Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:46, дипломная работа
Цель – определить особенности профилактики семейных отношений у клиентов, имеющих признаки неблагополучия.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить литературу по данной проблеме.
Выявить особенности профилактики семейных отношений в социальной работе.
Проанализировать опыт работы с неблагополучными семьями и выявить типологию данной категории клиентов.
Разработать модель психосоциального сопровождения семей, имеющих разные признаки неблагополучия.
Сформулировать методические рекомендации специалисту социальной работы по организации профилактической деятельности с разными категориями клиентов, имеющих признаки неблагополучия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава I: Специфика социальной работы с семьями, имеющими признаки неблагополучия в социальном поведении……………………………………...7
1.1 Семья, имеющая признаки социального неблагополучия как объект социальной работы……………………………………………………….7
1.2 Особенности профилактики социального неблагополучия в семейных взаимоотношениях в системе социальных служб…………………………………………………………………………..…22
1.3 Специфика организации профилактической работы с семьями, имеющими признаки неблагополучия, специалистом социальной работы…30
Глава II: Анализ эффективности профилактической деятельности с семьями, имеющими признаки неблагополучия (на примере Территориальной комиссии Верхнесалдинского городского округа по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Верхняя Салда Свердловской области)…………………………………………………………….………………….45
2.1 Анализ опыта профилактики неблагополучных семей в Свердловской области.………………………………………………………………....45
2.2 Модель психосоциального сопровождения семей, имеющих разные признаки неблагополучия………………………………………………….59
2.3 Методические рекомендации специалисту социальной работы по работе с неблагополучными семьями………………………………………69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….79
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...82
СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….86
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ТЕКСТЕ СОКРАЩЕНИЙ……
1.2 Особенности профилактики социального неблагополучия в семейных взаимоотношениях в системе социальных служб
Термин
«профилактика» (от греческого «предохранительный»)
обычно ассоциируется с
Под профилактикой подразумеваются прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия специалистов, в том числе и специалиста социальной работы, направленные на:
Выделяется несколько уровней профилактической деятельности специалиста социальной работы:
Различают следующие виды профилактической деятельности: первичная, вторичная, третичная.
Первичная профилактика – комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на появление таких явлений как беспризорность, безнадзорность, социальное сиротство, семейное неблагополучие.
Именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения подобных негативных явлений.
Вторичная профилактика – комплекс медицинских, социально-педагогических, социально-психологических, социальных и прочих мер, направленных на работу с семьями и детьми, имеющими признаки неблагополучия в социальном поведении. Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком тяжелого проступка, правонарушения; оказание своевременной социально-психологической поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации. Решение вопросов по жизнеустройству ребенка. Рассмотрение вопросов о лишении родительских прав.
Третичная профилактика – комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы.
Кроме того, принято различать профилактику общую и специальную.
Общая профилактика предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в будущем ребенка, например обсуждение возможных проблем подросткового возраста.
Специальной профилактикой называется система мер, направленных на решение определенной задачи: профилактика семейного неблагополучия, беспризорности и безнадзорности, профилактика подросткового суицида и т.п. [33].
Субъекты системы профилактики стремятся не столько реагировать на проблемы, сколько предотвратить их появление. Но как показывает практика, социальные службы сталкиваются с необходимостью вторичной профилактики, потому как не всегда семейное неблагополучие носит явный, открытый характер.
Одним
из важнейших направлений в
Психопрофилактическая работа
Технологии профилактики с детьми и подростками, имеющими предпосылки к возникновению безнадзорности, беспризорности, отличаются особым свойством. Они могут сохранить жизнь, здоровье, достойный уровень жизни детей. В большинстве случаев именно проблемы в семье являются причиной побегов у подростков, а также чувство ненужности, безысходности, одиночества, беспомощности и т.д. [28, с. 5-7].
На сегодняшний день главная цель органов системы профилактики – воспитание и проживание ребенка в родной семье, если его жизни и здоровью ничего не угрожает. Также в семейной политике приоритет остается за кровной семьей.
Обусловлено это в первую очередь тем, что в процессе воспитания детей все приоритеты у кровной, родной семьи. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. Ребенок чувствует, видит, слышит не только как надо жить и что нужно знать, но и какова жизнь в действительности, как люди ведут себя на самом деле: их отношения друг к другу и к другим людям, их оценки и суждения, переживания и размышления. На формирование личности ребенка решающее влияние оказывает как раз то, что «на самом деле», поэтому «...разгадку «ставшей» личности надо искать на ранних этапах ее развития, то есть в детстве» [44, с. 167-214].
