Образ-концепт «человек-успешный» в английской и русской языковой картине мира: сопоставительный анализ по материалам СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 14:59, реферат

Описание

Исследование человеческого фактора в языке тесно связано с языковой картиной мира. Понятие картины мира относится к числу фундаментальных понятий, выражающих специфику человека и его бытия, взаимоотношения его с миром, важнейшие условия его существования в мире. Язык непосредственно участвует в процессах, связанных с картиной мира. Во-первых, в его недрах формируется языковая картина мира, один из наиболее глубинных слоёв картины мира человека. Во-вторых, формируется сам язык, привнося в него черты человека, его культуры. При помощи языка опытное знание, полученное отдельными индивидами, превращается в коллективное достояние, коллективный опыт.

Содержание

Введение………………………………………………………………..……….4
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОГО
ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА……………………………………………………… 10
1.1 Понятие языковой картины мира. Научная и «наивная» система понятий………………………………………………………………….…...….10
1.2 Языковой образ человека………………………………………….....18
1.3 Языковые ипостаси человека…………………………………...……22
1.4 Понятие «концепт»……………………………………………………26
1.5 Языковая картина мира сквозь призму категорий оценки…………33
1.6 Оценка и способы ее выражения в языке……………………..……36
Выводы по первой главе…………………………………………………39
ГЛАВА II. ОБРАЗ - КОНЦЕПТ «ЧЕЛОВЕК УСПЕШНЫЙ» В РУССКОЙ И АНГЛИЙСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА………………………….…..43
2.1 Образ- концепт «человек успешный» в русской ЯКМ. Сопоставительный анализ по материалам СМИ…………………………..…...43
2.1.1 Сфера «Социальный статус»……………………………………...44
2.1.2 Сфера «Образование»………………………………….………….48
2.1.3 Сфера «Профессионализм»………………………………………....51
2.1.4 Сфера «Семья»……………………………………………………....53
2.1.5 Сфера «Представление в прессе»…………………………………..55
2.1.6 Сфера «Внешние данные»…………………………………………..57
2.1.7 Сфера «Отношение окружающих»…………………………………60
2.1.8 Сфера «Характер»………………………………………………...…62
Выводы по второй главе…...……………………………………………….…...65
ГЛАВА III. ОБРАЗ - КОНЦЕПТ «ЧЕЛОВЕК УСПЕШНЫЙ» В РУССКОЙ И АНГЛИЙСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА………………………………..67
3.2 Образ- концепт «человек успешный» в английской ЯКМ. Сопоставительный анализ по материалам СМИ…………………………………67
3.2.1.Сфера «Достижение, карьера»………………………………………69
3.2.2 Сфера «Доход»……………………………………………………….71
3.2.3 Сфера «Внешние данные»……………………………………..……74
3.2.4 Сфера «Отношение окружающих»…………………………………76
3.2.5 Сфера «Отношение к материальным ценностям»…………………78
3.2.6 Сфера «Семья»……………………………………………………….80
3.2.7Сфера «Имидж»………………………………………………..……..82
Выводы по третьей главе………………………………………………………..83
Заключение………………………………………………………………………85
Библиографический список…………………………………………………….87
Список Интернет – источников…………………………………………………90
Список справочной литературы………………………………………………..91
Список эмпирического материала……………………………………………...92

Работа состоит из  1 файл

Диплом полностью.!11111.doc

— 470.00 Кб (Скачать документ)

       Научную картину мира обычно  противопоставляют языковой. Действительность в сознании современного человека отражается двояко: концептуально и вербально. Одна из отличительных черт этого процесса состоит в том, что постижение окружающей среды и создание концептуальной системы, равно как и языковой, является отнюдь не чисто самостоятельно-субъективным  делом: в значительной степени формирование того и другого «навязывается» извне, или же, преподносится уже в готовом виде под воздействием языковой картины мира. Входя в мир, ребёнок создаёт концептуальную картину мира, в том числе и при существенной помощи языка, в котором этот мир уже истолкован в системе конвенциональных знаков, в системе категорий, построенных  по прототипическому принципу. В дальнейшем он сравнивает свой субъективный опыт с опытом других людей, корректирует его. Важно при этом подчеркнуть, что роль и значение субъективного фактора в вышеназванных процессах никоим образом не отрицается. Просто следует иметь в виду, что роль языка теперь приобретает иное звучание. Языковая картина мира рассматривается как выполняющая функцию ориентации человека в мире, в том числе, систематизации получаемой им информации.

