Развитие творческих способностей как условие профессиональной адаптации будущих специалистов социально - культурной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:34, дипломная работа

Описание

Цель исследования: Выявить механизм развития творческих способностей молодых специалистов социально- культурной сферы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач;
рассмотреть специфику профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сфере;
охарактеризовать творческие способности как составляющую профессиональной адаптации;
рассмотреть отечественный и зарубежный опыт развития творческих способностей будущих специалистов социально-культурной сферы;
исследовать влияние деятельностного фактора на развитие креативности в соцально-культурной сфере
проанализировать деятельность «Центра студенческих инициатив СПбГУКИ»;
разработать программу профессиональной адаптации будущих специалистов социально- культурной сферы;
дать методические рекомендации по совершенствованию работы Центра на основе проведенного анкетирования и наблюдения за рабочим процессом Центра.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей молодых специалистов социально-культурной сферы в системе профессиональной адаптации.
1.1. Профессиональная адаптация: понятие, сущность, механизм
1.2. Специфика профессиональной адаптации молодых специалистов
1.3. Творческие способности как составляющая профессиональной компетенции будущих специалистов социально-культурной сферы
Глава 2. Технология развития творческих способностей молодых специалистов социально-культурной сферы в профессиональной адаптации.
2.1. Отечественный и зарубежный опыт профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сферы.
2.2. Анализ деятельности «Центра студенческих инициатив СПбГУКИ»
2.3 Проект реформы Центра студенческих инициатив
2.3.1 Пояснительная записка
2.3.2 Цель проекта
2.3.3 Задачи проекта
2.3.4 Целевая аудитория
2.3.5 Принципы разработки проекта.
2.3.6 Этапы реализации проекта
2.3.7 Материально-техническое обеспечение
2.3.8 Финансовое обеспечение
2.3.9 Ожидаемые результаты.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа развитие творч способн.docx

— 131.94 Кб (Скачать документ)

 

 

Структура ЦСИ

 

3. Предметом деятельности  Центра считается студенческая  инициатива (идея) оформленная в  виде студенческого проекта, авторство  которого принадлежит инициативной  группе.

4. Студенческий проект  Центра направлен в первую  очередь на удовлетворение потребностей  общественности университета, а  также может выходить за его  рамки.

5. Организация студенческого  проекта предполагает вовлечение  широкого круга студентов университета  для его реализации.

6. Для реализации студенческого  проекта может создаваться оргкомитет, привлекаться организационные и  иные ресурсы отдела воспитательной  работы, а также других структурных  подразделений университета.

7. Реализация студенческого  проекта сопровождается необходимым  делопроизводством (составление,  оформление, издание распоряжений, программ, буклетов, методичек и  пр.).

8. Итоги деятельности Центра  подводятся после завершения  студенческого проекта или одного  из его этапов.

9. В рамках деятельности  Центра одновременно могут реализовываться  несколько студенческих проектов.

10. Результат работы Центра  – число студентов, выступающих  в составе инициативных групп  и позиционирующих себя авторами  и организаторами студенческих  проектов университета.

Экономические основы деятельности Центра

1. Источником финансирования  деятельности Центра является  добровольные пожертвования студентов  для реализации собственных инициатив.

2. Иногда проекты могут  финансироваться из бюджетных  средств университета.

3. Студенты, осуществляющие  добровольные пожертвования для  реализации собственных инициатив  в рамках деятельности Центра, как правило, пользуются приоритетом  при назначении материальной  социальной помощи.

Ответственность и реорганизация  деятельности студентов Центра

1. Ответственность за реализацию  студенческого проекта возлагается  на студенческую инициативную  группу или оргкомитет.

2. Реализация студенческого  проекта может быть приостановлена  или прекращена на любой стадии, в т.ч. недопущена с объяснениями  причин. Данное обстоятельство не  означает ремиссии проекта.

3. Реализация проекта может  быть поручена любому другому  структурному подразделению университета.

В воспитательной деятельности университет руководствуется концепцией профессионального воспитания студентов  в системе непрерывного педагогического  образования, которая предусматривает  три аспекта: социальный (идентификация  с социокультурным и профессиональным окружением: принятие его ценностей, в первую очередь), индивидуальный (выделение  себя из среды: самоопределение, самостановление, самореализация... и прочие «само», которые  определяют самоценность человека в  жизни и деятельности) и коммуникативный (взаимодействие со средой: обмен влияниями, не только принятие ценностей среды, но и утверждение в ней своих  взглядов, своего значения).

Целью воспитания является организация  условий для подготовки будущего специалиста с высшем образованием, способным к самореализации в  основных сферах жизнедеятельности: познавательной, профессиональной, семейной, духовно-культурной, общественно-политической.

