Особенности профилактики семейных отношений у клиентов, имеющих признаки неблагополучия в социальном поведении, специалистом социально

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:46, дипломная работа

Описание

Цель – определить особенности профилактики семейных отношений у клиентов, имеющих признаки неблагополучия.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить литературу по данной проблеме.
Выявить особенности профилактики семейных отношений в социальной работе.
Проанализировать опыт работы с неблагополучными семьями и выявить типологию данной категории клиентов.
Разработать модель психосоциального сопровождения семей, имеющих разные признаки неблагополучия.
Сформулировать методические рекомендации специалисту социальной работы по организации профилактической деятельности с разными категориями клиентов, имеющих признаки неблагополучия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава I: Специфика социальной работы с семьями, имеющими признаки неблагополучия в социальном поведении……………………………………...7
1.1 Семья, имеющая признаки социального неблагополучия как объект социальной работы……………………………………………………….7
1.2 Особенности профилактики социального неблагополучия в семейных взаимоотношениях в системе социальных служб…………………………………………………………………………..…22
1.3 Специфика организации профилактической работы с семьями, имеющими признаки неблагополучия, специалистом социальной работы…30
Глава II: Анализ эффективности профилактической деятельности с семьями, имеющими признаки неблагополучия (на примере Территориальной комиссии Верхнесалдинского городского округа по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Верхняя Салда Свердловской области)…………………………………………………………….………………….45
2.1 Анализ опыта профилактики неблагополучных семей в Свердловской области.………………………………………………………………....45
2.2 Модель психосоциального сопровождения семей, имеющих разные признаки неблагополучия………………………………………………….59
2.3 Методические рекомендации специалисту социальной работы по работе с неблагополучными семьями………………………………………69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….79
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...82
СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….86
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ТЕКСТЕ СОКРАЩЕНИЙ……

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 445.00 Кб (Скачать документ)

   Профессиональное  сопровождение замещающих семей  в системе социальной защиты населения обеспечивается структурными подразделениями учреждений социального обслуживания семьи и детей (отделениями профилактики безнадзорности несовершеннолетних, отделениями психолого-педагогического сопровождения семьи и др.), а также созданными на базе данных учреждений «Школами приемных родителей». Действенным механизмом реализации государственной политики по профилактике всех форм неблагополучия детей является реализация утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 N 172 Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 - 2010 годы, включающей подпрограмму «Дети и семья», в том числе направление «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

   Основными задачами указанного направления являются: развитие форм профилактики социального неблагополучия семей с детьми; защита прав и интересов детей; укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; развитие инновационных технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе в условиях сельской местности; обеспечение доступности социальной реабилитации и адаптации детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; создание условий творческого развития, оздоровления и временной занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

   Профилактика  семейного неблагополучия  носит  межведомственный характер. Координирующая роль отводится комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав. Именно в ТКДН и ЗП отслеживается исполнение рекомендаций и индивидуальных программ реабилитации  несовершеннолетних и их семей. Но связующим звеном всех субъектов системы профилактики является специалист социальной работы (см. Приложение 4, схема 1, схема 2).

   Применительно к семьям клиентов, имеющим разные признаки неблагополучия в социальном поведении, применяются различные технологии и методы социальной работы.

   Нами  разработан алгоритм работы специалиста  социальной работы с неблагополучной семьей:

   1-й  этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);

   2-й  этап: первичное обследование жилищно-бытовых  условий неблагополучной (проблемной) семьи;

   3-й  этап: знакомство с членами семьи  и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;

   4-й  этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь  семье, изучение их действий, выводов;

   5-й  этап: изучение причин неблагополучия  семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций;

   6-й  этап: изучение личностных особенностей  членов семьи;

   7-й  этап: составление карты семьи.

   8-й  этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения. Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т. д.);

   9-й  этап: составление программы работы  с неблагополучной семьей;

   10-й  этап: текущие и контрольные посещения  семьи;

   11-й  этап: выводы о результатах работы  с неблагополучной семьёй.

   1, 2, 3 этап предполагает диагностику, результатом которой должно стать отнесение семьи к той или иной категории начало профилактической работы с ней.

      Рекомендуемые методики диагностики  семьи: наблюдение, опросные методики, самодиагностика  беседы, анкетирование,  тестирование, проективные методики («Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи»,  изучение продуктов детской деятельности). 

      Кроме этого, изучению семьи способствует ее посещение: здесь важны беседа с родителями и детьми, наблюдение за их взаимоотношениями во время встреч. Уделять внимание нужно всем категориям семей. Это будет являться залогом эффективности профилактики, предупреждая переход семейного неблагополучия в более тяжелую форму. Каждую неблагополучную семью необходимо посещать не реже двух раз в год. Но особое внимание необходимо уделять  неблагополучным семьям с крайней степенью неблагополучия.

   При ознакомлении с игровой деятельностью ребенка специалисту социальной работы необходимо уделить внимание следующим вопросам:

   - наличие игрушек, их соответствие  возрасту ребенка и его интересам;

   - размещение игрушек, их состояние;

   - что побуждает родителей покупать  игрушки;

   - любимые игрушки ребенка, какими игрушками ребенок любит играть дома и знают ли об этом родители;

   - решают ли родители педагогические  задачи с помощью игры;

   - когда и с кем дети играют (с братьями, сестрами, с другими  детьми и т.п.).

   При выявлении характера трудового  воспитания специалист социальной работы выясняет:

   - есть ли у ребенка систематические  трудовые обязанности в семье,  их содержание, направленность;

   - как дети выполняют эти обязанности;

   - какие орудия труда есть у  ребенка, где они хранятся;

   - установлено ли определенное время для выполнения ребенком трудовых обязанностей;

   - учат ли родители детей работать, практикуют ли совместный труд  с детьми;

   - интерес ребенка к отдельным  видам труда.

