Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:46, дипломная работа
Цель – определить особенности профилактики семейных отношений у клиентов, имеющих признаки неблагополучия.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить литературу по данной проблеме.
Выявить особенности профилактики семейных отношений в социальной работе.
Проанализировать опыт работы с неблагополучными семьями и выявить типологию данной категории клиентов.
Разработать модель психосоциального сопровождения семей, имеющих разные признаки неблагополучия.
Сформулировать методические рекомендации специалисту социальной работы по организации профилактической деятельности с разными категориями клиентов, имеющих признаки неблагополучия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава I: Специфика социальной работы с семьями, имеющими признаки неблагополучия в социальном поведении……………………………………...7
1.1 Семья, имеющая признаки социального неблагополучия как объект социальной работы……………………………………………………….7
1.2 Особенности профилактики социального неблагополучия в семейных взаимоотношениях в системе социальных служб…………………………………………………………………………..…22
1.3 Специфика организации профилактической работы с семьями, имеющими признаки неблагополучия, специалистом социальной работы…30
Глава II: Анализ эффективности профилактической деятельности с семьями, имеющими признаки неблагополучия (на примере Территориальной комиссии Верхнесалдинского городского округа по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Верхняя Салда Свердловской области)…………………………………………………………….………………….45
2.1 Анализ опыта профилактики неблагополучных семей в Свердловской области.………………………………………………………………....45
2.2 Модель психосоциального сопровождения семей, имеющих разные признаки неблагополучия………………………………………………….59
2.3 Методические рекомендации специалисту социальной работы по работе с неблагополучными семьями………………………………………69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….79
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...82
СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….86
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ТЕКСТЕ СОКРАЩЕНИЙ……
Министерство образования и наук Российской Федерации
Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия
Кафедра управления и социальной работы
Выпускная
квалификационная работа
Особенности профилактики семейных отношений у клиентов, имеющих признаки неблагополучия в социальном поведении, специалистом социальной работы
Исполнитель: Новоселова Т. В.
Руководитель: Калашникова О. В., доцент кафедры управления и социальной работы,
кандидат психологических наук
Рецензент: Турчанинова В. Н., доцент кафедры управления и социальной работы,
кандидат
педагогических наук
Работа допущена к защите:
Зав. Кафедрой____________
«
» 2011 г.
Нижний Тагил
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава I: Специфика социальной работы с семьями, имеющими признаки неблагополучия в социальном поведении……………………………………...7
1.1 Семья, имеющая
признаки социального
1.2 Особенности профилактики
социального неблагополучия в семейных
взаимоотношениях в системе социальных
служб…………………………………………………………………
1.3 Специфика организации
профилактической работы с семьями,
имеющими признаки
Глава
II: Анализ эффективности профилактической
деятельности с семьями, имеющими признаки
неблагополучия (на примере Территориальной
комиссии Верхнесалдинского городского
округа по делам несовершеннолетних и
защите их прав г. Верхняя Салда Свердловской
области)…………………………………………………………
2.1 Анализ опыта профилактики
неблагополучных семей в Свердловской
области.…………………………………………………………
2.2 Модель психосоциального
сопровождения семей, имеющих
разные признаки неблагополучия…………………………………………
2.3 Методические рекомендации специалисту социальной работы по работе с неблагополучными семьями………………………………………69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...82
СПИСОК
ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ТЕКСТЕ СОКРАЩЕНИЙ………………….88
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние российского общества не только не способствует разрешению проблемы беспризорности и безнадзорности детей и подростков, но, наоборот, обостряет ее. Одной из основных причин появления данной проблемы является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей.
В 2000 году реальные доходы населения составили только 35,8% от уровня 1990 года, а коэффициент дифференциации доходов увеличился с 4,5 до 14 раз [2, с. 74-89].
Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных и родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве детей, совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянстве и наркомании. На сегодняшний день в неполной семье воспитывается каждый седьмой российский ребенок. Увеличивается число детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия. В больницы помещаются малолетние дети, длительное время остающиеся без присмотра и пищи. Пополняется число детей из семей, в которых родители потеряли способность накормить и одеть детей, дать им образование и воспитание. Из-за пьянства, наркомании, аморального образа жизни, отказа от содержания и воспитания детей государство вынуждено лишать родителей родительских прав [2, с. 145-214].
