Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:59, реферат
Актуальность темы исследования. Как это ни покажется парадоксально, но актуальность той или иной проблемы является производной в какой-то степени от усилий философии. Именно философия нередко определяет, что актуально или неактуально сегодня. Сделать это ей позволяет ее постоянная нацеленность на фундаментальные свойства и проблемы бытия. Трудно не согласиться с мыслью К.Ясперса, который следующим образом определил, что есть философ: "Философ - нечто большее, чем просто познающий. Его характеризует и материал, который он познает, и происхождение этого материала.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
& 1. Социальные и теоретические предпосылки проблемы изучения молодежи
& 2. Методологические подходы к определению понятия "молодежь"
& 3. Молодежь и время
ГЛАВА 2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ
& 1. Социализация как социальная и научная проблема
& 2. Проблема социализации человека в западной философии
& 3. Формы социализации
ГЛАВА 3. ВАЖНЕЙШИЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ
& 1. Проблема самоидентификации молодежи
& 2. Взаимосвязь поколений
& 3. Духовные факторы социализации
ГЛАВА 4. ТРАДИЦИИ, ИННОВАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ
& 1. Проблема традиций и инноваций в культуре
& 2. Общество, традиции и социализация молодежи
& 3. Инновации и социализация молодежи
ГЛАВА 5. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
& 1 Кризис традиционных форм социализации молодежи
& 2. Становление государственной молодежной политики
& 3. Методологические проблемы современной социализации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
И не потому, что в дореволюционной России не существовало собственных образовательных традиций или не было системы образования, а потому, что в России до 17 года была иная историческая образовательная ситуация: когда практически все простолюдное население ее являлось поголовно неграмотным. И это не просто досадная недоработка или нехватка денег. Нет, дело в том, что функционально и по цели система образования в стране тогда имела иную роль и иные задачи. До революции система образования выстраивалась так, чтобы быть звеном общей системы, поддерживающей в то время социальное расслоение России. Дети разночинцев могли получить иногда среднее и даже высшее образование, но это не открывало им путь в салоны высшего света. А потому напрямую говорить о каких-то возможных вариантах заимствования, возрождения и т.д. традиций образования в России сегодня не приходится.
Здесь были иные социальные основания образовательной деятельности, обусловленные тогдашними социальными процессами. Это давно известно: образование всегда сохраняет и воспроизводит уже давно отстоявшиеся ценности и нормы данного общества. И как трансформировать ценности того социума в ценности нашего социума, вряд ли кто ответственно может порекомендовать, даже после очень глубоких исторических и иных исследований. Та система образования умерла с той Россией, а пытаться по ее исторической тени возродить живой организм сегодняшнего образования - попытки, увы, тщетные по изначальной сути своей. И это вопрос, с методологической точки зрения, имеющий почти однозначный ответ.
Поэтому встает вопрос - какие традиции возрождают нынешние лицеи, гимназии и т.д.? На наш взгляд, в данном случае под прикрытием лозунга "возрождения традиций " идет протаскивание своей бурной педагогическо-новаторской, но не инновационной деятельности. Инновации, между прочим, имеют строгое определение и, в соответствии с ним, нынешние попытки новаторов от педагогики не могут быть квалифицированы как инновации. Это обстоятельство напрямую ставит вопрос о методологии понимания и изучения традиций и инноваций.
Потому что на деле-то получается, что нет ни возрождения традиций и нет инноваций. Есть лишь неумелые попытки использовать новые возможности инноватики, при плохом представлении себе, что это такое. Однако методологическая безграмотность отличает не только педагогов, а на фоне всеобщей некомпетентности она может оказаться даже благом. Поскольку сейчас нередко одного только использования этого слова в названии учреждения достаточно, чтобы получить реальные материальные выгоды. В данном случае эксплуатируется, хоть и не очень благовидный, но простейший факт, что управляющие органы также имеют весьма смутное представление о том, что такое инновация.
А между тем, в инноватике как науке имеется довольно простой и главное прямой индикатор инновационной деятельности. Таковым основанием является наличие фундаментального открытия или решения, полученного в процессе фундаментальных исследований в той сфере или области деятельности, где пытаются осуществить инновацию. Вряд ли кто из упомянутой педагогической общественности, возражая, сможет привести примеры подобных исследований, открытий или решений. В лучшем случае, имеются отдельные, узко ориентированные, далеко не безгрешные в методологическом и методическом отношении замеры, которые выдаются за исследование социо-культурной ситуации. Именно под них или на основании их потом и открываются различные "новые" школы, лицеи, университеты и т.д. Но иногда не бывает даже этого.
