Развитие творческих способностей как условие профессиональной адаптации будущих специалистов социально - культурной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:34, дипломная работа

Описание

Цель исследования: Выявить механизм развития творческих способностей молодых специалистов социально- культурной сферы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач;
рассмотреть специфику профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сфере;
охарактеризовать творческие способности как составляющую профессиональной адаптации;
рассмотреть отечественный и зарубежный опыт развития творческих способностей будущих специалистов социально-культурной сферы;
исследовать влияние деятельностного фактора на развитие креативности в соцально-культурной сфере
проанализировать деятельность «Центра студенческих инициатив СПбГУКИ»;
разработать программу профессиональной адаптации будущих специалистов социально- культурной сферы;
дать методические рекомендации по совершенствованию работы Центра на основе проведенного анкетирования и наблюдения за рабочим процессом Центра.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей молодых специалистов социально-культурной сферы в системе профессиональной адаптации.
1.1. Профессиональная адаптация: понятие, сущность, механизм
1.2. Специфика профессиональной адаптации молодых специалистов
1.3. Творческие способности как составляющая профессиональной компетенции будущих специалистов социально-культурной сферы
Глава 2. Технология развития творческих способностей молодых специалистов социально-культурной сферы в профессиональной адаптации.
2.1. Отечественный и зарубежный опыт профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сферы.
2.2. Анализ деятельности «Центра студенческих инициатив СПбГУКИ»
2.3 Проект реформы Центра студенческих инициатив
2.3.1 Пояснительная записка
2.3.2 Цель проекта
2.3.3 Задачи проекта
2.3.4 Целевая аудитория
2.3.5 Принципы разработки проекта.
2.3.6 Этапы реализации проекта
2.3.7 Материально-техническое обеспечение
2.3.8 Финансовое обеспечение
2.3.9 Ожидаемые результаты.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа развитие творч способн.docx

— 131.94 Кб (Скачать документ)

Обратная ситуация наблюдается, когда на новое место приходит профессионал, за плечами которого, кроме профессионального опыта, опыт существования и развития в  других организациях, с другими системами  ценностей и отношениями. Здесь  социально-психологическая адаптация  имеет большее значение, чем профессиональная, поскольку нормы, ценности, система  деловых и личностных взаимоотношений  в новой команде накладываются на предыдущий опыт человека, и ему приходится зачастую ломать уже существующие стереотипы взаимоотношений в коллективе.

Адаптированность человека к конкретной трудовой среде проявляется  в его реальном поведении, в конкретных показателях трудовой деятельности: эффективности труда; усвоении социальной информации, и ее практической реализации; росте всех видов активности; удовлетворенности  различными сторонами трудовой деятельности.

Большую роль в процессе успешной профессиональной и психологической  адаптации играет служба персонала  компании и психологи, занимающиеся разработкой проблем вхождения  в коллектив новых сотрудников. В результате их деятельности разрабатывается  целый комплекс мероприятий, позволяющий  снизить как временные, так и  психологические затраты на адаптацию  новых сотрудников.

Комплекс состоит из двух частей[8]:

разработанный специалистами  службы занятости каталог профессиограмм;

комплекс профессиональных тестовых методик для исследования личностных и профессиональных качеств  человека.

Профессиограмма - это всестороннее описание профессий, дающее представление  о том, что и как должно выполняться  специалистом, при помощи каких ресурсов, в каких производственных условиях. В нее входят и требования, которым  должен отвечать исполнитель. Профессиограмма  включает производственно-техническую, социальную, психологическую и психофизиологическую характеристики.

Исследование профессиональных и личностных качеств соискателя включает тестирование на профпригодность, изучающее знания, навыки, умения и  профессиональные качества кандидата  на должность; и карту личности, которая  характеризует человека в социальном (сознательность, мотивы профессиональной деятельности, профессиональные интересы, широта кругозора, удовлетворенность  профессиональной деятельностью), психологическом (черты характера, особенности внимания и памяти, быстрота и производительность умственных процессов, эмоциональные  особенности, проявления воли) и физиологическом  аспектах (тип высшей нервной деятельности, особенности организации мозговых регуляторных систем). Для составления  карты личности используются профессиональные тестовые разработки.

При сопоставлении полученной карты личностных и профессиональных характеристик с существующими  профессиограммами выявляется не только психологическая совместимость  работника данной специальности, но и его профессиональная пригодность.

