Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:46, дипломная работа
Цель – определить особенности профилактики семейных отношений у клиентов, имеющих признаки неблагополучия.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить литературу по данной проблеме.
Выявить особенности профилактики семейных отношений в социальной работе.
Проанализировать опыт работы с неблагополучными семьями и выявить типологию данной категории клиентов.
Разработать модель психосоциального сопровождения семей, имеющих разные признаки неблагополучия.
Сформулировать методические рекомендации специалисту социальной работы по организации профилактической деятельности с разными категориями клиентов, имеющих признаки неблагополучия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава I: Специфика социальной работы с семьями, имеющими признаки неблагополучия в социальном поведении……………………………………...7
1.1 Семья, имеющая признаки социального неблагополучия как объект социальной работы……………………………………………………….7
1.2 Особенности профилактики социального неблагополучия в семейных взаимоотношениях в системе социальных служб…………………………………………………………………………..…22
1.3 Специфика организации профилактической работы с семьями, имеющими признаки неблагополучия, специалистом социальной работы…30
Глава II: Анализ эффективности профилактической деятельности с семьями, имеющими признаки неблагополучия (на примере Территориальной комиссии Верхнесалдинского городского округа по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Верхняя Салда Свердловской области)…………………………………………………………….………………….45
2.1 Анализ опыта профилактики неблагополучных семей в Свердловской области.………………………………………………………………....45
2.2 Модель психосоциального сопровождения семей, имеющих разные признаки неблагополучия………………………………………………….59
2.3 Методические рекомендации специалисту социальной работы по работе с неблагополучными семьями………………………………………69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….79
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...82
СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….86
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ТЕКСТЕ СОКРАЩЕНИЙ……
Важнейшая задача специалиста социальной работы – дать заброшенному ребенку новую среду обитания, новые впечатления, отличающиеся от всего того, что он испытывал до сих пор. Но помещение ребенка в учреждение государственного воспитания не рассматривается как лишение его семьи навсегда, поэтому специалисты учреждения направляют усилия на то, чтобы способствовать возвращению ребенка в семью, руководствуясь интересами воссоединения семьи.
Специалисты учреждений социального обслуживания, начиная профилактическую работу с любой неблагополучной семьей, опираются на этические принципы социальной работы, которые помогают добиться реального результата. Их не всегда легко реализовать, но специалисты стремятся достичь цели. Это, прежде всего, принцип принятия, когда нужно не упрекать, а создавать условия для выхода из кризиса; индивидуальный подход, постоянный контакт с семьей, доверительные отношения между специалистом социальной работы и членами семьи; построение отношений с семьей на деловой основе с применением четко оговоренного плана действий друг друга; ориентация на развитие позитивного потенциала семьи, ее способности к самозащите, а также использование широкого спектра методов работы.
3.
Выявление семей, нуждающихся
в социальной поддержке и
Эффективность профилактической работы специализированного учреждения с детьми в большей степени зависит от знания особенностей их семей. Изучая семью, специалисты социальной работы изучают самого ребенка. Однако односторонний взгляд на семью лишь как на источник знаний о ребенке значительно затрудняет подлинное взаимодействие с родителями.
Несомненно, крайне важно выяснить условия жизни детей, познакомиться с особенностями внутрисемейных отношений. Вместе с тем круг мотивов, побуждающих специалистов социальной работы к изучению семьи, этим исчерпываться не может.
Реабилитационные учреждения выполняют более важные социальные функции. Они являются посредниками в системе профилактики отношений ребенка с семьей, заботятся об изменении условий его жизнедеятельности через ориентацию близких на его нужды, на решение его проблем. Изучение семьи необходимо, прежде всего, для того, чтобы найти возможность сохранить ее для ребенка, внося коррективы в семейную жизнедеятельность.
Особое внимание учреждениями и органами системы профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних уделяется выявлению детей, склонных к бродяжничеству, попрошайничеству, употреблению алкоголя, наркотических и токсических веществ, ранним половым связям и другим проявлениям девиантного и делинквентного поведения; выяснению причин и условий, способствующих проявлениям отклоняющегося поведения, и изучению характера нарушений внутрисемейных и детско-родительских отношений (в том числе и фактов жестокого обращения), побуждающих к уходу детей из семьи, отказу от учебы или правонарушениям. [7, с. 96-97].;
Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении, включает следующие этапы:
1) выявление и оценка семейной ситуации как кризисной, обследование условий жизни, сбор дополнительной информации;
7)анализ эффективности совместных действий учреждений системы профилактики, поиск адекватных средств достижения поставленной цели;
8) помощь семье в принятии решения о целесообразности использования постоянной системы поддержки.
По результатам первого этапа профилактики семьи специалистом социальной работы разрабатываются рекомендации для определения видов и форм социально-правовой помощи и реализации программ социальной реабилитации.
Главная цель профилактики – убедить семью в необходимости перемен в своем социальном поведении. Как правило, для всех проблемных семей характерны заниженная самооценка, внутренние конфликты, отсутствие необходимых для родителей знаний, отрицание (и другие средства защиты), неверное распределение ролей в семье, дисфункциональные семейные отношения, хронические проблемы со здоровьем, неумение контролировать ситуацию, решать проблемы, неадекватное обустройство жизни, асоциальность. В наиболее сложных случаях имеют место тяжелые посягательства членов семьи друг на друга, настойчивое противодействие и злоупотребление властью, умственная отсталость в совокупности с серьезными личностными нарушениями (психопатией, тяжелой неадекватностью личности), постоянная алкогольная или наркотическая зависимость [8, с. 59-101].
