Особенности профилактики семейных отношений у клиентов, имеющих признаки неблагополучия в социальном поведении, специалистом социально

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:46, дипломная работа

Описание

Цель – определить особенности профилактики семейных отношений у клиентов, имеющих признаки неблагополучия.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить литературу по данной проблеме.
Выявить особенности профилактики семейных отношений в социальной работе.
Проанализировать опыт работы с неблагополучными семьями и выявить типологию данной категории клиентов.
Разработать модель психосоциального сопровождения семей, имеющих разные признаки неблагополучия.
Сформулировать методические рекомендации специалисту социальной работы по организации профилактической деятельности с разными категориями клиентов, имеющих признаки неблагополучия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава I: Специфика социальной работы с семьями, имеющими признаки неблагополучия в социальном поведении……………………………………...7
1.1 Семья, имеющая признаки социального неблагополучия как объект социальной работы……………………………………………………….7
1.2 Особенности профилактики социального неблагополучия в семейных взаимоотношениях в системе социальных служб…………………………………………………………………………..…22
1.3 Специфика организации профилактической работы с семьями, имеющими признаки неблагополучия, специалистом социальной работы…30
Глава II: Анализ эффективности профилактической деятельности с семьями, имеющими признаки неблагополучия (на примере Территориальной комиссии Верхнесалдинского городского округа по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Верхняя Салда Свердловской области)…………………………………………………………….………………….45
2.1 Анализ опыта профилактики неблагополучных семей в Свердловской области.………………………………………………………………....45
2.2 Модель психосоциального сопровождения семей, имеющих разные признаки неблагополучия………………………………………………….59
2.3 Методические рекомендации специалисту социальной работы по работе с неблагополучными семьями………………………………………69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….79
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...82
СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….86
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ТЕКСТЕ СОКРАЩЕНИЙ……

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 445.00 Кб (Скачать документ)

   На  современном этапе развития общества семейное неблагополучие, безнадзорность, беспризорность, бродяжничество, попрошайничество, употребление наркотических средств или психотропных веществ, криминализация несовершеннолетних являются закономерным результатом социально-экономических, политических преобразований общественных отношений, детерминирующих межличностные отношения в семье — основном институте социализации (десоциализации). Кризис семьи приводит к увеличению числа социальных сирот, детей с девиациями психического развития и поведения в армии беспризорников. [14, с. 2-12].

   Процесс десоциализации несовершеннолетних представляет собой неординарный социальный феномен. Его специфичность порождена различными дисфункциями семьи: низким материальным достатком, конфликтной системой отношений, злоупотреблением спиртными напитками и наркотическими средствами (алкоголизм и наркомания) одного (обоих) родителей, жизнью в неполных, криминальных семьях; личностными особенностями членов семьи: наличием у одного (всех) членов семьи определенных психических, интеллектуальных нарушений [16, с. 143-145].

   Анализируя  опыт территориальных комиссий Южного  и Горнозаводского управленческих округов по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, мы выяснили, что совместно с использованием старых методов работы с неблагополучными семьями и несовершеннолетними внедряются новые методы и технологии,  которые в основном  направлены уже на вторичную профилактику и помощь в адаптации несовершеннолетним в обществе [50, 51].  Детям группы риска необходимо помогать с выбором профессии, жильем, обустройством в жизни. Если их предоставить самим себе, то многих, безусловно, ждет сложное будущее,  и они повторят жизненный путь своих родителей.

   В работе нами приведена классификация факторов неблагополучия семей, выявлена типология семей, имеющих признаки неблагополучия и  рассмотрены специфические особенности детей каждой категории неблагополучных семей. Полученные данные о состоянии несовершеннолетнего максимально учитываются при составлении  ИПР. И если работа субъектов профилактики с родителями не принесет результата, то    детям будет дана возможность лучшего будущего. Такой подход, где объектом профилактической работы является несовершеннолетний, а к родителям применяется форма комплексного социально-психологического сопровождения позволит снизить количество социальных сирот в детских домах и беспризорников на улицах. Следовательно, гипотеза, выдвинутая нами в начале работы, нашла свое подтверждение.

   Укреплению института семьи может способствовать распространение таких семейных форм устройства ребенка как опека, усыновление, приемные семьи и т. д.

   Достойное финансирование социальной сферы, четкая и эффективная социальная политика государства,  разработка новых технологий и методов профилактики беспризорности помогут  решить данную проблему. И тогда для России, как и для многих стран мира, проблема беспризорности и социального сиротства не будет актуальна и остра.

