Особенности профилактики семейных отношений у клиентов, имеющих признаки неблагополучия в социальном поведении, специалистом социально

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:46, дипломная работа

Описание

Цель – определить особенности профилактики семейных отношений у клиентов, имеющих признаки неблагополучия.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить литературу по данной проблеме.
Выявить особенности профилактики семейных отношений в социальной работе.
Проанализировать опыт работы с неблагополучными семьями и выявить типологию данной категории клиентов.
Разработать модель психосоциального сопровождения семей, имеющих разные признаки неблагополучия.
Сформулировать методические рекомендации специалисту социальной работы по организации профилактической деятельности с разными категориями клиентов, имеющих признаки неблагополучия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава I: Специфика социальной работы с семьями, имеющими признаки неблагополучия в социальном поведении……………………………………...7
1.1 Семья, имеющая признаки социального неблагополучия как объект социальной работы……………………………………………………….7
1.2 Особенности профилактики социального неблагополучия в семейных взаимоотношениях в системе социальных служб…………………………………………………………………………..…22
1.3 Специфика организации профилактической работы с семьями, имеющими признаки неблагополучия, специалистом социальной работы…30
Глава II: Анализ эффективности профилактической деятельности с семьями, имеющими признаки неблагополучия (на примере Территориальной комиссии Верхнесалдинского городского округа по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Верхняя Салда Свердловской области)…………………………………………………………….………………….45
2.1 Анализ опыта профилактики неблагополучных семей в Свердловской области.………………………………………………………………....45
2.2 Модель психосоциального сопровождения семей, имеющих разные признаки неблагополучия………………………………………………….59
2.3 Методические рекомендации специалисту социальной работы по работе с неблагополучными семьями………………………………………69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….79
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...82
СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….86
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ТЕКСТЕ СОКРАЩЕНИЙ……

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 445.00 Кб (Скачать документ)

   Виды  и формы социальной помощи, цель которых – сохранение семьи как  социального института в целом  и в каждой конкретной семье, нуждающейся в поддержке, можно разделить на экстренные, то есть направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная  помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей), направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие ее членов.

   Рассмотрим  виды  экстренной помощи  при  наличии  внутрисемейной жестокости. Следы жестокости и насилия могут  иметь явный и скрытый характер. К явным признакам жестокости и насилия  относятся  следы побоев, ссадины или ожоги на коже, кровоизлияния в белки глаз, следы крови и спермы на одежде.

   Совокупность  таких признаков  должна стать  причиной для серьезного исследования ситуации в семье. Как правило, есть необходимость немедленного удаление несовершеннолетнего из семьи  и помещение его в учреждение социальной реабилитации – это находится  в  компетенции местных органов  опеки и попечительства. Проявление жестокости по отношению к несовершеннолетним, неконтролируемое поведение взрослых могут служить предлогом для возбуждения дела о  лишении родительских прав или уголовного преследования виновного в жестоком обращении [40, с. 255-261].

   Деятельность  специалиста социальной работы, направленная на улучшение детско-родительских отношений,  в своей основе опирается на технологии профилактики и социальной диагностике. В ходе такой работы проводится социально-психологическое  консультирование семьи с целью устранения  взаимного непонимания, непродуктивных видов семейного взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях с социальной средой.

   Большое значение имеют также психокоррекционные  мероприятия,  изменение  самооценок взрослых и детей, устранение негативных стереотипов и выработка доброжелательного отношения друг к другу. Нередко такая деятельность содержит и  собственно социальные компоненты, например, помощь оказание помощи в трудоустройстве родителей, улучшении жилищных условий (что, безусловно, при всей своей важности зависит, прежде всего, от социально-экономической ситуации в стране и в конкретном муниципальном образовании).

   Социальная  работа с семьями, страдающими зависимостями, на начальных этапах носит диагностический характер. Важно выявить основные причины злоупотребления спиртными напитками и наркотическими веществами и сопутствующие обстоятельства. Их анализ необходим, т.к. в основном не пьянство и наркомания  являются причиной конфликтов в семье, а, наоборот, к ним прибегают именно для того, чтобы такими  способами (хотя бы в своем воображении) преодолеть конфликтность. Далее составляется программы работы с наркозависимыми  и алкоголезависимыми лицами, его семьей, социальным окружением – это лечебные мероприятия, консультации, психотерапия и психокоррекция, возможно социально-трудовая реабилитация как самого зависимого, так и его семьи. Особенностью социальной работой с такими семьями является  формирование мотивации клиента и его семьи к здоровому образу жизни без алкоголя и наркотических веществ; психокоррекционные мероприятия, направленные на воспитание личности, способной быть хозяином собственной судьбы [40, с. 255-261].

