Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 14:59, реферат
Исследование человеческого фактора в языке тесно связано с языковой картиной мира. Понятие картины мира относится к числу фундаментальных понятий, выражающих специфику человека и его бытия, взаимоотношения его с миром, важнейшие условия его существования в мире. Язык непосредственно участвует в процессах, связанных с картиной мира. Во-первых, в его недрах формируется языковая картина мира, один из наиболее глубинных слоёв картины мира человека. Во-вторых, формируется сам язык, привнося в него черты человека, его культуры. При помощи языка опытное знание, полученное отдельными индивидами, превращается в коллективное достояние, коллективный опыт.
Введение………………………………………………………………..……….4
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОГО
ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА……………………………………………………… 10
1.1 Понятие языковой картины мира. Научная и «наивная» система понятий………………………………………………………………….…...….10
1.2 Языковой образ человека………………………………………….....18
1.3 Языковые ипостаси человека…………………………………...……22
1.4 Понятие «концепт»……………………………………………………26
1.5 Языковая картина мира сквозь призму категорий оценки…………33
1.6 Оценка и способы ее выражения в языке……………………..……36
Выводы по первой главе…………………………………………………39
ГЛАВА II. ОБРАЗ - КОНЦЕПТ «ЧЕЛОВЕК УСПЕШНЫЙ» В РУССКОЙ И АНГЛИЙСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА………………………….…..43
2.1 Образ- концепт «человек успешный» в русской ЯКМ. Сопоставительный анализ по материалам СМИ…………………………..…...43
2.1.1 Сфера «Социальный статус»……………………………………...44
2.1.2 Сфера «Образование»………………………………….………….48
2.1.3 Сфера «Профессионализм»………………………………………....51
2.1.4 Сфера «Семья»……………………………………………………....53
2.1.5 Сфера «Представление в прессе»…………………………………..55
2.1.6 Сфера «Внешние данные»…………………………………………..57
2.1.7 Сфера «Отношение окружающих»…………………………………60
2.1.8 Сфера «Характер»………………………………………………...…62
Выводы по второй главе…...……………………………………………….…...65
ГЛАВА III. ОБРАЗ - КОНЦЕПТ «ЧЕЛОВЕК УСПЕШНЫЙ» В РУССКОЙ И АНГЛИЙСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА………………………………..67
3.2 Образ- концепт «человек успешный» в английской ЯКМ. Сопоставительный анализ по материалам СМИ…………………………………67
3.2.1.Сфера «Достижение, карьера»………………………………………69
3.2.2 Сфера «Доход»……………………………………………………….71
3.2.3 Сфера «Внешние данные»……………………………………..……74
3.2.4 Сфера «Отношение окружающих»…………………………………76
3.2.5 Сфера «Отношение к материальным ценностям»…………………78
3.2.6 Сфера «Семья»……………………………………………………….80
3.2.7Сфера «Имидж»………………………………………………..……..82
Выводы по третьей главе………………………………………………………..83
Заключение………………………………………………………………………85
Библиографический список…………………………………………………….87
Список Интернет – источников…………………………………………………90
Список справочной литературы………………………………………………..91
Список эмпирического материала……………………………………………...92
Оценочность положительная. В роли предиката выступает структурно -семантическое единство с устойчивым лексика - грамматическим составом, идиома «птица высокого полёта». В данном высказывании говорится о субъекте, как о влиятельном человеке, занимающем видное положение в обществе.
Таким образом, на нашем материале видно, что «банкир», «учительница», «актёр», «президент» встречаются в окружении положительной оценочности. Позитивная оценка формируется за счет:
На отрицательную оценочность это указывают:
Таким образом, можно сделать вывод, что в сфере «Профессия» такие профессии как: «учительница», «медсестра», «рабочий» оценивается как отрицательная.
2.1.2 Сфера «Образование»
Еще одной составляющей целостного образа «успешный человек» в рамках социального статуса является его образование. В разное время ценность образования как такового рассматривалась по-разному. Если раньше и средне-специальное и высшее образование имели практически одинаковую положительную оценку, то в настоящее время акценты сместились: среднее образование теряет престижность. Это можно проследить на материале следующих высказываний:
1) Еще вчера он был простым мальчишкой из маленького города, теперь он носит гордое звание – выпускник МГУ!
