Особенности профилактики семейных отношений у клиентов, имеющих признаки неблагополучия в социальном поведении, специалистом социально

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:46, дипломная работа

Описание

Цель – определить особенности профилактики семейных отношений у клиентов, имеющих признаки неблагополучия.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить литературу по данной проблеме.
Выявить особенности профилактики семейных отношений в социальной работе.
Проанализировать опыт работы с неблагополучными семьями и выявить типологию данной категории клиентов.
Разработать модель психосоциального сопровождения семей, имеющих разные признаки неблагополучия.
Сформулировать методические рекомендации специалисту социальной работы по организации профилактической деятельности с разными категориями клиентов, имеющих признаки неблагополучия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава I: Специфика социальной работы с семьями, имеющими признаки неблагополучия в социальном поведении……………………………………...7
1.1 Семья, имеющая признаки социального неблагополучия как объект социальной работы……………………………………………………….7
1.2 Особенности профилактики социального неблагополучия в семейных взаимоотношениях в системе социальных служб…………………………………………………………………………..…22
1.3 Специфика организации профилактической работы с семьями, имеющими признаки неблагополучия, специалистом социальной работы…30
Глава II: Анализ эффективности профилактической деятельности с семьями, имеющими признаки неблагополучия (на примере Территориальной комиссии Верхнесалдинского городского округа по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Верхняя Салда Свердловской области)…………………………………………………………….………………….45
2.1 Анализ опыта профилактики неблагополучных семей в Свердловской области.………………………………………………………………....45
2.2 Модель психосоциального сопровождения семей, имеющих разные признаки неблагополучия………………………………………………….59
2.3 Методические рекомендации специалисту социальной работы по работе с неблагополучными семьями………………………………………69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….79
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...82
СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….86
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ТЕКСТЕ СОКРАЩЕНИЙ……

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 445.00 Кб (Скачать документ)

   Анализ  ситуации по количеству несовершеннолетних, проходивших курс реабилитации в  учреждениях социального обслуживания семьи и детей, свидетельствует о существенной потребности территории в их деятельности. К сожалению, меры оптимизации, принятые в 2009 году, привели к снижению количества несовершеннолетних, прошедших курс реабилитации в Центрах: с 1292 несовершеннолетних – в 2008 году до 948 несовершеннолетних в 2009 году. Снижение составило 26 % [50, 51].

   Комплексный межведомственный подход специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей к решению проблемных вопросов, в том числе  о лишении родительских прав, недопущение ТКДН и ЗП направления исков в суд, о лишении родительских прав до тех пор, пока в полной мере и в соответствии  с индивидуальными программами реабилитации не будет  реализован весь комплекс профилактических и реабилитационных мероприятий с родителями, не исполняющими обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних, привел к положительной динамике снижения количества родителей, лишенных родительских прав в 2009 году на 23%.

   Комплексный и межведомственный подход, используемый в индивидуальной работе с неблагополучными родителями и асоциальными семьями, выполнение задачи по сохранению ребенка в биологической  семье, постоянный межведомственный контроль положения детей в таких семьях, в ходе проверки отмечен как положительный практический опыт учреждений социального обслуживания семьи и детей Южного управленческого округа.

   Важнейшим фактором, способствующим профилактике беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав, является обеспечение руководителями учреждений, где обучаются или содержатся несовершеннолетние, исполнения законодательства в отношении детей, а так же профессионально организованная работа с детьми.

   В ходе проверки установлено, что в  соответствии с календарными планами территориальных комиссий Южного управленческого округа, а так же в период проведения оперативно-профилактических мероприятий, проводимых ГУВД по Свердловской области, таких как «Беглец», «Безнадзорные дети», «Школьник», «Беспризорник», «Подросток – семья» территориальные комиссии организуют выходы в учреждения с целью изучения исполнения законодательства в отношении несовершеннолетних и проверки организации индивидуальной работы с детьми [50, 51].

   В этом направлении активно работают все территориальные комиссии: за период 2008, 2009 и шесть месяцев 2010года было осуществлено соответственно 140 – в Белоярском, 237 – в Асбестовском, 116 – в Малышевском городских округах выходов в учреждения.

   Одним из положительных результатов деятельности органов и учреждений системы профилактики Южного управленческого округа в организации работы с несовершеннолетними является  снятие семей и детей, находящихся в социально  опасном положении с профилактического учета, в связи  с исправлением. Так, по итогам 2008 года снято с учета в связи с исправлением 820 несовершеннолетних, в 2009 году – 728, за 6 месяцев 2010 года – 326 (см. Приложение 1, диаграмма 4).

