Качественные методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:09, курс лекций

Описание

В сущности, проблема соотношения социального и индивидуального всегда была центральной для социологии. Начиная с периода ее формирования в XIX веке, ключевой проблемой оставался вопрос о взаимодействии общества и индивидов.

Содержание

1. Модели социального мира
2. Объект и предмет исследования в качественных методах.
3. Микроанализ как уровень исследования

Работа состоит из  1 файл

Копия качественные методы в социологии.doc

— 891.00 Кб (Скачать документ)

Областью специального интереса могут стать также решающие моменты биографии, жизненные кризисы, кото­рые вследствие одного события или факта кардинально меняют жизненную траекторию (болезнь, смерть близких, развод, миграция, социальный кризис) и ведут к перелому в социальной карьере или внутренней изоляции личности.

Социология культуры концентрирует внимание на особенностях, специфике повседневной практики определенного сообщества в сравнении с большин­ством населения, используя для этого тактику этно­графического исследования. Это может быть культурная практика определенного сообщества, меньшинства, существующего в условиях давления со стороны гос­подствующей культуры: национальное меньшинство, субкультура окраин или сельская культура в услови­ях урбанизированной среды, культура маргиналов, мигрантов, молодежные субкультуры.

Аспект специального интереса — воплощение опре­деленных типов культуры в индивидуальных моделях, наиболее ярко, экстремально выражающих характерные черты данной культурной практики.

Так, в уже упоминавшемся исследовании О. Левиса «Пять семей» каждая из семей описывает определенный вариант, тип деформации традиционной мексиканской культуры и становления индустриальной урбанизиро­ванной культуры современной Мексики.

Качественный подход используется и в других обла­стях социологии, там, где необходимо изучение вариатив­ности, частного, отклоняющегося, а также при исследова­нии субъектов деятельности.

Так, в индустриальной социологии это изучение про­цессов зарождения и развития рабочего движения (через изучение деятельности профсоюзных активистов, участни­ков и организаторов забастовок). В отечественной социо­логии с позиций качественной методологии изучалось за­бастовочное движение (проект Н. Козиной ).

Качественный подход для изучения экстремальных ситуаций в производственной сфере часто используется западными социологами. Классический пример — иссле­дование П. Лазерсфельдом безработных в Мариентале. Проблемы конкретных трудовых коллективов: про­изводственные конфликты, структура властных отноше­ний, система статусов и скрытые авторитеты — изучают­ся тактикой кейс-стади.

Сферой интереса могут стать и индивидуальные трудовые карьеры (work history): поворотные моменты и кризисы трудовой карьеры, влияние факта безработицы на трудовой путь; изменения на рынке труда и трудовые стратегии, семейные стратегии и трудовые карьеры; а также субъективные трудовые ценности, проблемы про­фессионального выбора, смены места работы и професси­ональная мобильность.

В социологии политики традиционно качественными методами изучают становление, развитие и последствия по­литических движений. Обычно используются глубинные интервью с организаторами, участниками и очевидцами по­литических событий и политических кампаний в тактике Устной истории. Многочисленные исследования студен­ческих волнений конца 60-х годов в США являются хоро­шей иллюстрацией этого типа исследований.

Особо подчеркнем применение качественных мето­дов в изучении социальной мобильности. Фактически возник новый аспект проблематики в этой традиционно-количественной области социологии: изучение семей­ных социальных стратегий — Д. Берто и И. Виам-Берто ; проблема социального статуса и социальной мо­бильности женщин — М. Малышева ; падение семей­ного статуса в результате социальной революции и адап­тация к послереволюционной ситуации — Р. Андорка , Е.Фотеева ; тип семейного жилья как отражение социального статуса— П. Томпсон .

Урбанистика представляет следующую область ак­тивного использования качественных методов. Большие города и их дезорганизирующее социальное влияние, анонимное и пугающее социальное окружение, молодеж­ные банды, нищета, опыт недавних мигрантов — все эти темы, требующие глубинного рассмотрения, широко представлены в социологии города, начиная со времен Чикагской школы.

Преимуществом качественных методов является свойство фиксировать процессы в динамике, в ретроспек­тиве причинно-следственных связей, что непосредственно совпадает с ориентацией социологии социальных изме­нений. Здесь внимание направлено прежде всего на ис­следование изменений в локальных сообществах: семье, малой группе, на изучение стратегий адаптации к усло­виям резких социальных перемен.