Воспитательная работа осуществляется по программам: творческие (фольклорный  ансамбль, «Движение «Студенческий  марафон», объединение КВН, СТЭМ, студия театрализованной выставки мод, оперная  группа, клуб интеллектуально-творческих игр и др.); спортивные (спортивные секции разных видов спорта: баскетбол, ручной мяч, футбол, мини футбол, атлетическая гимнастика, бадминтон, настольный теннис, дартс, шахматы, шашки, волейбол, фитнес, пауэрлифтинг, гиревый спорт, армспорт, тяжелая атлетика, легкая атлетика, теннис); трудовые (движение студенческих трудовых отрядов: сельскохозяйственные, строительные и ремонтные бригады); досуговые (культурно-массовые мероприятия  связанные с календарными праздничными датами и традиционные: «Конкурс на самую красивую девушку ВУза», «Конкурс на самого сильного молодого человека», Лучшая академическая группа и т.д.); организация жизнедеятельности  студентов в общежитиях; патриотическое воспитание; духовно-нравственное воспитание; социально-психологическая поддержка  студентов (адаптация первокурсников к условиям вузовского обучения; проблемы молодой семьи; профилактика правонарушений, наркомании, профессиональная ориентация); образовательные (институт кураторов, семинар зам. деканов по воспитательной работе, школа студенческого самоуправления, воспитание студентов как гуманитарная образовательная практика); информационные (студенческие радиогазета и тележурнал); профессиональное воспитание (в учебном  процессе, внеаудиторная воспитательная работа по учебным дисциплинам).

К субъектам воспитательной работы относятся: совет университета по воспитательной работе; совет студенческого  самоуправления; отдел воспитательной работы; студенческий клуб; спортивный клуб; музей истории; научная библиотека; учебно-производственный центр (УПЦ); центр  социально-психологической помощи студентов; студия медиазаписи; редакция газеты; деканаты, кафедры; центр временного и сезонного трудоустройства; штаб студенческих отрядов; центр студенческих инициатив.

Для исследования воспитания в университете созданы творческие коллективы: научно-исследовательская  лаборатория управления качеством  подготовки специалистов; центр педагогических инноваций; научно-исследовательский  центр современных проблем воспитания; центр мониторинга качества подготовки специалистов; институт личностно-ориентированного образования. В диссертационном  совете при СПбГУКИ защищено выше 50 диссертаций по воспитательной тематике.

На наш взгляд, в центре сложилась достаточно комфортная ситуация для студентов – широкий охват  тем, возможности для продвижения  различных проектов, привлечение  к проектам общественных организаций  и объединений, а также исследовательских  лабораторий. Однако, на наш взгляд, сами студенты не очень удовлетворены  результатами работы центра. По результатам  проведенного опроса (см. Приложение) среди  студентов, которые занимаются созданием  и проведением проектов в Центре и параллельно пытаются работать по специальности, мы можем сделать  следующие выводы:

не хватает проектов, которые  были бы связаны непосредственно  с профессиональной подготовкой, непосредственно  с вживанием в новый коллектив;

не хватает возможностей для того, чтобы с помощью центра найти работу по специальности;

финансирование проектов не достаточно, поэтому многие идеи просто зависают в воздухе;

выборочно проводятся проекты  – зачастую менее затратный проект выбирается просто потому, что финансирования не дали. При этом ценность и важность проектов для ВУЗа не учитывается.

Слабо развито международное  направление Центра, проекты по слиянию  и пониманию культур практически  не представлены, что создает в  Вузе сложную межнациональную ситуацию.

Не проводятся конкурсы по результатам проведения проектов, что  лишает Центр атмосферу конкурентности, интереса в соревновательности.

Некоторые студенты вообще не знают о существовании Центра, и не могут участвовать в проектах, хотя такая перспектива их интересует.

 

2.3 Проект реформы  Центра студенческих инициатив 

 

2.3.1 Пояснительная  записка

Деятельность Центра студенческих инициатив должна способствовать адаптации  студентов к своей будущей  деятельности. выявлению их творческих способностей и творческой активности и созданию условий максимального  развития творческих способностей в  деятельностном самовыражении. Основными  принципами работы Центра являются

Самостоятельность и инициатива участников

Обеспечения реализации разнообразных  направлений деятельности в социально  – культурной сфере

Привлечение возможно большего числа студентов и молодых  специалистов к работе Центра

Создание и расширение материально- технической базы Центра

Формирование общей методики работы Центров студенческих инициатив  как среды дополнительного образования  и творческой деятельности учащейся молодежи

В настоящем проекте учитывается  позитивный опыт работы Центра студенческих инициатив СПБГУКИ, наличие сформированной структуры этой организации, позитивного  имиджа. Проект ориентирован на совершенствование  работы Центра с максимальным использованием имеющегося потенциала, собственных  средств, собственных кадровых ресурсов.

Развитие Центра предполагает расширение и развитие его как  в количественном отношении, так  и качественно. Это значит, что  предусматривается расширение коллектива центра, развитие его материальной базы, расширение направлений работы и вовлечение в деятельность Центра студентов как СПбГУКИ, так и  других вузов, занятых в первую очередь  в сфере культуры.

