Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:34, дипломная работа
Цель исследования: Выявить механизм развития творческих способностей молодых специалистов социально- культурной сферы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач;
рассмотреть специфику профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сфере;
охарактеризовать творческие способности как составляющую профессиональной адаптации;
рассмотреть отечественный и зарубежный опыт развития творческих способностей будущих специалистов социально-культурной сферы;
исследовать влияние деятельностного фактора на развитие креативности в соцально-культурной сфере
проанализировать деятельность «Центра студенческих инициатив СПбГУКИ»;
разработать программу профессиональной адаптации будущих специалистов социально- культурной сферы;
дать методические рекомендации по совершенствованию работы Центра на основе проведенного анкетирования и наблюдения за рабочим процессом Центра.
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей молодых специалистов социально-культурной сферы в системе профессиональной адаптации.
1.1. Профессиональная адаптация: понятие, сущность, механизм
1.2. Специфика профессиональной адаптации молодых специалистов
1.3. Творческие способности как составляющая профессиональной компетенции будущих специалистов социально-культурной сферы
Глава 2. Технология развития творческих способностей молодых специалистов социально-культурной сферы в профессиональной адаптации.
2.1. Отечественный и зарубежный опыт профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сферы.
2.2. Анализ деятельности «Центра студенческих инициатив СПбГУКИ»
2.3 Проект реформы Центра студенческих инициатив
2.3.1 Пояснительная записка
2.3.2 Цель проекта
2.3.3 Задачи проекта
2.3.4 Целевая аудитория
2.3.5 Принципы разработки проекта.
2.3.6 Этапы реализации проекта
2.3.7 Материально-техническое обеспечение
2.3.8 Финансовое обеспечение
2.3.9 Ожидаемые результаты.
Заключение
Список литературы
разработка на базе профилей
профессии работодателями и учреждениями
профессионально образования
Кроме того, эти организации осуществляют поиск компаний-партнеров, которые могут предоставить «ученические места» и подходящие условия для производственной практики. Между работодателями и студентами заключаются контракты, по которым молодые люди на период обучения становятся сотрудниками фирмы и получают фиксированное минимальное вознаграждение. Помимо этих затрат, работодатели оплачивают труд инструкторов производственного обучения и приобретение учебных материалов. Они содействуют (в рамках социально-культурной отрасли) предоставлению «ученических мест», организации центров производственного обучения.
Активная роль в налаживании партнерских отношений в сфере профессионального образования принадлежит Конфедерации профсоюзов страны, объединяющей как занятое население, так и безработных. Инструментом воздействия на работодателей служат коллективные договора, в которых предусматривается:
вовлечение необходимого числа работников в систему профессио-
нального образования
обеспечение должного правового статуса обучаемых
улучшение материального положения инструкторов профессионального образования
помощь людям с ограниченными возможностями здоровья в профессиональной подготовке и занятости
Модели профессиональной адаптации, используемые в США, включают взаимодействие личности и среды и психические процессы, протекающие при этом в личности. Профессиональная адаптация студентов рассматривается в рамках экологической модели (У.Бронфенбреннер), культуры ровесников (А.Астин, Т.Паскарелла и другие), теории кампуса как «лягушачьего пруда» (Д.Дэвис), релятивистского подхода (У.Перри), с позиций конфликта поколений (С.Кинг) и т. д. Современный американский колледж отличается разнообразием студенческих объединений: клубов, ассоциаций, политических, религиозных, научных, волонтерских и других организаций. Такие студенческие объединения как братства и землячества выполняют функции передачи традиций и обычаев колледжа, удовлетворяют потребности студентов в референции и идентичности. Социально-культурная деятельность в колледже имеет синтетический характер, например – слияние волонтерской деятельности со студенческой учебной практикой. Ее характерной чертой является самостоятельность, самодеятельность, независимость от администрации.
Таким образом, анализ традиций и тенденций развития социально-культурной деятельности студентов в России и за рубежом позволил выявить то, что подготовка специалистов в области социально-культурной деятельности является одной из насущных задач. Поэтому необходимым и приоритетным условием в адаптации специалистов, впоследствии работающих в социально-культурной сфере, является социальный заказ. Именно в настоящее время складывается ситуация, когда институты культуры и искусств при наличии государственных программ могли бы взять на себя ответственность за интеллектуальное и духовное будущее человека и общества в целом. Процесс адаптации будущих специалистов социально-культурной сферы не может быть осуществлен без наличия высокого уровня научного потенциала, учебно-методического и материально-технического обеспечения в вузе. Это предполагает:
Построение педагогического процесса как интегративного явления
Придание профессионально-
процесса обучения на факультетах
Обеспечение диагностики образовательного процесса
Прогнозирование результата педагогического процесса и его корректировка в случае необходимости
Профессионально-педагогическая готовность студентов к будущей деятельности во многом зависит от включения в практическую социально-культурную деятельность, в которой актуализируется и формируется их профессионально творческая и педагогическая компетенция. При организации практики следует учитывать следующие положения:
Практика студентов является
наиважнейшей составляющей системы
высшего профессионального
В процессе практики будущий специалист получает организаторские навыки, выражающиеся в умении эффективно организовывать мероприятия, привлекать детей к участию в работе различных творческих коллективов.
практика является важным моментом в адаптации студента к новому самостоятельному виду деятельности в новых условиях
практика позволяет студенту убедиться в правильности выбора своей будущей профессии
Резюмируя все вышесказанное, отметим, что выявленные условия способствуют:
социализации и адаптации будущих специалистов социально-культурной деятельности к сложившимся современным условиям жизнедеятельности
обеспечению подготовки конкурентоспособных
специалистов, востребованных практикой
социально-культурно
осуществлению широкого взаимодействия и диалога с различными социокультурными группами населения.
