Психологические аспекты причин беспризорности в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:19, дипломная работа

Описание

Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Работа состоит из  17 файлов

Вступительное слово.doc

— 25.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Введение диплома.doc

— 40.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 109.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Диплом Павлова Инна.doc

— 94.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Документ Microsoft Word.doc

— 298.00 Кб (Скачать документ)

 

ПерваягруппаблагополучныеподросткиживущиенепосредственновсемьяхнолишенныевниманиялюбвинадзораблизкихимлюдейродителейучителейродственниковитдРавнодушиесемьиксудьбесвоегоребенкапренебрежениеегоинтересамиприводиткразрывуотношенийподросткассемьейсоздаваятемсамымусловиядляегопсихическойинравственнойдепривацииПричиныподобныхпроявлениймногиеавторывидятвослаблениироссийскойсемьивсвязисозначительнымсокращениемееэкономическихобразовательныхкультурныхвозможностейКпричинамбезнадзорностиотносятсятакжепедагогическаянесостоятельностьнекомпетентностьродителейчтоприводитлибокизлишнейуступчивостивотношенияхсподросткамилибокнеоправданнойтребовательностиСредиблагополучныхподростковотносящихсякбезнадзорнымусловноможновыделитьдвеподгруппы

одаренныеподросткинеполучившиепризнаниевсемьеинуждающиесявэтом

нормальныеподросткиконтрользаповедениемвремяпрепровождениемучебнойдеятельностьюкругомобщениякоторыхосуществляетсяродителямииилизамещающимиихлицамислабоиливовсеотсутствует

ВтораягруппапроблемныеподросткиКнейможноотнестиподростковравнодушноотносящихсякучебеишколедлякоторыххарактерныпериодическиенарушениядисциплиныпрогулыдракиукоторыхпроявляютсятакиеотрицательныекачестваличностикакгрубостьлживостьнечестностьитдОсновнымипричинамиотклонениявповедениипроблемныхподростковнарушениявфизическомипсихическомздоровьенарушениявсферемежличностныхвзаимоотношенийнепопулярнынепринятыпренебрегаемыизолированывклассномколлективеконфликтныбесконтрольнывыталкиваемыизсемейошибкисемейноговоспитанияотсутствиеуродителейэлементарныхпсихологопедагогическихзнанийконфликтывсемьеошибкипедагоговлишениеподростковиндивидуальныхстимуловнаказаниясвязанныесунижениемличностипротиворечивостьпредъявляемыхтребованийитд

Ковторойгруппеследуетотнестиследующиеподгруппы

подросткиимеющиекакиелибопроблемымешающиеимиихокружениювсамореализацииизсемейгруппырискаимеющиепроблемывовзаимоотношенияхсродителямиимеющиепроблемывовзаимоотношенияхсучителямиимеющиепроблемывовзаимоотношенияхсосверстниками

подросткиотносящиесяккатегориисособыминуждамиподросткиинвалидыимеющиеразличныедефектыотрожденияхромотаглухотаидр

ТретьягруппапедагогическизапущенныеподросткиПедагогическизапущенныйэтоподростоккоторыйнеполучилнедостаточнополучилсоответствующегоеговозрастуразвитиявоспитанияиобучениясостороныродителейиилилицихзамещающихдругихвоспитателейТакаязапущенностьобусловленапреждевсегоотсутствиемнедостаткамивоспитательнообразовательнойработысподросткомследствиемкоторыхявляетсяегосоциальнаянесформированностьнедостаточнаявформированииличностиподросткаееотдельныхсторонкаксубъектаучебнопознавательнойигровойидругихвидовдеятельностиЕепроявлениямиявляютсянедостаточноеразвитиеневоспитанностьупущениявразвитииивоспитаниинепосещениешколынеобученностьнизкаяуспеваемостьикакследствиеотсутствиеилинедостатокзапасазнанийнизкаямотивациякобучениюнесформированныенавыкииактивностьвобученииВыделяютследующиеосновныеподгруппыпедагогическизапущенныхподростков

запущенныевразвитии

запущенныеввоспитании

запущенныевобучениикомплекснаязапущенность

ЧетвертаягруппаподросткисклонныекдевиацииправонарушениямПоддевиациейпонимаетсяповедениеподростканесоответствующеепринятымвобщественормамиролевымпредназначениямНезависимоотсредстваилиспособауходаотреальностицельюдевиацииявляетсябегствоотобыденностиодиночестваэмоциональныхмежличностныхматериальныхпроблемконфликтныхситуацийИменнотакимобразомподросткистремятсяснятьнапряжениеиполучитьвозможностьпережитьинтенсивныепозитивныеэмоцииПричинамидевиацииподростковявляютсясоциальноенеблагополучиесемьивтомчислеиматериальноечувствосоциальнойнеполноценностинесправедливостиутратапозицийвсоциальнозначимойдлянихгруппеналичиевближайшемокружениилицупотребляющихнаркотикиимногоедругоеВэтугруппувходяттриподгруппы

подросткисдевиантнымповедением

подросткисделинквентнымповедением

подросткисаддиктивнымповедением

НередкобезнадзорныйподростокможетсочетатьвсебехарактеристикинесколькихгруппЛюбаяизнихимеетразличнуювыраженностьвзависимостиотособенностейподростковотвременибезнадзорностиотадаптивностиксредеидрКакправилоподростковсклонныхкбезнадзорностиотносятктрудновоспитуемым

Представленнаяклассификациясвидетельствуетотомчтовцеломпричинойподростковойбезнадзорностивыступаютсоциальнопедагогическиефакторыослаблениесоциальнойролисемьикаквоспитателясамоотстранениеродителейотвоспитаниясвоихдетейошибкишкольноговоспитаниянегативноевлияниеокружающейсредынедостаточнаяразвитостьсистемывоспитательнойработысподросткамииродителямипоместужительстваидрчтодиктуетнеобходимостьсовместнойеепрофилактики

ИзложенноедиктуетнеобходимостьизучениясоциальнопедагогическихфакторовпорождающихбезнадзорностьСоциальнопедагогическаяпрофилактикапонимаетсякаксистемамернаправленнаянавыявлениесоциальнопедагогическихпричинспособствующихпроявлениюбезнадзорностииобеспечениюихпреодоленияВосновесоциальнопедагогическойпрофилактикилежитизучениесоциальнопедагогическогоклиматаучастиеродителейлихихзамещающихввоспитанииподростковсоциальнопедагогическоевлияниешколыулицыидругихфакторовСоднойстороныпрофилактиказаключаетсявповышенииролиродителейввоспитаниисвоихдетейСдругойстороныизучениепричинпобуждающихподросткавыйтиизподконтролявоспитателяиоказатьсянаулицеУчитываяважностьпрофилактикиобращаетсявниманиенанеобходимостьпервичнойвторичнойтретичнойпрофилактикиПервичнаяпрофилактикабезнадзорностивключаеткомплекссоциальныхпсихологическихобразовательныхивоспитательныхмероприятийпредупреждающихбезнадзорностьсредидетейиподростковатакжерасширениебеспризорностииприобщениеихкупотреблениюспиртныхнапитковнаркотическихсредствпсихотропныхилиодурманивающихвеществикриминальнойдеятельностиВторичнаяпрофилактикабезнадзорностибеспризорностиибродяжничествасостоитизкомплексасоциальнореабилитационныхобразовательныхвоспитательныхмедикопсихологическихмероприятийпредупреждающихрецидивныеуходыиздомаиобразовательныхучрежденийформированиебродяжничестваизависимостиулицэпизодическиупотребляющихспиртныенапиткинаркотическиесредствапсихотропныеилиодурманивающиевеществанонеобнаруживающихпризнаковболезниатакжеихкриминализациюПодтретичнойпрофилактикойбеспризорностиибродяжничествапонимаетсякомплекссоциальныхобразовательныхимедикопсихологическихреабилитационныхмероприятийнаправленныхнапредотвращениесрывовирецидивовбеспризорностибродяжничестваипротивоправнойдеятельности

РешениепроблемподростковойбезнадзорностиипреодолениееепоследствийтребуетразностороннихусилийширокогокругаведомствиучрежденийОбэтомсовершенносправедливосвидетельствуетположениеФЗОбосновахсистемыпрофилактикибезнадзорностииправонарушенийнесовершеннолетнихгвкоторомотраженыосновыправовогорегулированиятакоговзаимодействияВнемвчастностиуказываетсянанеобходимостькоординацииусилийоргановиучрежденийсистемыпрофилактикибезнадзорности

