Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:34, дипломная работа
Цель исследования: Выявить механизм развития творческих способностей молодых специалистов социально- культурной сферы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач;
рассмотреть специфику профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сфере;
охарактеризовать творческие способности как составляющую профессиональной адаптации;
рассмотреть отечественный и зарубежный опыт развития творческих способностей будущих специалистов социально-культурной сферы;
исследовать влияние деятельностного фактора на развитие креативности в соцально-культурной сфере
проанализировать деятельность «Центра студенческих инициатив СПбГУКИ»;
разработать программу профессиональной адаптации будущих специалистов социально- культурной сферы;
дать методические рекомендации по совершенствованию работы Центра на основе проведенного анкетирования и наблюдения за рабочим процессом Центра.
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей молодых специалистов социально-культурной сферы в системе профессиональной адаптации.
1.1. Профессиональная адаптация: понятие, сущность, механизм
1.2. Специфика профессиональной адаптации молодых специалистов
1.3. Творческие способности как составляющая профессиональной компетенции будущих специалистов социально-культурной сферы
Глава 2. Технология развития творческих способностей молодых специалистов социально-культурной сферы в профессиональной адаптации.
2.1. Отечественный и зарубежный опыт профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сферы.
2.2. Анализ деятельности «Центра студенческих инициатив СПбГУКИ»
2.3 Проект реформы Центра студенческих инициатив
2.3.1 Пояснительная записка
2.3.2 Цель проекта
2.3.3 Задачи проекта
2.3.4 Целевая аудитория
2.3.5 Принципы разработки проекта.
2.3.6 Этапы реализации проекта
2.3.7 Материально-техническое обеспечение
2.3.8 Финансовое обеспечение
2.3.9 Ожидаемые результаты.
Заключение
Список литературы
Э. Карпенко[18] отмечает, что причина невысокого уровня развития творческого мышления студентов кроется во многом в системе образования и более того — порождается ею. Необходима смена приоритетов в системе социально-педагогических ценностей, переход от концепции, которая ориентирована на человеческие потребности и их удовлетворение, к другому пониманию, в основе которого лежит человеческое развитие, а главная цель — самовыражение, раскрытие потенциальных возможностей и творческих способностей личности.
Главной ценностью образования,
особенно высшего, должно стать формирование
в человеке необходимости и возможности
выйти за пределы изучаемого, способности
к саморазвитию, гибкому самообразованию
в течение всей жизни. Традиционный
путь обучения малоэффективен, т. к. применяет
для передачи социального опыта
информационно-алгоритмические
Среди теоретических подходов
организации образования
Активизации творческого мышление личности, значительно способствуют и эвристические методы и принципы, позволяющие повысить степень мотивации и эмоциональности студентов, активности и самостоятельности их как субъектов педагогического процесса: «мозговой штурм», метод эвристических вопросов, метод аналогий, метод инверсии, перехода на другой уровень решения задачи, метод графического или схематического представления, метод синектики и др.
Как один из важных факторов
развития креативности студентов психологи
называют мотивацию. То есть необходимо
предоставлять возможность
Развитие творческого
потенциала в течение периода
обучения поможет студентам прочно
усваивать те области знаний, которые
могут пригодиться в
Творческая самореализация как процесс реализации индивидуумом творческого начала, позволяющий в кратчайшие сроки на этапе адаптации создать что-то новое и тем самым обеспечить себе скорейший карьерный рост, становится предметом философских, психолого-педагогических, акмеологических исследований и в качестве объекта исследования избираются взрослые люди в их самодвижении к вершинам профессионализма. Необходимо отметить, что рассмотрение процесса адаптации личности к профессиональной деятельности через призму творческой самореализации недостаточно изучено.
Вместе с тем будущий специалист на этапе вхождения в профессиональную среду сталкивается с целым рядом противоречий:
- между потребностью
- между индивидуальностью
будущего специалиста и
- между стремлением человека
к творческой активности и
отсутствием у будущего
- между комплексом реальных качеств личности (его способностями, одаренностью, мотивацией достижения и др.) и требованиями конкретной профессиональной деятельности.
Основная проблема заключается
в том, что изучение творчества, а
тем более становление
Творческий процесс
В качестве условий, способствующих развитию творческого мышления и креативности личности,
Е.П.Торренсом было выделено следующее: наличие творческих способностей, творческих умений и творческой мотивации. При этом высокий уровень проявления творческих способностей может наблюдаться только при совпадении всех трех факторов.