Высказывание состоит из двух антонимичных по семантике частей («еще вчера» - «теперь»; «простой мальчишка» - «носит гордое звание»). Наименование человека по социальной принадлежности «выпускник МГУ» является нейтрально-оценочным. Положительный смысл придает ему оценка на уровне словосочетания «гордое звание» (то есть наименование, определяющееся высокой степенью квалификации в этой области) и противопоставленность одной части другой.
3) Он был парнем без специального музыкального образования, но хотел, очень хотел работать в музыке.
Данное высказывание имеет положительно-оценочный смысл. Первая часть высказывания имеет сниженную оценку (отсутствие специального музыкального образования). Однако в контексте второй части высказывание приобретает желаемую оценку: наличие целеустремленности (хотел работать в музыке), градационный порядок расположения глагольных предикатов («хотел, очень хотел»). Таким образом, оценку в данном высказывании приобретают личностные качества человека, образование здесь не играет важной роли.
5) Пять лет
обучения и, наконец, диплом. Да ещё
и Красный.
Оценочность данного высказывания положительная.
На это указывают:
оценка на уровне словосочетания («пять лет обучения» - т.е. «высшее образование»); наречие «наконец» как выражение удовлетворения по поводу того, что произошло давно ожидаемое; парцеллированная конструкция высказывания, в котором компонент «красный» коммуникативно более значим, его актуальность усиливается за счет отделения («красный» диплом - диплом с отличием).
6) Училась за границей; получила хорошее образование, в совершенстве владею тремя языками, помимо этого увлекаюсь игрой на фортепиано.
Высказывание представляет собой безоговорочно положительную характеристику человека. Присутствует градация положительного оценочного смысла. Семантическая связь представлена перечислением предикатов с одинаковым знаком оценки, т.е. однородная.
7) Сын у меня – круглый отличник.
Высказывание имеет положительно - оценочный смысл. На это указывает имя существительное «отличник», в значении «тот, кто учится на одни пятёрки.
8) Вначале был МГИМО, а затем уже Oxford .
Высказывание имеет положительно-оценочный смысл. Указатели: ссылка на высшее образовательное учреждение, представленное аббревиатурой («МГИМО»), то есть полученное образование - высшее (само по себе несет положительную семантическую оценку), желание получить следующее образование («Oxford») - несет положительную оценочность, т.е. говорится о самой высокой ступени в системе образования.
Важным для достижения успеха, является именно образование. По данным опроса сайта www.mail.ru от 24.03.2011г. на одно из первых мест его поставили 60%.
Таким образом, положительная оценка высшего и средне-специального образования формируется за счет:
Положительную характеристику имеет в настоящее время высшее образование. Оценку формируют:
2.1.3 Сфера «Профессионализм»
Профессионализм — особое свойство людей системно, эффективно и надёжно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.
В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Профессионализм рассматривается в качестве интегральной характеристики человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности). Профессионализм человека — это не только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека.
Профессионализм является едва ли не самым важным личностным качеством, благодаря которому человек достигает определенного успеха в обществе.
1) В трудные времена бабушка работала ещё лучше, по-ударному.
Высказывание имеет положительно - оценочный смысл. Оценка репрезентирована предикатом явления - глаголом «работала» и прилагательным оценочным определителем, качественным наречием «по-ударному» (т.е. «отличаться высокой производительностью труда»). Слово «по-ударному» в настоящее время перешло в разряд пассивной лексики.
2) Она всегда была хорошей труженицей.
Высказывание имеет положительно - оценочный смысл. Указателем служит предикат «труженица», т.е. человек, который трудится (сейчас употребляется реже, находится в пассивном лексиконе) и предикат - прилагательное «хорошая».
3) Мой отец - отличник народного хозяйства.
Высказывание имеет положительно - оценочный смысл. Указателем является предикат «отличник» - имя существительное с прямым оценочным значением («работник, отлично выполняющий свои обязанности»).
4) Моя мама-ударник пятилетки.
Высказывание имеет положительно - оценочный смысл. Объектом оценки служит имя существительное с прямым оценочным значением «ударник» (передовой работник, добивающийся высоких результатов в труде). Слово является советизмом и в настоящее время практически не употребляется, находится в пассивном лексиконе.
5) На новой
должности она отлично себя проявила.
Высказывание имеет положительно - оценочный
смысл. Оценку
содержит наречие «отлично» в значении
«очень хорошо».
6) Работе он отдавал всего себя.
Оценочность данного высказывания положительная. Оценку содержит идиоматическое выражение «отдавать всего себя» в значении «самозабвенно», «с полной отдачей».
7) Настоящая
перфекционистка, она быстро добилась
повышения по службе.
