Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 14:59, реферат
Исследование человеческого фактора в языке тесно связано с языковой картиной мира. Понятие картины мира относится к числу фундаментальных понятий, выражающих специфику человека и его бытия, взаимоотношения его с миром, важнейшие условия его существования в мире. Язык непосредственно участвует в процессах, связанных с картиной мира. Во-первых, в его недрах формируется языковая картина мира, один из наиболее глубинных слоёв картины мира человека. Во-вторых, формируется сам язык, привнося в него черты человека, его культуры. При помощи языка опытное знание, полученное отдельными индивидами, превращается в коллективное достояние, коллективный опыт.
Введение………………………………………………………………..……….4
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОГО
ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА……………………………………………………… 10
1.1 Понятие языковой картины мира. Научная и «наивная» система понятий………………………………………………………………….…...….10
1.2 Языковой образ человека………………………………………….....18
1.3 Языковые ипостаси человека…………………………………...……22
1.4 Понятие «концепт»……………………………………………………26
1.5 Языковая картина мира сквозь призму категорий оценки…………33
1.6 Оценка и способы ее выражения в языке……………………..……36
Выводы по первой главе…………………………………………………39
ГЛАВА II. ОБРАЗ - КОНЦЕПТ «ЧЕЛОВЕК УСПЕШНЫЙ» В РУССКОЙ И АНГЛИЙСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА………………………….…..43
2.1 Образ- концепт «человек успешный» в русской ЯКМ. Сопоставительный анализ по материалам СМИ…………………………..…...43
2.1.1 Сфера «Социальный статус»……………………………………...44
2.1.2 Сфера «Образование»………………………………….………….48
2.1.3 Сфера «Профессионализм»………………………………………....51
2.1.4 Сфера «Семья»……………………………………………………....53
2.1.5 Сфера «Представление в прессе»…………………………………..55
2.1.6 Сфера «Внешние данные»…………………………………………..57
2.1.7 Сфера «Отношение окружающих»…………………………………60
2.1.8 Сфера «Характер»………………………………………………...…62
Выводы по второй главе…...……………………………………………….…...65
ГЛАВА III. ОБРАЗ - КОНЦЕПТ «ЧЕЛОВЕК УСПЕШНЫЙ» В РУССКОЙ И АНГЛИЙСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА………………………………..67
3.2 Образ- концепт «человек успешный» в английской ЯКМ. Сопоставительный анализ по материалам СМИ…………………………………67
3.2.1.Сфера «Достижение, карьера»………………………………………69
3.2.2 Сфера «Доход»……………………………………………………….71
3.2.3 Сфера «Внешние данные»……………………………………..……74
3.2.4 Сфера «Отношение окружающих»…………………………………76
3.2.5 Сфера «Отношение к материальным ценностям»…………………78
3.2.6 Сфера «Семья»……………………………………………………….80
3.2.7Сфера «Имидж»………………………………………………..……..82
Выводы по третьей главе………………………………………………………..83
Заключение………………………………………………………………………85
Библиографический список…………………………………………………….87
Список Интернет – источников…………………………………………………90
Список справочной литературы………………………………………………..91
Список эмпирического материала……………………………………………...92
4) Johnny Depp - the most popular villain of the cinema.
Высказывание имеет положительно - оценочный смысл. Объект оценки, существительное «villain» (с отрицательной оценочностью) приобретает положительную семантику в контексте высказывания. Оценку содержит предикат -прилагательное «-the most popular». В контексте выявляется указание на актерское амплуа.
5) She has a doubtful reputation and fame of a star of the first magnitude.
Высказывание имеет положительно - оценочный смысл. Семантическая связь представлена как противопоставление. Говорящий отмечает различные черты личности: «doubtful reputation» и «fame of a star». Характеристика успешности человека неоднозначна. Отношения между предикатами имплицированы, выводятся в процессе осмысления высказывания.
Представляется возможным сделать вывод о том, что, в связи с появлением сферы «Имидж» возникли и новые определяющие успешного человека. Такие, как «признанный», «популярный», «успешный». Положительную семантику содержат в контексте высказывания:
- предикаты-прилагательные «scandalous», «doubtful»;
- имена существительные «fame», «reputation»;
Выводы по третьей главе:
Таким образом, анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что образ-концепт «человек успешный» в английской языковой картине мира определяется репрезентациями, которые представлены в сферах достижение и карьера, доход, внешние данные, отношение окружающих, отношение к
материальным ценностям, семья, имидж. Из предложенного материала можно сделать вывод, что ядром концепта является достижение, карьера, все прочие составляющее можно отразить при помощи схемы. (на след. странице)
Сравнение с русской ЯКМ позволяет увидеть сходство таких сфер как : семья, внешние данные и отношение окружающих. и некоторое отличие, мы видим преобладание таких сфер как достижение, доход, внешние данные в английской ЯКМ и сфер-социальный статус, образование в русской ЯКМ.
Концепт «человек успешный» в английской языковой картине мира.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Создание образа « ЧЕЛОВЕК УСПЕШНЫЙ» в современном языке возможно на основе объединения лексико-семанитческого, семантическо-синтаксического и коммуникативно-прагматического подходов к оценочным высказываниям о проявлениях успешности человека в сочетании с лигвокультурологическими методами исследования.
