Качественные методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:09, курс лекций

Описание

В сущности, проблема соотношения социального и индивидуального всегда была центральной для социологии. Начиная с периода ее формирования в XIX веке, ключевой проблемой оставался вопрос о взаимодействии общества и индивидов.

Содержание

1. Модели социального мира
2. Объект и предмет исследования в качественных методах.
3. Микроанализ как уровень исследования

Работа состоит из  1 файл

Копия качественные методы в социологии.doc

— 891.00 Кб (Скачать документ)

Понятия, пришедшие из классических теорий соци­ального действия:

    Действия социальных агентов

    Субъективные смыслы и значения

    Интерпретативное понимание

    Непосредственно наблюдаемое понимание

    Объяснительное понимание

    Интеракции как формы непосредственного взаимо-

       действия социальных деятелей.

Более подробно и обстоятельно отдельные аспекты этого направления в социологии были разработаны в последующих теоретических разработках символичес­кого интеракционизма, феноменологии, этнометодологии. Представители этих направлений использовали работы классиков, но развили их и детализировали. Каждое из направлений имеет свою специфику в под­ходе к анализу социального взаимодействия примени­тельно к индивиду.

2.Основные категории  теории символического интеракционизма

Так, символический интеракционизм (Дж. Мид, Ю. Хабермас, X. Блюмер), взяв за основу взгляды Зиммеля, развил его идею об обществе как пост­роенном на обмене жестами и символами. Это необходи­мо для обеспечения коммуникативного взаимодействия. Человеческое сообщество развивается прежде всего как коммуникативное сообщество (Ю. Хабермас).

Согласно этому подходу, интеракции осуществляют­ся   посредством языка, через обмен жестами, символами. По этому человеческое поведение как социальное не мо­жет быть понято лишь на основе фиксации внешних про­явлений. Для его понимания необходимо познание внут­реннего символического смысла, т. е. кода, воплощенного прежде всего в языке, понятном участникам взаимодействия, — раскрытие значимых символов коммуникативного общения. Использование коммуникативных символов предполагает, что все участники взаимодей­ствия адекватно понимают этот условный язык и тем caмым успешно общаются друг с другом. Благодаря значимым символам люди легче представляют последствия своего поведения с точки зрения других и легче адаптируются к их ожиданиям. Знаменитая теория наклеива­ние ярлыков или стереотипного восприятия другого берет начало в этих теоретических построениях. Она была сформулирована под влиянием символического интеракционизма в результате исследований Чикагской школы. Суть ее состоит в том, что девиантное поведение не является таковым само по себе, но есть результат реакции со стороны "других" которые считают определенный тип поведения девиантным. Общество осуществляет это при помощи языковых символов: наклеивания ярлыков на тех, кто нарушает нормы. Как правило, привилегированные группы (белые, мужчины, стар­шие по возрасту и статусу) применяют такие ярлыки по отношению к противоположным группам. Ярлык формирует соответ­ствующий статус, отделяя «заклейменных» от основной массы (нормального общества) и изолирует в тюрьмах или сумасшедших домах. В результате наклеивания ярлыков девиантность Усугубляется, так как формирует у человека определенный образ самого себя, как бы заключенного в рамки соответствующих ожиданий со стороны других.

Изучение символического общения, поиск общих с смыслов и символов коммуникативного процесса может стать предметом самостоятельного интереса исследователя-«качественника» при обращении к проблеме успеш­ности функционирования данного сообщества как куль­турного феномена.

Георг Зиммель (1858 — 1918)

Немецкий профессор философии, автор работ по эс­тетике, эпистомологии, философии истории и социологии. Родился в Берлине, по происхождению еврей. Это объяс­няет, почему, имея репутацию выдающегося интеллектуа­ла, он был вынужден занимать маргинальное положение в научных кругах. Большинство его постов имело или почетный характер, или приносило непостоянный до­ход. Он неожиданно получил пост заведующего кафед­рой философии в Университете Страсбурга в Эльзасе в 1914 г., но это тоже был только академический статус. Положение Зиммеля как социолога всегда было противо­речивым, частично из-за того, что только в середине своей карьеры он всерьез обратился к социологии. Поэтому он больше известен как философ и психолог. Его самые известные книги середины жизни «Философия денег» (1900) и сборник эссе «Социология», переведенный на ан­глийский язык в 1950г. Он считается основателем формальной социологии. Зиммель утверждал, что первичной основой общества является социальное взаимодействие индивидов. Такое взаимодействие имеет два элемента: со­держание, состоящее из интересов, целей, мотивов, и форму взаимодействия индивидов. Их можно свести к несколь­ким обобщенным типам, которые, постоянно повторяясь, становятся универсальными образцами поведения. На анализе таких форм взаимодействия и должна концент­рироваться социология, считал Зиммель. Его социологию часто называют фрагментарной, или импрессионистской, поскольку она не достаточно систематизирована.

