70-х годах группа американских социологов, пропаганди­рующих использование фотодокументов в социологии, даже организовала выставку своих фотографических ра­бот, которую назвала «Визуальная социология». Некоторые сторонники визуальной социологии считают, что она со временем и в теоретическом плане может серьезно потеснить социологию, построенную на написанном или сказанном слове.

Это предположение находит свое подтверждение в быстро развивающемся теоретическом направлении со­циологии, которое носит название «язык тела».

Язык тела понимается как несловесная эмоциональная форма комму­никации. Ориентация и положение тела, мимика, жесты отражают социальные реакции индивида по отношению к другим людям (реакция на социальный статус, отноше­ния доминирования и подчинения, симпатии и антипатии).

Один из самых доступных и приемлемых способов использования фотографий в качественном исследова­нии — обращение к семейным альбомам в ходе интер­вью. Старые фотографии из семейного альбома могут стать стимулом к разговору или источником новой ин­формации о предшествующем опыте жизни индивида или семьи, а также средством проверки или подтвержде­ния сказанного.

Фильмы и видеофильмы становятся все более попу­лярным источником информации в социологии на За­паде. Это касается прежде всего семейных видеофиль­мов, которые, возможно, со временем станут доступными и для российских семей. Широко используются научные видеофильмы, воспроизводящие процесс общения с объектом исследования. Возможно, благодаря видео­фильмам осуществится заветная мечта исследователей: воспроизвести события в точности так, как они происхо­дили в прошлом. Естественно, вместе с этим возникнут и новые проблемы (например, как в сжатой форме отобра­зить происходящее на экране), но тем не менее видео­фильмы могут существенно изменить облик социальных

наук.

При анализе документов привлекаютя и другие, не столь популярные источники информации. Например, производственные биографии как описание профессио­нальных достижений индивида (производственные ха­рактеристики — по-нашему), на которые опирался Р. Тернер при сравнения критериев успешности в США и Англии .

Источником информации могут служить и неоду­шевленные предметы (как, например, медицинский ин струмент у А. Страуса и Б. Глейзера), предметы обихода, одежды, история вещей или история дома.

Проведите небольшой эксперимент. Оглядите свою комнату и попытайтесь представить историю отдельных предметов: были они куплены или подарены? Вспомните жизненную ситуацию, которая способствовала этому при­обретению или подарку. Что интересовало вас в то время, кто были ваши друзья, что изменилось с тех пор? Ваше отношение к этой вещи в прошлом и настоящем. Пожа­луй, каждое из этих приобретений имеет свою историю, особенно если вы обратитесь к полке с книгами или кол­лекции аудиокассет с музыкальными произведениями.

Все перечисленные источники информации исполь­зуются в разной степени. Одни стали общепринятыми, к другим прибегают довольно редко и только единицы ис­следователей. Наша задача была показать, сколь широк спектр возможных источников информации в качествен­ном исследовании и что он может быть расширен в зави­симости от целей и изобретательности, эвристичности ав­тора. Кроме того, методы могут использоваться в разных комбинациях, как это было проиллюстрировано на при­мерах. Основная задача состоит в том, чтобы применение того или иного метода было обосновано, а полученные ре­зультаты строго укладывались в исследовательские кон­цепции при анализе данных.

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 7. СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ

1.       Девиантология как сфера применения

2.       Гендерные исследования

3.       Социология семьи и социология личности

4.       Социология политики и социальная мобильность.

Питер Бергер считает, что одной из ценностей гума­нистической социологии является пристальное внима­ние к таким вещам, которые могут показаться скучными или недостойными научного внимания для тех, кто не обладает широким фокусом исследовательского интере­са. «Все, что относится к человеческому бытию, каким бы банальным оно не казалось, может стать значимым для социолога». Поэтому и среди уже описанных зыше исследований так много экзотических, начиная с ка­рьеры гермафродита до траектории умирания и смены идентичностей умалишенного. Их трудно втиснуть в рам­ки отдельных направлений социологического знания.

Тем не менее, попытаемся систематизировать области возможного интереса по отраслям социологического знания.

Какие проблемы могут стать фокусом исследова­тельского интереса в разных областях социологии?

Наиболее общий ответ на этот вопрос заключается в следующем: есть отрасли социологии, которые законо­мерно являются сферой применения качественных мето­дов, другие используют их ограничено.

К числу первых относятся девиантология, тендерные исследования, социология семьи, социология личности, со­циология культуры, те области, где центральным объек­том интереса является индивид как носитель социально­го и индивидуального опыта.

Другие области, ориентированные преимущественно на изучение социальных институтов, используют эти ме­тоды ограничено: это индустриальная социология, социо­логия социальных изменений, социальной стратифика­ции, социология политики. Как правило, в этих сферах качественные исследования служат частным фрагмен­том рассмотрения более общих проблем и используются для конкретизации полученных результатов.

В девиантологии исследователи описывают жизнен­ные практики людей, оказавшихся в нетипичной или уникальной социальной ситуации. Аспектом интереса является ориентация на понимание жизненного опыта этих людей и попытка объяснить их психологию. Наибо­лее широко в этой области используется тактика изуче­ния истории жизни: история гермафродита , история жизни проститутки , профессионального вора , потребителя героина, окончившего жизнь самоубийством, история пяти братьев-преступников в Чикаго в 20-е годы, история го­родского пьяницы.

