Образ-концепт «человек-успешный» в английской и русской языковой картине мира: сопоставительный анализ по материалам СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 14:59, реферат

Описание

Исследование человеческого фактора в языке тесно связано с языковой картиной мира. Понятие картины мира относится к числу фундаментальных понятий, выражающих специфику человека и его бытия, взаимоотношения его с миром, важнейшие условия его существования в мире. Язык непосредственно участвует в процессах, связанных с картиной мира. Во-первых, в его недрах формируется языковая картина мира, один из наиболее глубинных слоёв картины мира человека. Во-вторых, формируется сам язык, привнося в него черты человека, его культуры. При помощи языка опытное знание, полученное отдельными индивидами, превращается в коллективное достояние, коллективный опыт.

Содержание

Введение………………………………………………………………..……….4
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОГО
ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА……………………………………………………… 10
1.1 Понятие языковой картины мира. Научная и «наивная» система понятий………………………………………………………………….…...….10
1.2 Языковой образ человека………………………………………….....18
1.3 Языковые ипостаси человека…………………………………...……22
1.4 Понятие «концепт»……………………………………………………26
1.5 Языковая картина мира сквозь призму категорий оценки…………33
1.6 Оценка и способы ее выражения в языке……………………..……36
Выводы по первой главе…………………………………………………39
ГЛАВА II. ОБРАЗ - КОНЦЕПТ «ЧЕЛОВЕК УСПЕШНЫЙ» В РУССКОЙ И АНГЛИЙСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА………………………….…..43
2.1 Образ- концепт «человек успешный» в русской ЯКМ. Сопоставительный анализ по материалам СМИ…………………………..…...43
2.1.1 Сфера «Социальный статус»……………………………………...44
2.1.2 Сфера «Образование»………………………………….………….48
2.1.3 Сфера «Профессионализм»………………………………………....51
2.1.4 Сфера «Семья»……………………………………………………....53
2.1.5 Сфера «Представление в прессе»…………………………………..55
2.1.6 Сфера «Внешние данные»…………………………………………..57
2.1.7 Сфера «Отношение окружающих»…………………………………60
2.1.8 Сфера «Характер»………………………………………………...…62
Выводы по второй главе…...……………………………………………….…...65
ГЛАВА III. ОБРАЗ - КОНЦЕПТ «ЧЕЛОВЕК УСПЕШНЫЙ» В РУССКОЙ И АНГЛИЙСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА………………………………..67
3.2 Образ- концепт «человек успешный» в английской ЯКМ. Сопоставительный анализ по материалам СМИ…………………………………67
3.2.1.Сфера «Достижение, карьера»………………………………………69
3.2.2 Сфера «Доход»……………………………………………………….71
3.2.3 Сфера «Внешние данные»……………………………………..……74
3.2.4 Сфера «Отношение окружающих»…………………………………76
3.2.5 Сфера «Отношение к материальным ценностям»…………………78
3.2.6 Сфера «Семья»……………………………………………………….80
3.2.7Сфера «Имидж»………………………………………………..……..82
Выводы по третьей главе………………………………………………………..83
Заключение………………………………………………………………………85
Библиографический список…………………………………………………….87
Список Интернет – источников…………………………………………………90
Список справочной литературы………………………………………………..91
Список эмпирического материала……………………………………………...92

Работа состоит из  1 файл

Диплом полностью.!11111.doc

— 470.00 Кб (Скачать документ)

       Анализируя идеографические  описания в области словаря «Человек»,

Ю.Н. Караулов приходит к выводу, что большинство исследователей разграничивают такие сферы , как  «Человек живое существо»,»Души  и разум», «Человек как общественное существо», «Целостный человек» в интерпретации  исследования исследователя понимается как совокупность физического, интеллектуального, психического и социального, а внешний человек» одноаспектно : только как совокупность частей и органов тела [Караулов 2010: 93].

      Воссозданный по данным русского языка образ человека как  важнейшей части национальной картины мира, был предложен в работе Ю.Д.Апресяна «Образ человека по данным языка: попытка системного описания»

Автор представляет общую схему из систем:

  • Физического восприятия;
  • Физиологических состояний;
  • Физиологических реакций на разного рода внешние и внутренние воздействия;
  • Физических действий и деятельности;
  • Желаний;
  • Интеллектуальной  деятельности (мышления);
  • Эмоции, речи.

Изучение верований, мифов, обрядов и обычаев разных народов оказало, что они опираются  на идею о соединении в человеке двух различных начал:

Тело-душа (плоть-дух)

Внешнее - внутреннее

Материальное - духовное

Рациональное - эмоциональное.

Эти два различных  начала по-разному проявляют себя в человеке, влияя на его поведение, поступки, действия, состояния.

 В ряде концепций, рассматривающих человека многоаспектно, выделяется  множество параметров, ипостасей, сфер его проявления [Одинцова 2006:54].

Предельно  широкое  толкование языкового образа человека представлено в работах М.П. Одинцовой, Б.А. Серебренникова  и их последователей [ Н.А. Седовой, Н.Д.Федяевой,О.В.Коротун и др.].