Джорж Герберт Mud (1863--1931)

Родился в штате Массачусетс, США. Учился в Гар­вардском университете, а также в Лейпциге и Берлине, где испытал сильное влияние Вильгельма Вундта. Хотя он никогда не имел ученой степени, преподавал соци­альную психологию в университете Чикаго с 1892г. до конца жизни. Здесь, в Чикагском университете, через Ро­берта Парка, бывшего студента Зиммеля, познакомился со взглядами Зиммеля, что оказало сильное влияние на его теоретические воззрения. Не имея формального ста­туса, Мид не опубликовал ни одной своей книги. Несмот­ря на это он имел большое влияние, и его лекции были со­браны и опубликованы уже после его смерти. Его знамени­тая книга «Разум, самость и общество» была издана в 1984 г. Он считается основателем социально-пси­хологического направления в социологии, которое получи­ло название символический интеракционизм.

Важным теоретическим вкладом символического интеракционизма стала концепция рефлексирующего индивида как мыслящего и творческого агента, который ведет постоянный внутренний диалог и переосмыслива­ет значения своего поведения. Вслед за Мидом интеракционисты разделяли два понятия самости: «я» и «меня» (те). «Я» есть думающий и действующий субъект, тво­рец и инициатор. «Меня» есть рефлексирующий по по­воду «я», размышляющий по поводу «себя» и «других» в иных ситуациях, иных местах и времени, как реальных, так и воображаемых. Это то зеркало, через которое я смот­рю на себя и вижу себя глазами других. Общество влияет на индивида через это пассивное «меня», и, с другой сторо­ны, личность в целом конструируется и реконструируется

через активность «я». В процессе внутреннего диалога между «я» и «меня» ожидания общества сталкиваются с индивидуальными чувствами и потребностями.

Гуманистическая социология, и особенно те ее облас­ти, которые ориентированы на индивида (история жизни, например), испытывают интерес именно к такому субъек­ту: рефлексирующему, способному вести внутренний диалог с собой. Поэтому теоретическое представление об этих внутриличностных процессах и является суще­ственно важным для социологической практики.

Понятия, пришедшие из символического интеракционизма:

       Коммуникативное взаимодействие

       Язык как средство социальной коммуникации

       Значимые символы коммуникации

       Рефлексирующий индивид

       Внутренний диалог рефлексирующего индивида между «я» и «меня»

 

3. Драматургический подход Эрвина Гоффмана.

Драматургия социального мира. Особой и очень своеобразной фигурой, примыкающей к течению симво­лического интеракционизма, в современной социологии можно считать Эрвина Гоффмана и его драматургичес­кий подход. Причислить его к этому направлению позво­ляет то, что и здесь центральной теоретической концеп­цией выступает концепция «я», разделяемое им на офи­циальное «я», что соответствует определенной социаль­ной ситуации и роли, и «я» творческое, которое исполня­ет или играет свою «роль» в драматургическом действе.

Э.Гоффман анализировал ту сторону социальной жизни, которая состоит из ситуативных, кратковремен­ных контактов, другими словами, повседневность. Рас­сматривая такие контакты (encounters) метафорически, он сравнивал их с театром, где «партии» отдельных участ­ников, возможно, и выглядят одинаково, но разыгрываются с разной степенью исполнительского мастерства.

Эту аналогию и ее составляющие мы уже рассматри­вали в главе I. Здесь остановимся более подробно на трех аспектах драматургического подхода, которые являются наиболее важными.

Во-первых, считает Гоффман, игра в расчете на зрите­ля, разыгрывание ролей друг перед другом определяет характер коммуникации в современном обществе. Акте­ры стремятся сыграть свои роли так, чтобы произвести наилучшее впечатление, а затем его сохранить. Напри­мер, начальство ждет от нас добросовестной работы, и во время визитов начальства мы старательно создаем впе­чатление усиленной работы. Этот процесс «создания впе­чатления» является центральным аргументом драма­тургического подхода.

Во-вторых, драматургический подход существенно расширил представление о палитре средств, используе­мых участниками коммуникативного процесса: от сугу­бо лингвистической коммуникации (которая была цент ральным конструктом у предыдущих теоретиков) до включения в нее языка тела, жестов, внешнего вида

(возраст, пол, раса, одежда, форма подачи себя), создание предметной среды, определение места действия и т. д. Все это человек использует для того, чтобы контролиро­вать ситуацию и создавать видимость «хорошей игры» (даже если она не складывается). По драматургической терминологии, это создание «переднего плана» сценичес­кого действа, в котором важную роль играют три компо­нента: создание окружения (мебель, декор, например, пол­ки с книгами и компьютер — в случае академической среды); внешний вид, который информирует о статусе; манеры, которые являются сигналами, определяющими в каком тоне надо вести разговор (например, интимном или официальном).