Дальнейший анализ полученных результатов позволяет разработать  комплекс рекомендаций для соискателя вакансии и работодателя для наиболее гармоничного вхождения человека в  команду, исходя из его психологических  особенностей и максимального использования  его ресурсов и возможностей, уже  буквально в первые, рабочие дни. Здесь учитываются: способы и  возможности усвоения кандидатом новых  объемов работ; реакции на неизбежный стресс, коим является переход на новое  место работы; способы установления новых контактов и связей; ожидания оценки результатов труда и многое другое, из чего состоит профессиональная и психологическая адаптация  на новом рабочем месте.

При поведении профессионального  саморазвития (II модель) человек характеризуется  способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневности, увидеть свой труд в целом и превратить его в предмет практического преобразования. Этот прорыв дает ему возможность стать хозяином положения, конструирующим свое настоящее и будущее, что позволяет внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия разных сторон профессиональной деятельности, самостоятельно и конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать трудности как стимул дальнейшего развития, как преодоление собственных пределов, возможность «приподнять потолки». Таким образом, вторая модель адаптации, по Л.М.Митиной, ориентирована на активное использование и развитие имеющегося у человека индивидуального ресурса[9].

А.А.Реан считает, что типы адаптационного процесса, на самом  деле, различаются не по критерию «активный  – пассивный», ибо всякая адаптация  есть проявление активности психики. И  первый из названных типов (I модель) адаптации тоже характеризует активную адаптацию. Но здесь, речь идет об активном приспособлении человека, об активном самоизменении, самокоррекции в  соответствии с требованиями профессиональной среды. Таким образом, если речь идет о процессе профессиональной адаптации, то пассивного принятия ценностных ориентаций первичного трудового коллектива (моно- или полипрофессиональной группы), составляющего персонал организации, без активного самоизменения  человека быть не может[10]. А.А.Реан критерием различного типа адаптационного процесса предлагает считать вектор активности, его направленность:

Направленность вектора  активности «наружу» соответствует  второй модели адаптации (модели профессионального  развития – по Л.М.Митиной). Процесс  адаптации характеризуется активным воздействием человека на профессиональную среду, ее освоение и приспособление к себе.

Направленности вектора  активности «внутрь» соответствует  первой модели адаптации (модели адаптивного  поведения – по Л.М.Митиной).

Процесс адаптации связан с активным изменением человеком  себя, с коррекцией собственных установок  и привычных поведенческих стереотипов. Это тип активного самоизменения  и активного самоприспособления к среде. И, как отмечает А.А.Реан, еще неизвестно, что с энергетической и эмоциональной точки зрения дается легче: изменение среды или  изменение себя. Ибо конформное, пассивное принятие требований, норм, установок и ценностей профессиональной (да и социальной) среды без включения  активного процесса самоизменения, самокоррекции и саморазвития –  это всегда не адаптация, а дезадаптация. Это практически всегда (только лишь в различной степени выраженности) переживание человеком психологического дискомфорта, неудовлетворенности, ощущение собственной малости и, возможно, неполноценности. Истинная адаптация  – это всегда активный процесс: будь то активное изменение профессиональной среды или активное изменение  себя. Причем, это активное изменение  себя, оставаясь процессом профессиональной адаптации (приспособления), может объективно протекать как процесс развития человека-профессионала, развития его  профессионализма. Это наглядно можно  представить на примере вхождения  молодого специалиста в новую  для него профессиональную среду  со сложившимися профессиональными  традициями и стилем совместной деятельности.

На этапе вхождения  человека в новый для него трудовой коллектив, в организацию с установившимися  правилами, традициями должна преобладать  стратегия адаптивного поведения. Эта стратегия позволяет человеку конструктивно войти в технологический  процесс, характеризующийся своими нормативами, освоить необходимые  алгоритмы труда, определяемые внутренними  правилами и распорядками, вписаться  в сложившиеся информационные потоки, в систему деловых и межличностных отношений членов коллектива. При адаптивном поведении человек проходит процесс профессиональной социализации, связанный с «присвоением» накопленного социального и личностного опыта в коллективе[11].

В случае неприемлемости для  человека по каким-либо причинам двух рассмотренных вариантов, адаптационный  процесс протекает по типу активного  поиска в социальном и профессиональном пространстве новой профессиональной среды, для которой адаптивный потенциал  данного человека является достаточным. Мы считаем, что последнее обстоятельство является принципиально важным, ибо  каждый человек обладает своим индивидуальным ресурсом профессионального развития (ИРПР), который может обеспечивать адаптацию и развитие его профессионализма в одних условиях, но не может  обеспечить его адаптацию в других условиях.

