Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:34, дипломная работа
Цель исследования: Выявить механизм развития творческих способностей молодых специалистов социально- культурной сферы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач;
рассмотреть специфику профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сфере;
охарактеризовать творческие способности как составляющую профессиональной адаптации;
рассмотреть отечественный и зарубежный опыт развития творческих способностей будущих специалистов социально-культурной сферы;
исследовать влияние деятельностного фактора на развитие креативности в соцально-культурной сфере
проанализировать деятельность «Центра студенческих инициатив СПбГУКИ»;
разработать программу профессиональной адаптации будущих специалистов социально- культурной сферы;
дать методические рекомендации по совершенствованию работы Центра на основе проведенного анкетирования и наблюдения за рабочим процессом Центра.
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей молодых специалистов социально-культурной сферы в системе профессиональной адаптации.
1.1. Профессиональная адаптация: понятие, сущность, механизм
1.2. Специфика профессиональной адаптации молодых специалистов
1.3. Творческие способности как составляющая профессиональной компетенции будущих специалистов социально-культурной сферы
Глава 2. Технология развития творческих способностей молодых специалистов социально-культурной сферы в профессиональной адаптации.
2.1. Отечественный и зарубежный опыт профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сферы.
2.2. Анализ деятельности «Центра студенческих инициатив СПбГУКИ»
2.3 Проект реформы Центра студенческих инициатив
2.3.1 Пояснительная записка
2.3.2 Цель проекта
2.3.3 Задачи проекта
2.3.4 Целевая аудитория
2.3.5 Принципы разработки проекта.
2.3.6 Этапы реализации проекта
2.3.7 Материально-техническое обеспечение
2.3.8 Финансовое обеспечение
2.3.9 Ожидаемые результаты.
Заключение
Список литературы
Обратная ситуация наблюдается,
когда на новое место приходит
профессионал, за плечами которого,
кроме профессионального опыта,
опыт существования и развития в
других организациях, с другими системами
ценностей и отношениями. Здесь
социально-психологическая
Адаптированность человека к конкретной трудовой среде проявляется в его реальном поведении, в конкретных показателях трудовой деятельности: эффективности труда; усвоении социальной информации, и ее практической реализации; росте всех видов активности; удовлетворенности различными сторонами трудовой деятельности.
Большую роль в процессе успешной профессиональной и психологической адаптации играет служба персонала компании и психологи, занимающиеся разработкой проблем вхождения в коллектив новых сотрудников. В результате их деятельности разрабатывается целый комплекс мероприятий, позволяющий снизить как временные, так и психологические затраты на адаптацию новых сотрудников.
Комплекс состоит из двух частей[8]:
разработанный специалистами
службы занятости каталог
комплекс профессиональных тестовых методик для исследования личностных и профессиональных качеств человека.
Профессиограмма - это всестороннее
описание профессий, дающее представление
о том, что и как должно выполняться
специалистом, при помощи каких ресурсов,
в каких производственных условиях.
В нее входят и требования, которым
должен отвечать исполнитель. Профессиограмма
включает производственно-техническую,
социальную, психологическую и
Исследование профессиональных
и личностных качеств соискателя
включает тестирование на профпригодность,
изучающее знания, навыки, умения и
профессиональные качества кандидата
на должность; и карту личности, которая
характеризует человека в социальном
(сознательность, мотивы профессиональной
деятельности, профессиональные интересы,
широта кругозора, удовлетворенность
профессиональной деятельностью), психологическом
(черты характера, особенности внимания
и памяти, быстрота и производительность
умственных процессов, эмоциональные
особенности, проявления воли) и физиологическом
аспектах (тип высшей нервной деятельности,
особенности организации
При сопоставлении полученной карты личностных и профессиональных характеристик с существующими профессиограммами выявляется не только психологическая совместимость работника данной специальности, но и его профессиональная пригодность.
Дальнейший анализ полученных
результатов позволяет
При поведении профессионального саморазвития (II модель) человек характеризуется способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневности, увидеть свой труд в целом и превратить его в предмет практического преобразования. Этот прорыв дает ему возможность стать хозяином положения, конструирующим свое настоящее и будущее, что позволяет внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия разных сторон профессиональной деятельности, самостоятельно и конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать трудности как стимул дальнейшего развития, как преодоление собственных пределов, возможность «приподнять потолки». Таким образом, вторая модель адаптации, по Л.М.Митиной, ориентирована на активное использование и развитие имеющегося у человека индивидуального ресурса[9].