Особенность семейного воспитания состоит в его эмоциональном характере, который «основан на родственных чувствах, выражается в глубокой кровной любви к детям и ответном чувстве детей к родителям. В воспитании детей раннего и дошкольного возраста родственные эмоциональные связи (матери и ребенка в первую очередь) имеют огромное значение. Мать и ребенок – самые близкие друг другу люди, которые способны понять с полуслова и уловить эмоциональный настрой. Порой такие отношения не поддаются логике, а основаны на интуиции, предчувствиях и догадках. Фундаментальной основой детско-родительских отношений являются такие чувства как любовь, доверие, уважение.
Психологи и педагоги единодушно утверждают, что именно отношения с близкими взрослыми, основанные на любви, доверии, взаимной заинтересованности, – то главное, что определяет атмосферу семейного воспитания. Они рассматривают его как наиболее естественную основу формирования психического и нравственного склада личности, развития творческих способностей человека на всех возрастных этапах жизни. Поскольку тело младенца с первых минут включено в совокупность человеческих отношений, потенциально он уже личность [44, с. 167-214].
Таким образом, основные условия развития личности – «включенность» ребенка в человеческие отношения и человеческое общение. И первой такой школой общения, по справедливому утверждению ученых, становится семья, где дети с ранних лет усваивают целостную систему нравственных ценностей и идеалов, а также культурные традиции данного общества.
Традиции семейного воспитания складывались на протяжении веков. Они формировались стихийно, отражали особенности быта и культуры народа и, конечно, были тесно связаны с характером самой семьи. До сравнительно недавнего времени семья обычно была патриархальной, обширной по составу и включала представителей трех, а то и четырех поколений. Правила воспитания детей передавались новым поколениям как незыблемые, освященные временем каноны, менявшиеся очень медленно и постепенно.
Но
в последние сто лет
Причиной данного явления могут служить следующие факторы: снижение уровня жизни значительной части населения, изменение привычного уклада жизни и нравственных ценностей, ослабление воспитательных возможностей семьи и т.д. [40, с. 245-254].
В итоге, мы имеем разрушенные и неполные семьи, нежелание иметь детей и воспитывать их, асоциальный образ жизни членов семьи и отклонение родителей от выполнения родительского долга, увеличение числа социальных сирот, переполненные приюты и детские дома, рост подростковой преступности.
Так, например, территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при работе с неблагополучными семьями осуществляют свою деятельность в соответствии с календарными планами, которые составлялись с учетом предложений всех субъектов профилактики и предусматривали проведение совместных мероприятий, принимались меры по обеспечению практического взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики по раннему выявлению, диагностике и вмешательству в кризисные ситуации, складывающиеся в семьях, по организации индивидуальной работы по адаптации и реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении.
Территориальными комиссиями Горнозаводского округа изучены и проработаны вопросы, связанные с организацией профилактической работы с несовершеннолетними, с условиями их содержания и воспитания в учреждениях государственного воспитания, социальной защиты [50].
Вопрос
о выявлении
Основной задачей территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации профилактической индивидуальной работы по адаптации и реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении, является обеспечение современного раннего выявления семейного неблагополучия детей, и организация комплексной профилактической реабилитационной работы с семьей и ребенком на межведомственном уровне, в соответствии с требованиями законодательства и с участием органов и учреждений системы профилактики [51].
Значительная роль в организации индивидуальной работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, принадлежит государственным областным учреждениям социального обслуживания «Центрам социальной помощи семье и детям» и « Социально-реабилитационным центрам для несовершеннолетних» [42, с. 145-193].
Анализ
ситуации по количеству несовершеннолетних,
проходивших курс реабилитации в
учреждениях социального
Комплексный межведомственный
Комплексный и межведомственный подход, используемый в индивидуальной работе с неблагополучными родителями и асоциальными семьями, выполнение задачи по сохранению ребенка в биологической семье, постоянный межведомственный контроль положения детей в таких семьях приводит к снижению количества семей, стоящих на персонифицированном учете.
Важнейшим фактором, способствующим профилактике беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав, является обеспечение руководителями учреждений, где обучаются или содержатся несовершеннолетние, исполнения законодательства в отношении детей, а также профессионально организованная работа с детьми.
Эффективность деятельности по профилактике семейного неблагополучия Горнозаводского управленческого округа обеспечивается на нормативно-правовом, организационно-управленческом, социально-педагогическом, психологическом и кадровом уровне, что позволяет комплексно формировать единую модель социально-реабилитационного пространства в работе с неблагополучными семьями.
Координатором
межведомственного
Определен механизм взаимодействия субъектов профилактики с территориальными комиссиями, который в себя включает несколько этапов: выявление, направление карты в ТКДН и ЗП, обсуждение на заседание ТКДН и ЗП, принятие решения, разработка индивидуальной программы реабилитации, направление программы исполнителям, контроль ее исполнения, коллегиальное принятие решения о продолжении работы или снятии с учета.