Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 14:59, реферат
Исследование человеческого фактора в языке тесно связано с языковой картиной мира. Понятие картины мира относится к числу фундаментальных понятий, выражающих специфику человека и его бытия, взаимоотношения его с миром, важнейшие условия его существования в мире. Язык непосредственно участвует в процессах, связанных с картиной мира. Во-первых, в его недрах формируется языковая картина мира, один из наиболее глубинных слоёв картины мира человека. Во-вторых, формируется сам язык, привнося в него черты человека, его культуры. При помощи языка опытное знание, полученное отдельными индивидами, превращается в коллективное достояние, коллективный опыт.
Введение………………………………………………………………..……….4
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОГО
ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА……………………………………………………… 10
1.1 Понятие языковой картины мира. Научная и «наивная» система понятий………………………………………………………………….…...….10
1.2 Языковой образ человека………………………………………….....18
1.3 Языковые ипостаси человека…………………………………...……22
1.4 Понятие «концепт»……………………………………………………26
1.5 Языковая картина мира сквозь призму категорий оценки…………33
1.6 Оценка и способы ее выражения в языке……………………..……36
Выводы по первой главе…………………………………………………39
ГЛАВА II. ОБРАЗ - КОНЦЕПТ «ЧЕЛОВЕК УСПЕШНЫЙ» В РУССКОЙ И АНГЛИЙСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА………………………….…..43
2.1 Образ- концепт «человек успешный» в русской ЯКМ. Сопоставительный анализ по материалам СМИ…………………………..…...43
2.1.1 Сфера «Социальный статус»……………………………………...44
2.1.2 Сфера «Образование»………………………………….………….48
2.1.3 Сфера «Профессионализм»………………………………………....51
2.1.4 Сфера «Семья»……………………………………………………....53
2.1.5 Сфера «Представление в прессе»…………………………………..55
2.1.6 Сфера «Внешние данные»…………………………………………..57
2.1.7 Сфера «Отношение окружающих»…………………………………60
2.1.8 Сфера «Характер»………………………………………………...…62
Выводы по второй главе…...……………………………………………….…...65
ГЛАВА III. ОБРАЗ - КОНЦЕПТ «ЧЕЛОВЕК УСПЕШНЫЙ» В РУССКОЙ И АНГЛИЙСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА………………………………..67
3.2 Образ- концепт «человек успешный» в английской ЯКМ. Сопоставительный анализ по материалам СМИ…………………………………67
3.2.1.Сфера «Достижение, карьера»………………………………………69
3.2.2 Сфера «Доход»……………………………………………………….71
3.2.3 Сфера «Внешние данные»……………………………………..……74
3.2.4 Сфера «Отношение окружающих»…………………………………76
3.2.5 Сфера «Отношение к материальным ценностям»…………………78
3.2.6 Сфера «Семья»……………………………………………………….80
3.2.7Сфера «Имидж»………………………………………………..……..82
Выводы по третьей главе………………………………………………………..83
Заключение………………………………………………………………………85
Библиографический список…………………………………………………….87
Список Интернет – источников…………………………………………………90
Список справочной литературы………………………………………………..91
Список эмпирического материала……………………………………………...92
Анализируя идеографические описания в области словаря «Человек»,
Ю.Н. Караулов приходит к выводу, что большинство исследователей разграничивают такие сферы , как «Человек живое существо»,»Души и разум», «Человек как общественное существо», «Целостный человек» в интерпретации исследования исследователя понимается как совокупность физического, интеллектуального, психического и социального, а внешний человек» одноаспектно : только как совокупность частей и органов тела [Караулов 2010: 93].
Воссозданный по данным русского языка образ человека как важнейшей части национальной картины мира, был предложен в работе Ю.Д.Апресяна «Образ человека по данным языка: попытка системного описания»
Автор представляет общую схему из систем:
Изучение верований, мифов, обрядов и обычаев разных народов оказало, что они опираются на идею о соединении в человеке двух различных начал:
Тело-душа (плоть-дух)
Внешнее - внутреннее
Материальное - духовное
Рациональное - эмоциональное.
Эти два различных начала по-разному проявляют себя в человеке, влияя на его поведение, поступки, действия, состояния.
В ряде концепций, рассматривающих человека многоаспектно, выделяется множество параметров, ипостасей, сфер его проявления [Одинцова 2006:54].
Предельно широкое толкование языкового образа человека представлено в работах М.П. Одинцовой, Б.А. Серебренникова и их последователей [ Н.А. Седовой, Н.Д.Федяевой,О.В.Коротун и др.].
1.5 Языковая картина мира сквозь призму категорий оценки
Мир, который мы познаем, всегда оцениваем, оценка порой даже является свидетельством познания мира.
Категория оценки это многоаспектная категория, которая в языке является результатом грамматикализации мыслительной философской категории. Формы указанной категории представляют собой логическую цепочку.
Следующая схема была представлена Т.А. Космеда :
На лексическом уровне первый компонент логической цепочки (понятие) имеет различные формы своего выражения, что находит отражение в языковой картине мира. Следует помнить, что, с точки зрения логики, существует понятие 2х типов:
1)Понятия, которые основанные на мышлении, что соответствует конкретным понятиям;
2) Понятия, основанные на чувственности, что соответствует абстрактным понятиям [Одинцова 1994: 6].