 Различие между языковой и научной картинами мира особенно ярко проявляется при анализе тех слов естественного языка, которые используются в качестве научных терминов. Значение научного термина развилось из значения обычного слова, но термин определяется в системе  научных понятий, а она бывает весьма далека от системы лексических значений, закреплённых в естественном языке. Например, в геометрии понятие «прямая линия» определяется как кратчайшее расстояние между двумя точками. Но на бытовом уровне и  в литературном языке прямой мы называем линию, которая не уклоняется, ни вправо, ни влево. Хотя научная картина мира описывается средствами естественного языка, но объектом лингвистики является лишь языковая, наивная картина мира.

Язык ограничивает субъективность описания мира. Если бы языковая картина мира противоречила  реальной картине мира, то это было бы серьезным тормозом на пути научного прогресса. С помощью языка мы стремимся   приблизиться к объективности. Язык субъективен в отражении, например, диалектически противоречивых сущностей оценочного характера (холодный – горячий, высокий – низкий, близкий – далёкий, добрый – злой, хороший – плохой, мягкий – твёрдый), в остальном же он ориентируется на реалии окружающей нас действительности. Нельзя не предположить, что язык удерживает нас в рамках достаточной степени приближения к онтологии мира.

В языке отражены результаты практического,художественного, технического, научного познания мира человеком.

Следует отметить, что различия в научной и наивной (языковой)  картинах мира обусловлены  тем, что языковая картина мира отражает наши обывательские, обиходные, бытовые  представления о мире, в отличии от научной картины мира, которая представляет собой представления о мире, которые  вырабатываемые в науке и выражаемые с помощью фундаментальных понятий и научных методов.

В языковой картине  мира  формируется также языковой образ человека.

 

1.2.Языковой образ человека

 

     Языковой образ человека- это неосязаемый объект, который мы стремимся познать, наблюдая за тем, как человек «входит» в язык и что я влияет собой «на выходе» При этом моделируя Языковой образ человека в ЯКМ, к высказыванию нужно подходить комплексно, анализировать его всесторонне и разнообразными методами.

Центральным образом, фрагментом ЯКМ, безусловно, является образ человека. Проблему образа человека в языковой картине мира  начали разрабатывать в конце XX века (Апресян  Ю.Д., Арютюнова Н.Д., Одинцова М.П, Седова Н.Н., Никитина Л.Б.).

Исследователи отмечают, что языковой образ человека не сводим к той или иной информации, которую можно извлечь из словарной  статьи типового словаря русского языка.

«Живое существо обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе  общественного труда»

 [Ожегов 1992: 5].

      Образ человека в языковой картине мира - это концентрированное воплощение сути  тех представлений о человеке, которые объективированы всей системой  семантических единиц, структур  и правил того или иного языка.

      М.Н. Одинцова, проанализировав описания человека  в современной русской речи, в  художественной и нехудожественной, утверждает, что содержание понятие  «человек» в языке значительно шире определений толковых словарей.

  • Человек – это множество лиц, органов и квазиорганов, частей и квазичастей, условно наделяемых активностью  многими другими качествами  двойников,alter ego личности;
  • Человек- это вещь предмет и, следовательно, некое пространство, физическое и духовное ,в пределе –вселенная, космос или, вернее , центр двух вселенных – внешней, природой и внутренний, духовной;
  • Человек –это властелин мира, хозяин, распорядитель всего живого и неживого,  включая самого себя, своё тело и душу. Об этой же черте и языкового менталитета можно сказать иначе: всё, что осваивается и присваивается человеческой мыслью, становится принадлежностью, частью, собственность человека (в реальном и виртуальном  мире);
  • Человек- творец и преобразователь мира, многих вещей в нём, самого себя, языка другого человека,  равный- в пределе- по созидательной компетенции и талантам и  божеству, демиургу, он поистине «мера всех вещей»;
  • Человек- судья  и пророк, оценивающий  всё и вся, всевидящий, наделённый  разумом  и сверхразумом, чувствами и сверхчувствами, чудо создания,  гения, «венец природы», сознающий и  использующий этот дар всеведения;
  • Человек и мир - одно и то  же: человек тождествен миру, всему, что входит  и может войти в сферу его жизнедеятельности и  сознания ,что в той или иной степени иной мере зависит от него и  от чего зависит он сам. Верно и обратное: МИР ТОЖДЕСТВЕН ЧЕЛОВЕКУ.
  • Человек – воплощение противоположностей, сил, субстанций, качеств, находящихся в отношениях противоборства, конфликта и вместе с тем диалектического единства, притяжения, взаимодействия и взаимо-перехода. Человек- воплощение добра и зла, силы и слабости, простоты и сложности, величия  и ничтожества, он царь и раб бессмертная  субстанция духа, он ангела подобен и звероподобен, разум в нём, сознательное начало, существует и борется с чувством, стихией подсознания, животными инстинктами [Одинцова 1991: 63-69].

