Особенности профилактики семейных отношений у клиентов, имеющих признаки неблагополучия в социальном поведении, специалистом социально

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:46, дипломная работа

Описание

Цель – определить особенности профилактики семейных отношений у клиентов, имеющих признаки неблагополучия.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить литературу по данной проблеме.
Выявить особенности профилактики семейных отношений в социальной работе.
Проанализировать опыт работы с неблагополучными семьями и выявить типологию данной категории клиентов.
Разработать модель психосоциального сопровождения семей, имеющих разные признаки неблагополучия.
Сформулировать методические рекомендации специалисту социальной работы по организации профилактической деятельности с разными категориями клиентов, имеющих признаки неблагополучия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава I: Специфика социальной работы с семьями, имеющими признаки неблагополучия в социальном поведении……………………………………...7
1.1 Семья, имеющая признаки социального неблагополучия как объект социальной работы……………………………………………………….7
1.2 Особенности профилактики социального неблагополучия в семейных взаимоотношениях в системе социальных служб…………………………………………………………………………..…22
1.3 Специфика организации профилактической работы с семьями, имеющими признаки неблагополучия, специалистом социальной работы…30
Глава II: Анализ эффективности профилактической деятельности с семьями, имеющими признаки неблагополучия (на примере Территориальной комиссии Верхнесалдинского городского округа по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Верхняя Салда Свердловской области)…………………………………………………………….………………….45
2.1 Анализ опыта профилактики неблагополучных семей в Свердловской области.………………………………………………………………....45
2.2 Модель психосоциального сопровождения семей, имеющих разные признаки неблагополучия………………………………………………….59
2.3 Методические рекомендации специалисту социальной работы по работе с неблагополучными семьями………………………………………69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….79
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...82
СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….86
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ТЕКСТЕ СОКРАЩЕНИЙ……

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 445.00 Кб (Скачать документ)

   На  территории  Горнозаводского управленческого  округа работа с детьми из неблагополучных семей начинается еще до поступления детей в первый класс.

   Специалисты социальной работы и педагоги школы  обеспечивают обход микрорайона  и выявляют таких детей. Необходимо отметить тесную связь учреждений социального обслуживания семьи и детей и общеобразовательных школ с дошкольными образовательными учреждениями.

   Таким образом,  можно сделать вывод, что профилактикой семейного  неблагополучия занимается целая система органов и  учреждений профилактики, но, к сожалению,  она не в силах искоренить из нашего общества такие явления как социальное сиротство, детская безнадзорность и беспризорность, нищенство и попрошайничество.

   Какую бы форму ни имело семейное неблагополучие, оно обязательно скажется на поведении  ребенка. Намного легче выявить  семейное неблагополучие, чем проводить работу по  исправлению последствий его влияния. Но на практике мы сталкиваемся уже с последствиями, и все силы прилагаем к искоренению именно последствий, не пытаясь устранить источник и причину появления социального неблагополучия семьи. А для того чтобы искоренить причину нужно «перевоспитать» общество, а для этого нужны годы.

   Задача  специалистов социальных служб  заключается  в том, чтобы помочь детям из неблагополучных семей адаптироваться к нормальной жизни в обществе, заставить их поверить, что они (дети) сами ответственны за свою судьбу, научить их элементарным социальным ролям. Показать модели нормальных межличностных взаимоотношений в семье, где супруги проявляют заботу и любовь как в отношении друг друга, так и в отношении своих детей. 

   1.3 Специфика организации  профилактической  работы с семьями,  имеющими признаки неблагополучия

   В связи с последствиями общественной трансформации России в начале 90-х  годов приобрела особую остроту  проблема перестройки деятельности органов социального обеспечения. Были приняты указы Президента Российской Федерации об основных направлениях государственной семейной политики по вопросам обслуживания семей и детей. В законах говорилось о том, что государство берет на себя обязательства по защите семьи от нищеты и лишений. Эту помощь предполагалось осуществлять  в следующих формах: содействие в трудоустройстве, повышение квалификации, выдача кредитов, социальные целевые выплаты и натуральные выдачи. Одно из решающих направлений принятых документов – формирование комплексной семейной политики, охрана здоровья матери и ребенка, создание новых типов учреждений, позволяющих усилить внимание государства к семье и детям, в том числе и в кризисных ситуациях.

   Так началось формирование целенаправленной работы  по организации системы учреждений социального обслуживания семей и детей, отдельные элементы которой составили систему профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности и безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних.

   Стали создаваться  центры социальной помощи семье, психолого-педагогическое консультирование, органы усыновления, опеки и попечительства, центры планирования семьи, социальные приюты  и реабилитационные центры для несовершеннолетних.

   Развитию  учреждений системы профилактики способствовали изменения действующего законодательства об уголовной и административной ответственности, а также закон Президента РФ  от 24 июня 1999 г № 120 – ФЗ ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Этот документ определил систему мер профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на федеральном и местном уровнях, способы совершенствования и развития  специализированных учреждений  образования, здравоохранения, органов социальной защиты населения [57].

   В настоящее время в Российской Федерации сложились и действуют  несколько моделей социального обслуживания  семьи и детей: государственные социальные службы, смешанные службы, коммерческие службы, благотворительные фонды, общественные и религиозные организации. Но на сегодняшний день проблемы семейного неблагополучия, социального сиротства и безнадзорности не теряют своей актуальности.

   Преобладающей моделью государственной службы являются территориальные центры социальной помощи семье и детям, входящие в систему субъектов профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.  Профилактикой социального неблагополучия и девиантного поведения несовершеннолетних занимаются в основном психологи центра и специалист социальной работы.