ВпсихологиипедагогикесоциальнойпедагогикенетединогоопределенияпонятиявзаимодействияКаждаянаукарассматриваетэтопонятиесосвоихпозицийВпсихологиипроцесснепосредственногоилиопосредованноговоздействияобъектовсубъектовдругнадругапорождающийихвзаимнуюобусловленностьисвязьОсобенностьютакоговзаимодействияявляетсяпричиннаяобусловленностьСпсихологическойточкизренияономожетбытьконструктивнымидеструктивнымОсновноевниманиевпсихологииуделеномежличностномувзаимодействиюВпедагогикеформавзаимосвязиегоучастниковнаправленнаянадостижениеопределенныхцелейобучениявоспитанияподготовленностимолодогопоколениякжизниидрОсновноевниманиевпедагогикеуделеновзаимодействиюпедагогаиучащихсявучебновоспитательномпроцессе

Вкурсовойработерассматриваетсяпонятиевзаимодействиевсоциальнопедагогическомаспекте

ВсоциальнойпедагогикесогласованнаядеятельностьподостижениюсовместныхцелейирезультатовпорешениюучастникамизначимойдлянихпроблемыизадачиспособсамоактуализацииисаморазвитияучастниковвзаимодействияОнокакправилорассматриваетсявсоциальнойпедагогикемеждусоциальнымпедагогомиребенкоммеждусоциальнымпедагогомиродителямиилилицамиихзамещающимимеждуребенкомисемьеймеждуспециалистомиклиентом

Всоциальнопедагогическойлитературераскрытыотдельныеаспектысущностисодержаниявзаимодействиясубъектовпрофилактикибезнадзорности

СистематизацияизложенногопозволилаприйтикследующемупониманиюсоциальнопедагогическоговзаимодействияэтосогласованнаядеятельностьповремениместурешениюпрофилактическихзадачипрврамкахфункциональногоназначениясубъектовпрофилактикипоместужительстваинтегрирующаявозможностикаждогоизнихвпреодолениипроблемподросткаиегосемьиобъектоввлияниясубъектоввзаимодействияпозволяющаястимулироватьсоциализациюдуховноенравственноефизическоеразвитиеиобеспечиватьцелесообразноевоспитаниеОновключаетследующиекомпонентысубъектыобъектыцельзадачифункциипринципыфункциональнуюсогласованнуюдеятельностьуровнимеханизмырезультатусловияреализации

СубъектывзаимодействияопределяютсясредойместажительстваЗдесьпреимущественнореализуетсяобучениеосуществляютсявоспитаниедосугисамореализацияподростковМикросоциумместажительстватерриториягражданскогообществагдеформируетсяличностьребенкаподросткаонявляетсяшколойстановлениябудущегогражданинагдезакладываютсяосновысоциализацииличностиохватываеттоместогдеживетребенокподростокиегосемьягдеонреализуетсебягдеудовлетворяетсвоиинтересыипотребностиМикросоциумместажительстваможетограничиватьсянебольшойтерриториейдворближайшаяулицашколаидратакжеможетвключатьбольшуютерриториюрайонкварталместаскопленияподростковимолодежиидрОнможетбытьорганизованныминеорганизованным

ПрофилактикабезнадзорностиибеспризорностисубъектамивзаимодействиярешаетсянаразныхуровняхнафедеральномрегиональноммуниципальномместномуровняхНафедеральномуровневкачествесубъектоввзаимодействиявпроцессепрофилактикибезнадзорностимогутбытькомиссииподеламнесовершеннолетнихизащитеихправорганыуправлениясоциальнойзащитойнаселенияиучреждениясоциальногообслуживанияорганыуправленияобразованиеморганыопекиипопечительстваорганыподеламмолодежиорганыуправленияздравоохранениеморганыслужбызанятостиорганывнутреннихделНамуниципальномместномуровнесубъектамивзаимодействиямогутбытьцентрыпсихологопедагогическойреабилитацииикоррекциисоциальныеприютыцентрпсихологомедикосоциальногосопровожденияцентрсоциальнотрудовойадаптацииипрофориентациицентрысоциальногообслуживаниясемьиидетейпсихоневрологическиеинаркологическиедиспансерыкомиссииподеламнесовершеннолетнихцентрывременногосодержаниянесовершеннолетнихправонарушителейгосударственныеучреждениядополнительногообразованияобразовательныеучрежденияДетскиеДомашколыинтернатыдетскиедошкольныеучреждениябиблиотекиидр

КаждоеучреждениепрофилактикибезнадзорностивыполняетпоотношениюкопределеннойкатегорииподростковсвоифункцииинасвоемуровнерешаетопределенныйкругсоциальнопедагогическихзадачНаличиеобщегоиспецифическоговдеятельностиразныхсубъектоввзаимодействиявпрофилактикеподростковойбезнадзорностиобусловливаетналичиевегохарактеристикедвухсторондифференциациииинтеграции

СовместныеусилиясубъектоввзаимодействиявпрофилактикебезнадзорностинаправляютсякреальнымобъектамОбъектамивлияниясубъектоввзаимодействияявляютсядетииподросткипроживающиенаопределеннойтерриториизакрепленныезанейихродителиилилицаихзамещающиеЦельизадачивзаимодействиясубъектовпрофилактикибезнадзорностиизложенывФЗОбосновахсистемыпрофилактикибезнадзорностииправонарушенийнесовершеннолетнихг

ИзучениеопытапрофилактическойдеятельностисубъектовпоместужительствапозволиловыявитьсодержаниевзаимодействияОновключаетинтеграциюусилийкаждогонаправленнуюнаоздоровлениепсихологическогоклиматасемейноговоспитанияиповышениевоспитательнойролиродителейилилицихзамещающихмотивациюобучениястимулированиедуховногонравственногоифизическогоразвитияподростковорганизациюихцелесообразногодосугазащитуихправВпроцессевзаимодействияреализуютсяширокиесоциальныефункциизащитнаяпрофилактическаявосстанавливающаякоррекционноразвивающаяоздоровительнаякомпенсаторная

 


 

ОсновуэффективностивзаимодействиясубъектовпрофилактикибезнадзорностисоставляютпринципыРеализацияихтребованияобеспечиваетнаиболееполнуюинтеграциюусилийвсехсубъектовпрофилактикибезнадзорностипоместужительстваИзучениеспецификиреализациивзаимодействиясубъектовпрофилактикибезнадзорностипозволиливыделитьследующиепринципыпринциптерриториальностипринциппедагогизациисредыпринципоткрытостивоспитательнойсредыпринципсубъектностипринципуваженияличногодостоинстваподросткаПредставленныепринципывзаимосвязанымеждусобойипредставляютсистемупринциповОнатребуетучетатребованийкаждогопринципавпроцессевзаимодействия

Изучениеразличныхподходовкопределениюэффективностивзаимодействиясубъектовпрофилактикибезнадзорностипоместужительствапозволиловыявитькачественныехарактеристикикритерииихоценкиипоказателисотрудничествоосновныхсубъектовпоместужительствавпрофилактическойдеятельностижеланиеучастниковвзаимодействиякпрофилактикебезнадзорностипоместужительствадоступностьинформационнойбазыоподросткахиихсемьяхзаинтересованностьучастниковвзаимодействияврешениипроблембезнадзорногоподросткаиегосемьиобменопытомучастниковвзаимодействияпопрофилактикебезнадзорностиотношениеквзаимодействиюотношениесемьикоказаниюпомощиспециалистамисубъектовпрофилактикибезнадзорностипоместужительстваотношениеподросткакоказываемойпомощиотношениеподросткакрешениюсобственныхпроблемотношениесоциальногоучрежденияспециалистовкрешениюпроблемподросткасклонногокбезнадзорностииегосемьивовзаимодействиисдругимиучреждениямипрофилактикибезнадзорностипоместужительстваполнотареализациифункцийиполномочийсубъектовпрофилактикивпроцессевзаимодействияответственностьисамостоятельностьввыбореформиметодовквалифицированнойсоциальнойподдержкиизащитыправбезнадзорногоподросткаумениеразработатьиндивидуальнуюпрофилактическуюпрограммусоциальныйпроектиреализоватьееегопрофессиональнаякомпетентностьспециалистовсубъектоввзаимодействияповышениепрофессиональнойкультурыимастерстваспециалистовучрежденийпрофилактикибезнадзорностипоместужительства

Полученныеданныебылисистематизированыипозволиливыявитьуровнивзаимодействияинтеграционныйрепродуктивноположительныйдостаточныйнедостаточный

ИнтеграционныйуровеньхарактеризуетсяуспешнойсовместнойдеятельностьювсехсубъектоввразработкестратегиипрофилактическойдеятельностииеереализациисистемнымхарактеромпрофилактическойдеятельностипозволяющейпланомерноипоследовательнорешатьпрофилактическиезадачипродуктивнымвзаимодействиемвсехзаинтересованныхсторонврешениепроблемподростковиихсемейответственнымотношениемкаждогосубъектаквзаимодействиюидостижениюэффективностивсовместнойпрофилактическойдеятельностимониторингомуспешностивзаимодействиявпрофилактикебезнадзорностиусловийобеспечивающихудовлетворениепотребностейиинтересовподростковвдуховномнравственномифизическомразвитииуспешнойихсоциализацииДанныйуровеньобеспечиваетучетвсехподростковихсемейпоместужительстваидейственностьпрофилактическойсоциальнопедагогическойдеятельности

РепродуктивноположительныйхарактеризуетсядифференциациейусилийсубъектоввзаимодействиявпрофилактикебезнадзорностиибеспризорностипоместужительстваобеспечивающейзначительныйохватподростковойсредыпрофилактическойдеятельностьюкотораястроитсяпланомерноипоследовательновзаимодействиемпоотдельнымнаправлениямпроведениемотдельныхпрофилактическихмероприятийответственнымотношениемкаждогосубъектаквыполнениюсвоихфункциональныхзадачучастиемвоценкеуспешностивзаимодействиявпрофилактикебезнадзорностиусловийобеспечивающихудовлетворениеосновныхпотребностейиинтересовподростковвдуховномнравственномифизическомразвитииуспешнойихсоциализацииДанныйуровеньобеспечиваетучетзначительнойчастиподростковихсемейпоместужительстваидейственностьпрофилактическойсоциальнопедагогическойдеятельности

ДостаточныйуровеньхарактеризуетсявзаимодействиемсубъектоввпрофилактикебезнадзорностипоместужительствапреимущественнокподросткамгруппырискаиихсемьямпрофилактическойдеятельностьюсубъектовврамкахсвоегофункциональногоназначениявзаимодействиемпоотношениюкотдельнымсемьямипроблемнымподросткамнедостаточнымжеланиемсотрудничатьсдругимисубъектамипрофилактикиДанныйуровеньобеспечиваетучетосновноймассыподростковотносящейсякгрупперискапоместужительстваиопределенныеуспехивработесними

НедостаточныйуровеньхарактеризуетсямежведомственнойразобщенностьюпоцелямзадачампрофилактическойдеятельностисубъектовфрагментарностьюиповерхностьювовзаимодействииссоциальнымиучреждениямиотсутствиеминтересаквзаимодействиюсдругимисубъектамипрофилактическойдеятельностиирешениюпроблемподросткаиегосемьиотсутствиемпотребностиврефлексиисобственногопрофилактическогоопытаипрДанныйуровеньнеобеспечиваетнеобходимойпрофилактическойработысподростками

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ДетскаябеспризорностьследствиесовременнойсоциальноэкономическойидуховнонравственнойситуациивРоссиикотораяхарактеризуетсянарастаниемсоциальногонеблагополучиясемейпадениемихнравственногоуровнядистанцированиемшколыотдетейструднойсудьбойкриминализациейсредыростомпреступностисредивзрослыхипорождаетопасныедляподрастающегопоколенияиобществавцеломтенденции

ростчислагражданлишенныхродительскихправчтопредопределяетширокоераспространениесоциальногосиротстваибеспризорностисрединесовершеннолетних

массовыенарушенияправдетей

ространнейалкоголизацииинаркоманииподростковкоторыеведуткувеличениючислапреступленийсовершаемыхнесовершеннолетними

ростчиславенерическихзаболеванийсрединесовершеннолетнихвысокийуровеньбеременностииродовудевочекподростков

омоложениепреступностиувеличениечислаправонарушителейнеимеющихсредствксуществованию

Этитревожныетенденциисвидетельствуютонеобходимостисовершенствованиягосударственнойсистемыпрофилактикибеспризорностииправонарушенийнесовершеннолетнихзащитыихправ

Современнаяпрактикапрофилактическойработыстроитсянапринципахохраннозащитнойконцепцииивключаетширокуюсетьразныхведомственныхучрежденийоказывающихсоциальноправовуюпсихологомедикопедагогическуюпомощьдетямисемьямгруппыриска

ЗапоследниепятьлетвРоссииорганамиисполнительнойвластивсехуровнейсозданооколотысразличныхслужбиучрежденийпроведенабольшаяработапозаконодательномунормативноправовомуикадровомуобеспечениюэтогоновогонаправлениясоциальнойпрактикиОднаконедостаточнаяэффективностьпрофилактическойдеятельностиразличныхведомствотсутствиелогическиорганизованнойкоординациимеждунимиснижаютрезультативностьихсовместныхусилий

Недостаточноевниманиеуделяетсясоциальноправовомуимедикосоциальномупатронажусемейгруппырискачтоприводиткихдальнейшейдеморализацииираспаду

Присуществующемположениикакпоказаломоеисследованиесотрудникиоргановопекиипопечительстваневсостояниивполноймереосуществитьсоциальныйпатронажнеблагополучныхсемейвыполнятьвполномобъемевесьспектрдействийсвязанныхсустройствомдетейоставшихсябезпопеченияродителейнавоспитаниевсемьюобеспечитьполноценнуюзащитуправиинтересовдетей

СерьезныенедостаткиимеютсявработеучрежденийздравоохраненияпоохранерепродуктивногоздоровьяподростковлечениюиреабилитациинесовершеннолетнихнаркомановалкоголиковИменнопоэтомунеобходиморазвиватьсетьучрежденийдлясоциальнойреабилитациинесовершеннолетнихкоторыебыцелостнорешалипроблемыподростковкоррекционнореабилитационнойработойориентируяеекакнаребенкатакинаегосемьюТакиецентрыимеютвозможностьпомочьребенкупокаонещенеутратилсвязиссемьейдругимиинститутамисоциализацииткспектруслугпредоставляемыхЦентромнесовершеннолетнимнуждающихсявгосударственнойпомощивесьмаширок

Необходимоусовершенствоватьработуправоохранительныхоргановпозащитедетейиподростковотфизическогопсихологическогосексуальногонасилияотвовлеченияихвпреступнуюиантиобщественнуюдеятельность

ОтлаживатькоординациюдеятельностиразныхведомстввсферепрофилактикидетскойбеспризорностииправонарушенийКомиссииподеламнесовершеннолетнихприорганахисполнительнойвластивсехуровнейкоторыедолжныосуществлятькоординациюиконтрользаэтойдеятельностьюкоторыефункционируютпосутиделанаобщественныхначалахинеимеютвдостаточнойстепенининорамтивноправовогоникадровогониинформационногообеспечениясвоейдеятельности

Вэтихусловияхнамойвзглядактуальнойзадачейстановитьсяформированиегосударственнойполитикипрофилактикидетскойбезнадзорностиибеспризорностиориентированнойнарешениепроблемнесовершеннолетнихоказавшихсявнесоциальныхсвязейобеспечениереальныхправдетейнадостойнуюформусуществованиявсоциальнойсреде

КонечновобъемеоднойкурсовойработыневозможнораскрытьтемувполномобъемеоднакоясчитаючтодостиглапоставленнойцеливданнойработеЯполностьюивсестороннераскрыланеобходимыевопросыипонятиядляпониманияпричинифактороввлияющихнабезнадзорностьибеспризорностьвсемьеатакжеразработаныипредоставленымерыпопрофилактикебезнадзорностиибеспризорностивсемье

Завершаяработухотелосьбыотметитьчтоввидунеоднозначногоподходаврассмотрениирядавопросовотносительнопрофилактикибезнадзорностиибеспризорностивсемьеданнаятемабудетоставатьсяактуальнойипредметомисследованиянаучныхработвбудущем

СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ

АлексееваЛСЗависимостьотклоняющегосяповеденияподросткаоттипанеблагополучнойсемьиСоциальнаяпомощьсемьеидетямВыпускМосквас

АлексееваЛСМеновщиковВЮсемейнаяпсихотерапиявцентрепсихологопедагогическойпомощиМосквас

АлмазовБНПсихологическаясредоваядезадаптациянесовершеннолетнихСвердловскс

ГосударствоидетиреальностиРоссииматериалыМеждународнойнаучнонопрактическойконференцииМосквас

ДеевВГФакторыформированияотрицательныхпотребностейвподростковомвозрастеиихвлияниенаповедениеПроблемыформированиясоциальныхпотребностейТбилиси

ДетскаябеспризорностькаксоциальноеявлениевРоссииРоссийскийжурналсоциальнойработы№

ДеятельностькомиссийподеламнесовершеннолетнихпопрофилактикебезнадзорностииправонарушенийдетейиподростковинформационныйбюллетеньМоскваИнститутсоциальнойработы

ЗаконозащитеправребенкаСправочнаясистемаКонсультант

ЗаконРФОбосновахсистемыпрофилактикибезнадзорностииправонарушенийнесовершеннолетнихСправочнаясистемаКонсультант

ЗахаровАИКакпредупредитьотклонениявповеденииребенкаМоскваС

ЗахаровАИНеврозыудетейиподростковЛенинградс

КонвенцияоправахребенкаизаконодательствоРоссийскойФедерациисправочникНИИсемьиМосква

ЛоткинДБКакборотьсясбезнадзорностьюСоциальноеобслуживание№с

НормативноправовыеосновыпрофилактикииреабилитациисоциальнойдезадаптациидетейиподростковсборникдокументовВыпМосква

КонцепциисовершенствованиягосударственнойсистемыпрофилактикибезнадзорностииправонарушенийнесовершеннолетнихвсовременныхусловияхРешениямежведомственнойкомиссииприПравительствеРФот№БюллетеньМинистерстватрудаисоциальногоразвития№с

ПервыеитогиИзопытаработыспециализированныхучрежденийпореабилитациисоциальнодезадаптированныхдетейиподростковМс

ПодростокпроблемысоциальнойадаптацииМоскваинститутмолодежис

ПроблемыдетскойбезнадзорностиибеспризорностивРоссийскойФедерациисоциальнополитическиепоследствияисовременныетехнологиирешенияАналитическийвестникСоветаФедерацииФСРФ№

СидоровПИСамореализующееповедениеуподростковкакинтегративноекачестволичностидевиантногообразажизниЛенинградс

УказПрезидентаРФОпрофилактикебезнадзорностииправонарушенийнесовершеннолетнихзащитеихправОтсентября№

ЭйдмиллерЭГЮстицкийВВСемейнаяпсихотерапияЛенинградС

ЭнциклопедиясоциальнойработывтомахМоскваЦентробщечеловеческихценностейсПервыеитогиИзопытаработыспециализированныхучрежденийпореабилитациисоциальнодезадаптированныхдетейиподростковМосквасПервыеитогиИзопытаработыспециализированныхучрежденийпореабилитациисоциальнодезадаптированныхдетейиподростковМосквасАлмазовБНПсихологическаясредоваядезадаптациянесовершеннолетнихСвердловсксДеевВГФакторыформированияотрицательныхпотребностейвподростковомвозрастеиихвлияниенаповедениеПроблемыформированиясоциальныхпотребностейТбилисиНормативноправовыеосновыпрофилактикииреабилитациисоциальнойдезадаптациидетейиподростковсборникдокументовВыпМосквасНормативноправовыеосновыпрофилактикииреабилитациисоциальнойдезадаптациидетейиподростковсборникдокументовВыпМосквасЛоткинДБКакборотьсясбезнадзорностьюСоциальноеобслуживание№сЭйдмиллерЭГЮстицкийВВСемейнаяпсихотерапияЛенинградсЗахаровАИКакпредупредитьотклонениявповеденииребенкаМосквагсКонвенцияоправахребенкаизаконодательствоРоссийскойФедерациисправочникНИИсемьиМосквасЗахаровАИКакпредупредитьотклонениявповеденииребенкаМосквагсКонвенцияоправахребенкаизаконодательствоРоссийскойФедерациисправочникНИИсемьиМосквасСоциальныйприютдлядетейиподростковСодержаниеиорганизациядеятельностиМоскваСАлмазовБНПсихологическаясредоваядезадаптациянесовершеннолетнихСвердловсксДетскаябеспризорностькаксоциальноеявлениевРоссииРоссийскийжурналсоциальнойработы№сДетскаябеспризорностькаксоциальноеявлениевРоссииРоссийскийжурналсоциальнойработы№сПроблемыдетскойбезнадзорностиибеспризорностивРоссийскойФедерациисоциальнополитическиепоследствияисовременныетехнологиирешенияАналитическийвестникСоветаФедерацииФСРФ№


 

Введение 
ХарактеризуямасштабпроблемынеобходимообратитьвниманиенаразличиевпонятияхбеспризорныеибезнадзорныедетиБеспризорныедетиэтотектонеимеетопределенногоместажительстваиилиместапребывания 
ТакиедетисоставляютнеболееотчислабезнадзорныхккоторыммыотносимвсехзаповедениемкоторыхотсутствуетконтрольвследствиенеисполненияилиненадлежащегоисполненияобязанностейповоспитаниюобучениюсодержаниюсостороныродителейилизаконныхпредставителейлибодолжностныхлицКоличествобезнадзорныхдетейсоставляетоколомлнчеловек 
Девиантныеотклонениявоспитанниковдетскихдомовмифыиреальность 
ОбъектисследованияреальныйвозрастпервыхдевиантныхпроявленийвоспитанниковдетскогодомаимерыпринимаемыесотрудникамидетскогодомапопредотвращениювозможныхдевиацийЦельразвенчаниеосновныхзаблужденийобществаотносительновоспитанниковдетскихдомовопределитьосновныеспособыивидымерпопрофилактикедевиантныхотклоненийатакжеихспецификуРостдевиацийвдевяностыегодывсредевоспитанниковдетскихдомовкакнаиболееуязвимойинезащищеннойячейкиобществавызвалкжизнимифодевиантнойраспущенностивоспитанниковдетскихдомов 
ПроведенноемнойисследованиевформеанкетыметодомцелевойбесповторнойвыборкиразвернутогоинтервьюсвоспитанникамидетскихдомовивоспитателямиДемонстрируетчтовбольшинствеслучаевпредставленияобществаовоспитанникахдетскихдомовявляютсяошибочными 
Наиболееяркомыможемэтопроследитьнапримерахпредставленияобществаопроявленияхнаркоманииисуицидальныхявленийвсредевоспитанниковдетскихдомов