 

 

 

Лекция 7 .ЛОГИКА ДЕЙСТВИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

 

Разработка процедуры качественного исследова­ния — это работа по формулированию собственной стратегии

Содержание и последовательность операций в количественном и качественном исследованиях.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ:

Гипотезы – формулируются в программе до начала сбора данных. В процессе изучения осуществляется их проверка.

Концепции – Формулируются из теорий и переводятся на язык операций с данными.

Измерительные процедуры – инструменты измерения разрабатываются и проверяются в пилотаже, обычно формализуются.

Представление данных – представлены в виде статистических распределений, шкальных показателей, результатов измерения взаимосвязей.

Теории – гипотетико-дедуктивные, каузальные (причинные).

Процедуры – стандартизированы, предполагается их повторение другими исследователями.

Анализ – осуществляется статистическими методами.

КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ:

Гипотезы – значение фактов, явлений осмысливаются после "погружения" исследователя в поле. Гипотезы формулируются на заключительном этапе анализа.

Концепции – концепции – результат последовательного обобщения терминологических "гнезд" (таксонов) живого языка, тем, понятий.

Измерительные процедуры – измерительные инструменты формулируются в результате полевого исследования; часто являются специфическими, отражают индивидуальный исследовательский подход.

Представление данных – представлены в виде высказываний, фрагментов документов, наблюдений, транскриптов.

Теории – могут быть как каузальными, так и интерпретативными, преимущественно индуктивные.

Процедуры – процедуры дублируются редко.

Анализ – производится путем выделения тем или обобщения идей из собранных свидетельств: организация данных нацелена на получение целостной картины.

 

Что можно заключить на основании такого сравнения?

 

1. И тот и другой тип исследований схожи научны­ми категориями: концепции, гипотезы, измерительные процедуры, использование теоретического анализа дан­ных. Обе стратегии предполагают научно-обобщенные формы представления данных. Значит, проводя каче­ственное исследование, необходимо умение работать с на­учными понятиями и концепциями; быть знакомым с теориями.

2. Порядок операций в качественном исследовании существенно отличается: гипотезы выдвигаются «на вы­ходе»; концепции и понятия на начальном этапе форму­лируются в самом общем виде и становятся более опре­деленными лишь в результате послеполевого обобщения; измерительные инструменты разрабатываются по ито­гам полевого этапа. Это означает, что в отличие от коли­чественного качественное исследование на начальном этапе носит открытый характер и конструируется в четкие концепции только на заключительном. Следова­тельно, приступая к исследованию, нужно быть готовым к самостоятельной аналитической работе в процессе са­мого исследования.

В качественной стратегии форма представления данных и их подача носят описательный характер, а это предполагает готовность и умение работать с простран­ными текстовыми материалами.

То, что не следует из схемы, но также является отли­чительной чертой качественного исследования в сравне­нии с количественным: нет четкого разграничения эта­пов исследования. Например, анализ и полевые наблюде­ния часто осуществляются одновременно. Исследователь должен быть готов одновременно и наблюдать и анализировать увиденное, а затем терпеливо неоднократно воз­вращаться к тексту, корректируя первоначальный анализ.

Другими словами, при количественном подходе исследователь выходит в поле «вооруженный» кон­цепциями, гипотезами и измерительными инстру­ментами с намерением через этот фокус «навести порядок» в разрозненной массе объектов и событий. Избирая качественную стратегию, он отправляется в экспедицию «не вооруженный», но подготовленный своим предшествующим социальным опытом, пред­варительными знаниями по данному кругу проблем.

Вообще, роль и позиция исследователя в каче­ственном исследовании универсальна. Считается, что качественный метод требует небольших материаль­ных затрат, однако собственно интеллектуальные зат­раты исследователя здесь очень велики. В большин­стве случаев от начала и до конца исследования он выполняет все функции сам.

 

Выбор качественной стратегии как наиболее подхо­дящей для анализа данной проблемы определяется сле­дующими моментами.

 

Во-первых, если исследователь намерен обратиться к пониманию повседневной жизни людей и в этом ракур­се объяснить «логику» функционирования индивидуаль­ного в социальных структурах.

