Развитие творческих способностей как условие профессиональной адаптации будущих специалистов социально - культурной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:34, дипломная работа

Описание

Цель исследования: Выявить механизм развития творческих способностей молодых специалистов социально- культурной сферы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач;
рассмотреть специфику профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сфере;
охарактеризовать творческие способности как составляющую профессиональной адаптации;
рассмотреть отечественный и зарубежный опыт развития творческих способностей будущих специалистов социально-культурной сферы;
исследовать влияние деятельностного фактора на развитие креативности в соцально-культурной сфере
проанализировать деятельность «Центра студенческих инициатив СПбГУКИ»;
разработать программу профессиональной адаптации будущих специалистов социально- культурной сферы;
дать методические рекомендации по совершенствованию работы Центра на основе проведенного анкетирования и наблюдения за рабочим процессом Центра.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей молодых специалистов социально-культурной сферы в системе профессиональной адаптации.
1.1. Профессиональная адаптация: понятие, сущность, механизм
1.2. Специфика профессиональной адаптации молодых специалистов
1.3. Творческие способности как составляющая профессиональной компетенции будущих специалистов социально-культурной сферы
Глава 2. Технология развития творческих способностей молодых специалистов социально-культурной сферы в профессиональной адаптации.
2.1. Отечественный и зарубежный опыт профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сферы.
2.2. Анализ деятельности «Центра студенческих инициатив СПбГУКИ»
2.3 Проект реформы Центра студенческих инициатив
2.3.1 Пояснительная записка
2.3.2 Цель проекта
2.3.3 Задачи проекта
2.3.4 Целевая аудитория
2.3.5 Принципы разработки проекта.
2.3.6 Этапы реализации проекта
2.3.7 Материально-техническое обеспечение
2.3.8 Финансовое обеспечение
2.3.9 Ожидаемые результаты.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа развитие творч способн.docx

— 131.94 Кб (Скачать документ)

Организационно-административная адаптация – приспособление к сложившейся структуре предприятия, особенностям организационного механизма управления, месту своего подразделения и должности в общей системе целей. Идет привыкание сотрудника к новой корпоративной культуре, стилю руководства, усвоение ценностей организации и ее целей;

Экономическая адаптация– привыкание к определенному уровню заработка и социального обеспечения, ознакомление с экономическим механизмом управления организации, с системой стимулов и мотивации, с условиями оплаты труда;

Санитарно-гигиеническая адаптация – приспособление к распорядку работы, условиям труда, новым требованиям трудовой, производственной и технологической дисциплины[13].

Сам процесс вхождения  в трудовую деятельность является для  ряда выпускников вузов новым  и не совпадающим с их априорной  оценкой как характера трудового  процесса, так и ожиданий, связанных  со своим местом и ролью в этом процессе.

Процесс профессиональной адаптации  молодых специалистов развивается  нормально, если устанавливается соответствие между подсистемами следующих характеристик: комплекс требований, предъявляемых  современным производством к  личности специалиста и связанных  с его готовностью к профессиональной деятельности (высокий уровень профессиональных знаний, любовь к своей специальности, инициативность, самостоятельность, организованность и другие профессионально значимые качества), и комплекс ожиданий и  требований со стороны специалистов к будущему месту работы. Это ожидания, связанные как с самой деятельностью (актуальность, разнообразие, сложность  решаемых задач, возможности профессионального  роста, актуализации творческих способностей), так и более широкими возможностями  работы: общения с коллегами, должностного роста, материальной обеспеченности, улучшения  социально - бытовых условий[14].

Таким образом, при изучении профессиональной адаптации молодых  специалистов необходимо придерживаться такой структуры, которая отражала бы основные, наиболее общие её аспекты  примерно одного уровня значимости, была чёткой и достаточно простой. В неё  входят: 1) адаптация к содержанию конкретного вида профессиональной деятельности - профессиональная адаптация; 2) адаптация к системе взаимоотношений  в коллективе - социально-психологическая  адаптация; 3) адаптация к комплексу  различных, специфически проявляющихся  факторов - собственно производственная адаптация. Важно понять, что выделение  отдельных видов адаптации имеет  элемент условности, реально же они  протекают в тесной динамической взаимосвязи.

Анализ мнения молодых  специалистов и руководителей ряда компаний относительно основных проблем  адаптации озвучен в публикации Т.В. Михайловой[15]. Автор пишет, что и руководители, и молодые специалисты отмечают недостаток профессиональных знаний как основной фактор торможения процесса адаптации. Одним из препятствий эффективной адаптации нового сотрудника на производстве руководители считают несоответствие работы своим представлениям, но молодые специалисты этот фактор ставят только на третье место. Мнения респондентов совпадают в том, что недостаток дополнительных знаний (по юриспруденции, менеджменту) является снижающимфактором в процессе адаптации. И негативные социально-психологические аспекты тоже имеют место при адаптации молодых специалистов к практической деятельности. При этом следует отметить, что руководители придают большее значение влиянию данных факторов на адаптацию, чем сами молодые специалисты. Для успешного приспособления молодых специалистов к новым условиям труда необходимо снижение неблагоприятных воздействий представленных выше факторов, что требует от руководства организации применения специальных адаптационных программ для поддержки новых сотрудников.

