Особенности профилактики семейных отношений у клиентов, имеющих признаки неблагополучия в социальном поведении, специалистом социально

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:46, дипломная работа

Описание

Цель – определить особенности профилактики семейных отношений у клиентов, имеющих признаки неблагополучия.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить литературу по данной проблеме.
Выявить особенности профилактики семейных отношений в социальной работе.
Проанализировать опыт работы с неблагополучными семьями и выявить типологию данной категории клиентов.
Разработать модель психосоциального сопровождения семей, имеющих разные признаки неблагополучия.
Сформулировать методические рекомендации специалисту социальной работы по организации профилактической деятельности с разными категориями клиентов, имеющих признаки неблагополучия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава I: Специфика социальной работы с семьями, имеющими признаки неблагополучия в социальном поведении……………………………………...7
1.1 Семья, имеющая признаки социального неблагополучия как объект социальной работы……………………………………………………….7
1.2 Особенности профилактики социального неблагополучия в семейных взаимоотношениях в системе социальных служб…………………………………………………………………………..…22
1.3 Специфика организации профилактической работы с семьями, имеющими признаки неблагополучия, специалистом социальной работы…30
Глава II: Анализ эффективности профилактической деятельности с семьями, имеющими признаки неблагополучия (на примере Территориальной комиссии Верхнесалдинского городского округа по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Верхняя Салда Свердловской области)…………………………………………………………….………………….45
2.1 Анализ опыта профилактики неблагополучных семей в Свердловской области.………………………………………………………………....45
2.2 Модель психосоциального сопровождения семей, имеющих разные признаки неблагополучия………………………………………………….59
2.3 Методические рекомендации специалисту социальной работы по работе с неблагополучными семьями………………………………………69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….79
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...82
СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….86
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ТЕКСТЕ СОКРАЩЕНИЙ……

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 445.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и  наук Российской Федерации

Нижнетагильская государственная  социально-педагогическая академия

Кафедра управления и социальной работы

 
 
 
 
Выпускная квалификационная работа

Особенности профилактики семейных отношений  у клиентов, имеющих признаки неблагополучия в социальном поведении, специалистом социальной работы

Исполнитель: Новоселова Т. В.

          Руководитель: Калашникова О. В., доцент кафедры управления и социальной работы,

кандидат психологических наук

          Рецензент: Турчанинова В. Н., доцент кафедры управления и социальной работы,

кандидат педагогических наук 

Работа  допущена к защите:

Зав. Кафедрой____________

«      » 2011 г. 
 

Нижний  Тагил 

2011

 

   СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

  Глава I:  Специфика социальной работы с семьями, имеющими признаки неблагополучия в социальном поведении……………………………………...7

         1.1 Семья, имеющая  признаки социального неблагополучия  как объект социальной работы……………………………………………………….7

         1.2 Особенности профилактики  социального неблагополучия в семейных взаимоотношениях в системе социальных служб…………………………………………………………………………..…22

         1.3 Специфика организации  профилактической работы  с семьями,  имеющими признаки неблагополучия, специалистом социальной работы…30

  Глава II: Анализ эффективности профилактической деятельности с семьями, имеющими признаки неблагополучия (на примере Территориальной комиссии Верхнесалдинского городского округа по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Верхняя Салда Свердловской области)…………………………………………………………….………………….45

         2.1 Анализ опыта профилактики неблагополучных семей в Свердловской области.………………………………………………………………....45

         2.2 Модель психосоциального  сопровождения семей, имеющих  разные признаки неблагополучия………………………………………………….59

         2.3 Методические рекомендации  специалисту социальной работы по работе с неблагополучными семьями………………………………………69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….79

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...82

СПИСОК  ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….86

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ТЕКСТЕ СОКРАЩЕНИЙ………………….88

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….89 

 

  ВВЕДЕНИЕ 

   Современное состояние российского общества не только не способствует разрешению проблемы беспризорности и безнадзорности детей и подростков, но, наоборот, обостряет ее. Одной из основных причин появления данной проблемы является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей.

   В 2000 году реальные доходы населения  составили только 35,8% от уровня 1990 года, а коэффициент дифференциации доходов увеличился с 4,5 до 14 раз [2, с. 74-89].

   Социальное  неблагополучие проявляется в распаде  семейных и родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве детей, совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянстве и наркомании. На сегодняшний день в неполной семье воспитывается каждый седьмой российский ребенок. Увеличивается число детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия. В больницы помещаются малолетние дети, длительное время остающиеся без присмотра и пищи. Пополняется число детей из семей, в которых родители потеряли способность накормить и одеть детей, дать им образование и воспитание. Из-за пьянства, наркомании, аморального образа жизни, отказа от содержания и воспитания детей государство вынуждено лишать родителей родительских прав [2,  с. 145-214].

      Постоянную тенденцию к увеличению  имеет социальное сиротство, то есть ситуация, при которой дети по вине родителей, не выполнивших предназначенных им функций, оказываются на улице и становятся бомжами, попрошайками. В среднестатистическом детском доме из 100% детей-сирот 85 % являются сиротами при живых родителях [2, с. 20-87]. 

      Сложившаяся система социально-профилактической  и коррекционной работы  не  справляется с  сегодняшней усложняющейся ситуацией.  