Во-вторых, если проблема вообще не сформулиро­вана, но лишь туманно просматривается (например, польские мигранты, одни успешны в адаптации, а дру­гие — нет. Почему? Кто успешен? И т. д.). Именно в этом случае она нуждается в том, чтобы ее исследова­ли, так как составляющие не поддаются простому об­наружению стандартными методами, а теория не дает ответа на этот вопрос.

В-третьих, если необходимо детальное глубокое опи­сание проблемы, тогда как широкое обозрение массовыми методами не позволяет отразить ее достаточно глубоко.

В-четвертых, если необходимо описание индивидов в естественной, обстановке, в полевых условиях.

В-пятых, если требуется подробное текстовое изло­жение состояния проблемы с привлечением свидетельств непосредственных участников событий.

В-шестых, если для раскрытия проблемы нужна пози­ция активного исследования, когда важно раскрыть ситуа­цию глазами и словами участников, а не с позиции внешне­го «научного эксперта». То есть при изучении тех аспектов, которые связаны прежде всего с эмоциональной сферой человеческой деятельности и практикой жизни.

Предварительная подготовка к исследованию

 

Наиболее важный момент подготовки — общетеоре­тическое определение координат, в рамках которых будет осуществляться проект.

Это включает в себя:

1. Теоретико-методологическое представление исследо­вателя о возможностях качественной методологии, что направляет логику его работы.

2. Предварительно определяется также теоретико-мето­дологическая ориентация исследования. Например, как практически-ориентированное (улучшение дел в данном аспекте социальной реальности), познаватель­ное в рамках определенных теорий (интеракционистское, феноменологическое и т. д.) или теоретико-при­кладное (ориентированное на построение частной тео­рии). Как результат это приводит к выбору тактики: кейс-стади, история жизни, восхождение к теории и т. д.

 

3. Желательно предварительно определить, в рамках ка­кой отрасли социологического знания преимуще­ственно будет проводиться исследование (к примеру, социология культуры, урбанистика или теории соци­альных изменений). Это необходимо для определения основных научных категорий, которыми будет опери­ровать исследователь в дальнейшем, на этапе анализа.

 

Последовательность действий.

Перед тем, как приступать к исследованию, нужно хоро­шо уяснить себе общую логику проведения исследования.

В целом мы анализируем качественную информацию индуктивно, поднимаясь от непосредственно наблюдаемых данных к более обобщенным представлениям. Они могут называться темами, кодами или категориями. Иногда это могут быть метафоры, аналогии, образы, матрицы. Суть процесса состоит в разрыве первоначального неструктури­рованного текста и представлении его в новых компакт­ных формах, более удобных для анализа.

Описание          Концепции
Данные----------------------------------------► Итоговый текст

Классификация

 

 

 

 

 

Читая и описы­вая данные, исследователь должен одновременной их классифицировать; строя гипотезы, он возвращается к пер­вичным категориям, иногда пересматривает их; в случае но­вых поворотов анализа вновь обращается к наблюдениям и текстам, пересматривая первичную кодировку.

.

Необходимо твердо помнить: пер­вичный текст представляет собой видение ситуации гла­зами участников исследования, он для исследователя первичен.

 

Поведение в поле

Социолог проводит в поле много часов, ведя интен­сивный сбор информации. Первоначально он стремится добиться доступа ко всем видам информации, затем по­лучить ее в максимальной полноте, включая сведения о скрытых, внутренних подтекстах социальной практики.

 

На этапе полевых работ социолог задает открытые вопросы, ожидая пространных ответов. Он должен быть готов внимательно выслушать, а не занимать позицию «эксперта», который пришел с готовыми вопросами, что­бы получить короткие ответы. У исследователя нет гото­вых вопросов, форма их постановки может существенно корректироваться по мере проникновения в исследуе­мую проблему. Мы задаем вопросы не с целью полу­чить «ответ», а для того, чтобы схватить «обра­зы» реальной жизни, узнать язык и символы, исполь­зуемые в данной среде, понять субъективные смыс­лы речи и описываемых действий.

 

Нужно также быть готовым к фиксированию невер­бальной информации: наблюдать за выражением лица, жестами, окружающей обстановкой, за другими людьми, попадающими в поле зрение исследовательской ситуации.

 

В ходе полевого этапа приходится решать ряд этичес­ких проблем: добиваться взаимопонимания, избегать конфронтирующих тем, сохранять конфиденциальность и за­щищать анонимность того, от кого вы получили сведения.

Информация о работе Качественные методы