Мы считаем, что профессиональное развитие человека не ограничивается (и принципиально не может быть ограничено) развитием внутри одной, изначально выбранной профессии. По ряду причин человек может почувствовать  ограничения в своем профессиональном развитии в рамках данной профессии. Отсюда следует, что сознательный уход из профессии целесообразно рассматривать  как результат осознания кризисной  ситуации, невозможность самореализации в профессии, необходимость изменения  личностной и профессиональной перспективы. При этом невозможность самореализации затрагивает глубинные отношения  личности.

Таким образом, сознательный уход из профессии рассматривается  как форма преодоления профессионального  кризиса. В процессе профессиональной адаптации, протекающей по третьему типу, человек выходит на осознанный выбор новой для него профессиональной деятельности. И тогда можно говорить о его дальнейшем профессиональном развитии.

В.Н.Дружинин, основываясь  на идеях В.М.Теплова, рассматривает  отношение успешности к «цене» (трудности) деятельности как способность к  выполнению той или иной деятельности. Поэтому эффективность профессиональной адаптации может рассматриваться  как оценка способности человека к профессиональной адаптации. Таким  образом, чем выше удовлетворенность  респондентов условиями труда и  своим положением в коллективе, тем  выше эффективность профессиональной психологической адаптации и  проявления адаптивных способностей, и, соответственно, наоборот[12].

Представление о человеке лишь как об адаптирующемся существе ограничено и преодолевается в рамках анализа самодвижения деятельности. Этот же анализ приводит к представлению  о не адаптивности как о возможно позитивном явлении. Она означает существование  противоречивых отношений между  целью и результатами функционирования целеустремленной системы: намерения  не совпадают с деянием, замыслы  – с воплощением, побуждения к  действию – с его итогами. Это  противоречие неизбежно и неустранимо, но в нем – источник динамики деятельности, ее реализации и развития. Не достижение цели побуждает продолжать деятельность в заданном направлении. Если же результат богаче исходных устремлений, то при участии механизмов рефлексии это стимулирует не продолжение, но развитие деятельности. Не адаптивность – это также особый мотив, направляющий развитие личности и проявляемый в ситуативной  активности.

Не адаптивность может  выступать и как дезадаптивность  – в случае постоянной не успешности попыток реализовать цель или  же при наличии двух и более  равнозначимых целей. Это может  свидетельствовать о незрелости личности, невротических отклонениях, дисгармонии в сфере принятия решений; или же может быть следствием экстремальности ситуации.

В качестве важнейшего критерия (и индикатора) профессиональной адаптации  мы рассматриваем эффективность  профессиональной деятельности. Профессиональная адаптация – процесс непрерывный, постоянно активизирующийся в изменяющихся условиях профессиональной среды.

Таким образом, при всех различиях  во взглядах на сущность и критерии адаптации, исследователи сходятся на том, что для успешной адаптации  необходимо создать сотруднику достаточно комфортные условия на рабочем месте, необходимо исследовать его психологические  качества, уровень подготовки, уровень  притязаний и соответствие уровня притязаний его потенциалу. То есть необходимо создавать механизмы адаптации  и механизмы подготовки сотрудников  к работе в реальных коллективах  с их проблемами и традициями.

 

1.2 Специфика профессиональной  адаптации молодых специалистов

Обычно при профессиональной деятельности на человека воздействует комплекс факторов адаптогенных факторов, специфика, интенсивность и продолжительность  которых определяются содержание профессиональной деятельности и условиями среды, в которых эта деятельность осуществляется. Стадии адаптации к профессии  наступает после завершения профессионального  образования, когда молодые специалисты  приступают к самостоятельной трудовой деятельности. Кардинально изменяется профессиональная ситуация развития: новый разновозрастной коллектив, другая система производственных отношений, новые социально - профессиональные ценности, иная социальная роль и принципиально  новый вид ведущей деятельности.

Производственная  адаптация при поступлении молодого специалиста на работу включает все аспекты приспособления специалистов к работе в новой организации и при служебно-профессиональных перемещениях внутри организации: технические, биологические, социальные. Типы адаптации можно разделить по функциональному назначению:

Профессиональная  адаптация – приспособление работника к выполняемой работе; освоение профессии, ее специфики, приобретение профессиональных навыков, достаточных для качественного выполнения обязанностей, развитие устойчивого положительного отношения к своей профессии;

Психофизиологическая  адаптация – процесс усвоения совокупности всех условий, необходимых для работника в процессе трудовой деятельности, приспособление на уровне организма к условиям труда и режиму работы, налаживание обычного уровня трудоспособности;

Социально-психологическая  адаптация – включение начинающего работника в сложившуюся систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентирами;

Информация о работе Развитие творческих способностей как условие профессиональной адаптации будущих специалистов социально - культурной сферы