Адаптация будущего специалиста  к профессиональной деятельности начинается при определённом опыте социальной активности, что представляет собой  потенциал адаптированности. Отметим, что термин "адаптированность" отражает определённое качественное состояние  личности как результат процесса адаптации, а термин "адаптация" адекватен для обозначения самого процесса взаимодействия личности и  среды.

С.Л. Арефьева считает: "Что  в силу того, что профессиональная адаптация есть заключительный этап овладения профессией, критерии адаптированности являются одновременно и критериями успешности всего этого процесса". Так критериями для оценки профессиональной адаптированности могут выступить:

отношение к выполняемой  работе;

самооценка степени освоения специфики работы;

установка на продолжение  работы по специальности в будущем;

оценка руководителем: качества работы, соблюдения сроков выполнения работы, уровня сложности работы, уровня самостоятельности будущего специалиста;

структура деловых качеств;

оценка руководителем  перспективности молодого специалиста;

наличие поощрений.

Критериями для оценки уровня социально-психологической  адаптированности являются: 1) удовлетворённость  местом в системе взаимоотношений; 2) эмоциональное отношение к коллективу; 3) установка на продолжение работы в том же коллективе; 4) оценка руководителем  успешности адаптации в коллективе молодого специалиста; 5) активность участия  в коллективных мероприятиях, в общественной работе; 6) авторитет в коллективе[16].

Процесс адаптации как  система действий, имеющих адаптивную мотивацию и постепенно развёртывающихся во времени и пространстве, может  привести к ликвидации временной  дезадаптированности и созданию состояния адаптированной личности. Главным результатом адаптации  является "авторство", т.е. особый способ трансформации новых социальных условий, с которыми сталкивается личность, разработка способов решения своих  жизненных задач. В контексте  проблемы профессионального развития будущего специалиста адаптация  означает "не приспособиться и потреблять", а "найти условия и выработать средства для становления и развития личности".

Для молодых специалистов особенно характерны следующие адаптационные  проблемы:

труд молодых специалистов в большей мере исполнительский, менее творческий

начиная свою трудовую деятельность с нижних ступеней иерархии, молодые  специалисты получают и меньшую  заработную плату. Это сказывается  на уровне удовлетворения их потребностей

относясь к старшей  возрастной группе молодежи, молодые  специалисты, с одной стороны, отличаются большой рациональностью поступков  и меньшей степенью внушаемости, а с другой - имеют, по сравнению  со своими сверстниками, меньший стаж, (опыт) практической работы

молодые специалисты обладают большей мобильностью, передовыми знаниями и профессиональной подготовкой, в  результате чего представляют для организации  особую ценность

Само наличие таких  специфических проблем требует  особых подходов как на стадии вхождения  молодого специалиста в коллектив, так и в процессе вузовской  подготовки.

Решения задач профессиональной адаптации будущих специалистов осуществляется в несколько этапов:

1 этап – усвоение руководителями  подразделений и преподавателями  цели и специфики, оптимизированной  на решение задач социально-профессиональной  адаптации будущих специалистов  и их конкретизация на основе  всестороннего изучения задач,  особенностей и социально-профессиональных  и адаптационных возможностей  учебных дисциплин.

2 этап – выбор критериев  и показателей оптимальности  решения общих целей профессиональной  подготовки и частных целей  социально-профессиональной адаптации  будущих специалистов.

3 этап – комплексная  диагностика обученности, обучаемости,  психофизиологических возможностей, профессиональной пригодности и  профессиональной направленности, социализированности абитуриентов.

4 этап – выбор комплекса  форм, методов, средств, наиболее  эффективно решающих задачи социализации, адаптации и контроля (целевая  программа социально-профессиональной  адаптации и развития системы  самостоятельной работы студентов).

5 этап – обеспечение  оптимальных организационно-педагогических  условий для реализации целевой  программы.

6 этап – анализ решения  задачи в соответствии с избранными  ранее критериями оптимальности:  положительная динамика психофизического  состояния будущих специалистов, сохранение и развитие благоприятной  эмоциональной атмосферы в студенческих  группах, доброжелательных отношений  с преподавателями, оптимальный  уровень профессионального самоопределения,  учебная и социальная успешность  студентов, диагностичность и  прогностичность получаемой информации  о ходе и результатах социально-профессиональной  адаптации.