   Таким образом, зная проблемы постановки неблагополучной семьи на профилактический учет в ТКДН  и ЗП, специалист социальной работы, психолог, классный руководитель и другие специалисты органов и учреждений субъектов профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на основе данных методических указаний  по каждому типу неблагополучия могут более эффективно и грамотно выстроить профилактическую работу с семьями, имеющими признаки неблагополучия в социальном поведении, а также составить индивидуальны программы реабилитации несовершеннолетних и семей.

       

   Выводы по главе I:

   В данной главе нами рассмотрены особенности  социальной и психосоциальной работы с семьями, имеющими признаки неблагополучия. Приведена классификация семей, имеющих признаки неблагополучия в социальном поведении.

   Задачей специалистов социальных служб является  выявление  обстоятельств, приводящих к социальному неблагополучию. Нами приведена  также классификация факторов неблагополучия, ориентируясь на которую, специалисты социальной работы  смогут акцентировать  внимание  на неуклонно расширяющихся проблемных зонах и опасностях, угрожающих не только семье, но и детям.

   Большая часть детей, попадающих в учреждения государственного воспитания, являются  социальными сиротами, то есть сиротами при живых родителях. Такие дети имеют, как правило,  или задержку психического развития или умственную отсталость, то есть олигофрению различной степени тяжести. Но парадокс в том, что эти дети, в  отличие от «домашних», более приспособлены к условиям реальной жизни и никогда не пропадут на улице. 

   Виной этому явлению без сомнения являются родители, которые не только не исполняют родительские обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, но и проявляют в отношении них акты различного рода насилия: сексуального, психологического и физического.

   Будущее таких ребят во многом зависит  от деятельности специалистов, осуществляющих их реабилитацию и профилактическую работу с ними. Детям группы риска необходимо помогать с выбором профессии, жильем, обустройством в жизни. Если их предоставить самим себе, то многих, безусловно, ждет сложное будущее,  и они повторят жизненный путь своих родителей.

   Задача  специалистов социальных служб  заключается  в том, чтобы помочь таким детям адаптироваться к нормальной жизни в обществе, научить их элементарным социальным ролям и навыкам самообслуживания.

   На  сегодняшний день проблемой нашего общества является то, что мы занимаемся вторичной профилактикой и боремся  уже с последствиями неблагополучия. Необходимо скоординировать работу органов системы профилактики, чтобы их деятельность предупреждала  появление факторов, приводящих к неблагополучию в семье, к потерянному детству. Если выявлять семьи, стоящие на грани, но еще не переступившие ее, и вовремя протянуть «руку помощи», то можно сократить показатели в криминальной сфере, количество дезадаптированных подростков, количество сирот в учреждениях государственного воспитания.  Ничто не заменит ребенку его родной семьи. Поэтому только внесение изменений в семейную политику и  в нормативно-правовые акты, касающиеся положения семей в Российской Федерации и, в частности, в Свердловской области могут решить проблему социального неблагополучия, социального сиротства, беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

 

Глава II. Анализ эффективности профилактической деятельности с семьями, имеющими признаки неблагополучия (на примере Территориальной комиссии Верхнесалдинского городского округа по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Верхняя Салда Свердловской области) 

   2.1 Анализ опыта профилактики  неблагополучных  семей в Свердловской области

   В соответствии с планом областной  комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на 2010 год рабочей группой областной комиссии в период с 06 июля по 08 июля 2010 года проводилось изучение и обобщение  опыта работы администраций управленческих округов Свердловской области по руководству территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности межведомственных советов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [50, 51].

   Работа  проводилась в Горнозаводском (г. Нижний Тагил), Восточном (г. Ирбит) и  Южном (г. Каменск Уральский) управленческих округах.

   В соответствии с планом рабочей группы были проведены встречи с управляющей делами Горнозаводского управленческого округа Е. П. Фирстовой,  с заместителем управляющего Восточного управленческого округа Л. А. Мальгиной, а также с начальниками отделов Южного и Восточного управленческих округов Т. И. Ялуниной и А. Е.  Зубовым, в которых работают главные специалисты по руководству территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.

