Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:46, дипломная работа
Цель – определить особенности профилактики семейных отношений у клиентов, имеющих признаки неблагополучия.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить литературу по данной проблеме.
Выявить особенности профилактики семейных отношений в социальной работе.
Проанализировать опыт работы с неблагополучными семьями и выявить типологию данной категории клиентов.
Разработать модель психосоциального сопровождения семей, имеющих разные признаки неблагополучия.
Сформулировать методические рекомендации специалисту социальной работы по организации профилактической деятельности с разными категориями клиентов, имеющих признаки неблагополучия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава I: Специфика социальной работы с семьями, имеющими признаки неблагополучия в социальном поведении……………………………………...7
1.1 Семья, имеющая признаки социального неблагополучия как объект социальной работы……………………………………………………….7
1.2 Особенности профилактики социального неблагополучия в семейных взаимоотношениях в системе социальных служб…………………………………………………………………………..…22
1.3 Специфика организации профилактической работы с семьями, имеющими признаки неблагополучия, специалистом социальной работы…30
Глава II: Анализ эффективности профилактической деятельности с семьями, имеющими признаки неблагополучия (на примере Территориальной комиссии Верхнесалдинского городского округа по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Верхняя Салда Свердловской области)…………………………………………………………….………………….45
2.1 Анализ опыта профилактики неблагополучных семей в Свердловской области.………………………………………………………………....45
2.2 Модель психосоциального сопровождения семей, имеющих разные признаки неблагополучия………………………………………………….59
2.3 Методические рекомендации специалисту социальной работы по работе с неблагополучными семьями………………………………………69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….79
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...82
СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….86
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ТЕКСТЕ СОКРАЩЕНИЙ……
У детей из неблагополучных семей было обнаружено в ходе исследования судеб: (до и после снятия с учета в ТКДН в связи с достижением совершеннолетия) в 7 раз больше суицидных попыток, в 3 раза больше вероятность помещения в детский дом или сходные государственные учреждения, в 2 раза больше вероятность раннего брака, в 2 раза больше вероятность психических заболеваний, в 2 раза больше вероятность делинкветного поведения. Многие дети уходят из дома и становятся беспризорниками.
Постановка семьи на персонифицированный учет является крайней мерой воздействия. На каждую семью и несовершеннолетнего заполняются специальные карты (см. Приложение 2, карта 1, карта 2), на основе которых разрабатываются ИПР. Территориальная комиссия Верхнесалдинского городского округа по делам несовершеннолетних и защите их прав уделяет внимание раннему выявлению социально-неблагополучных семей, первичной профилактики социального неблагополучия.
Из 77 семей, которые состоят на учете в территориальной комиссии, соприкасаются несколько факторов риска:
-2 факторов- 24 семьи
-3 факторов- 2 семьи
-4 факторов-1 семья
-многодетных семей- 5, в каждой семье 3 несовершеннолетних детей.
-моносемей- 51(мать- одиночка)
По ст. 156 УК РФ [53] привлечено 5 родителей, 8 родителей были в поле зрения правоохранительных органов по фактам жестокого обращения с детьми или за оставление детей в социально опасных условиях. Помещено в социальную палату ЦГБ – 30 детей. В СРЦН «Алые паруса» помещено-64 ребенка [39].
Благодаря работе межведомственной системы профилактики за 6 месяцев 2010 года наметилась тенденция к снижению уровня подростковой преступности с 23 до 8 на 65,2%, преступлений, совершенных в смешанных группах на 71,4 % с 7 до 2. Но, несмотря на профилактические меры, увеличилось на 100% количество преступлений, совершенных группами несовершеннолетних с 0 до 2. Рост преступности на 12,5% (99преступлений) в отношении несовершеннолетних [39].
-7
преступлений совершены
-29 преступлений лицами ранее знакомыми;
-63
преступления
За 2009 год рассмотрено в ТКДН и ЗП 300 материалов на несовершеннолетних, из них прекращено 21 дело (см. Приложение 1, диаграмма 6). Снизилось также количество материалов рассмотренных в отношении родителей и других законных представителей (см. Приложение 1, диаграмма 7).
Отмечена
повышенная степень связи между
семейным неблагополучием и
На
учете в уголовно-
Инспекторами ПДН ОВД и службой судебных приставов оказывается содействие в доставлении несовершеннолетних на заседания ТКДН и ЗП.
Сотрудники ПДН ОВД, ТКДН и ЗП, ЦГБ принимали участие в проведении оперативно-профилактических мероприятий: «Пешеход», «Пешеходный переход», «Катушка», «Малыш», «Подросток» [39].
В ходе профилактической работы с неблагополучными семьями в Верхнесалдинском городском округе была выявлена следующая типология социально -неблагополучных семей (см. Приложение 3, таблица 1).
