Особенности профилактики семейных отношений у клиентов, имеющих признаки неблагополучия в социальном поведении, специалистом социально

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:46, дипломная работа

Описание

Цель – определить особенности профилактики семейных отношений у клиентов, имеющих признаки неблагополучия.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить литературу по данной проблеме.
Выявить особенности профилактики семейных отношений в социальной работе.
Проанализировать опыт работы с неблагополучными семьями и выявить типологию данной категории клиентов.
Разработать модель психосоциального сопровождения семей, имеющих разные признаки неблагополучия.
Сформулировать методические рекомендации специалисту социальной работы по организации профилактической деятельности с разными категориями клиентов, имеющих признаки неблагополучия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава I: Специфика социальной работы с семьями, имеющими признаки неблагополучия в социальном поведении……………………………………...7
1.1 Семья, имеющая признаки социального неблагополучия как объект социальной работы……………………………………………………….7
1.2 Особенности профилактики социального неблагополучия в семейных взаимоотношениях в системе социальных служб…………………………………………………………………………..…22
1.3 Специфика организации профилактической работы с семьями, имеющими признаки неблагополучия, специалистом социальной работы…30
Глава II: Анализ эффективности профилактической деятельности с семьями, имеющими признаки неблагополучия (на примере Территориальной комиссии Верхнесалдинского городского округа по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Верхняя Салда Свердловской области)…………………………………………………………….………………….45
2.1 Анализ опыта профилактики неблагополучных семей в Свердловской области.………………………………………………………………....45
2.2 Модель психосоциального сопровождения семей, имеющих разные признаки неблагополучия………………………………………………….59
2.3 Методические рекомендации специалисту социальной работы по работе с неблагополучными семьями………………………………………69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….79
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...82
СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….86
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ТЕКСТЕ СОКРАЩЕНИЙ……

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 445.00 Кб (Скачать документ)

   8. Опекунские семьи: престарелые,  употребляющие алкоголь;   

            педагогически-несостоятельные:

  • Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом  и специалистами социальной работы в кружки, секции, студии, клубы;
  • Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов;
  • Индивидуальная работа психолога с несовершеннолетним;
  • Помощь учителей ребёнку в учебе;
  • Консультация психиатра и нарколога;
  • Возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребёнка (новые опекуны, приемная семья, детский дом, и т. д.);
  • Направление образовательным учреждением ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения;
  • Консультация у невропатолога или психиатра.

   Таким образом, социальная работа с семьями, имеющими признаки неблагополучия в социальном поведении, оперирует разнообразием методик и технологий. К сожалению, далеко не все виды семейных дисфункций возможно исправить. Некоторые варианты проблем разрешимы на ранних стадиях, но усложняются по мере откладывания их разрешения. Специалист социальной работы не только должен считать ситуацию безнадежной, как бы ни обострились отношения между членами семьи, однако следует помнить, что разрешение семейных проблем – это, прежде всего, дело свободного выбора и ответственного поведения  самих членов семьи. Без их волевого усилия и настойчивости самая эффективная социальная технология и модель социально-психологического сопровождения не принесут результата.  
 
 

   2.3 Методические рекомендации специалисту социальной работы по взаимодействию с неблагополучными семьями

   Организационно-методическое обеспечение жизнеустройства детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, мы рассматриваем как определенную последовательность шагов специалистов социальной работы и социальных педагогов, направленных на определение характера и глубины трудной жизненной ситуации, а отсюда - степени риска, которому подвергается ребенок.  Данная пошаговая деятельность является залогом успешной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями [42, с. 184-196].

     На основании диагностических данных семейной системы принимается решение о дальнейших шагах в отношении  семьи и ребенка, определяются методы работы с семьей и необходимость в помощи конкретных специалистов.

   Профилактические  и коррекционные  действия осуществляются либо в отношении семьи, когда ребенок остается со своими близкими, либо в учреждении, если оставить ребенка в семье невозможно.

   Помощь  ребенку в учреждении - следующий этап профилактики. Цель любого учреждения для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, – эту ситуацию изменить, помочь ребенку войти в нормальную колею детской жизни. Результатом помощи специалистом социальной работы и специалистами субъектов профилактики семье и ребенку должно стать или возвращение ребенка в кровную семью, или обеспечение ему другой формы жизнеустройства. Поэтому важнейшая часть профилактической работы учреждений и органов системы профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - подготовка ребенка к дальнейшим перемещениям и новой жизни [33].