   В ходе изучения деятельности по данному  вопросу рабочей группой выборочно были посещены территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: в Горнозаводском управленческом округе – территориальная комиссия Верхнесалдинского района города Верхняя Салда, в Южном управленческом округе в Белоярском, Асбестовском и  Малышевском городских округах.

   Изучение  деятельности органов и учреждений  системы профилактики безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних по внедрению эффективных технологий по раннему выявлению, диагностике, профилактике  и вмешательству в кризисные ситуации, складывающиеся в семьях, а также опыт организации индивидуальной работы по адаптации и реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении показало следующее.

   Территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее ТКДН и  ЗП) проверяемых территорий осуществляют свою деятельность в соответствии с календарными планами на 2010 год, которые составлялись с учетом предложений всех субъектов профилактики и предусматривали проведение совместных мероприятий, принимались меры по обеспечению практического взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики по раннему выявлению, диагностике и вмешательству в кризисные ситуации, складывающиеся в семьях, по организации индивидуальной работы по адаптации и реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении.

   В результате проверки отмечено следующее:

     1.территориальными комиссиями Южного  округа изучены и проработаны вопросы, связанные  с организацией  профилактической работы с несовершеннолетними, с условиями их содержания и воспитания в учреждениях государственного воспитания, социальной защиты [50, 51];

   2. вопрос о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении находится на постоянном, ежедневном контроле территориальных комиссий,  обеспечено соблюдение всеми органами и учреждениями системы профилактики требований ст. 9 Федерального закона  от 24.06.1999 года № 120 – ФЗ « Об основах системы профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних» [57];

   3.председатели  ТКДН и ЗП обеспечивают взаимодействие  с органами по делам молодежи, культуры, физкультуры и спорта при организации индивидуальной работы с неблагополучными молодыми родителями, несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации, социально  опасном положении;

   4. на особом контроле стоят вопросы  профилактики насилия в отношении детей.

     Основной задачей территориальных  комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в организации индивидуальной работы по адаптации и реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении, является обеспечение современного раннего выявления семейного неблагополучия детей, и организация профилактической реабилитационной работы с семьей и ребенком на межведомственном уровне, в соответствии с требованиями законодательства и с участием органов и учреждений системы профилактики.

   По  состоянию на 01.07.2010 г. на территории Южного управленческого округа проживает 1326 семей, находящихся в социально  опасном положении, в которых воспитываются 1942 ребенка, что показывает положительную динамику по сравнению с прошлым: 2008год – 1588 семей в них – 2233 ребенка, 2009год – 1350 семей в них – 1941 ребенок (см. Приложение 1, диаграмма 1).

   Удельный  вес детей, находящихся в социально  опасном положении, от всех несовершеннолетних, проживающих на территории Южного управленческого округа, на 1 июля 2010 года составил 1,6%;по итогам 2009 г. – 1,6%; по итогам 2008 г. – 1,8% (см. Приложение 1, диаграмма 2).

   Необходимо  отметить активное взаимодействие ТКДН и ЗП по выявлению раннего семейного неблагополучия с учреждениями здравоохранения округа.

   Анализ  количества  поступивших в ТКДН и ЗП сообщений, обращений, представлений, социальных карт и т.д. от учреждений системы профилактики, заинтересованных ведомств, граждан, информационных о положении несовершеннолетних, свидетельствует об их активном реагировании на ухудшение положения детей.

   Если  за 2009 год таких сообщений было 1562, то только за 6 месяцев 2010 года в  ТКДН и ЗП поступило 1156 сообщений [50, 51].

   В 2009 году в ходе проведения межведомственных профилактических мероприятий на территории Южного управленческого округа было изъято из семей 177 детей в связи с угрозой их жизни и здоровью с помещением в учреждения здравоохранения, по сравнению: 2008 год – 140 детей, рост составил 26%. А за 6 месяцев 2010 года с помещением в стационарные отделения детских больниц  было изъято 122 ребенка (см. Приложение 1, диаграмма 3).

   Значительную  роль в организации индивидуальной работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, принадлежит государственным областным учреждениям социального обслуживания «Центрам социальной помощи семье и детям» и «Социально-реабилитационным центрам для несовершеннолетних».

Информация о работе Особенности профилактики семейных отношений у клиентов, имеющих признаки неблагополучия в социальном поведении, специалистом социально