Постоянную тенденцию к
Сложившаяся система социально-
Актуальность данного исследования обуславливается тем, что на сегодняшний день не сформирована оптимальная социальная модель профилактики детской безнадзорности и социального сиротства, в связи с этим необходимо создание специализированной системы учреждений для детей и подростков, предназначенной для целенаправленной работы по профилактике беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Модель профилактики семейного неблагополучия, детской беспризорности и безнадзорности, социального сиротства носит межведомственный и комплексный характер. Система профилактики представляет собой сплоченную, командную работу специалистов учреждений (образования, здравоохранения, правоохранительных органов, социальных служб и т.д.) по обмену информацией и опытом работы. Только единовременная комплексная помощь, оказываемая неблагополучным семьям педагогами, психологами, юристами, специалистами социальных служб, и в частности специалистами социальной работы, может дать положительную динамику в решении проблемы семейного неблагополучия, детской беспризорности и безнадзорности и социального сиротства.
В данной работе объектом исследования является профилактика семейных отношений в социальной работе.
Предмет: особенности профилактики семейных отношений в деятельности специалиста социальной работы.
Цель
– определить особенности профилактики
семейных отношений у клиентов, имеющих
признаки неблагополучия.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
В соответствии с задачами исследования в работе используются следующие методы:
Практическая значимость работы заключается в том, что описанный опыт работы учреждений системы профилактики семейного неблагополучия, детской беспризорности и безнадзорности, социального сиротства, а также разработанные рекомендации могут быть использованы специалистами социальной работы в своей практической деятельности: в разработке социальных программ, а также в учебном процессе, в профессиональной подготовке специалистов по социальной работе, осуществляющих профилактику семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В работе нами выдвинута гипотеза – возможно, что профилактика межличностных взаимоотношений в семьях, имеющих признаки социального неблагополучия, будет более эффективной, если объектом такой работы считать несовершеннолетних и выстраивать взаимодействие таким образом, чтобы изменения социальной модели поведения проходили на уровне несовершеннолетних, а детско-родительские отношения приобретали форму сопровождения со стороны специалиста социальной работы.
База исследования: Территориальная комиссия Верхнесалдинского района по делам несовершеннолетних и защите их прав (ТКДН и ЗП) г. Верхняя Салда Свердловской области.
В выпускной квалификационной работе использовались учебные пособия по психологии и педагогике, теории и технологии социальной работы с семьей и детьми, нормативно-правовые акты Российской Федерации, материалы печатных СМИ, а также материалы практики.
Теоретической основой
Структура работы
обусловлена целями и задачами исследования
и состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы и приложений.
Глава
I: Специфика социальной
работы с семьями,
имеющими признаки неблагополучия
1.1 Семья, имеющая признаки социального неблагополучия как
объект социальной работы
На сегодняшний день социальная работа с семьей имеет огромное значение для России, так как современная семья переживает сложный период развития. Возрастает число разводов (распадается второй – третий брак); снижается рождаемость при одновременном увеличении детей, рожденных вне брака; ежегодно около 1 млн. детей остаются без одного из родителей; доля неполных семей достигает 15 % по стране; обострилась проблема детской инвалидности; увеличилось количество детей, страдающих психическими и психосоматическими заболеваниями; растет детская и подростковая преступность. Так неутешительно выглядит только неполная социально-демографическая характеристика российской семьи [41, с. 245-261]. К сожалению, можно констатировать факт, что в современной юриспруденции нет четкого определения термина «семья». Исходя из этого, в своей работе мы будем придерживаться трактовки данного термина, опираясь на семейный кодекс Российской Федерации и учебные пособия по социальной работе.
Семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу [41, с. 245].
Семьей также называют социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания. Семья, кроме того, - это сильнейший источник эмоциональных реакций. В семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества [41, с. 245-261].
Вся человеческая
Без риска в современном мире невозможен прогресс, движение вперед. Старая его трактовка в словаре В. Даля как «свойство необдуманных действий, наобум или на удачу, готовности идти вслепую на «неверное дело», то есть неподкрепленное рациональной оценкой, в современных подходах претерпевает изменение в сторону отказа от противопоставления нерациональных решений осторожным, осмысленным, которое опосредуются рассуждениями. По словам психиатра Буянова М. И., познавательные, эмоциональные и волевые возможности человека позволяют ему удовлетворить критерий ограниченной рациональности, существовать в сложном мире [12, с. 122-246].