   Крайним выражением трудной жизненной ситуации является социальное сиротство, когда ребенка отрывают (изымают) из семьи и помещают в детское учреждение. Важно создать в таком учреждении условия, которые позволили бы ребенку не только пережить травму от потери близких, но и стать самостоятельным субъектом, самому строить свою жизнь.

   1.Профилактическая  работа с детьми, находящимися  в трудной жизненной ситуации:

   Профилактическая  работа с детьми, находящимися в  трудной жизненной ситуации, составляет определенную систему и проводится в несколько этапов, различающихся по своим целям, задачам и методам.

   Первый  этап профилактической работы ориентирован прежде всего на оценку (экспертизу) состояния ребенка и его социальной ситуации развития. Содержание профилактической работы на данном этапе не зависит от того, проживает ли ребенок в семье, или поступил в учреждение социального обслуживания, и носит первичный характер. Главная цель первичной профилактики – определить, какие права ребенка нуждаются в защите. Как правило, первичную профилактику проводит специалист социальной работы. На данном этапе деятельность специалиста социальной работы носит диагностический характер.

   Методами  первичной профилактики являются осмотр ребенка и беседа с ним; анализ имеющихся документов; обследование условий проживания ребенка; беседа с родителями или законными представителями ребенка.

     В ходе исследования, нами выделены основные права, а также индикаторы для выявления их нарушений, в том числе документально оформленные, представлены в таблице (см. Приложение 3, таблица 2). Помимо прав ребенка, нуждающихся в защите, необходимо сделать заключение о способности семьи самостоятельно выполнять свои основные ежедневные функции, так как в зависимости от этого определяется, поддерживающие или защищающие услуги должны быть оказаны семье.

   Результаты  первичной профилактики (данные о  семье, диагностика семенных проблем и факторов неблагополучия) заносят в формы, принятые в учреждении. Это могут быть акт обследования жилищно-бытовых условий, социальный паспорт семьи, паспорт воспитанника, индивидуальная реабилитационная карта семьи воспитанника), форма первоначальной оценки семьи и др.

   На  основании результатов первого  этапа профилактики определяется комплекс первоочередных мер и степень срочности их принятия. Например, необходимость оказания семье социальных услуг, помощи в воспитании, обучении и содержании ребенка или незамедлительного изъятия ребенка из семьи  для обеспечения его безопасности и  помещения в специализированное учреждение и т.п.

   Результаты  первого этапа  дают возможность  сформулировать задачи второго этапа  профилактики.

   Второй  этап профилактики проводится после оказания первоочередной помощи на основе результатов первого этапа и направлен на формирование индивидуальной программы реабилитации ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации.

   Индивидуальная  программа реабилитации включает оценку (экспертизу) состояния ребенка, в  том числе проведенную органами здравоохранения; психологические и иные антикризисные меры; долгосрочные меры по социальной реабилитации ребенка, которые осуществляются социальной службой самостоятельно или совместно с образовательными, медицинскими и другими учреждениями и органами системы профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних. Координатором деятельности всех субъектов профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних  является ТКДН и ЗП.

   Содержание  второго этапа профилактической работы в большей степени, чем первого, связано с характером трудной жизненной ситуации, в которой находится ребенок. В отдельных случаях профилактическая  работа ограничивается первым этапом. Например, семья беженцев обратилась с просьбой оказать помощь в устройстве ребенка в образовательное учреждение. Результаты первичной профилактики не выявили нарушения других прав ребенка. Содействие в устройстве ребенка в образовательное учреждение было оказано, и дальнейшая  профилактическая работа с данной семьей не проводилась.

   На  втором этапе в профилактической  работе принимают участие различные специалисты и учреждения системы профилактики (см. Приложение 4, схема 3). Профилактическая деятельность специалиста социальной работы   направлена на изменение:

  • состояния здоровья ребенка и оказанию ему необходимого лечения  на основании анализа медицинской документации, антропологических измерений, минимального обязательного лабораторного обследования, осмотра ребенка специалистами, инструментальных исследований и др.;
  • степени деформации социального развития (педагогическая или социальная запущенность). Разрабатывается индивидуальная образовательная программа  с целью снижения степени отставания, повышения коммуникативных и адаптационных навыков;
  • нарушений психического развития. Для этого проводятся диагностические исследования личности ребенка, данные которых  позволяют выявить нарушения   в той или иной сфере и подключить к  профилактической и коррекционной работе узких специалистов. Нарушения могут быть выявлены в следующих сферах:

     а) познавательные процессы;