Проблемыбеспризорностиибезнадзорностинесовершеннолетних 
ДетидолетпрактическинеуходятиздомуВлетэтослучаетсяобычноиззапедагогическойнекомпетентностиродителейатакжепристремлениинекоторыхдетейкповышеннойкоммуникативностиЧащевсегопобегииздомасовершаютподросткивлетКчислупричинможетотноситьсяотсутствиедолжнойзаботыонихродителейнаказаниепопустякам 
Основнымипобудителямикбегствуявляютсяпринадлежностьксоциальнонеблагополучнойсемьестыдзародителейнапримералкоголиковнедостойносебяведущихсокружающимилюдьмиитдбезразличиеродителейктрудностямихдетейвшколе 
ПобегиподростковиздомумогутсовершатьсяподвлияниемтоварищейВподобныхслучаяхследуетнетолькопресекатьбродяжническийобразжизниподростканоисделатьдлянегопривлекательнымпребываниевсемьеученическомколлективеобщественнойорганизации 
ПодросткимогутпокинутьроднойочагииззаизлишнегоконтроляиавторитарногостиляповеденияродителейКэтомудобавляетсятягакпутешествиямПодчаспобегиздомусовершаютдетисповышеннойактивностьюповеденияЭтосвязаностемчтоихбольшаяживостьинеугомонностьвызываютнегативныереакциисосторонывзрослыхичастоведуткконфликтуКрометогобродяжничествооткрываетполныйпростордляпроявленияихактивностииинициативы 
ДольшевсеговпобегеостаютсянеуспевающиепорядуучебныхпредметовподросткиСтеснительныезамкнутыешкольникирешаютсянауходиздомуобычноподвлияниемболеестаршихиопытныхтоварищей 
ВпоследниегодывРоссиипоявилосьзаметноеколичествоподростковбомжейЧастоонипохищаютсячленамипреступныхорганизацийииспользуютсядлярабскоготрудавсельскохозяйственномпроизводствевстихийныхрынкахвовлекаютсявдетскуюпроституциюинаркоманиючтоувеличиваетвероятностьраспространенияСПИДаДругаяопасностьхулиганствомелкиекражиразбойивымогательствовызванныенеобходимостьюиметькусокхлеба 
Длярешенияобозначеннойпроблемыпредставляетсяцелесообразнымсделатьследующее 
СовершенствоватьгосударственнуюполитикувотношениисемьитаккакименноработассемьейподдержкаеенавсехуровняхгосударственномместномявляетсяглавнымусловиемпрофилактикисоциальногосиротстваНеобходиморазвиватьсистемукомплекснойпомощимолодымсемьямкредитованиеинформационнаяконсультативнаяипрочие 
СкоординироватьдействиявсехзаинтересованныхроссийскихведомствпоборьбеспричинамидетскойбеспризорностивчастностиМинистерствуобразованияорганизоватьсоциальныйпатронатсемейрискаБоротьсяследуетспричинамипоявленияэтойкатегориидетей 
СМИорганизоватьрегулярноеосвещениеданнойпроблемывпериодическихизданияхнателевиденииирадиоформируясоответствующееобщественноемнение 
Привлечькобсуждениюпроблемыгражданскихактивистовобщественныеорганизациидеятелейкультурыирелигии 
Разработатьновыймеханизмродительскойответственностизаненадлежащеевыполнениеродительскихобязанностейвозможновведениеуголовнойответственностиввидеобязательныхработ 
Проанализироватьиобобщитьположительныйопытрегионовпопрофилактикедетскойбеспризорностиибезнадзорностиинаправитьсоответствующиерекомендацииврегионыснеблагополучнойситуацией 
Улучшитьсистемудосуганесовершеннолетнихувеличитьколичествооздоровительныхучрежденийдлядетей 
ОрганизоватьтрудовыеивоеннопатриотическиелагерядлянеблагополучныхподростковразвиватьсистемудетскихобщественныхорганизацийтипаскаутскогодвиженияиДИМСИдетскиеимолодежныесоциальныеинициативы 
Развиватьсетьреабилитационныхучрежденийдлянесовершеннолетних 
ИскатьиапробироватьновыеформыработывпланепрофилактикибезнадзорностипреступностиалкоголизманаркоманиииСПИДасрединесовершеннолетних 
Совершенствоватьзаконодательнуюбазуподаннойпроблемевоизбежаниеотставанияееотреалийжизни 
Квопросуоцветодиагностикевсоциальнойработесбезнадзорнымидетьми 
СегоднятехнологииарттерапиипрочновходятвсистемусоциальнойисоциальнопедагогическойработыснесовершеннолетнимигруппысоциальногорисканаходящихсянаучетевспециализированныхучрежденияхсоциальныхприютахсоциальнореабилитационныхцентрахшколахинтернатахидрСпектрнаправленийреализацииданнойтехнологиивесьмаширокПорезультатампроводимогонамиисследованиявработесбезнадзорнымидетьмиинесовершеннолетниминаходящимисявсоциальноопасномположенииитруднойжизненнойситуациинаиболееэффективнаинформационнозначимацветодиагностикаЭтообусловленорядомфакторов 
особымсоциальнымстатусомдетейданнойкатегории 
характерологическимиособенностямиразвитияличностибезнадзорногоребенка 
специфическимипроблемамисвязаннымисобщениемивзаимодействиемуличногоребенкасосверстникамиродителямивзрослымилюдьми 
НаиболееуспешнопоказаласебяпроективнаяметодикаЦветовоезеркаломощныйинструментпознанияличностиОнапозволяетсоставитьцелостноепредставлениеохарактеречеловекаегоинтересахидвижущихмотивахповеденияоегоустановкахпоотношениюкмирукокружающимеголюдямиврядеслучаевопределитьегопсихологическийтип 
ЭкспресстестЦветовоезеркалоразработандлядиагностикитекущегосостояниячеловекаеголичностныхкачествиособенностейэмоциональномотивационнойсферыдляоценкитекущегосостоянияребенкаипрогнозаегопсихическогоразвитиядляопределенияпсихологическоготипаличностипоЮнгупрогнозасильныхислабыхсторонличностиконкретногочеловека 
ТеоретическойосновойтестаЦветовоезеркалопослужилиидеи 
ИГетеопсихологическойсущностицветаиегомодельцветовогокругавформешестиконечнойзвезды 
ВМВундтаоранжированиицветовыхстимуловвэкспериментальнойпсихологии 
ВКандинскогооцветовойсимволикеоглубокомвлиянииналичностьвоспринимаемыхцветовихоттенковисочетаний 
КГЮнгаразработавшегоотличнуюотвсехдругихнеклиническуютипологиюличности 
ОбластиприменениятестаЦветовоезеркало 
экспрессоценкапсихическогоздоровьядетейивзрослых 
психологическоеконсультирование 
профессиональнаяориентацияшкольниковивзрослых 
профессиональныйотборипрофподбор 
формированиекадровогорезерва 
диагностикамежличностныхотношенийвмалыхгруппахтрудовыхколлективахидр 
ЦветовоезеркалопредставляетсобойпростуюибыструювпримененииверсиюполногоклиническоготестаМетодикадаетвозможностьполучитьспециалистуориентировкинесовершеннолетнихвсамихсебеивхарактересвоихблизкихЦветовоезеркалопозволяетучитыватьиндивидуальныеличностныеособенностиребенкавработесниматакжединамикуихпроявленийприпроведениикоррекционнойсоциальнопедагогическойипсихосоциальнойработы 
ВцеляхизученияструктурыинаправленностижизненныхплановбезнадзорныхдетеймыиспользовалиданнуюметодикукакпрофилактическидиагностическийэкспресстестОнпроводилсянамиврядеобластныхигородскихсоциальнореабилитационныхцентрахдлянесовершеннолетнихгОрла 
ВозрастисследуемыхотдолетПродолжительностьвыполнениятестаминут 
Втестированииучаствовалребенок 
Возрастотлетмальчиковбылодевочекотлетмальчиковдевочекотлетмальчиковдевочек 
Изполныхсемеймальчиковбылодевочекизнеполныхсемейестьилиматьилиотецмальчиковдевочек 
Вгородепроживаетмальчиковидевочекавсельскойместностимальчиковидевочек 
Существуютразличныепричиныпоступлениянесовершеннолетнихвреабилитационныйцентр 
труднаяжизненнаяситуациянаблюдаетсяудевочекимальчиков 
оставшихсябезпопечениямальчиковнаблюдается 
социальноопасноеположениевсемьеумальчиковиудевочек 
Социальныйстатусродителей 
родителиработаютумальчиковидевочек 
неработаютумальчиковидевочек 
родителиограниченнывродительскихправахумальчиков 
родителинаходятсявместахлишениясвободыумальчиков 
ИнтересктестуукаждогоребёнкабылразнообразныйУдевочекимальчиковэтоттествызвалжеланиепоигратьудевочекимальчиковотсутствоваловниманиектестуЭтоговоритотомчтоубольшинствадетейпроявлялсяинтересктестуДляпроведениятестанеобходимоцветныхквадратачёрноеполесбелымкрестомибелоеполесчёрнымкрестомТестпроводилсяскаждымнесовершеннолетниминдивидуально 
Чтобыпонятьнетолькоточтолежитнаповерхностиапоставитьглубокийдиагнознадоиспользоватьбольшееколичествоцветов 
ПолученныеданныепоказаличтоубольшинстванесовершеннолетнихподростковнапервыйпланвыходятсклонностиработатьрукамиинтересковсемуживомуречьидётоспособностикпрактическойдеятельностиЭтидетиоченьнервныепочтинемогутсосредоточитьсяначёмлибоМожетбытьунихестьвиртуознаяодарённостьноеёнадоразвиватьуглублять 
Результатыпоказываютчтоестьдетиукогоналицоактивныеинформационныеинтересыонидеятельныумеютформироватьсвоимысливпоследствиимоглибыстатьжурналистомилиписателем 
Наблюдаютсясклонностиприспосабливатьсякобстоятельствамделовойнаправленностимышления 
ТестыФрилингаваспектепрофдиагностикидаютполноепредставлениеобудущихнаправленияхвжизнибезнадзорныхинесовершеннолетнихгруппысоциальногорискаПроведяэтоисследованиесталоясночтосэтимидетьминадоработатьразвиватьихлогическоемышлениеиинтеллект 
Интегративныепоказателижизненногопланабезнадзорныхподростков 
ЖизненныйпланявляетсявнешнимкоррелятомсложнейшегопроцессаовладениябезнадзорнымподросткомсвоимвнутренниммиромоформленияегомировоззренияЭтоопределеннаясистемаприспособлениякокружающейдействительностивпервыеосознаваемаяребенкомвподростковомвозрастеТаккакименновэтотпериодпроисходитосязаниесобственнойиндивидуальностиоткрытиеЯустановканасознательноепостроениесвоейжизнипостоянноеврастаниевразличныесферыобщественнойжизниПараллельносэтимпроисходятпсихологическиепроцессысамооцениванияформированиясамоотношения 
Категорияжизненныйпланбезнадзорныхнесовершеннолетнихврамкахпроводимогонамиисследованиярассматриваетсякаксовокупностьтрёхосновныхсоставляющих 
ПсихологосоциальнаяПоотношениюкбезнадзорнымнесовершеннолетнимпрофессиональноесамоопределениевыступаеткакактивныйдолговременныйпроцессформированияличностьюсвоегоотношениякпрофессиональнотрудовойсфереиспособегосамореализациичерезсогласованиевнутриличностныхисоциальнопрофессиональныхпотребностейспомощьюсамоанализасамопознанияисамоориентированиясобственныхспособностейиценностныхориентацийВроливнутриличностныхдетерминирующихфакторовпрофессиональногосамоопределениявыступаютприоритетныеинтересыбезнадзорногоподросткавсферепрофессиональногостановленияличностнаянаправленностьтемпераментуровеньэмпатиитипакцентуацииличностистремлениекрискувдостижениицелейпотребностьаффилиации 
ПорезультатамнашегоисследованиявбольшинствеподросткаимеютиждивенческиеинтересыпустьдругиеработаюттольконеяПриэтомфактическиотсутствуетобразсоциальноприемлемоготрудовогопутикогонибудьизблизкихродителейродственниковитд 
СоциальнаяСоциальномотивационнаянаправленностьличностиобездоленногоподросткадинамическийпроцессформированиямотивовкоторыеобуславливаютвыборжизненногопутиатакжеопределяютвозникновениенаправлениеиспособыосуществленияконкретныхформпрофессиональнойииныхвидовдеятельностивнепосредственнойзависимостиотвозрастныхсоциальноличностныххарактеристикбезнадзорныхнесовершеннолетних 
Детерминирующеевлияниенаформированиесоциальнойнаправленностибезнадзорныхнесовершеннолетнихподростковоказываетведущиймотивационныйкомплексличности 
ВпроцессеформированиясоциальнонаправленныхмотивоввнутреннийфильтриграетведущуюрольЧемболеезрелымвсоциальномпланеявляетсяподростокчемменьшеевремяонпробылвуличнойсредесеёбезвременнымпространствомтембольшеегоустремленийнаправленовбудущеетембольшеунегоформируетсясоциальнопозитивныхмотивационныхустановоксвязанныхснамечаемойжизненнойперспективой 
Посвоемувидумотивывыборажизненнойперспективыможноразделитьнатригруппы 
общаямотивировка 
ссылканапример 
немотивированныйвыбор 
ПодавляющеебольшинствобезнадзорныхнесовершеннолетнихподростковосуществляютнемотивированныйвыборчтообусловленонеспособностьюввидуразличныхпсихосоциальныхобстоятельствкпланированиюбудущейжизниВдругихжеслучаяхкогдабезнадзорныенесовершеннолетниеосуществляюттакилииначемотивированныйвыборболееизнихделаютэтоориентируясьнаперспективуудовлетворениясвоихпотребностейиполученияматериальнойвыгодыЗдесьпрослеживаетсяпотребительскоеотношениексоциальномуокружениюгосударствужизнивцелом 
ИндивидуальнопсихологическаяВедущимпоказателемданнойсоставляющейжизненногопланаявляетсясамооценкакакпоказательсформированностипредставленийбезнадзорныхподростковосебеихпсихологическойготовностикопределениюсоциальнопозитивногожизненногопланаиегореализации 
Наоснованииэтогомывыделяемдваосновныхприоритетныхпроцессанепосредственнозависящихотсамооценки 
самовоспитание 
прогнозированиесвоейжизненнойпозиции 
Впроцессеисследованиянамивыделеныхарактеристикитрёхуровнейадекватностисамооценкиобездоленногонесовершеннолетнего 
ВысокийуровеньприсущтембезнадзорнымнесовершеннолетнимчьясамооценкаинтересовспособностейличныхкачествполностьюсовпадаетсоценкойродителейилилицихзаменяющихшкольныхучителейвоспитателейсоциальнореабилитационныхцентровиинтернатовспециалистовпосоциальнойработеиотчастиближайшегосоциальногоокруженияЭтоподтверждаетсядеятельностьюсдостигнутымиуспехамиподросткавразличныхвидахзанятийиорганизациейсвоегосвободноговремениВысокаясамооценкаможетбытьиукриминальнонастроенногоребенкакогдаодобряемыйкриминальнымиавторитетамионподтверждаетсвоюсамооценкурезультативностьюиуспехамикоторыевкратчайшеевремяприводятеговколониидлянесовершеннолетних 
СреднийуровеньнаблюдаетсявтомслучаекогдаподросткичастичнопереоцениваютилинедооцениваютсвоивозможностипосравнениюсоценкойвзрослыхЖизненнаястратегияопределяетсянаосновепознавательногоинтересакразличнымвидамдеятельностибезучетасвоейпригодности 
Низкийуровеньимеетместотогдакогдазаметнарезкаяпереоценкаилинедооценкасвоихинтересовспособностейличныхкачествпосравнениюсоценкойучителейвоспитателейспециалистовпосоциальнойработе 
Какпоказалонашеисследованиеподавляющеебольшинствобезнадзорныхнесовершеннолетнихимеетзаниженнуюсамооценкукотораяпонашимпредположениямможетявлятьсяизначальнозаложеннойпсихофизическойособенностьюребенкатакиследствиемпрохожденияпроцессасоциализациивкрайненеблагоприятнойсоциальнопедагогическойипсихосоциальнойобстановке 
Такимобразомкатегорияжизненныйпланвыступаетдлянаскаксовокупностьвнутриличностныхипсихосоциальныхособенностейнесовершеннолетнихопределяющихихарактеризующихпроцессжизненногосамоопределенияисоциальнойзрелостибезнадзорногоребенкаинаходящихсявпрямойзависимостиотсоциальнопедагогическихусловийпротеканияпроцессаегосоциализацииижизнедеятельности