     Общие критерии неблагополучия  семьи: 

   1. Асоциальное поведение (аморальный  образ жизни, алкогольная или  наркотическая зависимость родителей,  антисанитарные условия, судимость  родителей  и т. д.),

   2. Ненадлежащее выполнение родительских  обязанностей (педагогическая запущенность, родители не обеспечивают ребёнка всем необходимым для нормального развития, ребёнок по каким-либо причинам не обучается в школе и т.д.),

   3. Насилие в семье (психологическое, физическое, сексуальное).

   Эти  критерии касаются не только родителей  непосредственно, но и всех членов семьи. Также необходимо помнить, что понятие  благополучной или неблагополучной  семьи может применяться только в отношении конкретного ребёнка. Только система «семья-ребёнок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная [35,  с. 15-17]

   Существуют  также факторы, которые могут  привести к деформации семьи как системы, но напрямую не определяют неблагополучие семьи. Это своеобразные факторы риска:

   1)медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери, пренатальный и постнатальный периоды развития);

   2)социально-экономические (многодетность, неполная семья, несовершеннолетние родители, безработные родители);

   3)социальная изоляция семьи, связанная как с утратой семьей социальных связей одного из супругов, так и с социальной дискриминацией матери-одиночки;

   4)факторы социального риска (материальное положение, неприспособленность к жизни в обществе: бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, агрессивное поведение);

   5)психологические  (отчуждение от социальной среды,  неприятие себя, невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, фрустрация базовых потребностей);

   6) педагогические (несоответствие содержания программ образовательных учреждений и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к познанию, закрытость для положительного опыта и др.).

      Характерными чертами неблагополучных  семей является внутренняя нестабильность, неосознание возможностей удовлетворения своих потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций.

      Дети не всегда способны успешно преодолеть стрессовые ситуации, поэтому перед всеми специалистами системы профилактики и социальными службами, в частности, встаёт вопрос о том, как помочь ребенку устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совладать с негативными эмоциональными переживаниями [27,  с. 50-57].

   Главный метод помощи специалистов социальной работы неблагополучным семьям – сопровождение.

   Сущностной  характеристикой сопровождения  в психологическом плане является создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе комплексного сопровождения специалист социальной работы создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими трудностями». [38, с. 124-136].

   Методический  анализ позволяет утверждать, что  на сегодняшний день сопровождение  – это особая и приоритетная форма осуществления социальной, психологической, педагогической помощи – патронажа. В отличие от коррекции и профилактики, оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (ее) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для саморазвития. Ещё одной важной особенностью сопровождения является принцип активности самого субъекта.

   Таким образом, ответственность за принятие того или иного решения всегда лежит на самих родителях, а не на специалистах социальной работы.

   Итак, можно сказать, что социальное, педагогическое, психологическое сопровождение — это:

   – во-первых, один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки, психологической помощи, педагогического обеспечения развития детства;

   – во-вторых, интегративная технология, сердцевина которой – создание условий для актуализации потенциала развития и саморазвития субъектов воздействия;

   – в-третьих, процесс особого рода событийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в нем.

   В сопровождении, как в разворачивающемся  во времени процессе, можно выделить три основных компонента:

   – диагностика (отслеживание), служащая основой для постановки целей;

   – отбор и применение методических средств;

   – анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность корректировать ход   профилактической работы.

   Принципами  работы специалиста социальной работы с социально неблагополучными семьями определяются:

  • презумпция невиновности, фасилитация и стимулирующая оценка (на основе помощи и поддержки специалистов создаются предпосылки для преодоления кризиса в семье);
  • индивидуально-дифференцированный подход (конкретная адресная помощь семье в ситуации кризиса);
  • систематичность и последовательность (специалисты социальной работы  обеспечивают постоянный контакт с семьей);
  • доверительные, равнопартнерские отношения между специалистами социальной работы и членами педагогического коллектива учреждений, где обучается и/или воспитывается ребенок;
  • уважение  и ценностей семьи;
  • ориентация на развитие позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи;
  • адекватное показаниям использование различных методов в работе социального педагога и других специалистов социальных служб.

   Этапы в работе с семьей:

   1. Ознакомительный (сбор информации, оценка ситуации, знакомство).

   2. Изучение семьи (определение внутрисемейных  проблем и затруднений в воспитании  детей).

   3. Просветительский (оказание помощи  в семье в ситуации кризиса).

   4. Коррекционно-профилактический (решение  конкретных проблем семьи, повышение уровня социальной компетентности родителей, социально-педагогическая  и психосоциальная работа в семье).

   Основные  критерии оценки степени социального  благополучия семьи:

   1.Жизнеобеспечение (занятость родителей, их социальный, образовательный, материальный статус).

   2. Организация быта (тип жилья, санитарно-гигиенические  условия, условия жизни ребенка в семье).

   3. Физическое здоровье (диагностика,  хронические болезни, профилактика, гигиена).

   4.Духовное  и моральное здоровье (вредные  привычки, рецидивы, психологическое благополучие).

   5. Воспитание детей (стиль воспитания  в семье, психологическая, психотерапевтическая, педагогическая, юридическая помощь).

   6. Внутренние и внешние коммуникации  семьи (открытость семьи, тип  семьи, характер детско-родительских взаимоотношений, отношения между супругами). [41, с. 34-72].

Информация о работе Особенности профилактики семейных отношений у клиентов, имеющих признаки неблагополучия в социальном поведении, специалистом социально