Для успешной адаптации молодых  специалистов необходимо учитывать  следующие факторы:

соответствие работы полученной в вузе специальности 

возможность разнообразить  труд специалиста, сделать его более  привлекательным; создание условий  для внутриорганизационной мобильности  и профессионального продвижения

внедрение научной организации  труда на рабочем месте

микроклимат в коллективе

социально-бытовое обеспечение

организация свободного времени.

Профессиональная адаптация  будущих специалистов социально-культурной сферы – поэтапный процесс  формирования, развития и саморазвития профессиональных знаний, умений и навыков, личностных качеств будущих специалистов, профессионального самоопределения в постоянно меняющихся условиях социума; подготовки выхода на рынок труда в ходе освоения профессиональной деятельности.

Социально – педагогические условия развития профессиональной адаптации будущих специалистов социально – культурной сферы, представлены в модели, включают: дополнительное образование, участие в деятельности центра студенческих инициатив (акции, фестивали, социальные проекты).

По мнению автора настоящей  работы, важнейшей составляющей профессиональной адаптации в культурной сфере  является организация акций в  сфере культуры: концертов, выставок, конкурсов, фестивалей, смотров. Умение организовать мероприятие и привлечь к нему интерес целевой аудитории  является не только критерием профессионализма, но и говорит о высоком коммуникационном потенциале работника. Навыки и умения контактировать с людьми – особая черта, необходимая многим работникам социально- культурной сферы.

 

1.3 Творческие способности  как составляющая профессиональной  компетенции будущих специалистов  социально-культурной сферы

Понятие «творческая деятельность будущего специалиста» объемно и  многогранно. Недостаточно сказать  лишь о том, что оно определяется творческой способностью личности будущего специалиста, его творческой активностью, навыками творчества, т.е. параметрами  его творческого потенциала. Оно  определяется также его темпераментом, характером, волей и другими особенностями  его личности. Так, способность к  коммуникации. умение строить отношения  с людьми вполне вписывается в  представление о творческой деятельности, особенно – в контексте социально- культурной сферы.

Творческий потенциал  как социально значимое качество человека является одной из важнейших  характеристик личности человека как  члена того или иного общества людей, творческой личности.

Развитие творческого  потенциала будущих специалистов социально-культурной деятельности – это процесс освоения ценностей культуры и приобретения на этой основе устойчивой мотивации  на становление себя как «человека  культуры», т. е. человека свободного, творчески  мыслящего, духовно богатого.

Для развития в личности человека такого качества необходима гибкая методология  учебного процесса, базирующаяся на законах  психологии образования и творчества, историческом подходе к развитию науки, техники и технологии. Это  требует внесения изменений и  коррекции в концепцию высшего  образования, в ее содержательные компоненты, перехода на принципы фундаментализации  и гуманитаризации образования[17].

Творческая самореализация личности позволяет существенно  сократить срок адаптации в новой  профессиональной среде.

Для того чтобы профессиональная адаптация прошла наиболее удачно, коллектив и сам будущий специалист должны понимать, что его креативные способности нуждаются в дальнейшем, после институтском развитии, что  специалист, вышедший из вуза имеет  более творческого потенциала, нежели реальной профессиональной компетенции, так как его опыт еще достаточно мал, однако, творческие способности  такого специалиста позволяют ему  более свежим взглядом оценить происходящую ситуацию. На наш взгляд, формирование достаточно трезвого взгляда будущего специалиста на собственный потенциал и знания о собственных творческих достоинствах, помогающих в процессе профессиональной адаптации, должны закладываться еще в вузе, в частности, в специальных центрах студенческих инициатив, где молодым людям помогают организовывать проекты и принимать в них активное участие.

В настоящее время в  вузах одной из основных задач  подготовки специалистов является развитие у студентов творческого мышления. Специалист такой направленности обязан владеть навыками творческого решения  изобретательных задач (ТРИЗ), уметь  поставить проблему найти способ ее решения, являющийся новым и передовым (нестандартным), уметь изложить и  защитить свое решение. Становление  у студентов в процессе обучения в вузе творческих качеств – одна из важных сторон профессиональной подготовки будущих специалистов.

Навыки такого мышления дают занятия логикой, например математикой (в первую очередь – геометрией). К сожалению, нестандартные задачи, требующие не заучивания формул, а  размышлений, видения задачи в целом, анализа ситуации, понимания, что  дано и что требуется, практически  исключены из российской системы  образования. Замена рассуждений, обоснований, аргументации ответами на тесты, характерное  для западной дидактической парадигмы, плохо согласуется с требованиями к формированию творческих способностей, творческих интересов. Творчество всегда подразумевает собственный критический  подход и собственное критическое  осмысление наблюдаемых явлений, а  также любой информации, в том  числе – информации учебной.

Информация о работе Развитие творческих способностей как условие профессиональной адаптации будущих специалистов социально - культурной сферы