Заключение 
РоссийскаяФедерацияпереживаетсложныйпереходныйэтапсвоегосоциальноэкономическогоразвитияВсоциальнойсфереэтопроявляетсяростомтакихнегативныхявленийкакпреступностьнаркоманияалкоголизм 
ПриэтомпоследниедесятилетиеидеттенденциянаусилениедевиантнойактивностимолодежиилицпереходногоюношескоговозрастасущественнаячастькоторыхэтовоспитанникидетскихдомовдомовинтернатовидомовинвалидовНезащищенностьдетейсиротпередвовлечениемихвдевиантноеповедениеусугубляетсянегативнымотношениемсостороныдругихчленовобществапорожденныммифамиразличногорода

Списоклитературы 
НовоеначалоМеждународныйкомитетпообслуживаниюАИЛосАнджелесКалифорния 
СельчонокКВПсихологиязависимостисостКВСельчонокХарвест 
КлишинаЕАПрофсоюзРулеткаСвободныйкурс№ 
КондрашенкоВТДевиантноеповедениеуподростковДиагностикаПрофилактикаКоррекцияУчебноепособиеВТКондрашенкоСАИгумновМнАверсов 
НелидоваААПсихологическоеобеспечениесоциальнойадаптациивоспитанниковдетскогодомаААНелидоваТТЩелинаПсихосоциальныйвестник№ 
ПрихонсанАМПсихологиясиротстваАМПрихонсанННТолстыхеиздСПбПитер

 

 


 

Введение

ВРоссиивнастоящеевремяактуализируетсяпроблемадетскойбеспризорностикоторуювсечащесвязываютсявлениямисоциальнойишкольнойдезадаптациивозникновениемнаркоманииитоксикоманиипроституциибродяжничестваибезнадзорности

ДетскуюбеспризорностьибезнадзорностьполитологисоциологииправоведынашеговремениотносятксоциальнымболезнямхарактернымдлялюбогоцивилизованногогосударствавтомчислеиРоссиинапрямуюсвязаннымсполитическимэкономическимразвитиемстраныфункционированиемегоправовойсистемы

Проблемыдетскойбеспризорностиибезнадзорностиприобрелиугрожающийхарактерткчислобеспризорныхдетейизгодавгоднеуклоннорастет

Анализреальныхшаговкоторыепредпринимаютвластивотношениизащитыправиинтересовподрастающегопоколениявцеломиегонаименеесоциализированныхгруппвчастностиубеждаетвтомчтозатрачиваемыегосударствомусилиявэтомнаправлениинельзяназватьадекватнымисложившейсяостройситуациивотношениидетейиподростковотчужденныхотинститутоввоспитания

ЭтасоциальнаяпроблемаприсущанетолькоРоссиизарубежомонаполучиланазваниедетиулицыкотораясуществуетвбольшинствекрупныхгородовмираОнаявляетсявопределеннойстепенипризнакомнеразвитостиэкономикиисоответствующихгосударственныхиобщественныхинститутовпризванныхосуществлятьсоциальнуюподдержкудетейиподростковОднакоданныйфеноменприсутствуетивстранахсразвитойэкономикойиотлаженнымислужбамисоциальногообеспеченияизэтогоследуетнеобходимостьуглубленногоизучениявсехфакторовопределяющихуходивовлечениедетейвуличнуюжизньвусловияхместнойспецифики

АктуальностьтемыисследованияобосновываетсярядомаргументовДетскоенаселениеотрождениядолетнеявляетсясаморазвивающейсясистемойБудучисамойнезащищеннойчастьюобществаоновсемисторонамисвоегосуществованияиразвитиявключенововсемногообразиеобщественныхструктуриотношенийОновоспроизводитиобновляетобществостановясьегочастьюБездетейвоспроизводствообществаневозможноОткачественныхиколичественныххарактеристикдетскогонаселениязависитбудущеенацииигосударства

Сущностьипричиныбеспризорности

ДетскаябеспризорностьсоциальноеявлениеприкоторомпроисходитотрывдетейотсемьисутратойпостоянногоместажительстваОтличительнымипризнакамибеспризорностиявляютсяполноепрекращениесвязиссемьёйродителямиродственникамипроживаниевместахнепредназначенныхдлячеловеческогожильядобываниесредствкжизниспособаминепризнаваемымивобществепопрошайничествоворовствоподчинениенеформальнымзаконам

ПонятиебеспризорностиотличаетсяотпонятиябезнадзорностиВФедеральномзаконеотиюнягодаОбосновахсистемыпрофилактикибезнадзорностииправонарушенийнесовершеннолетнихданыследующиеопределения

· безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

· беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Т.о. в соответствии с законом, отличие беспризорного от безнадзорного состоит в отсутствии места жительства. В ряде публикаций понятия «беспризорность» и «безнадзорность» смешиваются.