Свойственные  «широкой публике» представления людей  о человеке- это область знания, о  которой рассуждают самые разные люди: специалисты в области проблем человека и обыватели, учёные, мечтатели, реалисты – все без исключения пользуются  неотъемлемым правом говорить о себе подобных.

Есть основание  согласиться с М, П. Одинцовой, что образ человека  в языковой картине мира - это концентрированное воплощение сути тех представлений человека о человеке, которые объективированы всей системой семантических единиц, структур и правил ого или иного языка.

[Одинцова 1991: 63-69].

      Если определять языковую картину  мира  и образ человека в лингвокультурологическом  и этнолингвистическом ресурсах, то следует отметить, что и языковая картина мира и образ человека в ней отражают  определённый способ восприятия  концептуализации мира,  характерный для национальной культуры. Н.Д. Арютюнова замечает: «Мир для современного человека двойственен. Он  распадается на Универсум, или Чуждый мир, и мир человеческого существования, «наличного бытия».

Первый бесконечен, безграничен, но исчислим. Второй ограничен, конечен, но неисчислим. В Универсуме  всё подчинено законам, единым для всех. В мире человека царствует его величество случай: представления человека о жизни национально специфичны. Естественный язык отражает мир человека  в национально специфических вариантах

[Арутюнова 1988: 3-10].

         Образ человека формируется в  индивидуально-авторской картине  мира (портретная характеристика, человек  внешний внутренний, средний, воспринимающий  и д.р.).

Значения, которые  носители русского языка вкладывают в слово «человек» значительно  шире, более разноаспектные, чем те параметры и характеристики человека, которые  фигурируют в качестве основополагающих словарных дефинициях и энциклопедических словарях.

Следующие характеристики понятия «человек» выделяет  Никитина Л.Б. :

    • Человек-мечта,
    • Человек-время,
    • Человек - физическое состояние (здоровье или болезнь),
    • Человек социальная среда (профессиональная деятельность)
    • Человек- животное,
    • Человек-личность ( позитивная или негативная оценка личности),
    • Человек- пространство.

Данные понятия  наиболее частотные и интересные.

Не претендующие на научную истину высказывания  человека о самом себе  также  о других людях, о человеке позволяют  утверждать, что целостный глобальный человек, вернее, образ такого человека – это всё, что люди знают о  себе и себе подобных, воображают и в принципе могут вообразить, ассоциируя себя не только с ближайшей действительностью, но и легко переносясь мыслью в иные, возможные и невозможные миры, превращаясь мысленно в кого угодно и что угодно [Одинцова 1991: 73].

Из выше изложенного, можно сделать вывод, что образ человека в языковой картине мира - это концентрированное воплощение сути тех представлений человека о человеке, которые объектированы всей системой семантических единиц, структур и правил того или иного языка [Одинцова 1991: 76].

Так же следует  отметить, что Образ человека в  том или ином языке отражает черты  национального мировосприятия и  понимания человеческой природы. Представители  разных национальных культур перерабатывают информацию о мире по-разному. «Разные  языки - это отнюдь не различные обозначения одной и той де вещи, а различные  видения ее» [Гумбольт 1985:154].

 

1.3 Языковые ипостаси человека

 

       Разные лингвистические дисциплины, которые сформировались внутри антропологической парадигмы, изучают человека в разных его  проявлениях и ипостасях. В реальной жизни их великое множество. Но, однако, не все они являются языковыми, так как все они определяют строй языка и речи.

И, следовательно, не все они становятся предметом  изучения в лингвистике.