 

   1.5 Языковая картина мира  сквозь призму категорий оценки

 

        Мир, который мы познаем, всегда оцениваем, оценка порой даже является свидетельством  познания мира.

       Категория оценки это многоаспектная категория, которая в языке является результатом грамматикализации мыслительной  философской категории. Формы указанной категории  представляют собой логическую цепочку.

Следующая схема  была представлена Т.А. Космеда :



 


    


 

       

        На лексическом уровне первый компонент логической цепочки (понятие) имеет различные формы своего выражения, что находит отражение в языковой картине мира. Следует помнить, что, с точки зрения логики,  существует понятие 2х типов:

1)Понятия, которые основанные на мышлении, что соответствует конкретным понятиям;

2) Понятия, основанные на чувственности, что соответствует абстрактным понятиям [Одинцова 1994: 6].

 Чувственность даёт абстракции типа: огонь, жар, плотность, тяжесть, темнота, радость, сияние, веселье, гордость  и т.п.

Мышление даёт реалии объективного мира типа: земля, человек, лес, поле, дом, очаг, дрова и т.п., и при этом формируется понятие, реализующиеся в лексических значениях слов, которые являются на уровне логики формой выражения категорий оценки. Таким образом  логический аспект предполагает систематизацию  единиц мышления, где одной из основных является понятие, а понятие- это своеобразные  фиксаторы фрагментов реальности мира.

Понятия имеют  разные соотносительные возможности с реалиями мира:

  1. Понятия и соответствующие им предметы реального мира, то есть конкретные понятия, которые предполагают семантику оценки. В таких понятиях можно говорить о концепте, который помогает актуализировать ту или иную сему категории оценки. При этом выделяется:

1) антропоцентрическая оценка (реалии объективного мира оцениваются с позиций homo sapiens; это, пожалуй, одна из самых древних форм оценки: она отражает ориентацию мыслящего субъекта в окружающем мире, прежде всего рассматривается природа в восприятии человека). Ср.: максимальная степень положительной оценки - очаг, дом, поле, небеса, лес; средняя степень положительной оценки - хижина, сети, нож; минимальная степень положительной оценки - заросли, зверь, дубина; максимальная степень негативной оценки - хищник, обрыв, обвал и т. д.; средняя степень негативной оценки - метель, ливень, град и т. п.; минимальная степень негативной оценки - сорняк, сушняк, непогода и т. д.

2) христианско-религиозная оценка - это такая оценка, при которой отражается становление духовности человека, стремление к совершенствованию души, к праведной жизни;

3) культурно - эстетическая оценка - это оценка, при которой прослеживается становление и оценка культурно-эстетических ценностей;

4) национально - энтографическая оценка - оценка, которая отражает становление нации, национального самосознания, патриотизма;

5) социальная оценка закрепляет шкалу ценностей в определенном обществе и в мире вообще.

  1. Понятия и соответствующие  им эмоционально-нравственные представления и  чувства. Это понятия, которые можно назвать абстрактными, поскольку они  не имеют соотносительных  реалий объективного мира, а лишь называют реакцию человека на мир, поступки, действия. В таких понятиях можно говорить о концепте, который помогает актуализировать ту или иную схему категорий оценки:
  1. рациональная оценка (связана с восприятием и разумом окружающего мира);
  1. морально-нравственная оценка (отражает  морально-нравственную  платформу человека, общества);
  2. Философская оценка (отражает философскую платформу человека, общества);
  3. Прагматическая оценка позволяет разделить реалии объективного мира по степени их полезности для человека и общества.

Рассмотренная группа  значений категорий оценки также закрепляется социально в  обществе, поскольку общество узаконивает ту или иную форму оценки.

 

 

1.6 Оценка и  способы ее выражения в языке

 

Как известно, понятие  оценки в лингвистике  базируется на логико-филосовской концепции  и сводится к выражению положительного  или отрицательного (а так же нейтрального) отношения субъекта.

Логическая  структура оценки предполагает наличие  четырёх основных компонентов: субъекта, объекта, основания и содержания оценки [Ивин 1970:24].

Развитый литературный язык располагает  комплексами лексико-семантических  и грамматических средств для построения и сообщения оценочных суждений. Так, оценка внешних данных осуществляется с помощью предикатов физической сферы (красивый, привлекательный и др.);

      Оценка внутренних сторон человека (в частности, нравственной и  интеллектуальной)- с помощью предикатов нравственной и интеллектуальной сферы (честный, лгун , подхалим, умный, глупый и др.).

      Имея представление о каждой  из сторон человека, владея наборами  соответствующих языковых средств, для их обозначения и оценки, обладая при этом  знаниями об оценочных критериях, нормах и правилах речевого поведения в разных коммуникативных условиях, порождают индивидуальные оценочные высказывания. При всей индивидуальности эти высказывания поддаются классификации и типизации. Следовательно, на основании отношения к определённой сфере можно говорить о следующих тематических группах оценочных высказываний.