В-третьих, там, где есть «передний план», там есть и представление «за кулисами», где люди расслабляются, снимают свои маски и ведут себя естественно. Гоффман описывает ресторан, где официанты галантно подают ку­шания, но на кухне их поведение и «подача себя» совсем другие. Их поведение меняется, как только они пересекают границы одного пространства и попадают в другое .

В современном обществе человеку приходится испол­нять множество ролей, меняя одежды, маски для разных ситуаций и взаимодействий. Более того, официальные и «исполняемые» роли часто приходят в противоречие друг с другом. «Я»-творческое стремится сбросить маску «я»-официального и постоянно с переменным успехом протес­тует против запрета на свободу самовыражения.

Эрвин Гоффман (1922—1982)

Родился в Канаде и учился в Торонто и Чикаго. По­зднее получил профессорские должности в Беркли и Пен­сильвании. Его часто рассматривают как символическо­го интеракциоииста, хотя сам он больше считал себя ант­ропологом. Он хорошо известен своими работами, посвя­щенными повседневности, и особенно повседневности от­верженных слоев общества (больные психиатрических лечебниц, заключенные в тюрьмах), а также исследовани­ями социального взаимодействия. Наиболее известные книги «Представление себя в повседневной жини»(1959), «Стигма»(1964), «Анализ рамок деятельнос­ти» . Внес вклад в разработку дра­матургического подхода к анализу социальных явлений и исследование социального взаимодействия в социологии повседневности (ситуативные контакты, собрания и малые группы, ритуалы).

Важным аспектом драматургического подхода слу­жит так называемый анализ жизненного опыта в опреде­ленных «рамках» (frame analysis) или «драматургическая перспектива» при исследовании деятельности. Э. Гоффман полагал, что любая деятельность (а соответственно и весь жизненный опыт реальных людей) должна быть рассмот­рена с точки зрения определенной перспективы, угла зрения или «фокуса камеры», посредством которой ее рас­сматривают.

Каждая из перспектив обладает определенной орга­низацией и своей иерархией, на каждом уровне имеют­ся свои рамки, ограничивающие рассмотрение, и особые субъективные смыслы. Упрощенный пример: наш учеб­ник находится в рамках «качественной социологии» и может быть рассмотрен в данной перспективе и ограни­чениях; он содержит рамку— «социология Гоффмана», которая в свою очередь имеет рамку «драматургия по­вседневности», и т. д.

«Рамка», или ограниченная перспектива восприятия ситуации, является основой структурирования множе­ственных миров нашей жизнедеятельности и необходи­мым условием конструирования жизненного опыта. Выяснение «рамок» субъективного смысла, значения оп­ределенной ситуации в глазах действующего лица мо­жет быть отдельной исследовательской задачей. При этом, говоря словами Гоффмана, он концентрируется не на том, что фиксирует камера, а какова та камера, кото­рая фотографирует действительность.

Понятия, пришедшие из драматургической социологии:

    Разведение социальной роли и ее исполнения

    Формы самопрезентации (формы «подачи себя»)

    Язык тела, жестов, внешнего вида как символичес-

o        кой основы межличностной коммуникации " Представление «на сцене» и «за кулисами»

                  Рамки, или перспективы анализа.

ЛЕКЦИЯ 4. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ КАЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИИ  (IIчасть)

 

1.Феноменологическая традиция в качественных методах

2. Проблемы типизации социального мира.

3. Этнометодологический подход в качественной социологии

Феноменологическая традиция восходит к фило­софии М. Вебера, но больше к Э. Гуссерлю и А. Бергсону. В основном она обращается к сфере повседневной жиз­ни людей. Это социология повседневности, изучающая смыслы и значения человеческого поведения примени­тельно к повседневной практике и конструированию жизненного мира индивида.

Исходный постулат ее таков: социальные науки дол­жны исследовать жизненные опыты и связанные с ними состояния сознания: процесс восприятия индивидом со­циальной реальности, смыслы и значения, который он придает этой реальности.

Исследователи обращаются к анализу жизненного опыта и поиску его общего универсального смысла. Жиз­ненный опыт понимается как фактически прожитый, конструкция сознания, вобравшая в себя опыт как па­мять, воображение и его значение без разделения на объективный и субъективный. Реальность может суще­ствовать как видимая, слышимая, ощущаемая. Люди при­дают ей определенный смысл, мысленно расщепляя и соотнося с определенными обобщенными категориями, и тогда они становятся феноменами, как, например, «маши­на», «рынок».

Информация о работе Качественные методы