   Большое значение играет также и волонтерская деятельность. Привлечение внимания общественности к проблеме беспризорности, профилактическая работа в школах, досуговая занятость детей (бесплатные клубы и секции), позволит снизить количество свободного времени детей, тем самым уберечь их от влияния улицы.

 

   СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

   
  1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 416 с.
  2. Алмазов, Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Б. Н. Алмазов. – Свердловск: Уральский университет, 1986. – С. 89.
  3. Алмазов, Б. Н. Психологические основы педагогической реабилитации / Б. Н. Алмазов. – Екатеринбург: Владос-Пресс. – 2000. – 104 с.
  4. Андреев, В. И. Конфликтология (искусство спора, ведение переговоров, разрешение конфликтов) / В. И. Андреев. – М.: Народное образование. 1995. – 142 с.
  5. Антонов, А.И. Социология семьи / А. И. Антонов, В. М. Медков. – М.: Издательство МГУ, 1996. –  304 с.
  6. Антонян, Ю. М. Криминальная патопсихология / Ю. М. Антонян, В. В. Гульдан. М.:  Наука, 1991. – 248 с.
  7. Аркина, K. JI. Несовершеннолетние бродяжки / К. Л. Аркина // Право и жизнь. – № 6–7, 1927. – С. 96–97.
  8. Афанасьев, B. C. Девиантное поведение несовершеннолетних: социологическая характеристика состояния и механизма детерминации / В. С. Афанасьев // Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля. – М., 1992. – С. 59–101.
  9. Бандура, А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтере. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.  – 508 с.
  10. Барнс, Д. Г. Социальная работа с семьями в Англии / Д. Г. Барнс. – М., 1993. – 170 с.
  11. Беспризорник. – №2, 2006.
  12. Буянов, М. И. Беседы о детской психиатрии: Книга для учителей и родителей / М. И. Буянов. – М.: Просвещение, 1992. – 255 с.
  13. Быков, А. В. – Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков / А.В. Быков – М.:УРАО, 2001. – 100 с.
  14. Васильев, В. П. Юридическая психология / В. П. Васильев. – СПб.: Питер. – 1997.  – 656 с.
  15. Васильев, B. JI. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних / В. Л. Васильев. – М.: Общество Знание,1980. – 34 с.
  16. Вострокнутов, Н. В. Социально-психологические аспекты насилия к детям / Н. В. Вострокнутов // Социальная и клиническая психиатрия. – №2, 1994. – С. 53–56.
  17. Гаджиева, А. А. Дети жертвы в своей семье / А. А. Гаджиева // Криминальная ситуация на рубеже веков в России. - М., 1999. – С. 143–145.
  18. Гайдаренко, Н. В. Психологическая помощь пострадавшим от сексуального насилия / Н. В. Гайдаренко  // Психологическое обозрение. – №2 (3), 1996. – С. 62.
  19. Гоголева, А. В. Психология аддиктивного поведения и его профилактика / А. В. Гоголева. –  М.: МПСИ, 2002. – 378 с.
  20. Гоголева, А. В. Беспризорность, безнадзорность, бродяжничество как предмет социально-психологического изучения / А. В. Гоголева, С. Л. Копотев // Вестник социальной работы. – Тверь. –  № 1,2001. – С. 27–33.
  21. Гурко, Т. А. Трансформация института современной семьи / Т. А. Гурко // Социологические исследования. – № 10, 1995. –  С. 95–99.
  22. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. 3 Т. С. 478 – М.: Русский язык, 1978.
  23. Дементьева, И. Ф. Современная российская семья: трудности и надежды / И. Ф. Дементьева // Педагогика. – № 6, 1996. – С. 30.
  24. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин.–  Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 208 c.
  25. Зайченко, Н. У. Конфликтные характеристики межличностных отношений и конфликты между детьми и взрослыми / Н. У. Зайченко // Мир психологии. – № 9, 2001. – С. 46–52.
  26. Звенигородская, Н. Ф. Понятие семейного  правонарушения как виновного противоправного поведения субъекта семейного неблагополучия / Н. Ф. Звенигородская // Инспектор по делам несовершеннолетних. – № 4, 2010. – С. 38–39.
  27. Зимняя, И. А. Приоритетные направления подготовки социальных работников / И. А. Зимняя, Н. А. Аминов // Проблемы семьи и семейной политики.  – № 3, 1993. – С. 68–79.
  28. Кризис семьи и депопуляция в России // СоцИС. –№ 11, 1999. – С. 50–57.
  29. Лаврентьева, З. И. Семейные групповые конференции как форма предупреждения социального сиротства / З. И. Лаврентьева // Беспризорник. – №6, 2008. – С. 5–8.
  30. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко // Психология индивидуальных различий. – М.: Апрель-пресс, 1982. – 290 с.
  31. Слуцкий, Е. Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность / Е. Г. Слуцкий  // Социологические исследования. – № 3, 1998. – С. 117-121.
  32. Олиференко, Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л. Я. Олиференко, Т. И.Шульга, И. Ф. Дементьева. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 345 с.
  33. Осипова, И. И. Социальный портрет делинквентного родителя / И. И. Осипова // Беспризорник. – №2, 2006. – С.  9–13.
  34. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 19.07.2000 № 52 «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр социальной помощи семье и детям» (в редакции постановления Минтруда РФ от 26.03.2001, №28) изд. «Бюллетень Минтруда РФ». – №8, 2000.
  35. Российская энциклопедия социальной работы  / Под ред. А. И. Панова, Е. И. Холостовой. – М.: Институт социальной работы, 2001. – 364 с.
  36. Семья – ячейка общества? / Под ред. В. В.  Алахвердова // Беспризорник. – № 5, 2005. – С.  15–17.
  37. Социальная работа / Под ред. В. И. Курбатова. –  Р-н-Д.: Феникс, 1999. – 576 с.
  38. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие / Отв. Ред. Е. И. Холостова – М, ИНФРА, 2001. – 427 с.
  39. Статистический отчет ТКДН и ЗП Верхнесалдинского городского округа за 2008, 2009 и первую половину 2010 года.
  40. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Под ред. И. Г, Зайнышева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
  41. Технология социальной работы: Учебник / Под ред. Е. И, Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 400 с.
  42. Ткачева, В. В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений / В. В. Ткачева. – М.: Гном и Д, 2000. – 153 с.
  43. Шульга,  Т. И. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки / Т. И. Шульга, Л. Я. Олиференко. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 254 с.
  44. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В.  Юстицкис. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 656 с.
  45. Эйдемиллер,  Э. Г.  Системная семейная психотерапия / Под. ред. Э. Г. Эйдемиллера. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.
  46. Целуйко, В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи / В. М. Целуйко. – Р-н-Д: Феникс, 2009. – 448 с.