Чувственность даёт абстракции типа: огонь, жар, плотность, тяжесть, темнота, радость, сияние, веселье, гордость и т.п.
Мышление даёт реалии объективного мира типа: земля, человек, лес, поле, дом, очаг, дрова и т.п., и при этом формируется понятие, реализующиеся в лексических значениях слов, которые являются на уровне логики формой выражения категорий оценки. Таким образом логический аспект предполагает систематизацию единиц мышления, где одной из основных является понятие, а понятие- это своеобразные фиксаторы фрагментов реальности мира.
Понятия имеют разные соотносительные возможности с реалиями мира:
1) антропоцентрическая оценка (реалии объективного мира оцениваются с позиций homo sapiens; это, пожалуй, одна из самых древних форм оценки: она отражает ориентацию мыслящего субъекта в окружающем мире, прежде всего рассматривается природа в восприятии человека). Ср.: максимальная степень положительной оценки - очаг, дом, поле, небеса, лес; средняя степень положительной оценки - хижина, сети, нож; минимальная степень положительной оценки - заросли, зверь, дубина; максимальная степень негативной оценки - хищник, обрыв, обвал и т. д.; средняя степень негативной оценки - метель, ливень, град и т. п.; минимальная степень негативной оценки - сорняк, сушняк, непогода и т. д.
2) христианско-религиозная оценка - это такая оценка, при которой отражается становление духовности человека, стремление к совершенствованию души, к праведной жизни;
3) культурно - эстетическая оценка - это оценка, при которой прослеживается становление и оценка культурно-эстетических ценностей;
4) национально - энтографическая оценка - оценка, которая отражает становление нации, национального самосознания, патриотизма;
5) социальная оценка закрепляет шкалу ценностей в определенном обществе и в мире вообще.
Рассмотренная группа значений категорий оценки также закрепляется социально в обществе, поскольку общество узаконивает ту или иную форму оценки.
1.6 Оценка и способы ее выражения в языке
Как известно, понятие оценки в лингвистике базируется на логико-филосовской концепции и сводится к выражению положительного или отрицательного (а так же нейтрального) отношения субъекта.
Логическая структура оценки предполагает наличие четырёх основных компонентов: субъекта, объекта, основания и содержания оценки [Ивин 1970:24].
Развитый литературный
язык располагает комплексами лексико-
Оценка внутренних сторон
Имея представление о каждой
из сторон человека, владея наборами
соответствующих языковых
Оценка более, чем какое-либо
другое значение, зависит от говорящего
субъекта. Она выражает личные
мнения и вкусы говорящего, которые
отличаются разнообразием,
В русском языке объектом
Оценочный критерий, как и сама оценка, не является раз и навсегда установленным, а зависит от многих субъективных факторов. «Мировоззрение и мироощущение, социальные интересы и мода, престиж и некотируемость формируют и деформируют оценки» [Арутюнова 1988: 134].
Основание оценки человека - сложный конгломерат образцов, идеалов, норм, стереотипов, существующих в обществе, чувств, симпатий и антипатий субъекта.
В оценочных высказываниях обнаруживаются элементы трёх типов:
В высказываниях с
Предикат является конструктивным членом суждения, то, что высказывается об объекте
Человек успешный предикатом является слово успешный, в семантике которого заключён знак оценки или качество (положительность).
Эксплицитная оценка выражается на всех уровнях языковой системы. Но наиболее распространенными средствами её репрезентации являются лексические синтаксические.
К лексическим
средствам выражения оценки
К лексическим
средствам выражения оценки,
помимо слов с оценочным
Коммуникативный и речевой контекст, интонация, жесты и мимика способны менять знак оценки на противоположный (прим. Вот это друг называется!- в ситуации отрицательной оценки).
Различными
средствами выражается не только
качественная сторона оценки,
но и количественная, то есть её интенсивность.
Интенсификаторами и деитенсифмкаторами
оценки выступают различные языковые
(лексические, словообразовательные, морфологические,
Таким образом, средства выражения эксплицированной оценки в русском языке разнообразны. Оценочный смысл формируется действием разноуровневых единиц языка, а так же паралингвистических и нелингвистических спутников речи.
Однако содержание оценки в речи может быть скрыто, не выражено языковыми и праязыковыми средствами, то есть оценка может быть результатом непрямой, содержательно осложненной коммуникации, « а которой понимание высказывания включает смыслы, не содержащиеся в собственно высказывании, и требует дополнительных интерпретативных усилий со стороны адресата, будучи несводимо к простому узнаванию (идентификация) знака» (Дементьев В.В. Непрямая коммуникация и ее жанры.)
Проблема эксплицитного и имплицитного выражения оценки напрямую связана с вопросом о прямых и косвенных оценочных речевых актах.
Высказывание, построенное на основе оценочной пропозиции, называется прямым оценочным высказыванием [Никитина 2006:47].
(прим. Он дурак, Он умный - Цель говорящего- оценить интеллект человека).
Косвенные оценочные высказывания те, в которых говорящий имеет в виду и прямое значение высказываемого и, кроме того, нечто большее [Никитина 2006:49].
В высказывание – В ваших рассуждениях много неточностей.
Содержит: 1) сообщение о наличии недостатков в ответе;