Между тем, без каких-либо рамочных концептуальных идей, без определенных обоснованных критериев эффективности вся их новизна сводится лишь к смене вывески. При этом, естественно, нет квалифицированного результата, который можно было бы предъявить как достижение данной конкретной инновационной школы. Результат есть, но новизна более чем спорна, а качество его сомнительно. То, что это новое может быть гораздо хуже старого, мало кого беспокоит, главное - просигналили. А что там реально получается, мало кого интересует - управленцев, учителей, родителей или самих обучающихся.
Раньше все общество, в определенном смысле, волновали проблемы образования. Теперь и привычность социальных изменений, и неконтролируемость результата, и педагогический изоляционизм, ревниво не допускающий никого к анализу свей деятельности, и незаинтересованность других специалистов этой малопрестижной сферой привели к весьма тревожному результату. Образование вроде как осталось, и активности там хоть отбавляй. Но манипулирование словами "традиция"-"инновация", за которым стоят совсем не безобидные вещи, привели фактически к тому, что главная функция образования как процесса не просто передачи знаний, а социализации подрастающего поколения в целях сохранения социума забыта как безнадежная архаика. И как самому социуму, так и его отдельным членам безразлично, что будет с этим образованием дальше. А значит, безразлично и то, что будет со всеми нами - самими и со страной в целом. Как ни парадоксально, но такой грустный итог всей новаторской деятельности наших педагогов можно подвести сегодня. И эти выводы лишний раз обращают внимание на необходимость теоретико-методологического фундирования любой деятельности, особенно апеллирующей к ценностям, в данном случае заключенным в терминах "традиции" и "инновации".
Широкое исследование содержания традиций и обычаев началось с 60-х годов. В те годы издано немало работ, среди них можно отметить таких авторов, как Э.А.Баллер, А.Г.Спиркин, Плахов В.Д., Суханов И.В. и др. В исследованиях перечисленных ученых раскрывается социальная природа традиций, обычаев и ритуалов, прослеживается процесс их становления и функционирования, многообразие форм, диалектика единичного и общего, национального и интернационального.
Развиваемые в этих работах теоретические положения во многом носили постановочный характер, отражали первоначальный уровень понимания проблемы. В отдельных трудах философский и социологический анализ традиций и традиционного подменялся этнографической трактовкой, в которой объективно превалирует описательность. "Недостатком современного состояния проблемы традиций, - отмечал И.В Суханов, - является то, что исследование ее лишено целостного подхода, ведется по частям, образующим систему традиций. Причем каждый автор, исследующий какую-то одну сторону традиции, выдает эту сторону за традицию в целом" (189, с.37).
Далее у нас в стране проблема традиции продолжала бурно обсуждаться в конце 70-х - начале 80-х годов. И вызвано это было, по-видимому, тем, что в это время в развитии советского общества все четче осознавалась тупиковость экстенсивного развития как общества в целом, так и отдельных его сфер. Философы (имеются в виду те, кто глубоко задумывался над проблемами нашего тогдашнего бытия, а не занимался апологетикой) под разными предлогами, используя малейшие возможности, пытались обратить внимание политиков того времени на то, что в поисках внутренних ресурсов дальнейшего развития общества надо отойти от чисто вульгарно-экономического, утилитарного подхода к проблемам бытия советского общества и перейти к более широким и фундаментальным проблемам человеческого бытия и бытия общественного, не сводимого только к проблемам экономики.
Первыми о традиции во весь голос
заговорили этнографы, им это можно
было тогда обсуждать в узко-
Достаточно полно и точно суть второго подхода описал В.М.Каиров: " Наряду с непомерным фокусированием позитивной тенденции в развитии духовной культуры, некоторые исследователи выводили из поля своего зрения отрицательные аспекты, их публикации выполняли роль политизированного рупора, постоянно вещавшего о достижениях культурного развития, расцвете национальных культур. При этом ни слова не говорилось об ущербе, нанесенном обществу и личности тотальной и ускоренной интернационализацией всех сторон культурной жизни, включая традиции, обычаи и праздники, затушевывались этнические особенности духовной жизни, нивелировались национальные традиции, проявлялись ассимиляционные тенденции, недооценивалась роль традиционных форм национальной жизни. Продолжали культивироваться стереотипные суждения о якобы изначальной, имманентной консервативности традиционного, подчас между традиционным и консервативным ставился знак равенства" (69, с.10).