А.А.Реан считает, что типы адаптационного процесса, на самом деле, различаются не по критерию «активный – пассивный», ибо всякая адаптация есть проявление активности психики. И первый из названных типов (I модель) адаптации тоже характеризует активную адаптацию. Но здесь, речь идет об активном приспособлении человека, об активном самоизменении, самокоррекции в соответствии с требованиями профессиональной среды. Таким образом, если речь идет о процессе профессиональной адаптации, то пассивного принятия ценностных ориентаций первичного трудового коллектива (моно- или полипрофессиональной группы), составляющего персонал организации, без активного самоизменения человека быть не может[10]. А.А.Реан критерием различного типа адаптационного процесса предлагает считать вектор активности, его направленность:
Направленность вектора
активности «наружу» соответствует
второй модели адаптации (модели профессионального
развития – по Л.М.Митиной). Процесс
адаптации характеризуется
Направленности вектора активности «внутрь» соответствует первой модели адаптации (модели адаптивного поведения – по Л.М.Митиной).
Процесс адаптации связан
с активным изменением человеком
себя, с коррекцией собственных установок
и привычных поведенческих
На этапе вхождения
человека в новый для него трудовой
коллектив, в организацию с
В случае неприемлемости для человека по каким-либо причинам двух рассмотренных вариантов, адаптационный процесс протекает по типу активного поиска в социальном и профессиональном пространстве новой профессиональной среды, для которой адаптивный потенциал данного человека является достаточным. Мы считаем, что последнее обстоятельство является принципиально важным, ибо каждый человек обладает своим индивидуальным ресурсом профессионального развития (ИРПР), который может обеспечивать адаптацию и развитие его профессионализма в одних условиях, но не может обеспечить его адаптацию в других условиях.
Мы считаем, что профессиональное
развитие человека не ограничивается
(и принципиально не может быть
ограничено) развитием внутри одной,
изначально выбранной профессии. По
ряду причин человек может почувствовать
ограничения в своем
Таким образом, сознательный
уход из профессии рассматривается
как форма преодоления
В.Н.Дружинин, основываясь
на идеях В.М.Теплова, рассматривает
отношение успешности к «цене» (трудности)
деятельности как способность к
выполнению той или иной деятельности.
Поэтому эффективность
Представление о человеке лишь как об адаптирующемся существе ограничено и преодолевается в рамках анализа самодвижения деятельности. Этот же анализ приводит к представлению о не адаптивности как о возможно позитивном явлении. Она означает существование противоречивых отношений между целью и результатами функционирования целеустремленной системы: намерения не совпадают с деянием, замыслы – с воплощением, побуждения к действию – с его итогами. Это противоречие неизбежно и неустранимо, но в нем – источник динамики деятельности, ее реализации и развития. Не достижение цели побуждает продолжать деятельность в заданном направлении. Если же результат богаче исходных устремлений, то при участии механизмов рефлексии это стимулирует не продолжение, но развитие деятельности. Не адаптивность – это также особый мотив, направляющий развитие личности и проявляемый в ситуативной активности.
Не адаптивность может
выступать и как
В качестве важнейшего критерия
(и индикатора) профессиональной адаптации
мы рассматриваем эффективность
профессиональной деятельности. Профессиональная
адаптация – процесс
Таким образом, при всех различиях
во взглядах на сущность и критерии
адаптации, исследователи сходятся
на том, что для успешной адаптации
необходимо создать сотруднику достаточно
комфортные условия на рабочем месте,
необходимо исследовать его
1.2 Специфика профессиональной адаптации молодых специалистов
Обычно при профессиональной
деятельности на человека воздействует
комплекс факторов адаптогенных факторов,
специфика, интенсивность и
Производственная адаптация при поступлении молодого специалиста на работу включает все аспекты приспособления специалистов к работе в новой организации и при служебно-профессиональных перемещениях внутри организации: технические, биологические, социальные. Типы адаптации можно разделить по функциональному назначению:
Профессиональная адаптация – приспособление работника к выполняемой работе; освоение профессии, ее специфики, приобретение профессиональных навыков, достаточных для качественного выполнения обязанностей, развитие устойчивого положительного отношения к своей профессии;
Психофизиологическая адаптация – процесс усвоения совокупности всех условий, необходимых для работника в процессе трудовой деятельности, приспособление на уровне организма к условиям труда и режиму работы, налаживание обычного уровня трудоспособности;
Социально-психологическая адаптация – включение начинающего работника в сложившуюся систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентирами;