Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:09, курс лекций
В сущности, проблема соотношения социального и индивидуального всегда была центральной для социологии. Начиная с периода ее формирования в XIX веке, ключевой проблемой оставался вопрос о взаимодействии общества и индивидов.
1. Модели социального мира
2. Объект и предмет исследования в качественных методах.
3. Микроанализ как уровень исследования
Областью специального интереса могут стать также решающие моменты биографии, жизненные кризисы, которые вследствие одного события или факта кардинально меняют жизненную траекторию (болезнь, смерть близких, развод, миграция, социальный кризис) и ведут к перелому в социальной карьере или внутренней изоляции личности.
Социология культуры концентрирует внимание на особенностях, специфике повседневной практики определенного сообщества в сравнении с большинством населения, используя для этого тактику этнографического исследования. Это может быть культурная практика определенного сообщества, меньшинства, существующего в условиях давления со стороны господствующей культуры: национальное меньшинство, субкультура окраин или сельская культура в условиях урбанизированной среды, культура маргиналов, мигрантов, молодежные субкультуры.
Аспект специального интереса — воплощение определенных типов культуры в индивидуальных моделях, наиболее ярко, экстремально выражающих характерные черты данной культурной практики.
Так, в уже упоминавшемся исследовании О. Левиса «Пять семей» каждая из семей описывает определенный вариант, тип деформации традиционной мексиканской культуры и становления индустриальной урбанизированной культуры современной Мексики.
Качественный подход используется и в других областях социологии, там, где необходимо изучение вариативности, частного, отклоняющегося, а также при исследовании субъектов деятельности.
Так, в индустриальной социологии это изучение процессов зарождения и развития рабочего движения (через изучение деятельности профсоюзных активистов, участников и организаторов забастовок). В отечественной социологии с позиций качественной методологии изучалось забастовочное движение (проект Н. Козиной ).
Качественный подход для изучения экстремальных ситуаций в производственной сфере часто используется западными социологами. Классический пример — исследование П. Лазерсфельдом безработных в Мариентале. Проблемы конкретных трудовых коллективов: производственные конфликты, структура властных отношений, система статусов и скрытые авторитеты — изучаются тактикой кейс-стади.
Сферой интереса могут стать и индивидуальные трудовые карьеры (work history): поворотные моменты и кризисы трудовой карьеры, влияние факта безработицы на трудовой путь; изменения на рынке труда и трудовые стратегии, семейные стратегии и трудовые карьеры; а также субъективные трудовые ценности, проблемы профессионального выбора, смены места работы и профессиональная мобильность.
В социологии политики традиционно качественными методами изучают становление, развитие и последствия политических движений. Обычно используются глубинные интервью с организаторами, участниками и очевидцами политических событий и политических кампаний в тактике Устной истории. Многочисленные исследования студенческих волнений конца 60-х годов в США являются хорошей иллюстрацией этого типа исследований.
Особо подчеркнем применение качественных методов в изучении социальной мобильности. Фактически возник новый аспект проблематики в этой традиционно-количественной области социологии: изучение семейных социальных стратегий — Д. Берто и И. Виам-Берто ; проблема социального статуса и социальной мобильности женщин — М. Малышева ; падение семейного статуса в результате социальной революции и адаптация к послереволюционной ситуации — Р. Андорка , Е.Фотеева ; тип семейного жилья как отражение социального статуса— П. Томпсон .
Урбанистика представляет следующую область активного использования качественных методов. Большие города и их дезорганизирующее социальное влияние, анонимное и пугающее социальное окружение, молодежные банды, нищета, опыт недавних мигрантов — все эти темы, требующие глубинного рассмотрения, широко представлены в социологии города, начиная со времен Чикагской школы.
Преимуществом качественных методов является свойство фиксировать процессы в динамике, в ретроспективе причинно-следственных связей, что непосредственно совпадает с ориентацией социологии социальных изменений. Здесь внимание направлено прежде всего на исследование изменений в локальных сообществах: семье, малой группе, на изучение стратегий адаптации к условиям резких социальных перемен.
Лекция 7 .ЛОГИКА ДЕЙСТВИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
Разработка процедуры качественного исследования — это работа по формулированию собственной стратегии
Содержание и последовательность операций в количественном и качественном исследованиях.
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ:
Гипотезы – формулируются в программе до начала сбора данных. В процессе изучения осуществляется их проверка.
Концепции – Формулируются из теорий и переводятся на язык операций с данными.
Измерительные процедуры – инструменты измерения разрабатываются и проверяются в пилотаже, обычно формализуются.
Представление данных – представлены в виде статистических распределений, шкальных показателей, результатов измерения взаимосвязей.
Теории – гипотетико-дедуктивные, каузальные (причинные).
Процедуры – стандартизированы, предполагается их повторение другими исследователями.
Анализ – осуществляется статистическими методами.
КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ:
Гипотезы – значение фактов, явлений осмысливаются после "погружения" исследователя в поле. Гипотезы формулируются на заключительном этапе анализа.
Концепции – концепции – результат последовательного обобщения терминологических "гнезд" (таксонов) живого языка, тем, понятий.
Измерительные процедуры – измерительные инструменты формулируются в результате полевого исследования; часто являются специфическими, отражают индивидуальный исследовательский подход.
Представление данных – представлены в виде высказываний, фрагментов документов, наблюдений, транскриптов.
Теории – могут быть как каузальными, так и интерпретативными, преимущественно индуктивные.
Процедуры – процедуры дублируются редко.
Анализ – производится путем выделения тем или обобщения идей из собранных свидетельств: организация данных нацелена на получение целостной картины.
Что можно заключить на основании такого сравнения?
1. И тот и другой тип исследований схожи научными категориями: концепции, гипотезы, измерительные процедуры, использование теоретического анализа данных. Обе стратегии предполагают научно-обобщенные формы представления данных. Значит, проводя качественное исследование, необходимо умение работать с научными понятиями и концепциями; быть знакомым с теориями.
2. Порядок операций в качественном исследовании существенно отличается: гипотезы выдвигаются «на выходе»; концепции и понятия на начальном этапе формулируются в самом общем виде и становятся более определенными лишь в результате послеполевого обобщения; измерительные инструменты разрабатываются по итогам полевого этапа. Это означает, что в отличие от количественного качественное исследование на начальном этапе носит открытый характер и конструируется в четкие концепции только на заключительном. Следовательно, приступая к исследованию, нужно быть готовым к самостоятельной аналитической работе в процессе самого исследования.
В качественной стратегии форма представления данных и их подача носят описательный характер, а это предполагает готовность и умение работать с пространными текстовыми материалами.
То, что не следует из схемы, но также является отличительной чертой качественного исследования в сравнении с количественным: нет четкого разграничения этапов исследования. Например, анализ и полевые наблюдения часто осуществляются одновременно. Исследователь должен быть готов одновременно и наблюдать и анализировать увиденное, а затем терпеливо неоднократно возвращаться к тексту, корректируя первоначальный анализ.
Другими словами, при количественном подходе исследователь выходит в поле «вооруженный» концепциями, гипотезами и измерительными инструментами с намерением через этот фокус «навести порядок» в разрозненной массе объектов и событий. Избирая качественную стратегию, он отправляется в экспедицию «не вооруженный», но подготовленный своим предшествующим социальным опытом, предварительными знаниями по данному кругу проблем.
Вообще, роль и позиция исследователя в качественном исследовании универсальна. Считается, что качественный метод требует небольших материальных затрат, однако собственно интеллектуальные затраты исследователя здесь очень велики. В большинстве случаев от начала и до конца исследования он выполняет все функции сам.
Выбор качественной стратегии как наиболее подходящей для анализа данной проблемы определяется следующими моментами.
Во-первых, если исследователь намерен обратиться к пониманию повседневной жизни людей и в этом ракурсе объяснить «логику» функционирования индивидуального в социальных структурах.
Во-вторых, если проблема вообще не сформулирована, но лишь туманно просматривается (например, польские мигранты, одни успешны в адаптации, а другие — нет. Почему? Кто успешен? И т. д.). Именно в этом случае она нуждается в том, чтобы ее исследовали, так как составляющие не поддаются простому обнаружению стандартными методами, а теория не дает ответа на этот вопрос.
В-третьих, если необходимо детальное глубокое описание проблемы, тогда как широкое обозрение массовыми методами не позволяет отразить ее достаточно глубоко.
В-четвертых, если необходимо описание индивидов в естественной, обстановке, в полевых условиях.
В-пятых, если требуется подробное текстовое изложение состояния проблемы с привлечением свидетельств непосредственных участников событий.
В-шестых, если для раскрытия проблемы нужна позиция активного исследования, когда важно раскрыть ситуацию глазами и словами участников, а не с позиции внешнего «научного эксперта». То есть при изучении тех аспектов, которые связаны прежде всего с эмоциональной сферой человеческой деятельности и практикой жизни.
Предварительная подготовка к исследованию
Наиболее важный момент подготовки — общетеоретическое определение координат, в рамках которых будет осуществляться проект.
Это включает в себя:
1. Теоретико-методологическое представление исследователя о возможностях качественной методологии, что направляет логику его работы.
2. Предварительно определяется также теоретико-методологическая ориентация исследования. Например, как практически-ориентированное (улучшение дел в данном аспекте социальной реальности), познавательное в рамках определенных теорий (интеракционистское, феноменологическое и т. д.) или теоретико-прикладное (ориентированное на построение частной теории). Как результат это приводит к выбору тактики: кейс-стади, история жизни, восхождение к теории и т. д.
3. Желательно предварительно определить, в рамках какой отрасли социологического знания преимущественно будет проводиться исследование (к примеру, социология культуры, урбанистика или теории социальных изменений). Это необходимо для определения основных научных категорий, которыми будет оперировать исследователь в дальнейшем, на этапе анализа.
Последовательность действий.
Перед тем, как приступать к исследованию, нужно хорошо уяснить себе общую логику проведения исследования.
В целом мы анализируем качественную информацию индуктивно, поднимаясь от непосредственно наблюдаемых данных к более обобщенным представлениям. Они могут называться темами, кодами или категориями. Иногда это могут быть метафоры, аналогии, образы, матрицы. Суть процесса состоит в разрыве первоначального неструктурированного текста и представлении его в новых компактных формах, более удобных для анализа.
Описание Концепции
Данные------------------------
Классификация
Читая и описывая данные, исследователь должен одновременной их классифицировать; строя гипотезы, он возвращается к первичным категориям, иногда пересматривает их; в случае новых поворотов анализа вновь обращается к наблюдениям и текстам, пересматривая первичную кодировку.
.
Необходимо твердо помнить: первичный текст представляет собой видение ситуации глазами участников исследования, он для исследователя первичен.
Поведение в поле
Социолог проводит в поле много часов, ведя интенсивный сбор информации. Первоначально он стремится добиться доступа ко всем видам информации, затем получить ее в максимальной полноте, включая сведения о скрытых, внутренних подтекстах социальной практики.
На этапе полевых работ социолог задает открытые вопросы, ожидая пространных ответов. Он должен быть готов внимательно выслушать, а не занимать позицию «эксперта», который пришел с готовыми вопросами, чтобы получить короткие ответы. У исследователя нет готовых вопросов, форма их постановки может существенно корректироваться по мере проникновения в исследуемую проблему. Мы задаем вопросы не с целью получить «ответ», а для того, чтобы схватить «образы» реальной жизни, узнать язык и символы, используемые в данной среде, понять субъективные смыслы речи и описываемых действий.
Нужно также быть готовым к фиксированию невербальной информации: наблюдать за выражением лица, жестами, окружающей обстановкой, за другими людьми, попадающими в поле зрение исследовательской ситуации.
В ходе полевого этапа приходится решать ряд этических проблем: добиваться взаимопонимания, избегать конфронтирующих тем, сохранять конфиденциальность и защищать анонимность того, от кого вы получили сведения.