Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:53, реферат
Современная ситуация в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре характеризуется поиском путей повышения качества жизни и укрепления института семьи. Благополучие семей с детьми является одним из приоритетных направлений социальной политики, призванной обеспечить создание необходимых условий в жизненном становлении семьи и выполнении ее социально значимых функций.
Введение ……………………………………………………………………………….
Условные сокращения……………………………………………………………….
Раздел I. Теоретические основы организации участковой социальной работы ………………………………………………………………………………………..
Основные модели участковой службы в системе государственных учреждений социальной защиты населения ……………………………………………….
Зарубежный опыт организации социальной участковой службы ………………………………………………………………………………………………....
Способы организации участковых социальных служб ………………………………………………………………………………………….……...
Раздел II. Участковая социальная работа – практический аспект ………………………………………………………………………………………………...
Технология участковой социальной работы …………………………..…..
Содержание форм работы, осуществляемых участковым специалистом по социальной работе ………………………………………………………………………..
Примерные документы, оформляемые участковым специалистом по социальной работе …………………………………………………………………………...
Раздел III. Из опыта работы участковых социальных служб учреждений социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ………………………………………………………………………………………………....
Участковая социальная работа – технология профилактики семейного неблагополучия ……………………………………………………………………….….…..
Организация деятельности участковой социальной службы и ее место в системе профилактики семейного неблагополучия …………………………………...…..
Технология работы с семьей и детьми в рамках программы «Участковая социальная работа»…………………………………………………………………………...
Первый опыт реализации программы «Активная поддержка родительства» в учреждении социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Зазеркалье» ………………………………………………………………………………………………....
Приложение ……………………………………………………………….………….
Список литературы …………………………………………………………………
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………
Условные сокращения……………………………
Раздел I. Теоретические основы организации
участковой социальной работы ………………………………………………………………………………
Раздел II. Участковая социальная работа –
практический аспект ………………………………………………………………………………
Раздел III. Из опыта работы участковых социальных
служб учреждений социального обслуживания
Ханты-Мансийского автономного округа
– Югры ………………………………………………………………………………
Приложение …………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Современная ситуация в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре характеризуется поиском путей повышения качества жизни и укрепления института семьи. Благополучие семей с детьми является одним из приоритетных направлений социальной политики, призванной обеспечить создание необходимых условий в жизненном становлении семьи и выполнении ее социально значимых функций.
Поэтому сегодня назрела необходимость в разработке инновационных моделей социального обслуживания семьи и детей, изменении организационных и содержательных подходов к организации помощи семьям и несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении.
Одной из таких форм стала участковая социальная служба (далее - участковая служба) как одно из направлений деятельности системы социальной защиты населения по организации работы по месту жительства. В ее основе лежит принцип территориального деления муниципального образования на участки и закрепления за каждым участком специалиста по социальной работе. Принципиальное отличие социального обслуживания по участковому принципу заключается в максимальном приближении социальной помощи к проживающему на участке населению. Участковые специалисты по социальной работе обследуют условия проживания семьи, диагностируют уровень ее социального неблагополучия, планируют индивидуальную программу реабилитации, организуют оказание своевременной квалифицированной помощи, осуществляют координацию деятельности всех субъектов системы профилактики по ее реализации.
Уникальность такой формы социальной работы заключается в том, что специалист по социальной работе осуществляет свою деятельность непосредственно на территориальном уровне клиента, что обеспечивает:
Технология социальной работы с семьей и детьми содержит ряд обязательных компонентов, которые осуществляются в логической последовательности: получение информации, проверка достоверности информации, первичная диагностика социальных проблем семьи и детей, выявление внутреннего потенциала семьи, ребенка, сбор дополнительной информации о социальном и психологическом статусах, анализ выявленных проблем, постановка социального диагноза, систематизация разносторонней информации, разработка индивидуальной программы реабилитации семьи и ребенка, выработка рекомендаций по организации реабилитационных мероприятий с семьей и детьми, представление индивидуальной программы реабилитации семьи, ребенка на Реабилитационном Совете, отслеживание динамики реализации индивидуальной программы реабилитации, социальный патронаж, психолого-педагогическое сопровождение, оказание практической помощи, супервизия, корректировка программы реабилитации, анализ результативности.
