Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:46, дипломная работа
Цель – определить особенности профилактики семейных отношений у клиентов, имеющих признаки неблагополучия.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить литературу по данной проблеме.
Выявить особенности профилактики семейных отношений в социальной работе.
Проанализировать опыт работы с неблагополучными семьями и выявить типологию данной категории клиентов.
Разработать модель психосоциального сопровождения семей, имеющих разные признаки неблагополучия.
Сформулировать методические рекомендации специалисту социальной работы по организации профилактической деятельности с разными категориями клиентов, имеющих признаки неблагополучия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава I: Специфика социальной работы с семьями, имеющими признаки неблагополучия в социальном поведении……………………………………...7
1.1 Семья, имеющая признаки социального неблагополучия как объект социальной работы……………………………………………………….7
1.2 Особенности профилактики социального неблагополучия в семейных взаимоотношениях в системе социальных служб…………………………………………………………………………..…22
1.3 Специфика организации профилактической работы с семьями, имеющими признаки неблагополучия, специалистом социальной работы…30
Глава II: Анализ эффективности профилактической деятельности с семьями, имеющими признаки неблагополучия (на примере Территориальной комиссии Верхнесалдинского городского округа по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Верхняя Салда Свердловской области)…………………………………………………………….………………….45
2.1 Анализ опыта профилактики неблагополучных семей в Свердловской области.………………………………………………………………....45
2.2 Модель психосоциального сопровождения семей, имеющих разные признаки неблагополучия………………………………………………….59
2.3 Методические рекомендации специалисту социальной работы по работе с неблагополучными семьями………………………………………69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….79
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...82
СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….86
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ТЕКСТЕ СОКРАЩЕНИЙ……
Семья и дети находятся в настоящее время на острие основных противоречий и рисков. Они попадают во власть как объективных условий, а значит, внешних по отношению к ним опасностей и угроз, так и субъективных, индивидуальных, что значит «собственных» рисков. Став важнейшей характеристикой современного образа жизни, риск определяет особенности поведения большинства семей, характер их взаимоотношений с обществом и друг другом [15, с. 19-26].
Риски
проникают в современную жизнь
семей в виде явных и потенциальных
угроз (здоровью, благополучию, воспитанию
детей, целостности семейной группы) и,
пронизав ее, пугают, ставят в тупик, вынуждают
определять позицию, благодаря которой
одни семьи активно адаптируются к трудностям,
другие – прибегают к испытанным тактикам
и стратегиям поведения. Третьи вообще
игнорируют реальное положение вещей,
уходят от действительности в свой внутренний,
ирреальный мир [21, с. 95-99].
Из вышеуказанного следует, что целью социальной и, в частности, психосоциальной работы является поддержание равновесия между индивидуальным функционированием личности и ее межсистемных связей с обществом на протяжении жизнедеятельности.
В сфере особого внимания как социальной, так и психосоциальной работы в контексте изучения рисков находятся неблагополучные семьи. Под «неблагополучными семьями» понимаются семьи с низким социальным статусом в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно. В результате этого семьи не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные возможности существенно снижены [26, с. 38-39].
Их собственная отрицательная активность (или, напротив, пассивность) может включать в себя элементы неопределенности, непредсказуемости, ненадежности для социума, так и для них самих, а поэтому они автоматически причисляются к особым, потенциально проблемным группам риска.
В понятии «группа риска» отражается не просто возможность исходящей опасности или множественности угроз (для здоровья, благополучия, развития, воспитания), но и взаимосвязь этих угроз с деятельностью и поведением, с фактом существования и функционирования людей. Попадание семьи в группу риска обусловлено насыщенностью их жизни такими реалиями как противоречия [43, с. 205-244].