   Результаты  положения несовершеннолетних и  в отношении несовершеннолетних отражает статистика состояния преступности несовершеннолетних. В целом по Южному управленческому округу в течение 2008, 2009, и шести месяцев 2010 года наблюдается снижение преступности несовершеннолетних.

   В отношении несовершеннолетних состояние  преступности в 2010 году стабилизировалось и по итогам 6 месяцев 2010 года имеет тенденцию к снижению 19,8%.

   По  итогам 6 месяцев 2010 года снижение преступности несовершеннолетних наблюдается во всех муниципальных образованиях и городских округах Южного управленческого округа.

   В Российской Федерации по инициативе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2010 году проводился Всероссийский конкурс «Город без жестокости к детям», в котором приняли участие 19 муниципальных образований Свердловской области, из них 5 городских округов Южного управленческого округа с непосредственным участием и инициативой ТКДН и ЗП (Асбестовский , Заречный, Березовский, Богдановический, Сухоложский) [50, 51].

   Рабочей группой  областной комиссией  при изучении деятельности субъектов системы профилактики Белоярского, Асбестовского и Малышевского городских округов было обращено внимание на следующие вопросы:

  1. Наличие нормативно-правовой базы деятельности территориальных комиссий, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации работы  с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении.
  2. Обеспечение раннего межведомственного выявления детей из семей находящегося в социально опасном положении.
  3. Организация работы по формированию единого банка данных детей из семей, находящегося в социально опасном положении.
  4. Организация условий для комплексной организации детей, находящихся в социально опасном положении.
  5. Организация мониторинга положения несовершеннолетних в муниципальном образовании, анализ и планирование органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  6. Организация и проведение профилактических операций.
  7. Разработка и внедрение программ индивидуальной реабилитации детей и семей,  находящихся в социально опасном положении, (используемые диагностики, анализ ситуации и корректировка проводимых профилактических мероприятий).
  8. Планирование и реализация мероприятий по обучению специалистов работающих с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении.
  9. Планирование и реализация деятельности направленной на профилактику детского и семейного неблагополучия, укрепление института семьи, пропаганду семейных ценностей.

   Территориальные комиссии Южного управленческого округа по делам несовершеннолетних и защите их прав организуют работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении,  в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством.

   Эффективность деятельности по профилактике семейного  неблагополучия Южного управленческого округа обеспечивается на нормативно-правовом, организационно-управленческом, социально-педагогическом, психологическом и кадровом уровне, что позволяет комплексно формировать единую модель социально-реабилитационного пространства в работе с неблагополучными  семьями.   

   Координатором межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики является  окружная комиссия Южного управленческого округа по делам несовершеннолетних и защите их прав.

   Определен механизм взаимодействия субъектов  профилактики с территориальными комиссиями, который в себя включает несколько этапов: выявление, направление карты в ТКДН и ЗП, обсуждение на заседание ТКДН и ЗП, принятие решения, разработка индивидуальной программы реабилитации, направление программы исполнителям, контроль за ее исполнением, коллегиальное принятие решения о продолжении работы или снятии с учета.

   На  территории  Южного управленческого  округа работа с детьми из социально неадаптированных семей начинается еще до поступления детей в первый класс. Специалисты по социальной работе и педагоги школы обеспечивают обход микрорайона и выявляют таких детей. Необходимо отметить тесную связь учреждений социального обслуживания семьи и детей и общеобразовательных школ с дошкольными образовательными учреждениями. В 2009-2010 году через ПМПК прошло более 200 человек, только в Белоярском районе.  

   Выявлением  детей, находящихся в социально-опасном  положении занимаются и специалисты ГОУ СО «Социально-реабилитационный центр для  несовершеннолетних», администрация  общеобразовательных учреждений, работники ПДН и школьные инспектора.

   Работа  всех подразделений здравоохранения  построена на основании положений Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120 – ФЗ [57],  локальных нормативных актов медицинских учреждений и во взаимодействие с ТКДН и ЗП.

   Каждая  семья, имеющая ребенка в возрасте до одного месяца, навещается на дому два раза в неделю участковым врачом, затем до года один раз в неделю.

   Участковой  службой учитываются такие критерии как:

   1. своевременность проведения профилактических  прививок,

   2. своевременность обращения за  медицинской помощью, выполнение рекомендаций врача,

   3. создание благоприятных условий  воспитания и содержания детей,

   4. профилактика жестокого обращения с детьми.

   При невыполнении этих условий семья  ставится на персонифицированный учет. Списки таких семей находятся в паспорте педиатрического участка. Заполняется карта семьи, находящейся в социально опасном положении, которая направляется в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Всего за 6 месяцев 2010 г. в ТКДН и ЗП переданы 24 карты в Белоярском районе, 32 карты  в Асбестовском [50, 51].