 

   СПИСОК  ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

   
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации [эл. ресурс] – http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/
  2. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, ст. № 5.35[эл. ресурс] – http://www.consultant.ru/popular/koap/
  3. Конвенция о правах ребенка [эл. ресурс] –http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtm 
  4. Конституция Российской Федерации [эл. ресурс] – http://www.constitution.ru
  5. Решение выездного расширенного заседания областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав № 25 от 26 августа 2010 года [эл. ресурс] – http://kdnzp.midural.ru/files/reshenie_25_2010.pdf.
  6. Решение выездного расширенного заседания областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав № 31 от 6 октября 2010 года [эл. ресурс] – http://kdnzp.midural.ru/files/reshenie_31_2010.pdf.
  7. Семейный кодекс Российской Федерации, ст. № 69 [эл. ресурс] – http://www.consultant.ru/popular/family/
  8. Уголовный кодекс Российской Федерации, ст. № 156, № 335 [эл. ресурс] – http://www.consultant.ru/popular/ukrf/
  9. Федеральный закон об образовании [эл. ресурс] – http://www.edu.ru/abitur/act.34/index.php
  10. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [эл. ресурс] – http://base.garant.ru/10135206/
  11. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [эл. ресурс] – http://www.casadelsol.ru/law_rights.htm
  12. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [эл. ресурс] – http://base.garant.ru/12116087/

 

   СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ТЕКСТЕ СОКРАЩЕНИЙ 

  1. ДГБ –  детская городская больница.
  2. ИПР – индивидуальная программа реабилитации.
  3. КВК – Кировградская воспитательная колония.
  4. МУЗ ЦРБ – муниципальное учреждение здравоохранения Центральная районная больница.
  5. ПДН – подразделение по делам несовершеннолетних.
  6. ПДН ОВД – подразделение по делам несовершеннолетних  органов внутренних дел.
  7. ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия.
  8. СРЦН – социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
  9. ТКДН и  ЗП – территориальная комиссия  по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Информация о работе Особенности профилактики семейных отношений у клиентов, имеющих признаки неблагополучия в социальном поведении, специалистом социально