Так, например, при отсутствии
творческой мотивации высокий уровень
творческих способностей не может гарантировать
творческих достижений ни в науке, ни
в искусстве, ни в других видах
деятельности даже при полном овладении
новейшими технологиями. И наоборот,
наличие соответствующей
С.Л.Рубинштейн считал, что для открытий необходима, прежде всего, работа ума, а интуиция – не источник, а просто бросающаяся в глаза критическая точка, отделяющая решенную задачу от нерешенной. Творческая деятельность ученого – это творческий труд.
Б.А.Теплов указывал на то, что способности, которые создаются в деятельности, в том числе, творческие способности, не являются врожденными (в отличие от анатомо-физиологических), движущей силой их развития является борьба противоположностей. Успешность же выполнения деятельности обусловливается определенным сочетанием способностей.
И.В.Сумбаев впервые в советской психологии выделил в психике человека сознание и подсознание и определил роль подсознания в творческом процессе. Его точка зрения относительно стадий творческого процесса перекликается с мнением П.К.Энгельмейра и М.А.Блоха:
1) вдохновение (деятельность
воображения, возникновение
2) логическая обработка
идеи, 3) выполнение творческого
Помимо этого, автор выделил следующие характеристики
научного творчества: сосредоточенность внимания на определенной теме, накопление и систематизация материала, обобщение и получение выводов.
Я.А.Пономарев в своих работах указал принципиальное отличие человеческого мышления от мышления «машинного» и подчеркнул, что для решения творческих задач в первую очередь требуется «способность действовать в уме».
Д.Б.Богоявленская выделяет в качестве единицы исследования творчества интеллектуальную активность; вводит понятия «креативной активности личности» как определенной психологической структуры, присущей креативному типу личности. Данный тип личности, по ее мнению, присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности[20].
Существует распространенное
мнение о том, что творческий потенциал
человека не может быть развит, возможно
лишь его освобождение. Однако опыт
обучения некоторым аспектам и способам
креативного поведения и
Психологами также был выделен ряд условий, стимулирующих и способствующих развитию творческого мышления:
− ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;
− создание, разработка приемов и стратегий, предметов и инструментов для последующей деятельности;
− стимулирование ответственности и независимости;
− акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях.
При формировании творческого потенциала личности наиболее успешны те педагоги, которые делают акцент на использовании различных видов мышления (конвергентного, дивергентного, критического) и меньший – на запоминании.
Развивать творческое мышление
– значит формировать и совершенствовать
мыслительные операции: анализ, синтез,
сравнение и обобщение, классификацию,
планирование, абстрагирование, и обладать
такими характеристиками мышления, как
критичность, глубина, гибкость, широта,
быстрота, вариативность, а также
развивать воображение и
Профессиональная подготовка
будущего специалиста социально-
Выводы к первой главе
Адаптация есть особая форма
отражения системами
Под психологической
Предлагаются три критерия оценки психической адаптации в условиях определенной профессиональной деятельности:
1) успешность деятельности
(выполнение трудовых заданий,
рост квалификации, необходимое
взаимодействие с членами
2) способность избегать ситуаций, создающих угрозу для трудового процесса, и эффективно устранять возникшую угрозу (предотвращение травм, аварий, чрезвычайных происшествий);
3) осуществление деятельности
без значимых нарушений
Процесс профессиональной адаптации
молодых специалистов развивается
нормально, если устанавливается соответствие
между подсистемами следующих характеристик:
комплекс требований, предъявляемых
современным производством к
личности специалиста и связанных
с его готовностью к
Адаптация молодого специалиста к профессиональной деятельности начинается при определённом опыте социальной активности, что представляет собой потенциал адаптированности.
Для того, чтобы профессиональная
адаптация прошла наиболее удачно,
коллектив и сам молодой
На наш взгляд, формирование достаточно трезвого взгляда молодого специалиста на собственный потенциал и знания о собственных творческих достоинствах, помогающих в процессе профессиональной адаптации, должны закладываться еще в ВУЗе, в частности, в специальных центрах студенческих инициатив, где молодым людям помогают организовывать проекты и принимать в них активное участие.