Оценивая возможность изменений в семье, необходимо учитывать выраженность следующих факторов.
• Дискомфорт в настоящем. Любые перемены начинают происходить тогда, когда человек испытывает дискомфорт, который может проявиться в чувстве тревоги и неудовлетворенности, в желании что-то получить, достичь или избежать. Такой «осознанный» дискомфорт является стимулом для изменений. Однако проблемные семьи очень часто не задумываются над тем, что в их жизни происходит что-то не то, и чувство дискомфорта у них возникает только в момент вмешательства в семью представителей ТКДН и ЗП или специалистов социальной работы. В данном случае велика вероятность, что семья будет воспринимать представителей этой системы в качестве источника дискомфорта, испытывать к ним недоверие и оказывать сопротивление возможным изменениям.
• Видение лучшего будущего. Люди, способные внятно рассказать о том будущем, которого они желают, имеют потенциальную возможность изменить свое положение. Человек должен быть в состоянии увидеть альтернативу своему настоящему положению и поверить в то, что может достичь желаемого с мощью имеющихся у него в наличии или ожидаемых ресурсов. Задача специалистов социальных служб и специалистов системы профилактики заставить членов неблагополучной семьи поверить в собственные силы, поверить в то, что они не одиноки в своих проблемах [12, с. 27-75].
Таким образом, деятельность специалиста социальной работы и других специалистов субъектов профилактики беспризорности, безнадзорности с неблагополучными семьями предполагает четкого соблюдения ИПР семьи и ИПР несовершеннолетнего, установление по возможности деловых отношений с родителями и доверительных с ребенком.
Грамотный подход специалиста социальной работы к профилактике бродяжничества, беспризорности, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних позволят предупредить данные явления.
Предупреждение и устранение факторов социального неблагополучия позволит спасти многие семьи и уменьшить в учреждениях государственного воспитания количество социальных сирот.
Смена привычной обстановки, где несовершеннолетний чувствовал себя угнетенно, может предупредить такие явления как школьная неуспеваемость, негативное влияние сверстников, аддиктивное поведение.
На
сегодняшний день разработана межведомственная
система профилактики беспризорности,
безнадзорности, социального сиротства
и правонарушений несовершеннолетних,
но чаще всего действия субъектов профилактики
являются разобщенными и в итоге малоэффективными.
Выводы по главе II:
Профилактика беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и семейного неблагополучия представляет собой межведомственную систему взаимодействия учреждений, организаций и социальных служб определенной территории. Под профилактикой понимаются действия специалистов по предупреждению бродяжничества, алкогольной и наркотической зависимости несовершеннолетних и их родителей, а также устранение факторов, препятствующих нормальному развитию и обучению несовершеннолетнего и несущих опасность его жизни и здоровья.
Деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений по внедрению эффективных технологий по раннему выявлению и вмешательству в кризисные ситуации, складывающиеся в семьях, организации индивидуальной профилактической работы по адаптации и реабилитации детей и семей, находящихся в социально опасном положении, в муниципальных образованиях Южного управленческого округа (на примере Белоярского, Асбестовского и Малышевского городских округов), а также в муниципальных образованиях Горнозаводского управленческого округа (на примере Верхнесалдинского городского округа) осуществляется в соответствии с действующим законодательством в тесном взаимодействии с территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Зная проблемы постановки неблагополучной семьи на профилактический учет в ТКДН и ЗП, специалист социальной работы, психолог, классный руководитель и другие специалисты органов и учреждений субъектов профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на основе разработанных методических указаний по каждому типу неблагополучия могут более эффективно и грамотно выстроить профилактическую работу по социально-психологическому сопровождению семей, имеющими признаки неблагополучия в социальном поведении, а также составить индивидуальны программы реабилитации несовершеннолетних и семей.
Важно, чтобы деятельность специалиста социальной работы и других специалистов субъектов профилактики беспризорности, безнадзорности с неблагополучными семьями предполагала четкого соблюдения ИПР семьи и ИПР несовершеннолетнего, установление по возможности деловых отношений с родителями и доверительных с ребенком.
Грамотный подход специалиста социальной работы к профилактике бродяжничества, беспризорности, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних позволят предупредить данные явления на ранних стадиях. Предупреждение и устранение факторов социального неблагополучия позволит спасти многие семьи и уменьшить в учреждениях государственного воспитания количество социальных сирот.
Смена привычной обстановки, где несовершеннолетний чувствовал себя угнетенно, может предупредить такие явления как школьная неуспеваемость, негативное влияние сверстников, аддиктивное поведение.
На
сегодняшний день разработана межведомственная
система профилактики беспризорности,
безнадзорности, социального сиротства
и правонарушений несовершеннолетних,
но чаще всего действия субъектов профилактики
являются разобщенными и в итоге малоэффективными.
Приведенный нами опыт профилактической
работы в Южном и Горнозаводском управленческих
округах можно считать социально положительным.
Данные знания позволят специалистам
социальной работы и другим специалистам
организовать эффективную работу по профилактике
семейного неблагополучия и социального
сиротства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе рассмотрены особенности профилактики семейных отношений у клиентов, имеющих признаки неблагополучия в социальном поведении, специалистом социальной работы при помощи различных методов: наблюдения с целью выявления неблагополучных семей, диагностического метода с целью установления факторов неблагополучия, комплексного анализа статистических данных для определения эффективности работы субъектов профилактики, мониторинга положения неблагополучных семей с целью выявления положительной динамики.