Работая непосредственно на территориальном уровне клиента, специалист учреждения имеет уникальную возможность в своевременном получении (отправлении) информации о семье (ребенке), нуждающейся в социальной помощи и поддержке, так как на данном участке также осуществляют свою деятельность специалисты образовательных учреждений, Советов территориального общественного самоуправления, участковые уполномоченные, инспекторы по делам несовершеннолетних.
Стержневую, консолидирующую роль в реабилитационном пространстве занимает специалист по социальной работе, который является координатором между специалистами вышеназванных учреждений.
Работа специалистов во взаимодействии дает возможность:
1.2. Зарубежный опыт организации социальной участковой службы
(по материалам Т.В. Шеляг, заместителя начальника
Управления по делам семьи, женщин и детей
Министерства социальной защиты населения Московской области, доцента)
Участковый принцип в той или иной форме лежит в основе деятельности системы социальной поддержки семьи и детей практически в большинстве государств, обеспечивающих реализацию социальной политики в интересах семьи и детей. Исторически он является наследием длительной традиции развития местного самоуправления, в соответствии с которой вопросы местного значения, социального призрения и социального контроля решались самостоятельно населением каждой территориальной единицы, в качестве которой первоначально выступал церковный приход. Жители принимали решения по поводу организации местной жизни, школьного обучения детей, ремонта общественных зданий, помощи вдовам, воспитания осиротевших детей. Кроме того, к соседям, ведущим «неправильный» образ жизни, применялись меры осуждения и наказания. При этом в небольшом местном мирке, где все поколениями знали друг друга, социальный контроль был тотальным, а выявление общественных пороков и сообщение о них светским и духовным властям считалось моральным долгом каждого жителя.
Начало профессиональной социальной работы в нашей стране в 1991 г. было связано с определенным недопониманием демократических принципов. Поэтому в основу практически всех мер социальной поддержки и технологий социальной работы был положен заявительный механизм: помощь оказывается тому, кто запрашивает ее. Между тем зарубежный опыт социальной работы, так же, как и отечественный опыт участковой организации других видов деятельности, указывает на необходимость реализации, наряду с заявительным, выявительного подхода, когда нарушения прав граждан, трудная жизненная ситуация обнаруживаются не только в результате жалоб самих пострадавших, но и в результате целенаправленной деятельности уполномоченных органов и ведомств. Так, участковый уполномоченный милиции должен не только ждать заявлений граждан, но и знать ситуацию в каждой семье на подведомственной территории, выявлять латентные преступления и предпосылки противоправных деяний. Участковый врач и участковый педиатр не только лечат соответствующие категории жителей, но и наблюдают за состоянием их здоровья; они должны проводить выявительные профилактические осмотры. Точно так же органы социальной защиты населения должны не только реагировать на обращения лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, но и выявлять те семьи, в которых зреет социальное и психологическое неблагополучие, нарушаются права и жизненные интересы детей, формируется ситуация, которая может привести к их социальному сиротству.
Социальное законодательство европейских стран начало складываться еще в XVIIв., а в современном своем виде сформировалось на протяжении XX в. При этом защита детей от жестокого обращения всегда была в числе приоритетных направлений законодательного регулирования (определенный парадокс состоит в том, что в Великобритании, например, законодательно допускаются телесные наказания детей, хотя и проводится различие между наказанием и жестоким обращением).
Законодательство о защите детей пересматривается в тех случаях, когда существующими мерами не удается оградить жизнь, здоровье и неприкосновенность детей. Так, в Великобритании меры по изменению законодательства осуществляются по выявлении каждого непредотвращенного случая жесткого обращения с детьми. Нормативная база предусматривает ответственность каждого органа, входящего в систему организации органов социального управления и социального контроля, а также регламентирует те инструменты, которые имеются в их распоряжении.