В языке человек, как и любой другой объект, приобретает в нём своё лексико-семантическое пространство: наименования и языковые характеристики, а так как человек является центром многих ипостасей, ролей, является производителем разных действий, носитель разных характеристик, таких лексико-семантических пространств формируется вокруг него множество, так например, поле нравственности, поле возраста, поле физических проявлений, поле национально-культурных характеристик и т.д.
Поле успешности - одна из частей этой бесконечности, немаловажная, исходя из значимости влияния этого начала на существование человека.
В данной работе было представлено полное сравнение репрезентаций концепта «человек успешный» как языкового образа-концепта в английской и русской языковой картине мира, сопоставление этого образа в печатной продукции с материалами современных СМИ. С этой целью были решены следующие задачи: была проанализирована научно-исследовательская литература по вопросам исследования образа человека в языковой картине мира, а также рассмотрено понятие «концепт»; наиболее полно описаны способы образования образа-концепта «успешный человек» по данным СМИ; осмыслены конкретные наблюдения и выводы которые были сделаны в результате анализа высказываний об образе человека успешного с точки зрения языковой картины мира, проведен сопоставительный анализ.
Степень успеха человека оценивалась при помощи предикатов качества и предикатов явления – это наиболее важные аспекты для языкового образа человека, так называемых лексико-семантических полей, так, как в нём сконцентрированы те языковые единицы, которые характеризуют эту человеческую роль.
Характеристика образа «человек успешный» в русском и английском языке осуществляется путём определения его признака, присвоения ему характеризующего имени, описания действий, его поступков, указания на качества, признаки, которыми он обладает.
Следовательно, в роли предикатов оценочных высказываний об успешном человеке выступают лексемы разных частей речи, такие как: имена существительные, имена прилагательные, адъектированные причастия, глаголы. Оценочный смысл в высказывания вносят припредикатные определители, которые выражены качественными наречиями.
Наполнение образа «человек успешный» - разное по значимости и мотивированности для разных языков. Различия кроются в разных в людях населяющих разные страны, континенты.
В данной дипломной работе была рассмотрена Россия и Англия, где семантическое пространство «успешный человек» видоизменялось, приобретало и утрачивало различные смысловые категории.
К числу сфер, которые наиболее распространены в русской языковой картине мира, были выделены такие как «Социальный статус», «Образование», «Семья», «Отношение окружающих», где встречаются словосочетания: «Рядовой рабочий»,»птица высокого полёта», «отличный режиссер» (к сфере «Социальный статус»); «выпускник МГУ», «владею тремя языками», «круглый отличник» (к сфера «Образование»); «уделять время семье», «семья значит больше», «добиться успеха» (к сфере «Семья»); «немало поклонников», «идеал» (к сфере «Отношение окружающих»).
Остальные сферы не являются основными и значимыми для образа- концепта «человек успешный». Главным ядром является сфера «Социальный статус».
В английской языковой картине мира наиболее выделяются такие сферы, как «Достижение, карьера», «Доход», «Внешние данные», «Отношение к материальным ценностям» в данных сферах встречаются такие словосочетания как: «achievements», «five millions», «first» «prestige» ( к сфере «Достижение, карьера»); «workaholic», «money», «oil industry worker» ( к фере «Доход»); «representative», «well-known», «excellent» (к сфере «Внешние данные»); «expensive thing», « smart» ( к сфере «Отношение к материальным ценностям») ,ядром всего концепта является сфера «Достижение и карьера».
Из проведённого сопоставительного анализа русской и английской картины мира видно, что для русской лингвокультуры характерен акцент на образовании, социальном статусе, а в английской– ацент на успехе как таковом, символизация успеха, акцент на усилиях индивида, также следует отметить, что в английской лингвокультуре успех ассоциируется с карьерой, достижениями, богатством и славой, в русской –занимаемым местом в обществе, достижениями в познаниях. К людям, которые не добились успеха, по-русски относятся с жалостью, по-английски – с элементом презрения. Отсюда можно сделать вывод, что в английской культуре успех напрямую связывается с усилиями личности, в русской – с везением и способностями человека.
Библиографический список
фразеологизмов.выражающих признаки интеллекта // Язык. Человек. Картина мира: Материалы Всерос. Науч. Конф. Ч.1. Омск,2000.
/ Отв. ред. М.А. Кронгауз; вступ. ст. Е.В. Падучевой. М.: Рус. словари, 1997.
картине мира и в русской поэтической речи // Художественный текст: единицы и уровни организации: Сб. науч. тр. / Под ред. Б.И. Осипова. Омск: Омск.гос. ун-т, 1991. С. 55-63.
«части» в языковой картине мира // Человек. Культура. Слово. Мифопоэтика древняя и современная. Омск, 1994. Вып. 2. С. 73-80.
человека в языковой картине мира // Язык. Человек. Картина мира.
Лингвоантропологические и философские очерки (на материале русского
языка). Ч. 1 / Под ред. М.П. Одинцовой. Омск: Омск. гос. ун-т,2000.
// Язык. Человек. Картина мира: Лингвоантропологические, философские очерки (на материале русского языка). Ч. 1. / Под ред. М.П. Одинцовой. Омск, 2000.
Список Интернет-источников
Список справочной литературы