Л.Б. Никитина выделяет следующие языковые ипостаси человека:

  1. Интеллектуальная-homo sapiens;
  2. Коммуникативная;
  3. Национальная культура;
  4. Языкотворческая;
  5. Речетворческая;
  6. Характерологическая;
  7. Аксиологическая.

     В ряду языковых ипостасей человека в первую очередь следует назвать  интеллектуальную –homo sapiens, поскольку  язык, будучи средством общения  людей между собой, неразрывно связан с мышлением, человеческим разумом.

      Интеллектуальная языковая ипостась человека, как мыслящего существа подчёркивается в известном определении  предложения, которое дал В.В.Виноградов «Предложение грамматически оформляется по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли».

Возникновение  естественного языка неразрывно связано с возникновением человека (homo sapiens).

     Человек разумный реализует себя  в контакте с другими  разумными существами. Одна из форм такого контакта-   речевая коммуникация, в которой человек предстает либо в роли активного субъекта общения (говорящего, отправителя информации), либо в роли пассивного субъекта (слушающего, получателя информации). Эти роли человека обобщаюсегося (homo communicans) очень подвижны – одна «маска» в процессе общения сменяет другую.

      А.И.Герцен замечал: «Нет мысли, которую нельзя было бы  высказать просто и ясно, особенно в ее диалектическом развитии».

«Слово отражает мысль ,непонятная мысль. Непонятна  мысль- непонятно и слово»- подчёркивает Белинский.

Мыслители прошлого и настоящего, пытаясь определить «глубину  и специфику» человека, видели и видят в их разуме- некой внутренней природной силе, которая однажды зародилась на земле [Мамардашвили 1999: 8-22].

       Человек только тогда отдалился от животного, когда он обрёл интеллект, и с той поры человек стал не только объектом, но и субъектом, обрёл «своё существование в себе», с той поры «примат принадлежит духовному» [Бердяев 1999: 38].

Возникновение естественного языка неразрывно связано с возникновением человека, и этот неоспоримый факт выдвигает  интеллектуальную ипостась на первое место среди других языковых ипостасей человека и делает ее определяющей все языковые и речевые проявления.

    Коммуникативной языковой ипостаси человека посвящены многочисленные исследования, выполненные в русле коммуникативной лингвистики (Норман Б.Ю., Золотова Г.А., Богданов В.В.).

Учёные, занимающиеся проблемами  речевой коммуникации, отмечают, что коммуниканты используют в процессе общения необходимую  базу знаний, которая включает  знания языковые и неязыковые. К языковым знаниям относятся знание  грамматики (с фонетикой и фонологией ), которое дополнено знанием композициональной и лексической семантики; знания принципов речевого обращения. Внеязыковые знания, так называемые общефоновые -это знания о контексте и ситуации, знания об адресате, а так же знания о мире: о событиях, состояниях, действиях, процессах и т.д.

Фоновые знания- это «культурно-исторический багаж, разделяемый людьми, выросшими в одинаковых условиях» [Верещагин 1976:28].

       Национально-культурная ипостась так же, как интеллектуальная и коммуникативная, является неотъемлимой языковой ипостасью человека. Данный  аспект изучается культурологами и этнолингвистами, а также всеми,кто  исследует язык в его связи с культурными традициями народа [Е.М.Верещагин,В.Г.Костомаров,Б.А.Успенский,Н.И.топоров и др.].

В процессе общения homo sapiens выбирает, что кому, зачем  и как сказать, и этот выбор  предполагает творческий поиск говорящим  наиболее эффективных ,с его точки  зрения, способов выражения мысли.

Иными словами, человек по отношению к языку проявляет себя как творец (речетворец, языкотворец). Особую значимость языкотворческая, речетворческая ипостась приобретает в тех случаях, когда творчество является необходимым атрибутом профессии, например, в литературной деятельности и журналистике.

       Процесс и результат выбора формы речевых произведений  находятся в центре внимания учёных-лингвистов, анализирующих различные тексты, от высказываний-реплик бытового диалога до художественного диалога произведений [М.М.Бахтин, Б.А.Ляпин, Ю.М. Лотман, В.П. Кузьмина и др.].

Информация о работе Образ-концепт «человек-успешный» в английской и русской языковой картине мира: сопоставительный анализ по материалам СМИ