Единая установка на обеспечение детям прав на нормальное развитие, свободное от голода и жестокого обращения, проявляется в общественном мнении: соседи, местная общественность считают своим долгом сообщить компетентным органам о случаях семейного неблагополучия, которые угрожают детям..
В Великобритании такая муниципальная единица называется neighborhood — «соседство», аналог нашего микрорайона, включающий несколько кварталов, улиц в большом городе. В каждой такой территориальной единице имеется центр социального обслуживания (агентство, бюро), клуб и кафе для местных мероприятий (встречи пенсионеров, собрания клуба матерей и пр.).
Микрорайон в свою очередь поделен на участки, каждый из которых обслуживает бригада, или команда, специалистов. Возможны варианты, когда для пожилых и инвалидов работает одна команда, для оказания помощи семьям с детьми — другая. В команду по работе с семьей входит специалист по социальной работе, психолог, социальный педагог. При необходимости могут быть привлечены реабилитологи, юристы, «домашние помощники» (если, например, родители болеют и не в состоянии самостоятельно заботиться о детях, на определенный период семью посещает домашняя помощница, ведущая домашнее хозяйство).
Члены команды не только работают
совместно над разрешением
Кроме того, члены команды тесно взаимодействуют со всеми другими ведомствами социальной сферы своего микрорайона, города и пр. Это не просто добрая воля, результат необходимости комплексного подхода — это должностная обязанность каждого ведомства социального блока.
Так, специалисты социальной службы имеют прочные контакты с учреждениями образования. С одной стороны, они обращаются к учителям, социальным педагогам школы, где учится проблемный ребенок, интересуясь его поведением в школе, наличием трудностей в общении со сверстниками и педагогами, помогают организовать дополнительные занятия в случае отставания в учебе. С другой стороны, учителя и социальные педагоги обязаны известить социальные службы, если сложности в поведении ребенка свидетельствуют о наличии проблем в его семье, а также полицию, медиков и социальные службы, если поведение ребенка свидетельствует о жестоком обращении с ним, брутальном или сексуальном насилии.
Правоохранительные органы и полицейские службы, вероятно, всех стран так же не любят вмешиваться во внутрисемейные конфликты, как отечественные правоохранители. Тем не менее, информация о недолжном обращении с детьми является поводом для немедленного вмешательства, проверки фактов, возможно, для изъятия ребенка из семьи, где ему угрожает опасность. На несколько дней ребенок может быть помещен в учреждение социальной службы (или в больницу). Если ситуация не разрешается, суд принимает решение о жизнеустройстве ребенка (передача родственникам, приемная семья, фостерная семья, детский дом).
Несмотря на решительные меры, принимаемые в защиту ребенка, не следует думать, что компетентные органы охотно идут на изъятие детей. Сначала должны применяться средства, помогающие семье разрешить свои проблемы.
Трудности могут быть связаны с алкогольной (наркотической) зависимостью родителей (или одного из них). Им предоставляется возможность пройти лечение, воспользоваться поддержкой ряда общественных объединений (прежде всего клубов «Анонимные алкоголики», «Анонимные наркозависимые»). Если же родителям не удается избавиться от зависимости, ребенка помещают в фостерную семью. В случае окончательного отобрания ребенка он может быть передан на усыновление, причем тайна усыновления (это относится прежде всего к младенцам) соблюдается очень строго.
Успешная ресоциализация неблагополучных семей, сохранение детей в них возможныблагодаря тому, что, как правило, семейные проблемы выявляются на достаточно раннем этапе, когда личности родителей еще не разрушены, семейные отношения могут быть восстановлены.
Несмотря на то, что в нормативных актах подробно расписаны обязанности специалистов по оказанию помощи семье, защите прав и законных интересов детей, регламентировать все аспекты и детали данной работы принципиально невозможно. Поэтому большое значение в успешном осуществлении такой деятельности имеет профессиональное самосознание специалистов участковых социальных служб. Его основные принципы изложены в Кодексе социальной работы; их соблюдение контролируется профессиональными объединениями, которым передана государственная функция выдачи лицензий на соответствующую деятельность.