Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:09, курс лекций
В сущности, проблема соотношения социального и индивидуального всегда была центральной для социологии. Начиная с периода ее формирования в XIX веке, ключевой проблемой оставался вопрос о взаимодействии общества и индивидов.
1. Модели социального мира
2. Объект и предмет исследования в качественных методах.
3. Микроанализ как уровень исследования
3. Аналитическое обобщение, конструируемое в результате качественного исследования в виде частной теории, противостоит статистическому. Аналитическое предполагает сравнение результатов по одному объекту с аналогичными (чаще всего противоположными) объектами для подтверждения или опровержения первичных выводов.
Статистическое обобщение количественного исследования основано на статистической репрезентации генеральной совокупности. Критерием надежности выводов здесь служит достоверное повторение установленных связей на других объектах.
4. Субъективизм качественного подхода, в противоположность утвердившемуся мнению об объективизме количественного, является, пожалуй, самым дискуссионным вопросом при сравнении этих парадигм. С одной стороны, действительно, возможности субъективизма при интерпретации полученных результатов в качественной парадигме значительно выше, ибо в данной стратегии фактически на всех этапах исследователь непосредственно включен в исследовательскую ситуацию и от его личной трактовки зависит многое. Однако для избегания этого существуют определенные методики, о которых мы поговорим в дальнейшем. С другой стороны, сторонники качественных методов, отвечая на обвинения в субъективизме, используют тактику «ответного удара». А кто сказал, что интерпретация количественных данных лишена субъективизма? «Половина опрошенных» — это много или мало? При трактовке одних и тех же данных разными исследователями вы получите различные ответы. Ровно также, как и при трактовке позиции «затрудняюсь ответить» возможны весьма неоднозначные толкования. Субъективизм социологического исследования заложен уже самим объектом исследования — индивидуальным своеобразием людей, составляющих социум.
5. Одномерный метод исследования (т. е. использование только одного — статистического — способа познания социальной реальности) количественного подхода противостоит многомерному, или мультимедийному (multimedia), характеру качественного исследования. Это означает, что последний базируется на многостороннем анализе объекта и привлекает для этого разные источники информации: например, наблюдение за деятельностью какой-либо группы дополняется интервью с членами этой группы, анализом официальных и частных документов о ее деятельности; возможно также одновременное использование качественных и количественных данных об объекте, привлечение исторических документов, видеозаписей и т. д.
Сказанное выше можно теперь в более сжатой форме представить в схеме, которая иллюстрирует различия двух стратегий по отдельным компонентам исследовательской стратегии.
Итак, качественный и количественный подходы существенно различаются по общей направленности и стадиям социологического анализа. В зависимости от целей и исследовательских задач, а также фокуса интереса
Различия в стратегиях исследования при качественном и количественном подходах
Количественный подход | Качественный подход |
Теоретико-методологическая база: | |
• Реализм | • Феноменология |
• Достоверное, объективное знание | • Релятивизм |
• Описание логических связей | • Описание общей картины |
между отдельными параметрами | события или явления |
Фокус анализа: | |
• Общее, генеральное, макроанализ | • Особенное, частное, микроанализ |
• Классификация путем отождест- | • Описание событий, случаев |
вления событий, случаев | • В центре внимания человек; |
• В центре внимания структуры; | внутреннее, субъективное |
внешнее, объективное |
|
Единицы анализа: | |
• Факты, события | • Субъективные значения, чувства |
Исследовательские цели, задачи: | |
• Дать причинное объяснение | • Интерпретировать, понять |
• Измерить взаимосвязи | наблюдаемое |
| • Концептуализировать |
Стиль: | |
• Жесткий, холодный | • Мягкий, теплый |
• Систематизация | • Воображение, представление о... |
Валидность (надежность): | |
• Достоверное повторение | • Реальное насыщение информации |
установленных связей |
|
Логика анализа: | |
• Дедуктивная: от абстракций — | • Индуктивная: от фактов из рас- |
к фактам путем операцио- | сказов о жизни и т. д. — к |
нализации понятии | концепциям |
исследователь избирает ту или иную тактику, но при этом должен четко следовать избранной логике.
Для эмпирического исследования повседневной практики человеческого взаимодействия используется качественный подход. Как исследовательская стратегия это:
— открытая, свободная на входе стратегия, которая аналитически описывает объект на выходе;
— базируется на естественном (натуралистическом) изучении объекта в естественных для него условиях;
— выявляет и интерпретирует субъективные смыслы, значения;
— многомерно исследует объект;
— концентрируется на частном, особенном в его жизнедеятельности;
— концептуализирует социальные смыслы и значения в понятиях и терминах социального знания.
2.Методология качественного подхода
В данном вопросе мы рассмотрим качественный подход как «другую» методологию социологического познания с точки зрения исследовательской практики. На отдельных примерах рассмотрим, какие аспекты и какие проблемы являются прежде всего наиболее значимыми для исследователей?
С точки зрения системного анализа можно изучать и объяснять общие условия жизни современного российского общества для различных социальных групп: например, солдат, воевавших в Чечне; одиноких матерей, воспитывающих двоих детей; военнослужащих, вынужденных преждевременно уйти на пенсию. Всех их можно рассматривать в целом, скажем, как людей одного возраста, например, 30—40 лет, проживающих в среднестатистическом городе; как группу тех, кто «переживает трудности реформируемого общества».
