Развитие творческих способностей как условие профессиональной адаптации будущих специалистов социально - культурной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:34, дипломная работа

Описание

Цель исследования: Выявить механизм развития творческих способностей молодых специалистов социально- культурной сферы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач;
рассмотреть специфику профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сфере;
охарактеризовать творческие способности как составляющую профессиональной адаптации;
рассмотреть отечественный и зарубежный опыт развития творческих способностей будущих специалистов социально-культурной сферы;
исследовать влияние деятельностного фактора на развитие креативности в соцально-культурной сфере
проанализировать деятельность «Центра студенческих инициатив СПбГУКИ»;
разработать программу профессиональной адаптации будущих специалистов социально- культурной сферы;
дать методические рекомендации по совершенствованию работы Центра на основе проведенного анкетирования и наблюдения за рабочим процессом Центра.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей молодых специалистов социально-культурной сферы в системе профессиональной адаптации.
1.1. Профессиональная адаптация: понятие, сущность, механизм
1.2. Специфика профессиональной адаптации молодых специалистов
1.3. Творческие способности как составляющая профессиональной компетенции будущих специалистов социально-культурной сферы
Глава 2. Технология развития творческих способностей молодых специалистов социально-культурной сферы в профессиональной адаптации.
2.1. Отечественный и зарубежный опыт профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сферы.
2.2. Анализ деятельности «Центра студенческих инициатив СПбГУКИ»
2.3 Проект реформы Центра студенческих инициатив
2.3.1 Пояснительная записка
2.3.2 Цель проекта
2.3.3 Задачи проекта
2.3.4 Целевая аудитория
2.3.5 Принципы разработки проекта.
2.3.6 Этапы реализации проекта
2.3.7 Материально-техническое обеспечение
2.3.8 Финансовое обеспечение
2.3.9 Ожидаемые результаты.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа развитие творч способн.docx

— 131.94 Кб (Скачать документ)

 

2.3.7 Материально-техническое  обеспечение

Работа любой организации  сегодня невозможна без использования  технического парка. Сегодня технические  средства реализованы с использованием цифровых технологий. Модернизация техники  осуществляется постоянно, поэтому  можно говорить, что срок морального старения компьютеров, осветительной  и акустической техники не превышает  трех лет. В контексте обеспечения  качества работы Центра стиденческих инициатив это означает, что необходимо планировать замену технических средств и финансирование этой замены не реже, чем раз в три года. Ориентировочная стоимость заменяемого оборудования по ценам, помещенным на сайте www.price.ru составляет 600000 рублей.  

 

2.3.8 Финансовое  обеспечение

Финансовое обеспечение  формируется из собственных средств  организации, полученных за счет проведения разнообразной социально-культурной деятельности, организации праздников, фестивалей, выставок и т.п., за счет получения грантов, предлагаемых администрацией региона, другими политическими  силами, заинтересованными в культурном развитии Санкт-Петербурга и совершенствовании  подготовки специалистов в сфере  СКД, за счет спонсорской поддержки (как отмечают многие исследователи, например, Г.Л. Тульчинский, социально-культурная деятельность и спорт – наиболее перспективны для спонсоров, которые  хотят продвигать свои имя, свои товары, формировать имидж). Предполагается, что поддержка вуза сохранится на прежнем уровне. Эта поддержка  важна не только с материальной, но и с психологической стороны. Предполагается, что соотношение  финансовых источников для Центра студенческих инициатив будет следующим:

Собственные средства – 52%

Поддержка СПбГУКИ финансирование – 15%

Спонсорское участие – 18%

Гранты и поддержка  администрацией региона 15% 

 

2.3.9 Ожидаемые результаты.

Повышение популярности Центра и его роли в дидактическом  процессе

Расширение целевой студенческой аудитории

Развитие новых направлений  деятельности Центра студенческих инициатив, дающих возможность творческой самореализации во всех сферах СКД

Развитие собственных  технических средств и их постоянное совершенствование на уровне лучших мировых стандартов

Развитие коллектива, рост профессионализма специалистов, рост корпоративной культуры, в том  числе – готовность к организационным  изменениям (одно из основных требований современного менеджмента). Совершенствование  подготовки менеджеров в сфере культуры

Развитие межвузовских связей, разработка и публикация теоретических  взглядов на совершенствование адаптации  студентов к будущей социально-культурной работе

 

Выводы ко второй главе

Центр студенческих инициатив  существует в целях успешной социализации и развития творческого потенциала молодежи, организации тесного взаимодействия сотрудников вуза с социально  активными и творческими студентами вуза, единения студенчества университета, развития межфакультетских связей, а  также поддержки студенческих проектов в рамках культурно-массовых и общественно  полезных инициатив.