В отечественной  правовой науке беспризорность и  безнадзорность принято рассматривать  как стадии одного процесса, одной «социальной болезни»4.

К отличительным  признакам, позволяющим считать  ребенка беспризорником относятся5:

– полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками;

– проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья;

– добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство и пр.);

– подчинение «неписаным» законам, продиктованным признаваемым среди беспризорников авторитетом.

С другой стороны, согласно данным правоохранительных органов, в современной России появилась категория беспризорников, тесно связанных с криминальным миром, которые могут позволить себе снимать достаточно комфортное жилье6.

Беспризорные  дети отличаются более сильным инстинктом самосохранения, повышенной возбудимостью, склонностью к искусственным возбудителям (наркотикам, алкоголю и т.п.). Некоторые из них преждевременно начинают половую жизнь7. Они также отличаются выносливостью, активностью, солидарностью в групповых действиях8.

Криминалисты  отмечают, что у беспризорников жизненные цели могут смещаться в сторону психологического комфорта, получения «сиюминутных удовольствий»9.

Для беспризорника, начинающего общаться с себе подобными, все неудобства жизни (голод, холод, гигиеническая запущенность, страх  и т.п.) начинают приобретать притягательную силу10. С точки зрения криминалистов дети, перестающие вести так называемый нормальный образ жизни, отличаются от других и тем, что жизненные цели у них смещаются в сторону психологического комфорта, компанейско-группового характера, сиюминутных удовольствий, потребительства, наживы11.

У них фиксируется  ослабление чувства стыда, равнодушное  отношение к переживаниям других, агрессивность, грубость, лживость, несамокритичность  и пр.12 Таков далеко не полный перечень признаков социальной болезни, именуемой детской беспризорностью. Но даже те ее признаки, которые стали предметом пристального внимания главным образом психологов, в конце концов ведут к деградации личности ребенка, которой сопутствует ориентация на асоциальное, преступное поведение.

Беспризорность  вызывается причинами социально-экономического характера, такими как войны, революции, голод, стихийные бедствия и другие изменения условий жизни, влекущие за собой сиротство детей.

Росту беспризорности способствуют экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация, конфликтная обстановка в семьях, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. Выделяются также медико-психологические причины (склонность некоторых несовершеннолетних к асоциальному поведению)13.

В последнее  время, по словам сотрудника МВД, все  больше малолетних преступников оказываются  детьми из весьма благополучных семей. «Вы глубоко ошибаетесь, если думаете, что балластом для общества могут  стать только дети люмпенов, которые не получили ни должного материального содержания для своего развития, ни любви со стороны родителей, – специалист Московского реабилитационного центра для детей наркоманов. – Все чаще на социальное дно попадают дети из благополучных, на первый взгляд, семей. Занятые работой по 24 часа в сутки папы и мамы перекладывают воспитание детей на совершенно чужих им людей. Любовь же свою родители выражают чрезмерным количеством подарков. Дети – сверхчуткие существа, они подсознательно чувствуют, что подарки – это откуп за невнимание. Они понимают, что никому не нужны. Отсюда в душе ребенка копится злость, растут жестокость и желание идти против всех и вся». Среди таких детей, по словам специалиста центра, немалое число наркоманов, преступников. Эти дети идут на преступления не ради куска хлеба, как делают их обездоленные ровесники, а из подсознательного чувства мести за невнимание.

Также детская  беспризорность тесно связана с  социальным сиротством, только за последние  два года, в четыре раза выросло  число родителей, лишенных родительских прав. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей и сирот, и детей оставшихся без попечения родителей», содержит нормы, обеспечивающие приоритетную защиту интересов детей и сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, в области здравоохранения, образования, трудоустройства, права на жилье, но его положения, к сожалению не исполняются.

Право детей  на жилье, оно не соблюдается практически  везде. В субъектах Российской Федерации  низка активность органов опеки и попечительства, их деятельность, вопреки требованиям статьи 123 Семейного Кодекса, сведена в основном к тому, что дети подыскиваются для тех граждан, которые сами обратились за просьбой об усыновлении ребенка.

Также одной  из основных причин этого явления стало разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений. Существенно сократилось число, выросла платность и снизилась доступность для семей детских дошкольных учреждений, образовательных заведений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга и летнего отдыха детей, музыкальных и художественных школ. Негативную роль сыграла отмена обязательного среднего общего образования и коммерциализация профессионального образования. После окончания 9-го класса многие 15-летние подростки не работают и не учатся. Общеобразовательная школа перестала отвечать за всеобщность образования. Увеличивается число никогда не учившихся детей. Дети вытесняются на улицу.

Еще одной причиной безнадзорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий  жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей.

В результате роста  смертности мужчин в молодых возрастах, разводов и внебрачной рождаемости  увеличивается число неполных семей, имеющих меньшие возможности  для содержания и воспитания детей. В неполной семье воспитывается сегодня каждый седьмой российский ребенок. Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются их нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности. Увеличивается число детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия. В больницы помещаются малолетние дети, длительное время остающиеся без присмотра и пищи. Пополняется число детей из семей, в которых родители потеряли способность накормить и одеть детей, дать им образование и воспитание. Из-за пьянства, наркомании, аморального образа жизни, отказа от содержания и воспитания детей государство вынуждено лишать родителей родительских прав

 


 

СформироваласьноваясистемакоммерческойикриминальнойэксплуатациидетскойбезнадзорностиРастетдетскаянаркоманияиалкоголизациядетивовлекаютсявкриминальныесообщества

НеблагоприятноевлияниенасоциализациюдетейзачастуюоказываютсредствамассовойинформацииведущиеоткрытуюискрытуюпропагандусексуальнойвседозволенностипорнографиинасилияпреступностинаркоманииИзменилисьрепертуарыдетскихтеатровикинополитикакнигоизданиядлядетейВдетскойимолодежнойсредечастокультивируютсяхудшиеобразцызаграничнойморалиикультуры

ПроблемабезнадзорныхдетейэтокомплекснаясоциальнаяпроблемаДетиоказавшиесяпотемилиинымпричинамнаулиценуждаютсявразнообразнойпомощиДанныеспециальныхисследованийипрактикаработысоциальныхслужбдлябезнадзорныхдетейвСанктПетербургепоказываютчтооколоизнихнуждаютсявпомощипсихологаоколонуждаютсявуслугахврачаразличныхконкретныхспециальностейнеобходимаактивнаяпомощьисотрудничествосостороныродителейпочтинужнаширокаямногоаспектнаяпомощьсоциальныхслужб

ИсториябеспризорностивРоссии

Следуетотметитьчтодетскаябеспризорностькакявлениеберетсвоеначалосовремениобразованиясемьикакячейкиобщества

ВдохристианскойРусивродовойобщинеславянсуществовалатрадициязаботитьсяосиротахвсеммиромСпринятиемхристианствасвязываютначалогосударственнойполитикизаботыодетяхСтатьяРусскойПравдывменялавобязанностиопекунампечаловатьсяосиротахТерминпечаловатьсяозначалзаботуповоспитаниюсиротпокровительствотемктонедюжесябудуттенесмогутсамисобоюпечаловаться

СобственногосударственнаяполитикапризрениядетейсиротначинаетсяпомнениюисследователейсовременцарствованияИванаГрозногокогдапоявилисьпервыесиротскиедомакоторымиведалПатриаршийприказВвСтоглавымсоборомкаждойцерквибылоопределенооткрыватьучилищедлянаставлениядетейграмотеадлясирыхинемощныхсоздаватьприцерквибогадельни

ДальнейшееразвитиегосударственнаясистемапризренияполучилаприПетрекоторыйпоощрялоткрытиеприютовкудапринималинезаконнорожденныхссоблюдениеманонимностипроисхожденияОдинизпервыхвРоссиикрупныхсиротскихгосударственныхдомовбылпостроенвгновгородскиммитрополитомИонойприХолмовоУспенскоммонастыреСиротскиммонастырямбылоприказанообучатьдетейграмотеатакжесоздаватьшколыгдеучитьсиротарифметикеигеометрииВиюнегПетриздаетуказпокоторомубыловеленомалолетнихинищихребятбивбатогипосылатьнасуконныйдворикпрочиммануфактурамПосколькубогадельниигоспиталибылипереполненытоцарскимраспоряжениемсирототдавалинавоспитаниевсемьиамальчиковлетистаршевматросы

ДальнейшееразвитиесистемапризренияполучилаприЕкатеринеПодпатронажемимператрицысуществоваливоспитательныедомаиприютыглавноеназначениекоторыхсостояловтомчтобынавремяукрытьребенкаотбедыазатемопределитьвсемьюблагонравногоповедения