   Такого  типа опросы можно применять, изучая различные виды деятельности ребенка. После изучения ответов родителей  специалист социальной  работы  при каких-либо нарушениях должен направить работу родителей в нужное русло, указав на ошибки. Но рекомендации семье, которые дает специалист социальной работы или социальный педагог, должны быть конкретными. Например: если приобрести игрушки, то какие, определить трудовые обязанности - какие именно и т.д.

   Нужно стараться проводить анализ посещений  семей каждый раз, обобщать результаты, выявлять положительное и отрицательное, ставить задачи для дальнейшей работы[10, с. 38- 46].

   Далее нами на основе анализа ИПР  семей, имеющих признаки неблагополучия в социальном поведении, составлен алгоритм действий специалиста социальной работы с каждой категорией неблагополучия.

   Методы  работы с неблагополучными семьями в деятельности специалиста социальной работы:

   1. При выявлении  жестокого обращения  с ребенком:

  • Наблюдение и консультации учителя, психолога, социального педагога, специалистов социальной работы;
  • Помощь психотерапевта семье и детям;
  • Проведение семинаров, бесед на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов;
  • Вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции для снятия эмоциональной напряженности;
  • Постановка на учет в ТКДН и ЗП, к наркологу, консультации врачей, юристов;
  • Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости).

   2. Семья алкоголиков (оба родителя):

  • Наблюдения и консультации психолого-образовательного учреждения (для детей-подростков);
  • Оказание психологической и  наркологической помощи семье или её отдельным членам;
  • Дополнительные занятия с ребёнком по оказанию помощи в подготовке к школе;
  • Вовлечение ребёнка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т.д.);
  • Консультация ребёнка в психолого-медико-педагогической комиссии и определение программ обучения;
  • Работа с родителями специалистов наркологической психиатрической помощи (по необходимости);
  • Постановка семьи на персонифицированный учет;
  • Профилактические проверки семьи органами учреждениями системы профилактики беспризорности и безнадзорности;
  • Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости)

   3. Семья в состоянии развода  или после развода:

  • Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения, социального педагога, специалиста социальной работы, учителя;
  • Консультативная помощь психолога и психотерапевта;
  • Вовлечение ребёнка в кружки, секции, клубы, студии и т.д.;
  • Привлечение к деятельности группы родителей ребенка;
  • Помощь ребёнку со стороны его окружения (друзья, бабушки, дедушки);
  • Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенёсших травму;
  • Использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия разводов).

   4. Неполная семья:

  • Привлечение полной семьи для работы с ребёнком и его семьей (или помощь родственников, чтоб ребенок видел социальные роли обоих полов);
  • Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребёнка;
  • Привлечение неполной семьи к занятиям детско-родительской группы;
  • Наблюдения и консультации психолога, социального педагога, специалиста социальной работы;
  • Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребёнка в систему дополнительного образования с целью профилактики беспризорности и безнадзорности;
  • Профилактические проверки семьи органами учреждениями системы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;
  • Обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя;
  • Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты.

   5. Отчуждённость родителей из-за  занятости:

  • Сопровождение ребёнка социальным педагогом или специалистом социальной работы;
  • Наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения;
  • Консультативная помощь психолога, психотерапевта и др.;
  • Привлечение ребёнка к посещению Центра дневного пребывания; 
  • Привлечение родителей к занятиям по психологии.

   6. Полная семья, один из родителей  пьёт:

  • Наблюдения и консультация психолога;
  •   Беседа психолога, социального педагога, специалиста социальной работы,  врача с непьющим родителем;
  • Вовлечение ребенка в систему дополнительного воспитания и образования;
  • Дополнительная помощь в учёбе со стороны учителей;
  • Привлечение здорового члена семьи и ребёнка к занятиям детско-родительской группы;
  • Работа классного руководителя, воспитателя, психолога школы, специалистов социальных служб и учреждений системы профилактики с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости;
  • Консультационная помощь и постановка на учет в наркологическом отделении;
  • Постановка семьи  на учет, если нарушены условия нормального развития и обучения ребенка, а также выявлены обстоятельства, угрожающие жизни и здоровью несовершеннолетних;
  • Индивидуальная работа социального педагога или специалиста социальной работы с каждым из родителей по изменению отношений в семье;
  • При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т. п.) обследование у детского психиатра;
  • При хроническом неусвоении школьной программы направление ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения программы обучения и типа образовательного учреждения.

   7. Неполная семья, (одинокая мать-алкоголичка  или отец):

  • Беседы классного руководителя, социального педагога,  специалиста социальной работы, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости;
  • Постановка семьи на учет в ТКДН и ЗП;
  • Постоянные профилактические проверки семьи;
  • Направление ТКДН и ЗП родителя на лечение к врачу-наркологу;
  • Изъятие несовершеннолетнего из семьи, при угрозе его жизни и здоровью, а также при выявлении антисанитарных условий проживания, отсутствия детских продуктов питания, вещей по сезону и игрушек, исходя из возраста ребенка;
  • Помещение несовершеннолетнего в социальную палату ДГБ для обсервации;
  • Рассмотрение вопроса о жизнеустройстве несовершеннолетнего. Возможно ли возвращение несовершеннолетнего в родную семью;
  • Предупреждение родителя о возможном лишении родительских прав;
  • Лишение родительских прав и помещение несовершеннолетнего в учреждения государственного воспитания.

Информация о работе Особенности профилактики семейных отношений у клиентов, имеющих признаки неблагополучия в социальном поведении, специалистом социально