   При выявлении жестокого обращения  в семье с детьми, медицинские  работники экстренно сообщают по телефону в дежурную часть ПДН ОВД. Сотрудники ПДН ОВД в таких  случаях выезжают по адресу незамедлительно.

   Всего на учете в МУЗ Белоярская  ЦРБ состоит 178 семей, имеющих 36 детей  в возрасте до 3-х лет, 59 детей в  возрасте  до семи  лет. Списки семей, находящихся в социально опасном положении составляются участковой службой, направляются районному педиатру и в ТКДН и ЗП. Сверки по состоящим на учете в ТКДН и ЗП детям, находящимся в социально опасном положении систематизированы. В Асбестовском районе семей, стоящих на персонифицированном учете в ТКДН и ЗП, наблюдается 84, детей в них воспитывается 114 [50, 51].

   Индивидуальные  программы реабилитации несовершеннолетних, поступившие из ТКДН и ЗП, руководителем управления здравоохранения направляются для исполнения районному педиатру с последующим контролем исполнения ИПР.

   Ежемесячно  в ТКДН и ЗП из  учреждений здравоохранения  поступает информация  о проведенной  работе с семьями, детьми, находящимися в социально опасном положении.

   На  базе педиатрического отделения МУЗ Белоярская  ЦРБ выделено 5 социальных коек. За первое полугодие 2010 г. в стационары МУЗ Белоярская ЦРБ госпитализировано 19 несовершеннолетних в возрасте от 0 до 17 лет.

   Из  них в возрасте до 1 года – 4 ребенка; 1-3 лет – 3 ребенка; 4-6 лет – 6 детей, 7-17 лет – 6 детей. Сотрудниками ПДН ОВД в ЦРБ доставлено 15 детей, гражданами – 4 ребенка. В социальную палату города Асбеста доставлено   только за  6 месяцев 2010 года  44 несовершеннолетних, 5 из  них в состоянии  алкогольного опьянения [50, 51].

   Трудностями в работе с детьми, находящимися в социально опасном положении, является отсутствие во многих штатах районных больниц должности специалиста социальной работы, благодаря которой деятельность ЦРБ по организации работы с детьми, особенно раннего возраста, могла бы быть более эффективна.

     Перейдем к анализу проблемы  профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, социального сиротства в Горнозаводском управленческом округе, а именно в Верхнесалдинском городском округе. Учет положения семей, имеющих признаки неблагополучия в социальном поведении, проводился нами в ходе производственной практики с 2008г. по 2010 г.

   Верхнесалдинский  городской округ занимает территорию 169,5 тыс.га. Административным центром является город Верхняя Салда (7 тысяч га), с населением 75 тыс. человек. В округе насчитывается 12385 несовершеннолетних в возрасте от 0-18 лет (см. Приложение 1, диаграмма 5).

   В Верхнесалдинском городском округе расположено 21 дошкольное образовательное учреждение, 10 общеобразовательных учреждений, из них 1-основная школа очно-заочной формы обучения, 9 средних общеобразовательных учреждений, из них 3 – в сельской местности, учреждения областного подчинения: 1 – специальная коррекционная школа-интернат, 1 – детский дом, 1 – СРЦН «Алые паруса» на 30 мест. Учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования: 1 – металлургический техникум (ВСМТ), 1 профессиональный лицей (ВСПЛ), в которых участковыми уполномоченными милиции совместно с инспекторами ПДН ОВД проводятся лекции на правовую и медицинскую тематики.

   На  территории Верхнесалдинского городского округа сотрудниками ПДН ОВД совместно  с участковыми уполномоченными  милиции проводятся профилактические рейды по проверке мест возможной концентрации групп несовершеннолетних  противоправной направленности.

   На  персонифицированном учете в  ТКДН и ЗП и ПДН ОВД состоят 77 семей,  из них в 24 воспитывается 27 детей до 3 лет. В 51 семье  воспитанием  детей занимается одна мама, средний  возраст мам от 18 до 34 лет. 

   На  персонифицированном  учете в  Территориальной комиссии Верхнесалдинского городского округа по делам несовершеннолетних и защите их прав на 29.12.2010г. состоит  77 семей, в которых воспитывается 117 несовершеннолетних. Итоги рейдовых профилактических проверок показывают, что в последнее время большое распространение получило внутрисемейное насилие, в том числе и сексуальное. Особенно часто страдают дети в возрасте 6-7 лет. Из них 70% отстают в умственном и физическом развитии, страдают разными психоэмоциональными расстройствами. Ежегодно в городе Верхняя Салда Свердловской области от травм страдают и погибают дети  в возрасте до 14 лет.

Информация о работе Особенности профилактики семейных отношений у клиентов, имеющих признаки неблагополучия в социальном поведении, специалистом социально