Но к этой оценке необходимо добавить еще и понимание того, почему именно в эти годы появилась потребность в использовании традиций, пусть пока первичная и поверхностная. Ответ здесь достаточно очевиден: общество действительно вступило в новый этап своего развития. И здесь имеется в виду не пресловутый "развитой социализм", а то, что к концу 60-х объективно сложилась такая ситуация в советском обществе, когда появилось третье послереволюционное поколение, причем достаточно многочисленное. Не только в руководстве страны, но и в обыденной жизни, все меньше и меньше это подрастающее поколение сталкивалось с носителями революционного романтизма и идей радикального переустройства общества.
Иными словами, происходила десакрализация революционных символов, которая началась после ХХ съезда кампанией борьбы с культом личности Сталина и завершилась полной профанацией идеи коммунизма. Это было узаконено и закреплено, соответственно, в новой Программе КПСС, но ничего, кроме ухмылок и усмешек, в народе не вызывало, тем самым демонстрируя уже сложившуюся дистанцию огромного размера между идеологами, якобы опиравшимися на науку (какую - вот вопрос), и здравым смыслом советского народа.
Довольно скоро этап "развернутого строительства коммунизма" был трансформирован в этап строительства " развитого социализма". Но проблема-то осталась - если не в традиции дальнейший источник развития общества, то в чем? Ясно, что попытки прежнего аппарата создать советские традиции и обряды были агонией тех социальных отношений, которые изначально выстраивались как отрицание традиции и своей преемственности к предыдущей истории страны.
А затем, в попытках спасти уже явно
уходившую из-под
К сожалению, сегодня проблема традиции освещается в российских источниках больше полемически, в политико-идеологической плоскости, без опоры на достижения предшествующих научных разработок. А напрасно, ведь там далеко не все было плохо и неправильно, особенно в части, касающейся теоретических положений.
В современный переходный период на передний край исследований выступили новые аспекты традиции, в ином ключе ставятся, казалось бы, уже решенные проблемы, расставляются иные акценты. Переходный этап складывания нового типа социальности в России подводит к необходимости переосмысления целого ряда теоретических, в том числе и фундаментальных, положений, углубленной трактовки социальной природы традиций.
В современной философско-
Для того, чтобы было ясно, о чем идет речь, воспроизведем сначала основные узловые моменты понимания традиции, как они были зафиксированы в то время (опуская для краткости персоналии и школы - пока это не существенно для понимания сути проблемы ). Считалось, что:
1) традиция - имманентная сторона, прежде всего, материальной, и, в какой-то мере, духовной жизни общества;
2) традиции - устойчивые формы общественных
отношений и духовной
3) духовные традиции формируются
на почве материальных условий
и соответствующих им
4) традиции, которые действуют в
сфере надстройки, отстают от
изменившихся общественного
5) люди (почему-то это требовало особых объяснений ) остаются верны традициям и тогда, когда традиции более не соответствуют новым условиям их материальной жизни;
6) традиции - формы, в которых
движется жизнь общества, это
определенные формы
7) устойчивость традиции прямо пропорциональна тому времени, которое это общество жило не просто хронологически, а именно исторической, государственной жизнью, т.е. тому, насколько насыщенно его историческое прошлое;
8) по сравнению со странами
с ненасыщенным и небогатым
прошлым, в странах, имеющих
богатое историческое прошлое,
новый порядок вещей пробивает
себе дорогу с большими
Все это, повторяем, было определенным достижением нашей философии и науки, потому что в 60-е годы в отечественной науке наблюдалось смешивание понятия "традиция" с понятиями "ритуал","обычай" и т.д. (Более детальную историю становления понятия "традиция" и существовавших тогда подходов в советской и зарубежной литературе можно найти в диссертации Осиповой О.А.- См.144)
Информация о работе Проблемы социализации современной молодежи