В российской практике наиболее удачным в этой области является исследование В. Журавлева «История жизни бомжа», которая демонстрирует влияние социаль­ного контекста советской системы и правоохранитель­ной системы на превращение мальчика из благополуч­ной семьи в типичного бомжа. Эта история жизни, ско­рее, экстремальный случай, что и делает его интересным для анализа. Тактика истории жизни позволяет рассмот­реть процесс поэтапно, в развитии, раскрыть причины, способы воздействия социума и последствия для главно­го героя истории. В представлении жизненной исто­рии бомжа широко используются цитаты из интервью с ним, что позволяет также проанализировать нравы и за­коны, язык девиантной среды.

2.Гендерные исследования

 

 

Гендерные исследования (gender — социальный пол) — это относительно новая область российской со­циологии, изучающая различия мужских и женских мо­делей поведения и их вариативность в определенных со­циальных контекстах. Эта область преимуще­ственно рассчитана на качественные методы, при этом используются разнообразные тактики: кейс-стади, исто­рии жизни, истории семьи.

В отечественной практике основной интерес практи­ков направлен на изучение особенности мужской и женс­кой идентичности в разные периоды российской истории. М. Малышева в своем исследовании «Идентификация женщин в послевоенной и посткоммунистической Рос­сии» поставила перед собой цель «глубже проникнуть в индивидуальную психологию и идентификационные сдви­ги двух поколений». Историями жизни двух женщин — матери и дочери — она демонстрирует очевидный поко-ленческий разрыв в видении тендерных ролей, который имеет своей основной причиной исторический и идеоло­гический контекст различий их социального опыта.

Е. Мещеркина, используя коллекцию историй жизни, в своей работе демонстрирует способы построения мужской идентичности при помощи различных агентов социализации в советский период (семья, школа, группа сверстников, военно-спортивные лагеря, масс-медиа, армия, возможно, тюрьма), а также современные типы мужской идентификации. Основной интерес исследователя: как су­ществующие локально, в жизненных практиках, типы мас­кулинности (мужественности) получают (или не получают) подкрепление на уровне социальных институтов, где мужс­кое доминирование как социальный тип пронизывает все сферы: систему разделения труда, идеологию масс-медиа, систему образования.

Публичное обсуждение проблем сексуальности при­вело к появлению целого ряда работ по проблемам муж­ского и женского сексуального опыта (Е. Герасимова. «Вербализация сексуальности: разговоры с партнером о сексе», А. Роткирх. «Сексуальные биографии женщин двух поколений. Первая попытка сравнения России и Финляндии», Т. Бараулина, А. Ханжин. «Конструирова­ние мужской сексуальности через презентацию биогра­фического опыта в интервью» ).

 

Социология семьи и социология личности

 

В социологии семьи качественными методами изу­чают взаимоотношения поколений в основном как кана­ла передачи социального опыта, типов семейной культу­ры (языка, мифов, традиций, религии, социального стату­са), а также модели семьи, семейные роли, семью как агент социализации, проблемы детства и семейной памя­ти. Тактикой исследования служит история семьи, исто­рия жизни или кейс-стади.

Как и в других сферах применения, качественные ис­следования ориентированы здесь прежде всего не на вы­явление общих закономерностей, а больше на обнаруже­ние отклонений, специфику проявления феноменов в оп­ределенных ситуациях. Например, как происходит (или не происходит) передача семейной культуры в экстре мальной ситуации, когда внешнее влияние со стороны общества препятствует воспроизведению принятых об­разцов семейного поведения (влияние нацисткого режи­ма или авторитарной системы в восточноевропейских странах); как проблема умолчания о семейных секретах влияет на становление следующего поколения; как семьи пытаются адаптироваться к новой социальной ситуации в случае миграции или социальной революции. Для при­мера можно назвать исследование немецкого социолога Л. Иновлоки «Бабушки, матери и дочери: межпоколен­ная передача социального опыта в перемещенных еврей­ских семьях в трех еврейских общинах» .

Упомянутая проблема умолчания, в частности для евреев, связана с тяжелым периодом преследования семьи нацистами. Нежелание рассказать о тягостном прошлом своим детям и внукам по-разному воспринимается представителями следую­щих поколений семьи. На примере трех кейс-стади автор ил­люстрирует три стратегии: интеграция в новое национальное окружение и потеря еврейской идентичности последующим поколением; разрушение семейных связей между бабушкой, матерью и дочерью вследствие умолчания о прошлом; вступле­ние в местную еврейскую общину для поддержания общей по­зиции умолчания о прошлом.

В социологии личности важный аспект качествен­ного подхода — исследование проблемы идентификации (способы формирования и динамика изменений индиви­дуальных идентичностей), а также способы проживания жизненных циклов (детство, юность, зрелость, старость) в разных социальных контекстах.

Глен Элдер в своей известной книге «Дети Великой Деп­рессии» демонстрирует, как жизненный опыт переживания экономического кризиса в конце 20-х годов повлиял на инди­видуальные жизненные пути тех, кто испытал этот опыт в дет­стве: какие социально-психологические качества сформирова­лись вследствие жизненного краха родителей; как люди форми­ровали стратегии своего семейного и профессионального пове­дения; какие траектории жизни они выбрали для своих детей; как избегали рисков в дальнейшем.

При анализе идентификации интерес направлен прежде всего на поворотные моменты смены идентичноетей (причины, способы, следствия), а также на исследова-ние самоопределения людей в специфическом или уни­кальном контексте.

В этом отношении классическим примером может быть работа Олпорта «Письма Дженни», о которой мы уже упоминали. Из других исследований личности в уникальных обстоятельствах можно назвать изучение траектории умирания или исследование влюбленной женщины .

Информация о работе Качественные методы