Но если принять точку зрения качественной социологии (к примеру, при изучении «социального опыта переживания периода социальных потрясений»), то окажется, что каждая из таких человеческих ситуаций по-своему уникальна. Каждая группа помимо схожего социального опыта имеет свои особые переживания и страдания, которые в совокупности складываются в их специфический «жизненный мир». Этот мир именно как «особое» может стать объектом исследования. Прошлый опыт, практика каждодневных забот и переживаний могут быть поняты только через изучение индивидуальных судеб представителей этих групп, особенностей в восприятии ситуации и поведении на фоне общего социального контекста данного социально-исторического времени. Соответственно, ракурсом интереса в таком случае становится общее и особенное в опытах и действиях конкретных людей.
С другой стороны, опыт каждой группы является как бы особым «фрагментом» общего социального опыта. Совокупность таких частных практик как мозаика позволяет представить социальную картину общества в целом.
Именно в этом состоит фокус интереса в качественном исследовании: концентрация внимания на частном, особенном для более полного и подробного описания целостной картины социальной реальности. В чем смысл поисковой стратегии?
Поисковые возможности этой стратегии можно проиллюстрировать на примере одного, пожалуй, самого фундаментального исследования в истории качественного метода. Вероятно, оно будет наиболее понятно и близко современному российскому исследователю.Это классическое исследование У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке», нацеленное на изучение дезорганизации традиционной общности под влиянием резких социальных изменений.
Представители Чикагской школы в социологии. Наиболее известный их труд — пятитомное издание «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918—1920). Это результат многолетнего исследования личных документов польских эмигрантов. Знанецкий по образованию был философом, а Томас скорее социолог, склонный к психологической интерпретации социальных явлений. Их объединил интерес к мотивации поведения человека и его взаимоотношения со средой. Союз Ф. Знанецкого и У. Томаса был недолгим. Знанецкий вернулся в Польшу сразу после выхода книги в свет, где оказал значительное влияние на развитие гуманистического направления в польской социологии, концентрируясь на жизнеописаниях простых людей. У.Томас продолжал активную научную работу в американских университетах, опубликовал ряд философских работ, которые представляют взгляд философа на социологию.
Исследовалась ситуация массовой миграции поляков в США. Поляки составляли четверть всех мигрантов, прибывших в Америку в период 1899—1910 гг. Только в Чикаго их оказалось 360 тысяч. Казалось бы, в данном случае предоставлялась возможность массового количественного опроса самих мигрантов (вопросы типа: «Что изменилось для вас с переездом в Америку?») или населения Америки по поводу отношения к этому феномену («Как вы относитесь к мигрантам из Польши?»). Вместо этого Томас и Знанецкий пошли по пути поиска истоков, предыстории процесса миграции. Это потребовало анализа каждодневной практики поведения польских крестьян до и после миграции.
Таким образом, поисковая стратегия была сфокусирована на субъективной стороне процесса: что заставило поляков мигрировать в США? Каким образом происходил процесс принятия решений? Каким образом это отразилось на их ценностном сознании?
Центральный теоретический вопрос исследования: почему определенная социальная ценность (жизнь в Америке) произвела именно такое воздействие на одних субъектов и не привела к такому же результату в своем влиянии на других субъектов? Авторы считали, что невозможно научно ответить на этот вопрос до тех пор, пока для объяснения этого «почему» они не узнают прошлую практику конкретных индивидов, данной общности и целого общества (Польши) В течение ряда лет они собирали личные документы поляков (764 письма) и провели серию глубинных интервью. Только одно интервью с главным персонажем, Владеком, составляло 300 страниц. Проанализировали также газетные материалы о польских крестьянах, польские архивы и множество документов из американских социальных агентств по миграции. Стратегия состояла в концентрации внимания на процессе появления и развития изучаемого феномена путем анализа разнохарактерной информации о практике крестьянской жизни до момента миграции.
Какие новые аспекты процесса могут быть изучены? В результате исследователи смогли не только сформулировать практические выводы (разработать, по их словам, «социальную технику разрешения типовых ситуаций»), но и рассмотреть теоретические проблемы адаптационного поведения мигрантов, а именно:
1. Индивидуализация, или «атомизация», сознания в условиях новых форм социальной организации; на сколько индивидуализация совместима с социальной сплоченностью.
2. Проблема эффективности усилий как соотношение индивидуального и коллективного вклада.
3. Анормальное поведение (преступность, бродяжничество, проституция, алкоголизм) в результате миграции; норма и отклонение в ситуации инновационных процессов.
4. Занятость и разрушение стимулов к труду в массовых профессиях.
5. Отношения полов и разрушение общинных и семейных связей в ситуации изменившегося социального контроля; различные системы взаимоотношений полов; социальная эффективность семьи как группы.
6. Проблема социального счастья.
Характерно, что названные проблемы, заявленные в их исследовании, как и в большинстве других качественных исследований, скорее только обсуждены и изучены эмпирически, чем оформлены окончательно в виде выводов. Они представлены скорее в виде гипотез, подлежащих дальнейшему изучению.
Однако главное значение проекта состояло в исследовании объективных факторов (миграции) через их субъективную интерпретацию отдельными участниками событий. В теоретическом плане принципиально важным для исследователей являлось доказательство гипотезы, что любая социальная причина более сложна, чем причинность в естественных науках, так как включает в себя как объективные, так и субъективные компоненты. Если же мы знаем не только объективное содержание причины, но и значение, которое она имеет для данных индивидов в данный момент, то тогда мы можем более точно просчитать последствия и предсказать результаты.
Согласно мнению исследователей, основополагающий методологический принцип в социальных науках — положение, что причиной определенного феномена никогда не бывает только социальный или только личностный феномен, но всегда сочетание того и другого. А для того, чтобы, изучить личностный феномен научно, необходимо знать предысторию личности, общности и общества в целом.
Кроме того, У. Томас и Ф. Знанецкий полагали методологически-