Всего
социально-неблагополучных
Основной причиной постановки на учет у 41 семьи является употребление спиртных напитков. В таких семьях воспитываются 63 несовершеннолетних. У 15 семей причиной постановки на учет является ст. 5.35 КоАП РФ [47], и того еще 26 несчастных детей. Дальше в рейтинге родители без определенного рода занятий, их – 13, соответственно несовершеннолетних в этих семьях – 22. Еще одна причина постановки – отсрочка наказания матери до достижения ребенком 14 лет. Таких матерей в Верхней Салде – 11, а несовершеннолетних – 14. В последнее время снизилось количество родителей, употребляющих наркотические вещества – 4, несовершеннолетних в таких семьях – 5. Казалось бы, положительная динамика, но на самом деле большая часть салдинских наркоманок ушли в лучший мир из-за употребления «крокодила».
На сегодняшний день трудностями в работе Территориальной комиссии Верхнесалдинского городского округа по делам несовершеннолетних и защите их прав являются непонимание со стороны городской администрации, практически полное отсутствие финансирования из городского бюджета, отсутствие собственного автотранспорта для проведения профилактических проверок неблагополучных семей на территории округа.
Спасти таких детей, сделать все возможное, чтобы они повторили судьбу родителей – вот главная задача органов системы профилактики и социальных служб в частности.
Таким образом, дельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений по внедрению эффективных технологий по раннему выявлению, диагностике и вмешательству в кризисные ситуации, складывающиеся в семьях, организации индивидуальной работы по адаптации и реабилитации детей и семей, находящихся в социально опасном положении, в муниципальных образованиях Южного управленческого округа (на примере Белоярского, Асбестовского и Малышевского городских округов), а также в муниципальных образованиях Горнозаводского управленческого округа (на примере Верхнесалдинского городского округа) осуществляется в соответствии с действующим законодательством в тесном взаимодействии с территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Выделив
типологию семей, имеющих признаки
неблагополучия, специалисты системы
органов профилактики, и в частности, специалисты
социальных служб, могут быстро среагировать
на проблему и разработать индивидуальную
программу реабилитации и « подключить»
к работе необходимых специалистов (например,
нарколог, психиатр и т. д.) в более быстрые
сроки. Чем раньше начнется решение проблемы
неблагополучия конкретной семьи, тем
больше эффективность успешного результата.
2.2 Модель психосоциального сопровождения семей, имеющих разные признаки неблагополучия по выявленной типологии
На сегодняшний день приоритеты расставлены так, что специалисты социальных служб, осуществляющие профилактику социального неблагополучия, стараются работать с родной семьей ребенка. К лишению прав прибегают лишь в случаях, когда проживание ребенка в родной семье невозможно, а принятые меры не дали результатов.
И в этой связи защита прав и интересов семьи и детей, создание более благоприятных условий для развития и жизни детей, укрепление здоровья детей на сегодняшний день являются важнейшими социальными задачами, а семейная политика рассматривается как особая составная часть всей социальной политики Свердловской области.
Правовую основу деятельности по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности, безнадзорности в городе Верхняя Салда Свердловской области составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации [46], Семейный кодекс Российской Федерации [52], Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [57], Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [58] , Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [55].
В настоящее время действующая сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, не удовлетворяет существующей потребности в оказании экстренной помощи безнадзорным и беспризорным детям, проведении реабилитационной работы с детьми, находящимися в социально опасном положении. По состоянию на 15.12.2010г. в специализированных учреждениях для несовершеннолетних (СРЦН «Алые паруса», социальная палата МУЗ ДГБ Верхнесалдинского городского округа), нуждающихся в социальной реабилитации, побывало, согласно статистическим отчетам центра, 26 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, из них 8 беспризорных, так называемые «дети улиц» [39].
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [57] специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетнего; организуют медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности; содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и др.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» [54] и Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [57] органами управления образованием обеспечивается контроль за получением детьми обязательного общего образования. На уровне муниципальных образований, образовательных учреждений создаются банки данных о несовершеннолетних, по тем или иным причинам не обучающихся в образовательных учреждениях.
Органами управления образованием города Верхняя Салда также принимаются дополнительные меры по обеспечению права на образование различных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на основании закона «Об образовании» [54].
Продолжается развитие дифференцированной сети образовательных учреждений, в том числе реабилитационного профиля, для детей с проблемами в развитии, поведении, обучении и социальной адаптации (специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого и открытого типа, общеобразовательная школа-интернат, кадетская школа и кадетская школа-интернат, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и другие) [33].
В
образовательных учреждениях
На базе учреждений социального обслуживания семьи и детей отрабатываются новые социальные технологии работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении; инновационные формы и технологии социального воспитания: различные формы замещающей семьи (приемные семьи, патронатные семьи, семейные воспитательные группы и др.); технологии реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации [50, 51].
Особое внимание в настоящее время органами социальной защиты населения, учреждениями социального обслуживания семьи и детей уделяется развитию форм и технологий воспитания и реабилитации детей в семейных условиях; профессионального сопровождения замещающих семей (приемных семей, семей опекунов (попечителей), патронатных семей).