Оценочность положительная. На это указывает
имя существительное «перфекционистка»
в значении «выполняющая все обязанности
исключительно правильно, без замечаний.
Оценку содержат также наречие «быстро»
и существительное «повышение».
Таким образом, проанализировав данные высказывания, можно выявить, что положительная семантика репрезентирована следующими указателями:
В настоящее время появились новые выражения , такие, как, например, «перфекционистка». Положительно-оценочный смысл формируют:
-идиоматическое выражение «отдавать всего себя»,
2.1.4 Сфера "Семья"
Семья принадлежит к важнейшим
общественным ценностям.
1)Я всерьёз хотела покинуть киностудию, чтобы уделять время семье.
Высказывание обладает оценочно - положительным смыслом. В данном высказывании семья выступает как главное, весомое для человека. Оценку содержит глагол «покинуть» в значении «оставить», «бросить».
2) Мои родители всячески меня поддерживали, не мог же я не оправдать их доверие!
Высказывание имеет положительно - оценочный смысл. На основе причинно - следственных отношений (родители поддерживали, следовательно, доверие нужно оправдать). Отношения «причина следствие» выводятся из контекста в процессе осмысления высказывания.
3) Воспитывалась
я одной мамой, поэтому все, что во мне
есть, чего я
добился, это благодаря матери.
Высказывание имеет положительно - оценочный смысл. Связь построена на основе причинно - следственных отношений. Грамматически выражена с помощью союзов «поэтому», «благодаря». Положительная оценка выводится из контекста.
4) С детства
мне нравилось бывать с родителями на
концертах, ведь
они у меня профессиональные музыканты
и с малых лет настраивали меня на"музыкальное"
будущее.
Высказывание имеет положительно - оценочный смысл. Связь построена на основе причинно - следственных отношений, квалифицируется как неоднородная. Грамматически отношения выражены союзом «ведь».
5) Чем больше детей, тем лучше.
Оценочность высказывания положительная. Семантическая связь на основе причинно-следственных отношений (больше детей - жизнь лучше).Следствие так же содержит союз «чем…тем», предложении указывает, что степень качества усиливается в зависимости от того или иного обстоятельства. Положительная оценка выводится из контекста.
7) Рос он сиротой, что, однако, не мешало ему добиться успеха в жизни, твердо встать на ноги.
Оценочность высказывания положительная. Семантическая связь - неоднородная, построена на основе противопоставления предикатов «сирота» и «успех». Эти отношения эксплицированы с помощью союза «однако». Оценку также содержит семантически связанное сочетание «встать на ноги» в значении «стать самостоятельным», не нуждаться в помощи или поддержке».
8) Его успехи объяснялись протекцией влиятельного отца – известного режиссера.
Оценочность снижена. На это указывает имя существительное «протекция» («покровительство в устройстве куда-либо, в продвижении по службе»). Успех достигается без личной заслуги.
9 )Я осознал, что личная жизнь не ладится, а она для меня значит больше чем карьера.
Оченочность высказывания снижена. На это указывает глагол «не ладится». Отношение «причина-следствие» выводятся из контекста в процессе осмысления данного высказывания.
Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что такая сфера как «Семья» всегда имела значение в становлении успешности. И во все времена человек воспринимал семью как неотъемлемый атрибут жизненного успеха. По данным опроса газеты « Аргументы и факты» (№ 18-т от 5.05.2011г. ) оценивают семью как ценность и ассоциируют с жизненным успехом довольно большой процент (20%) опрошенных.
На положительную оценку указывают:
Негативную оценку содержит существительное «протекция»;
- глагол «не ладится».
2.1.5 Сфера «Представление в прессе»
Средства массовой информации (в нашей работе печатные) на материале высказываний могут репрезентировать оценку человека с точки зрения успешности, опираясь, предложенные сферы, называющие предметные и непредметные проявления успеха, то есть, репрезентируя успех как таковой.
1)Да он у нас прямо светский лев.
Высказывание имеет положительно - оценочное значение. Объектом оценки выступает имя существительное - зоосемизм «лев». Оценочное значение выражается как переносное (это «человек, пользующийся большим успехом»). В настоящее время выражение используется в речи крайне редко.
2) Я всегда был уверен, что родился в рубашке.
Высказывание имеет положительно - оценочный смысл. Оценочный предикат представлен идиоматическим выражением «родился в рубашке» в значении «быть везучим, удачливым».
3) Он был в зените славы.