Совершенствование работы Центра студенческих инициатив связано  с сочетанием организационной деятельности, в которой получаю возможность  проявить себя будущие менеджеры  в сфере культуры с работой  представителей работников в сфере  искусства: музыки, литературы, изобразительных  искусств, танцевально-хореографической деятельности, режиссуры, актерского искусства  и т.п.

Реализация проекта требует  владения современными техническими средствами (компьютеры, Интернет, средства мобильной  связи и цифровых технологий), современными технологиями коммуникаций в том  числе коммуникаций со СМИ и со спонсорами. 

 

2.3.2 Цель проекта

Целью проекта является совершенствование  организации работы Центра студенческих инициатив СПбГУКИ. Это совершенствование  заключается в привлечении максимально  широкого круга учащихся, предоставление им возможности раскрыть творческий потенциал и освоиться с требованиями будущей профессии и особенностями  работы в реальных условиях. То есть в контексте темы дипломной работы целью является определение, какие  именно творческие качества требуются  для успешной адаптации в социально-культурной деятельности и как эта деятельность позволяет развить необходимый  творческий потенциал. 

 

2.3.3 Задачи проекта

Совершенствование организационной  структуры Центра студенческих инициатив  с целью четкой реализации поставленной цели. Сегодня основным требованием  теории управления организацией является готовность к организационным изменениям. Это предопределяет предложения  по модернизации организационной структуры.

Создание механизмов реализации культурных проектов. Культурные проекты  – это выставки, концерты, издание  литературных произведений, создание Интернет-ресурсов в сфере культуры, конкурсы и фестивали и т.п. Решение  задачи связано с организационными моментами (помещение, оборудование, привлечение  участников и т.п.)

Привлечение студентов к  работе в Центре. Здесь важно определить и четко сформулировать предложения, которые учитывали бы мотивацию  студентов

Создание механизмов исследования творческих способностей. Такими механизмами  являются конкурсы, фестивали и другие мероприятия, перечисленные в задаче 2, однако необходимо приспособить мероприятия  к анализу и развитию креативности

Развитие материальной базы центра. Материальную базу составляют технические средства акустические, световые, компьютерные и т.п. Требуется  определиться с тем, какую технику  покупать, как часто ее заменять, каким образом и кому использовать

Развитие финансовой базы Центра. Требуется определиться, каким  образом Центр может зарабатывать на свое существование и как привлекать дополнительные средства 

 

2.3.4 Целевая аудитория

Рассмотрим следующие  целевые аудитории:

1. Руководители Центра. Эти  руководители – преподаватели  и аспиранты СПбГУКИ. Их миссия  – сделать центр эффективным  инструментом образования, продвигающим  востребованные инновационные педагогические  методики в практику работы  вуза

2. Студенты СПбГУКИ и  студенты других вузов социально-культурного  профиля. В Санкт-Петербурге примерами  таких вузов являются:

Государственный Академический  Институт живописи, скульптуры и архитектуры  им. И. Е. Репина

Государственная художественно-промышленная Академия имени В. И. Мухиной

Санкт-Петербургская Государственная  Консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова

Санкт-Петербурская государственная  академия театрального искусства

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

Список может быть продолжен. Кроме того, участие в Центре студенческих инициатив не должно быть закрыто  для студентов технических, экономических  и других вузов. Возможно привлечение  к участию в творческих мероприятиях студентов средних специальных  образовательных учреждений, таких  как художественное училище им Н. Рериха или училище им. Серова.

3. Посетители организованных  центром мероприятий (выставок, концертов,  спектаклей и др.). В первую  очередь это потенциальные студенты  названных выше вузов, другая  молодежная аудитория, просто  жители и гости Санкт-Петербурга, интересующиеся искусством и  культурой.

4. Деятели культуры, имеющие  известность и авторитет. Они  привлекаются к участию в мероприятиях  в качестве критиков, участников  жюри и т.п. 

 

2.3.5 Принципы разработки  проекта

В основу разработки проекта  положены следующие принципы:

1. Целесообразность с точки  зрения поставленных целей и  сформулированных задач. Проект  разрабатывается для конкретной  организации с учетом ее конкретных  интересов, миссии, своего видения деятельности. В нашем случае речь идет о Центре студенческих инициатив, направленных на привлечение студентов к творческой деятельности в сфере искусств

2. Опора на ресурсы и  возможности самодеятельной организации.  Предполагается максимальное использование  собственных ресурсов и лишь  в малой степени привлечение  ресурсов вуза, бюджетных средств.  Что касается привлечения спонсорских  средств, то формирование интересов  спонсоров является одной из  целей работы менеджеров в  сфере культуры, а потому входит  в сферу активной деятельности  Центра. Не предполагается привлечение  для проекта кредитов и сторонних  инвесторов.

Информация о работе Развитие творческих способностей как условие профессиональной адаптации будущих специалистов социально - культурной сферы