ВвчислодетейввоспитательныхдомахбыстророслоаусловияжизниухудшалисьЧрезвычайнаяскученностьнедостаточноепитаниеотсутствиеуходаимедицинскойпомощиприводиликчрезвычайновысокойдетскойсмертностиТакприАлександресмертностьввоспитательныхдомахдоходиладо

ВовторойполовиневвразвитииобразованияпроисходятсущественныепеременыВпедагогикеактивноначинаютразвиватьсягуманистическоедуховноеинравственноенаправленияПедагогическаяобщественностьобращаетсяквопросамсамосовершенствованияличностисвободноговоспитанияреформированияобразования

РазвивалосьзаконодательствобылиучрежденысудыдлянесовершеннолетнихисправительныезаведениядляподследственныхиподсудимыхЭтизаведениянаходилисьвтеснойсвязиссудами

КгнатерриторииРоссиирасполагалосьдетскихприютовгдевоспитывалисьдетей

ВэтуэпохусудебныхреформвРоссиисформировалисьосновныенаправлениядеятельностигосударстваиобществапопредупреждениюправонарушенийнесовершеннолетнихГосударствонаправлялосвоиусилияпреимущественнонаразвитиеправовыхосновпревентивнойполитикипрактическиешагиосуществлялиобщественныесилы

ВРоссиибеспризорностьпринялаугрожающийхарактерпослеймировойвойныиОктябрьскойРеволюциикнасчитывалосьоколомлнбеспризорныхПроблемамибеспризорностизанималисьГосударственныйсоветзащитыдетейпредседательАВЛуначарскийНаркомпросРСФСРкомиссияпоулучшениюжизнидетейприВЦИКДеткомиссияВЦИКпредседательФЭДзержинскийсоциальныеинспекциинаместахФондимениВИЛенинадляоказанияпомощибеспризорнымдетямОпытныепедагогистремилисьсоздаватьбеспризорнымдетяммаксимальныевозможностидлянормальногоразвитияпроявлениясамостоятельностиинициативыполезнойтворческойдеятельностиВпринятыПоложениеомероприятияхпоборьбесдетскойбеспризорностьювРСФСРиПостановлениеЦИКиСНКСССРОмероприятияхпоборьбесдетскойбеспризорностью

СистемаликвидациибеспризорностивключалавыявлениеиконтрользабезнадзорнымидетьминеблагополучнымисемьямисоциальнуюпомощьипрофилактикубеспризорностиОрганизовывалисьдетскиевоспитательныеучрежденияинтернатноготипадетскиедоматрудовыекоммунышколыколониишколыкоммуныдетскиегородкипредставлялисобойобъединениенесколькихдетскихдомовшколФЗУсобслуживающейихинфраструктуройиподсобнымиучреждениямиипрочие

Вгодувдетскихдомахвоспитывалосьтысячдетейв−годахтысячдетейПрименялисьтакиеформыработысбеспризорнымидетьмикакпатронатусыновлениеопекаипопечительство

ЛиквидациябеспризорноститакжетребовалапроведениясанитарнойобработкиобитателейподваловиулицвнеобходимыхслучаяхлеченияорганизациипитанияиучебыдетейпредоставленияжильяиработыподросткамДляэтогонапредприятияхбыливведеныспециальныесемипроцентныеквотыдляпроизводственногообученияитрудоустройстваподростковАктивноеучастиевработесдетьмииподросткамисулицыпринималиикомсомольцы

ЧерезсозданныхвгприемниковраспределителейрассчитанныхнаприемотдодетейодновременновпервыйгодцеленаправленнойгосударственнойборьбысбеспризорностьюпрошлоболеетысячдетейНесмотрянаочевидныетрудностивосстановительногопериодакгвРСФСРужеимелосьболеедетскихдомовтрудовыхкоммунидетскихгородков

ОпасностьбеспризорностивновьвозниклавгодыВеликойОтечественнойвойны

Кконцухггбеспризорностьзаменилитерминамидетскаябезнадзорностьипреступностьнесовершеннолетних

МодельсоветскогосчастливогодетстваэпохисталинизмапредставляласобойслаженныйгосударственныймеханизмвоспитаниясоветскихгражданГосударствонедавалоавтономиисемьиизаневыполнениеобязанностейповоспитаниюдетеймоглоповлечьприменениепредусмотренныхзакономпринудительныхмерлишениеродительскихправпомещениедетейвдетскиедомаНачинаяссамогораннеговозрастаребенокдолженбылпройтивсеосновныеэтапысоветскойсоциализациидетскиеяслисадшколасредниеиливысшиеучебныезаведенияВтомслучаекогдаоноставалсясиротойеговоспитаниемполностьюзанималисьгосударственныедетскиеучреждениядомаребенкадетскиедома

ДругуючастьэтоймоделисоставлялидетскиеучрежденияколонииспециальныедетскиедомаитдкоторыеизымалинаказывалиперевоспитываливозвращалиобратновсоветскоедетствотехдетейчьеповедениеневписывалосьврамкиофициальнойконцепциидетствабеспризорныхибезнадзорныхсовершавшихпроступкиипреступленияОбщеобразовательныешколывместеспионерскойорганизациейикомсомоломфактическивзялинасебяосновнуюнагрузкуповоспитаниюдетейиподростковВсвязисбольшойзанятостьюродителейшколабраланасебямногиееефункциионапомогаларебенкупреодолеватьэкстремальностьжизнивоенныхипервыхпослевоенныхлетбылаэффективныминструментомофициальнойсоветскойсоциализации

ДомаребенкадетскиедоматакженевсегдамоглиобеспечитьдетямбеспризорникампрохождениевсехэтаповэталоннойсоциализациипосколькунаходилисьвтяжеломматериальнобытовомположенииВсеэтоспособствовалораспространениюаномальногоповедениясредидетейбегствоиздетскихдомовидругихучрежденийнищенствобродяжничествопреступленияитдДляборьбысегопоследствиямидействовалацелаясетьгосударственныхучрежденийдетскиекомнатымилицииприемникираспределителитрудовыеитрудовыевоспитательныеколонииКарательнорепрессивныемерывотношенииподросткасовершившегопроступоксоздавализамкнутыйкругОступившисьипопаввкриминальнуюсредуонобычнонемогвыйтиизнееТакгосударственнаяполитикавэтойсферепытавшаясякакимтообразомулучшитьситуациюсподростковойдевиациейфактическиспособствовалоееросту

НовыйвсплескбеспризорностинаблюдаетсявРоссиисначалахгодовВдокументахСоветаФедерациипричинамивозникновенияиростабеспризорностиназываютсяразрушениегосударственнойинфраструктурысоциализацииивоспитаниядетейатакжекризиссемейростбедностиухудшениеусловийжизнедеятельностиразрушениенравственныхценностейивоспитательногопотенциаласемей

ПоданнымМинистерстваТрудаРФприведеннымМосковскимгородскимцентромДетиулицежегодновыявляетсясвышетысдетейоставшихсябезпопеченияродителейвтысчеловекПодавляющеебольшинствоизнихсоциальныесиротытоестьброшенныеродителямиилиотобранныеуродителейневыполняющихсвоихобязанностейповоспитаниюисодержаниюребенка

ВгодувРоссиибылозарегистрированоболеетысячпреступленийсовершённыхнесовершеннолетнимиатакжетысячпреступленийсовершённыхдетьминедостигшимивозрастапривлечениякуголовнойответственностиЗанарушенияправопорядкавмилициюбылодоставленоболеемлннесовершеннолетнихКначалугоданаучётевподразделенияхподеламнесовершеннолетнихМВДРоссиисостоялосвышетысдетейиподростковБеспризорныедетилишённыесредствксуществованиюмогутподвергатьсякоммерческойикриминальнойэксплуатацииБеспризорникивовлекаютсявкриминальныесферыдеятельностиработанаулицевовредныхусловияхпроституцияпорнографическийбизнесторговлятабачнойалкогольнойпродукциейитдсвязанныесрискомдляздоровьяпсихологическогоисоциальногоразвития

СпогодвразавырослочислодетейбольныхалкоголизмомвразатоксикоманиейвразнаркоманиейЗначительноувеличилоськоличестводетейбольныхсифилисомдругимивенерическимизаболеваниямиСПИДом

ВгодуМинистерствовнутреннихделобнародовалоудручающуюстатистикуодетяхКаквыясняетсянизкаярождаемостьвРоссииещеполбедыПечальнуюкартинудетствадовершаеттакоеявлениекакмассоваябеспризорностьтаковыхдетейнасегодняшнийденьужеотобщегоколичества

 

Документ Microsoft WordПолезно.doc

— 25.00 Кб (Скачать документ)

Исследования.doc

— 227.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Копия Скачала.doc

— 309.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.doc

— 462.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Подростковый возраст.doc

— 322.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

точечный рисунок.bmp

— 0 байт (Скачать документ)

Диплом 111.doc

— 173.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Психологические аспекты причин беспризорности в подростковом возрасте