     Актуальность данного  исследования обуславливается тем, что на сегодняшний день не сформирована оптимальная социальная  модель профилактики детской безнадзорности и социального сиротства, в связи с этим необходимо создание специализированной системы учреждений для  детей и подростков, предназначенной для целенаправленной работы по профилактике беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

   Модель  профилактики семейного неблагополучия, детской беспризорности и безнадзорности, социального сиротства носит межведомственный и комплексный характер. Система профилактики представляет собой сплоченную, командную работу специалистов учреждений (образования, здравоохранения, правоохранительных органов, социальных служб  и т.д.) по обмену информацией и опытом работы. Только единовременная комплексная помощь, оказываемая неблагополучным семьям педагогами, психологами, юристами, специалистами социальных служб, и в частности специалистами социальной работы, может дать положительную динамику в решении проблемы семейного неблагополучия, детской беспризорности и безнадзорности и социального сиротства.

   В данной работе объектом исследования является профилактика семейных отношений в социальной работе.

   Предмет: особенности профилактики семейных отношений  в деятельности специалиста социальной работы.

   Цель – определить особенности  профилактики семейных отношений  у клиентов, имеющих признаки неблагополучия.                                                       

   Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:                                  

    1. Изучить литературу по данной проблеме.
    2. Выявить особенности профилактики семейных отношений в социальной работе.
    3. Проанализировать опыт работы  с неблагополучными семьями и выявить типологию данной категории клиентов.
    4. Разработать модель психосоциального сопровождения семей, имеющих разные признаки неблагополучия.                             
    5. Сформулировать методические рекомендации специалисту социальной работы по организации профилактической деятельности с разными категориями клиентов, имеющих признаки неблагополучия.

   В соответствии с задачами исследования в работе используются следующие методы:

  • Наблюдение
  • Комплексный анализ
  • Мониторинг
  • Анализ статистических данных
  • Диагностический метод

     Практическая значимость работы заключается в том, что описанный опыт работы учреждений системы профилактики семейного неблагополучия, детской беспризорности и безнадзорности, социального сиротства, а также разработанные рекомендации могут быть использованы  специалистами социальной работы в своей практической деятельности: в разработке социальных программ, а также в учебном процессе, в профессиональной подготовке специалистов по социальной работе, осуществляющих профилактику семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

   В работе  нами выдвинута гипотеза – возможно, что профилактика межличностных взаимоотношений в семьях, имеющих признаки социального неблагополучия, будет более эффективной, если объектом такой работы считать несовершеннолетних и выстраивать взаимодействие таким образом, чтобы изменения социальной модели поведения проходили на уровне несовершеннолетних, а детско-родительские отношения приобретали форму сопровождения со стороны специалиста социальной работы.

   База  исследования: Территориальная комиссия Верхнесалдинского района по делам несовершеннолетних и защите их прав (ТКДН и ЗП) г. Верхняя Салда Свердловской области.

     В выпускной квалификационной работе использовались учебные пособия по психологии и педагогике,  теории  и технологии социальной работы с семьей и детьми, нормативно-правовые акты Российской Федерации, материалы печатных СМИ, а также материалы практики.

     Теоретической основой выпускной квалификационной работы являются труды учёных: Е. И. Холостовой,  М. В. Фирсова, Б. Н. Алмазова, М. И. Буянова и т. д.

      Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

   

   Глава I: Специфика социальной работы  с семьями, имеющими признаки неблагополучия 

   1.1 Семья, имеющая признаки социального неблагополучия как

   объект социальной работы

   На  сегодняшний  день социальная работа с семьей имеет огромное значение для России, так как современная семья переживает сложный период развития. Возрастает число разводов (распадается второй – третий брак); снижается рождаемость при одновременном увеличении детей, рожденных вне брака; ежегодно около 1 млн. детей остаются без одного из родителей; доля неполных семей достигает 15 %  по стране; обострилась проблема детской инвалидности; увеличилось количество детей, страдающих психическими и психосоматическими заболеваниями; растет детская и подростковая преступность. Так неутешительно выглядит только неполная социально-демографическая характеристика российской семьи [41, с. 245-261]. К сожалению, можно констатировать факт, что в  современной юриспруденции нет четкого определения термина «семья». Исходя из этого, в своей работе мы будем придерживаться трактовки данного термина, опираясь на семейный кодекс Российской Федерации и учебные пособия по социальной работе.

     Семья – это основанная на браке  и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу [41, с. 245].

     Семьей также называют  социальный  институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть  их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания. Семья, кроме того, - это сильнейший  источник эмоциональных реакций. В семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества [41, с. 245-261].

     Вся  человеческая деятельность  на всех уровнях социальной  организации в той или иной  степени  пронизана социальными  рисками: политические и экономические кризисы, экологические катастрофы не обходят ни одну социальную группу, в том числе и семью [36, с. 15-17].

     Без риска в современном мире невозможен прогресс, движение  вперед. Старая его трактовка в словаре В. Даля как «свойство необдуманных действий, наобум или на удачу, готовности идти вслепую на «неверное дело», то есть неподкрепленное рациональной оценкой, в современных подходах претерпевает изменение в сторону отказа от противопоставления нерациональных  решений осторожным, осмысленным, которое опосредуются рассуждениями. По словам психиатра Буянова М. И., познавательные, эмоциональные и волевые возможности человека позволяют ему удовлетворить  критерий ограниченной рациональности, существовать в сложном мире [12, с. 122-246].

Информация о работе Особенности профилактики семейных отношений у клиентов, имеющих признаки неблагополучия в социальном поведении, специалистом социально