  1. высказывание с оценкой внешних данных человека;
  2. высказывание с оценкой морально-нравственного облика человека,
  3. высказывание с оценкой интеллекта и интеллектуальных проявлений человека.

      Оценка более, чем  какое-либо  другое значение, зависит от говорящего  субъекта. Она выражает личные  мнения  и вкусы говорящего, которые  отличаются разнообразием, обусловленным  индивидуальными пристрастиями, ощущениями, приятиями и неприятиями субъекта.

        В русском языке объектом оценки  чаще  всего становится «внутренний  человек» Основанием оценки  различных  проявлений  человека  являются  сложившиеся  в русском языковом  коллективе критерии, которыми в большей  или меньшей степени руководствуются носители языка.

       Оценочный критерий, как и сама  оценка, не является раз и навсегда  установленным, а зависит от  многих субъективных факторов. «Мировоззрение  и мироощущение, социальные интересы  и мода, престиж и некотируемость формируют и деформируют оценки» [Арутюнова 1988: 134].

        Основание оценки человека - сложный конгломерат образцов, идеалов, норм, стереотипов, существующих в обществе, чувств, симпатий и антипатий субъекта.

В оценочных  высказываниях обнаруживаются элементы трёх типов:

  1. Те, которые обычно выражены (эксплицированы)  объект оценки.
  2. Элементы, как правило, не выраженные (имплицитные): шкала оценок, оценочный стереотип, аспект оценки.
  3. Элементы, которые реализуются  и в имплицитном  виде (то есть могут быть как выражены ,так и не выражены) субъект оценки, мотивировка оценки. [Вольф 1985:28].

       В высказываниях с  эксплицированной  оценкой  центральным компонентом  является оценочный предикат  (содержание оценки).

Предикат является конструктивным членом суждения, то, что высказывается об объекте

Человек успешный предикатом является слово успешный, в семантике которого заключён знак оценки или качество (положительность).

     Эксплицитная  оценка выражается на всех  уровнях языковой  системы.   Но наиболее распространенными средствами  её репрезентации являются лексические синтаксические.

      К лексическим  средствам выражения оценки относятся  однозначные  слова (существительные,  прилагательные, наречия,  глаголы), которые имеют прямое оценочное  значение, которое, согласно их семантике, является главным (Прим.: глупый, умный),а также многозначные слова, которые могут иметь несколько оценочных значений (прим.: слова с одинаковыми знаками- дурной, невыгодно и т.д. и слова с противоположными знаками: дерзкий, разухабистый и  др.) а также иметь оценочное  значение наряду с другим, неоценочным  (Прим.: недалёкий, золотой и др.).

       К лексическим  средствам  выражения оценки, помимо слов с оценочным значением,  относятся слова, не имеющие в своей семантике оценочного значения, но приобретающего его в контексте, в конкретных коммуникативных условиях с участием паралингвистических средств может обрести оценочный смысл. Так, например, более высокий регистр и восходящая интонация свидетельствую о положительной оценке, а более низкий регистр и нисходящая интонация о отрицательной [Рословец 1991:73]. Наряду с интонацией о появлении оценочного значения сигнализируют служебные слова (Как хороши, как свежи были розы...).

      Коммуникативный  и речевой контекст, интонация, жесты и мимика способны менять знак оценки на противоположный (прим. Вот это друг называется!- в ситуации отрицательной оценки).

      Различными  средствами  выражается не только  качественная сторона  оценки, но и количественная, то есть её интенсивность. Интенсификаторами и деитенсифмкаторами оценки выступают различные языковые (лексические, словообразовательные, морфологические,синтаксические,паралингвистические  и нелингвистические  средства (прим.несообразительный- глупый, умный- умнейший ).

      Таким образом, средства выражения эксплицированной оценки в русском языке разнообразны. Оценочный смысл формируется действием разноуровневых единиц языка, а так же паралингвистических и нелингвистических спутников речи.

     Однако содержание  оценки в речи может быть  скрыто, не выражено языковыми и праязыковыми средствами,  то есть оценка может быть  результатом непрямой, содержательно  осложненной коммуникации, « а которой понимание  высказывания  включает  смыслы, не содержащиеся в собственно высказывании, и требует дополнительных интерпретативных усилий со стороны адресата, будучи несводимо к простому узнаванию (идентификация) знака» (Дементьев В.В. Непрямая коммуникация и ее жанры.)

       Проблема  эксплицитного и имплицитного  выражения оценки напрямую связана с  вопросом  о прямых и косвенных оценочных речевых актах.

Высказывание, построенное  на основе оценочной пропозиции, называется прямым оценочным высказыванием [Никитина 2006:47].

(прим. Он дурак, Он умный - Цель говорящего- оценить интеллект человека).

       Косвенные  оценочные высказывания те, в  которых говорящий имеет в  виду и прямое значение  высказываемого  и, кроме того, нечто большее [Никитина 2006:49].

В высказывание – В ваших рассуждениях много неточностей.

     Содержит: 1) сообщение о наличии недостатков в ответе;

Информация о работе Образ-концепт «человек-успешный» в английской и русской языковой картине мира: сопоставительный анализ по материалам СМИ