Центр призван обеспечить методической и организационной  поддержкой студентов, стремящихся  реализовать свои идеи и проекты  для совершенствования социальной сферы вуза. Участие в работе Центра поможет студентам:

более грамотно сформулировать и четко оформить свои проектные  предложения.

Ознакомиться с другими  студенческими проектами и принять  в них участие.

установить прямые контакты с авторами интересных для них  проектов.

заинтересовать в своей  работе общественные организации и  учреждения.

Развитие творческих способностей является важнейшей социальной задачей, решаемой в первую очередь средствами образования. Существенное место в  развитии креативности занимает возможность  проявить свои творческие способности  на практике. Именно решению такой  проблемы посвящена проектируемая  в настоящей работе акция. Она  особенно важна сегодня, когда в  результате кризиса интерес к  ряду социокультурных проектов и  произведений в сфере культуры существенно  снизился.

Представляется особо  важным рассмотреть возможность  участия студентов в различных  конкурсах, выставках, организовать соревновательность образовательного процесса с тем, чтобы  авторы лучших работ могли демонстрировать  свои достижения максимально широкой  аудитории. Именно такому практическому  подходу посвящена работа ряда секций. Выступления на них сопровождаются демонстрацией собственных работ.

Предложенные мероприятия  по совершенствованию деятельности СПбГУКИ дают возможность не только реализовать цели и задачи Центра, но и обеспечить возможность дополнительного  заработка для студентов, обеспечить источники финансирования для дальнейшего  развития Центра студенческих инициатив  и регулярного обновления его  материальной базы.

Значимость развития творческих способностей молодежи, значимость привлечения  молодежи к культурному творчеству не может не волновать городскую  администрацию. Деятельность Центра дает возможность проверить и внедрить новые педагогические идеи, существенно  повысить эффективность подготовки специалистов в сфере культуры.

 

Заключение 

 

Настоящая работа посвящена  исследованию возможностей адаптации  студентов социально-культурной специализации  к своей будущей работе путем  анализа и развития их творческих способностей. Рассмотрены теоретические  проблемы адаптации, сущность адаптации, а также потенциал подготовки студентов через их участие в  деятельности Центров студенческих инициатив

Адаптация есть особая форма  отражения системами воздействия  внешней и внутренней среды, заключающегося в тенденции установления с ним  динамического равновесия.

Под психологической профессиональной адаптацией исследователь понимает процесс становления и сохранения динамического равновесия в системе  «человек – профессиональная среда».

Предложены три критерия оценки психической адаптации в  условиях определенной профессиональной деятельности:

1) успешность деятельности (выполнение трудовых заданий,  рост квалификации, необходимое  взаимодействие с членами группы  и другими лицами, оказывающее  влияние на профессиональную  эффективность);

2) способность избегать  ситуаций, создающих угрозу для  трудового процесса, и эффективно  устранять возникшую угрозу (предотвращение  травм, аварий, чрезвычайных происшествий);

3) осуществление деятельности  без значимых нарушений физического  здоровья.

Процесс профессиональной адаптации  молодых специалистов развивается, если устанавливается соответствие между подсистемами следующих характеристик: комплекс требований, предъявляемых  современным производством к  личности специалиста и связанных  с его готовностью к профессиональной деятельности (высокий уровень профессиональных знаний, любовь к своей специальности, инициативность, самостоятельность, организованность и другие профессионально значимые качества), и комплекс ожиданий и  требований со стороны специалистов к будущему месту работы. Это ожидания, связанные как с самой деятельностью (актуальность, разнообразие, сложность  решаемых задач, возможности профессионального  роста, актуализации творческих способностей), так и более широкими возможностями  работы: общения с коллегами, должностного роста, материальной обеспеченности, улучшения  социально- бытовых условий.

Адаптация молодого специалиста  к профессиональной деятельности начинается при определённом опыте социальной активности, что представляет собой  потенциал адаптированности.

Для того, чтобы профессиональная адаптация прошла наиболее удачно, коллектив и сам молодой специалист должны понимать, что его творческие способности нуждаются в дальнейшем, послеинститутском развитии, что  специалист, вышедший из Вуза имеет  более творческого потенциала, нежели реальной профессиональной компетенции, так как его опыт еще достаточно мал, однако, творческие способности  такого специалиста позволяют ему  более свежим взглядом оценить происходящую ситуацию.

На наш взгляд, формирование достаточно трезвого взгляда молодого специалиста на собственный потенциал  и знания о собственных творческих достоинствах, помогающих в процессе профессиональной адаптации, должны закладываться  еще в ВУЗе, в частности, в специальных  центрах студенческих инициатив, где  молодым людям помогают организовывать проекты и принимать в них  активное участие.

Центр студенческих инициатив  существует в целях успешной социализации и развития творческого потенциала молодежи, организации тесного взаимодействия сотрудников вуза с социально  активными и творческими студентами вуза, единения студенчества университета, развития межфакультетских связей, а  также поддержки студенческих проектов в рамках культурно-массовых и общественно  полезных инициатив.

