Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:46, дипломная работа
Цель – определить особенности профилактики семейных отношений у клиентов, имеющих признаки неблагополучия.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить литературу по данной проблеме.
Выявить особенности профилактики семейных отношений в социальной работе.
Проанализировать опыт работы с неблагополучными семьями и выявить типологию данной категории клиентов.
Разработать модель психосоциального сопровождения семей, имеющих разные признаки неблагополучия.
Сформулировать методические рекомендации специалисту социальной работы по организации профилактической деятельности с разными категориями клиентов, имеющих признаки неблагополучия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава I: Специфика социальной работы с семьями, имеющими признаки неблагополучия в социальном поведении……………………………………...7
1.1 Семья, имеющая признаки социального неблагополучия как объект социальной работы……………………………………………………….7
1.2 Особенности профилактики социального неблагополучия в семейных взаимоотношениях в системе социальных служб…………………………………………………………………………..…22
1.3 Специфика организации профилактической работы с семьями, имеющими признаки неблагополучия, специалистом социальной работы…30
Глава II: Анализ эффективности профилактической деятельности с семьями, имеющими признаки неблагополучия (на примере Территориальной комиссии Верхнесалдинского городского округа по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Верхняя Салда Свердловской области)…………………………………………………………….………………….45
2.1 Анализ опыта профилактики неблагополучных семей в Свердловской области.………………………………………………………………....45
2.2 Модель психосоциального сопровождения семей, имеющих разные признаки неблагополучия………………………………………………….59
2.3 Методические рекомендации специалисту социальной работы по работе с неблагополучными семьями………………………………………69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….79
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...82
СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….86
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ТЕКСТЕ СОКРАЩЕНИЙ……
Профессиональное сопровождение замещающих семей в системе социальной защиты населения обеспечивается структурными подразделениями учреждений социального обслуживания семьи и детей (отделениями профилактики безнадзорности несовершеннолетних, отделениями психолого-педагогического сопровождения семьи и др.), а также созданными на базе данных учреждений «Школами приемных родителей». Действенным механизмом реализации государственной политики по профилактике всех форм неблагополучия детей является реализация утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 N 172 Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 - 2010 годы, включающей подпрограмму «Дети и семья», в том числе направление «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Основными задачами указанного направления являются: развитие форм профилактики социального неблагополучия семей с детьми; защита прав и интересов детей; укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; развитие инновационных технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе в условиях сельской местности; обеспечение доступности социальной реабилитации и адаптации детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; создание условий творческого развития, оздоровления и временной занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Профилактика семейного неблагополучия носит межведомственный характер. Координирующая роль отводится комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав. Именно в ТКДН и ЗП отслеживается исполнение рекомендаций и индивидуальных программ реабилитации несовершеннолетних и их семей. Но связующим звеном всех субъектов системы профилактики является специалист социальной работы (см. Приложение 4, схема 1, схема 2).
Применительно к семьям клиентов, имеющим разные признаки неблагополучия в социальном поведении, применяются различные технологии и методы социальной работы.
Нами разработан алгоритм работы специалиста социальной работы с неблагополучной семьей:
1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);
2-й
этап: первичное обследование
3-й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;
4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;
5-й
этап: изучение причин
6-й
этап: изучение личностных
7-й этап: составление карты семьи.
8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения. Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т. д.);
9-й этап: составление программы работы с неблагополучной семьей;
10-й
этап: текущие и контрольные
11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
1, 2, 3 этап предполагает диагностику, результатом которой должно стать отнесение семьи к той или иной категории начало профилактической работы с ней.
Рекомендуемые методики
Кроме этого, изучению семьи способствует ее посещение: здесь важны беседа с родителями и детьми, наблюдение за их взаимоотношениями во время встреч. Уделять внимание нужно всем категориям семей. Это будет являться залогом эффективности профилактики, предупреждая переход семейного неблагополучия в более тяжелую форму. Каждую неблагополучную семью необходимо посещать не реже двух раз в год. Но особое внимание необходимо уделять неблагополучным семьям с крайней степенью неблагополучия.
При ознакомлении с игровой деятельностью ребенка специалисту социальной работы необходимо уделить внимание следующим вопросам:
-
наличие игрушек, их
-
размещение игрушек, их
-
что побуждает родителей
- любимые игрушки ребенка, какими игрушками ребенок любит играть дома и знают ли об этом родители;
-
решают ли родители
- когда и с кем дети играют (с братьями, сестрами, с другими детьми и т.п.).
При выявлении характера трудового воспитания специалист социальной работы выясняет:
-
есть ли у ребенка
-
как дети выполняют эти
- какие орудия труда есть у ребенка, где они хранятся;
- установлено ли определенное время для выполнения ребенком трудовых обязанностей;
-
учат ли родители детей
- интерес ребенка к отдельным видам труда.
Такого типа опросы можно применять, изучая различные виды деятельности ребенка. После изучения ответов родителей специалист социальной работы при каких-либо нарушениях должен направить работу родителей в нужное русло, указав на ошибки. Но рекомендации семье, которые дает специалист социальной работы или социальный педагог, должны быть конкретными. Например: если приобрести игрушки, то какие, определить трудовые обязанности - какие именно и т.д.
Нужно стараться проводить анализ посещений семей каждый раз, обобщать результаты, выявлять положительное и отрицательное, ставить задачи для дальнейшей работы[10, с. 38- 46].
Далее нами на основе анализа ИПР семей, имеющих признаки неблагополучия в социальном поведении, составлен алгоритм действий специалиста социальной работы с каждой категорией неблагополучия.
Методы работы с неблагополучными семьями в деятельности специалиста социальной работы:
1.
При выявлении жестокого
2.
Семья алкоголиков (оба
3. Семья в состоянии развода или после развода:
4. Неполная семья:
5. Отчуждённость родителей из-за занятости:
6.
Полная семья, один из
7. Неполная семья, (одинокая мать-алкоголичка или отец):