Несмотря на все разнообразия
семей группы риска, их
Рассмотрим основные факторы
риска по степени их
Первый и наиболее влиятельный фактор – это снижение качества жизни населения, особенно страдают семьи с детьми, хуже всего приходится многодетным и моносемьям. У 63% семей доходы на сегодняшний день ниже среднего уровня, 24,5% из них находятся в бедности, 33,2% семей с несовершеннолетними детьми относятся к категории « хронически бедных». В условиях снижения уровня жизни семья вынуждена экономить на питании, в результате чего дети, к примеру, из трехдетной семьи получают в два раза меньше наиболее биологически ценных продуктов для растущего организма, чем в однодетных семьях. Сокращение доли расходов на питание в семейном бюджете становится причиной роста такого заболевания у детей, как туберкулез. Первичная заболеваемость им в возрасте до 14 лет возросла с 8,4 на 100 тыс. детей в 1991 г. до 15 в 2003г. и составляет уже 16, 2 в 2007г. Также недостаточное количество витаминов и материалов приводит к нарушению памяти, проявляется ситуативность мышления. Нарушение познавательной деятельности – неспособность к решению задач, требующих внутренних операций.
Фактором риска, возникшего в последние годы вследствие экономических реформ, является безработица. О ее влиянии на положение семей и детей красноречиво свидетельствуют следующие цифры: в 2003г. 901 тыс. семей с несовершеннолетними детьми имела одного безработного родителя, причем у 75 тыс. семей безработным был единственный кормилец. На сегодняшний день ситуация не улучшается. Несомненно, низкий уровень жизни напрямую отражается на состоянии здоровья детей, но, к счастью, не всегда обуславливает качество их воспитания. Большинство безработных родителей – социально здоровые люди и не перестают заботиться о детях, стараясь решать экономические проблемы без ущерба для воспитания потомства. Риск для детей и семейных отношений в аналогичных условиях усиливается из-за алкоголизации как следствия безработицы родителей. В 2004 году был установлен диагноз «алкоголизм и алкогольный психоз» у 173 200 человек. В семьях с алкоголизированными родителями дети находятся без надзора [15, с. 11-338].
Вообще, безнадзорность – отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей, либо замещающих их лиц. Безнадзорность и отсутствие контроля за ребенком является прямым шагом к беспризорности. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-Ф.З. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дает такое определение: беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и места пребывания [59].
Также в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, дети голодают, подвергаются психологическому и сексуальному насилию. Именно алкоголизм становится причиной производственных травм, различных соматических заболеваний, гибели родителей – в результате чего дети остаются без семьи и пополняют детские дома. У таких детей наблюдается на фоне педагогической запущенности задержка психического развития (ЗПР) или умственная отсталость (олигофрения) [18, с. 58-62].
Значимый фактор риска для
семей – это внебрачная рождаемость.
Работающие одинокие женщины в возрасте
старше 30 лет в условиях экономических
реформ и массовых увольнений оказываются
первыми кандидатами в безработные. Внебрачная
рождаемость выступает сегодня исключительным
показателем социального неблагополучия
и риска. При росте числа детей, рожденных
вне брака, увеличивается число детей
у несовершеннолетних, так называемых
«маленьких мам». Такие дети чаще всего
являются отказниками и передаются на
государственное воспитание в дома ребенка
[17, с. 143-145].
Фактором риска,
Процесс общения со взрослыми у таких детей характеризует особая напряженность. С одной стороны, они проявляют по отношению к взрослым агрессивность, с другой – своего рода потребительский интерес, что так же объясняется психологическими причинами. Прежде всего, это следствие неудовлетворенной потребности в родительской любви. У таких детей не удовлетворены так же и все другие социальные потребности – в неформальном общении, в самоутверждении, во взрослом как идеале [24, с. 46-52].
Знание факторов современной
семьи позволяет выстроить эти
риски в иерархизированном
В своей работе под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети» [23, с. 117-165].
С учетом доминирующих
Первую группу составляют
Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) и разновидности таких семей довольно многообразны.
Виды
неблагополучных семей в
Отличительной особенностью
Среди внешне неблагополучных
семей наиболее
Семьи с алкогольной зависимостью. Как отмечают ученые, взрослые в такой семье, забыв о родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в «алкогольную субкультуру», что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с химической зависимостью становятся социально и психологически неблагополучными [26, с. 68-79].
Жизнь детей в подобной
Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданиям всех членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми являются дети. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика – все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а так же отчужденное поведение родителей глубоко травмирует детскую душу, и последствия этого морально-психологического травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь.
Важнейшие особенности