Сегодня Центры студенческих инициатив действуют в разных регионах, при разных вузах. Однако их деятельность привязана именно к  данному высшему учебному заведению. Она недостаточно обобщена, не служит в полной мере такой важной цели, как межвузовская интеграция. Представляется, что интеграция на уровне совместных социально-культурных проектов может  быть реализована именно на базе деятельности Центров студенческих инициатив

Проектная деятельность в  социально-культурной сфере отличается разнообразием. Разнообразие это обусловлено  в частности тем, что социально-культурная деятельность многопланова и подразумевает  занятия в сфере искусства, в  области педагогики, в области  обмена информацией и т.п.

Развитие творческих способностей в данной сфере невозможно без  обеспечения свободного выхода создателей социально-культурных ценностей на потребителей. Такое обеспечение  организуется средствами менеджмента  в социально-культурной деятельности. При этом от менеджера требуется  такая же фантазия и креативность как и от художника или артиста, т.е. создателя социально-культурных ценностей, однако дополненная знаниями в сфере управления.

Представляется, что основа эффективного управления в социально-культурной сфере должна опираться на проектный  метод, который используется в первую очередь разработчиками программного обеспечения. Суть этого метода в  формировании команды исполнителей, команды проекта, каждый член который  является самостоятельной творческой личностью, реализующий свой потенциал  в общих интересах в соответствии с общей идеей проекта.

В настоящей работе предлагаются конкретные мероприятия, связанные  с расширением и развитием  деятельности Центра студенческих инициатив  СПбГУКИ. Эти мероприятия дают возможность  не только повысить эффективность работы Центра как инструмента адаптации  студентов к своей будущей  деятельности но и рассматривать  и обобщать работу центра как площадки внедрения и испытания инновационных  педагогических технологий.

 

Список литературы

1.    Амонашвили Ш.А. Личностно- гуманная основа педагогического процесса. – Минск: БГУ, 1990.

2.    Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Издательство Московского университета, 1980.

3.    Ариарский М.А. Прикладная культурология на службе развития личности // Педагогика. – 2001. - №8.

4.    Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: МГУ, 1990.

5.    Барышникова Е. Н., Клепач Е. В., Красс Н. А. Речевая культура молодого специалиста. - М.: Флинта, Наука, 2005.

6.    Бодалев А.А. Психология личности. – М.: Издательство МГУ, 1988.

7.    Бордовская Н.В. Педагогика. – СПб.: Питер, 2004.

8.    Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.: Аргус, 1994.

9.    Вертягина Е.А. К проблеме изучения профессиональной адаптации молодых специалистов//Социальная психология 21 века. Сборник статей международного конгресса. - Ярославль, 2002.

10.  Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. – М.: Педагогика, 1987.

11.  Дикая Л.Г., Журавлев А.Л. Психология адаптации и социальная среда. Современные подходы, проблемы, перспективы. - М.: Институт психологии РАН, 2007.

12.  Дичев Т. Теория адаптации и здоровья человека. - М.: Новый Центр, 2004

13.  Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002.

14.  Журавлев В.Н. Педагогика в системе наук о человеке. – М.: Педагогика, 1990.

15.  Занько Д. Адаптация, мотивация и развитие персонала отдела продаж. - М.: Вершина, 2006

16.  Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. – СПб.: СПбГУП, 1996.

17.  Казаков Е.Л. Самостоятельная работа студентов и ее информационно-методическое обеспечение. – Киев: Высшая школа, 1990.

18.  Карпенко Э., Проблема формирования творческого мышления у студентов //Социология №5, 2007

19.  Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. - СПб.: ПЕР СЭ, 2002.

20.  Курейчик В.М., Лебедев Б.К., Лебедев О.К. Поисковая адаптация: теория и практика. - М., 2006.

21.  Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Адаптация в коллективе, или Как грамотно себя зарекомендовать. - СПб.: Альфа-Пресс, 2006

22.  Маслов Е.В.,Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред, П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - 312 с

23.  Михайлова Т.В., Особенности адаптации молодых специалистов //Бизнес в России и за рубежом №5, 2009

24.  Муравьева И.Г., Развитие творческого потенциала студентов через изучение дисциплины "Технологии творческой деятельности", Изд. Трудов Омского педагогического университета. 2007

25.  Осницкий А. В. Проблемы психического здоровья и адаптации личности. - СПб.: Серебряный век, 2004.

26.  Профориентация и адаптация персонала. - М.: Кордис и Медиа, 2006.

27.  Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. - М.: Прайм-Еврознак, 2006

28.  Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. - М.: Речь, 2006

29.  Ромм М. В. Адаптация личности в социуме. - М.: Наука, 2002

Информация о работе Развитие творческих способностей как условие профессиональной адаптации будущих специалистов социально - культурной сферы