2.2 Анализ деятельности
«Центра студенческих
Центр студенческих инициатив
существует в целях успешной социализации
и развития творческого потенциала
молодежи, организации тесного
Центр призван обеспечить
методической и организационной
поддержкой студентов, стремящихся
реализовать свои идеи и проекты
для совершенствования
более грамотно сформулировать и четко оформить свои проектные предложения.
ознакомиться с другими
студенческими проектами и
установить прямые контакты с авторами интересных для них проектов.
заинтересовать в своей работе общественные организации и учреждения.
Центр является структурным подразделением отдела воспитательной работы университета, функционирующим на общественных началах.
Центр осуществляет свою деятельность
в соответствии с законодательными,
нормативными и информационными
документами, относящимися к системе
высшего профессионального
Центр действует при студенческом совете, поэтому мы хотели бы обозначить и цели студенческого совета, как одного из органов помощи адаптации молодых специалистов в СПбГУКИ.
Целями деятельности Студенческого совета университета являются:
1) Формирование у студентов
и аспирантов активной
2) Создание условий для
максимального раскрытия
3) Развитие гражданской
культуры, активной гражданской
позиции студентов и
4) Обеспечение реализации
прав на участие студентов
и аспирантов в управлении
вузом, оценке качества
5) Формирование личной
и социальной ответственности
членов студенческого
6) Осуществление эффективной связи студентов с работниками ВУЗа.
Задачами деятельности Студенческого совета университета являются:
Представление интересов и защита прав студенчества на всех уровнях;
Привлечение студентов и
аспирантов как непосредственных участников
образовательного процесса в университете
к решению учебных и социально-
Разработка и рекомендации
к исполнению нормативные локальные
документы, касающиеся вопросов организации
учебно-воспитательного
Организация мероприятий различного характера, способствующих формированию у студентов и аспирантов умений и навыков самоуправления, способности к самоорганизации и саморазвитию;
Содействие структурным подразделениям вуза в проводимых ими мероприятиях в рамках образовательного процесса;
Формирование у студентов
и аспирантов чувства корпоративности,
бережного отношения к
Воспитание чувства
Содействие в реализации общественно значимых молодежных инициатив.
В Положении о Студенческом совете определены основные направления его деятельности как системы студенческого самоуправления. Каждое направление курирует один из членов Президиума Студенческого совета, который определяет состав сектора (рабочей группы, комиссии, комитета) примерное содержание деятельности по своему направлению и отвечает за работу сектора. В состав сектора (рабочей группы, комиссии, комитета) могут входить студенты и аспиранты вуза не из числа участников официальных органов студенческого самоуправления.
Действуют
следующие секторы
учебно-организационный сектор;
сектор научно-
культурно-массовый сектор;
сектор труда и карьеры;
сектор гражданско-
сектор спортивно-
сектор связей с общественностью;
сектор методической работы;
сектор социально-бытовой работы.
Общие положения
1. Центр студенческих инициатив
создается в целях успешной
социализации и развития
2. Центр призван обеспечить
методической и
– более грамотно сформулировать и четко оформить свои проектные предложения.
– ознакомиться с другими
студенческими проектами и
– установить прямые контакты с авторами интересных для них проектов.
– заинтересовать в своей работе общественные организации и учреждения.
3. Центр является структурным
подразделением отдела
4. Центр осуществляет свою
деятельность в соответствии
с законодательными, нормативными
и информационными документами,
Основные задачи Центра
Приоритетной задачей признается воспитание у студентов гуманистических ценностей, гражданской культуры, навыков творческого мышления, активной жизненной позиции.
– содействие развитию студенческого самоуправления университета;
– содействие и оказание поддержки студенческих движений и объединений университета.
– поддерживать федеральных социальных программ, а также программ Санкт-Петербурга и области касающихся учащейся молодежи.
– установление внешних контактов и реализация совместных проектов с общественными организациями и учреждениями
Центр выполняет следующие функции:
Информационно-нормативная:
– Составление необходимой нормативной документации о деятельности студентов Центра
– Подготовка и издание необходимой литературы.
– Информационно-методическая поддержка реализации студенческих проектов.
– Систематизация материалов о студенческих проектах.
Обучающая:
– Консультирование инициативных студентов в подготовке и реализации собственного проекта.
– Организация специальных
занятий для официальных
– Проведение Школы студенческого актива, деловой игры «Карьера профессионала», участие в подготовке Школы молодого исследователя и пр.
Организационная:
– Организация студенческих проектов, а также плановых смотров и конкурсов Центра.
– Взаимодействие со структурными
подразделениями университета (административно-
Руководство деятельностью Центра
1. Координацию деятельности
Центра осуществляет начальник
отдела воспитательной работы, который
организует систематическую
2. Непосредственное руководство
осуществляют комитет
3. Кандидатура председателя
комитета Центра утверждается
начальником отдела
Структура и организация деятельности Центра
1. В деятельности Центра
может принять участие любой
студент университета, который заинтересован
в реализации как собственной
инициативы (идеи, проекта), так и
инициативы других студентов
исходя из собственных
2. Действующей единицей
Центра признается
Основные направления деятельности ЦСИ PR группа
Опросы общественного мнения Работа с абитуриентами Выставка «Наука, образование, карьера» «День открытых дверей» «Ярмарка выпускников» IT группа
Сайт факультета Газета «ГУКИ» Информационные стенды факультета Работа с документацией по внеучебной деятельности Работа с документами по учебной работе Группа КММ (культурно-массовые мероприятия)
«День факультета» «Наш ответ» «Экватор» «День всех влюбленных» «Последний звонок» Международный женский день и День защитника Отечества |