     б) эмоционально-волевая  сфера;

     в) предречевое и речевое развитие;

     г) двигательное развитие в соответствии с возрастными нормами развития;

  • устранение социальной незрелости. Под «социальной зрелостью» понимается соответствие уровня развития ребенка задачам возрастного развития, характеризующее возможности успешной социальной адаптации в ближайшем будущем. Наиболее важными, исходя из определения, являются: для детей в возрасте 3-5 лет –  сформировать речевую сферу, в возрасте 6-8 лет – подготовить ребенка к школьному обучению, в возрасте 9-12 лет – решение возможных трудностей в учебной деятельности и преодоление барьеров в общении со сверстниками, для подростков –  помощь в личностном и профессиональном  самоопределении;
  • преодоление трудностей в  коммуникативной сфере. Проводится путем наблюдения за ребенком в типичных и привычных для него ситуациях. Показательными являются ситуации игрового взаимодействия со взрослым и другими детьми у детей дошкольного возраста; выполнения определенного задания у детей младшего школьного возраста; личная беседа с подростком. Исходя из выявленных особенностей коммуникации и установлении причин, повлекших данные особенности, строится индивидуальная работа с несовершеннолетним психологами и специалистами социальной работы. При этом необходимо учитывать личностные и возрастные особенности несовершеннолетнего;
  • повышение уровня основных знаний. Для этого необходимо проанализировать данные диагностического исследования сфер личности ребенка, тем самым выявив его «школьный возраст». Необходимо устроить ребенка согласно его знаниям в общеобразовательную школу для продолжения им обучения. Если имеются обстоятельства, по которым ребенок не может самостоятельно посещать школу, то для него разрабатывается индивидуальная программа обучения на дому [38, с. 254-261].;
  • профилактику внутрисемейных отношений.  К родителям применяются меры воспитательного характера. Семья поставлена на учет в ТКДН и ЗП  и контролируется по месту жительства специалистами субъектов профилактики. Повторные нарушения родителями своих обязанностей приводит к вызову на заседание комиссии  по делам несовершеннолетних и привлечением их к административной и уголовной ответственности. Если семья не проявляет должного внимания к своему ребенку, употребляет спиртные напитки и наркотические вещества, существует угроза жизни и здоровью ребенку, то такие родители лишаются своих прав в отношении ребенка.

   Третий  этап  профилактики  проводится  при реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка  и семьи. Его основная цель – оценить результаты проведенной с ребенком и его семьей профилактической и реабилитационной  работы и составить заключение об изменениях в  состоянии ребенка и его социальной ситуации развития. На основе полученных результатов разрабатываются рекомендации,  и корректируется индивидуальная  программа реабилитации ребенка и его семьи. К работе с семьей и несовершеннолетним подключаются узкие специалисты.

   Профилактическая  работа, направленная на улучшение  состояния и развития ребенка на третьем этапе связана с анализом изменений положения семьи и ребенка, делаются дополнения и изменения в индивидуальной программе реабилитации. Оценивается эффективность работы специалистов по профилактике беспризорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.

   2.Работа  по сохранению семейного окружения  детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации

   Сохранение  семьи для ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, является одной из основных задач любого специалиста социальной работы, а также специалистов всех субъектов системы профилактики.

   Трудная жизненная ситуация рассматривается специалистами социальной работы и специалистами учреждений системы профилактики как ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или как объективно нарушающая его нормальную жизнь (болезнь, инвалидность, безработность, конфликты в семье, одиночество и др.)  [37, с. 12-20]. Такая ситуация обычно кратковременная, имеет выход, порой для ее нормализации достаточно разовой помощи. Однако из нерешенных трудных ситуаций складывается социально опасное положение, для преодоления которого требуется принятие комплекса мер, а также организация межведомственной координации. Поэтому в межведомственную систему профилактики включены такие учреждения как  больницы, прокуратура, учреждения социальной защиты населения, центры занятости населения и др.

   Большинство воспитанников специализированных учреждений (детские дома, реабилитационные центры) – дети из неблагополучных  семей: конфликтных, педагогически несостоятельных и асоциальных (асоциально-криминальных). При всех различиях этих семей общим критерием неблагополучия является деформация или полное разрушение их воспитательных функций. Истоки этой деформации различны. Они лежат в искаженном понимании целей воспитания, в характере родительского авторитета, в методах воспитания [33].

Информация о работе Особенности профилактики семейных отношений у клиентов, имеющих признаки неблагополучия в социальном поведении, специалистом социально